«Молодые театры России» уже немолоды, но жару ещё поддадут

Перед спектаклем с Лией Ахеджаковой, открывавшим омский фестиваль, министр культуры Юрий Трофимов просил стул. На что директор «Пятого театра» Никита Гриншпун заметил: «Только один стул и есть. Мест нет. Ложи проданы. Всё забито»…

191325 октября 2019
«Молодые театры России» уже немолоды, но жару ещё поддадут

…А стулья всё несли и несли. Из буфетов, гримёрок, кабинетов. Уже были заставлены проходы и засижены банкетки, а желающих посмотреть спектакль «Мой внук Вениамин» всё не убавлялось.

XII Международный фестиваль «Молодые театры России» традиционно затянул в свою орбиту самую разночинную публику: студентов, пенсионеров, домохозяек, министров, инженеров и прочих интеллектуалов.

1

«Мне кажется, театр вполне можно считать главным искусством нашего времени, — как-то обронил модный австралийский режиссёр Саймон Стоун. — Что ещё сегодня может заставить современных людей собираться, чтобы совместно пережить какой-то опыт, задуматься о чём-то?»

23 октября в зале «Пятого» был переаншлаг.

Сидели на приставных. Подставных. Вставных. На ступеньках. Стояли в проходах. И даже губернатор вынужден был аккуратно пробираться к сцене, чтобы не наступить на чьи-нибудь театральные ноги.

Вот она, сила искусства!

Александр Бурков поздравил публику с «началом большого праздника» и смело назвал омский форум «авангардистским». Говорил он искренне, не по бумажке и со знанием дела.

Про театр, который «даёт нам пищу для размышлений о себе».

Про зрителя, который, «внимая сцене», может почувствовать, что он — «не пылинка на ветру, не слеза на реснице…Он – человек и должен прожить достойно свою единственную жизнь».

2

Не жалейте аплодисментов, посоветовал залу глава региона и стремительно взлетел в левую ложу, где приготовился вкушать театральные плоды.

В свою очередь Никита Гриншпун поблагодарил губернатора и минкульт за «возможность увидеть самые талантливые, самые прогрессивные постановки страны»:

— Я счастлив, что сегодня полный зал, — не скрывал своей радости хозяин форума. — Если бы так было всегда!

«Вениамина» с участием народной артистки РФ Лии Ахеджаковой омичи раскупили влёт, а соцсети ещё долго пестрели объявлениями «Куплю билет на Ахеджакову на любое число за любые деньги».

Удивительно трогательная и пронзительная история семейных отношений час и пятьдесят минут без антракта не «отпускала» зал до финальной реплики. Все эти ежедневные разговоры как бы ни о чём, о пустяках, между главной героиней портнихой Эсфирью Львовной и её двоюродной сестрой Лизой, между Сонечкой и Витей — всё это было так знакомо, так просто, так нежно и смешно, что растроганная публика искренне проживала и переживала перипетии вместе с героями спектакля.

«Пьеса Люси Улицкой была написана много лет назад, — рассказал программный директор фестиваля театральный критик Олег Лоевский. — Там смешно получилось. Мы встретились на семинаре молодых драматургов в Кирове, ещё при Советской власти. Там были Николай Коляда, Алексей Слаповский, Сергей Ливнев (автор «Ассы»), Михаил Бартенев. Сейчас все они известные драматурги, а тогда были начинающие. И Люся прочитала им эту пьесу — «Мой внук Вениамин». Её все как-то обругали и посоветовали больше пьес никогда не писать. Потому что все были молодые, бодрые и всё-всё знали».

Пьеса у нас никогда не ставилась. К ней обратилась Марфа Горвиц — чудесный режиссёр, лауреат «Золотой Маски», известная своими постановками в РАМТИ. Её спектакли идут в Санкт-Петербурге, в «Практике», у Михаила Бычкова в Воронеже она поставила «Осенний
марафон» Володина». 

Роскошный текст про нашу еврейскую жизнь, помноженный не только на талант народной артистки РФ Лии Ахеджаковой, способной минуту сцены превращать в шедевр, но и на талант её коллег: Александры Ислентьевой, Надежды Лумповой и Арсения Робака — развеял стереотипы омичей об антрепризе как о проекте, на котором только «рубят бабки».

3

«У людей сложилось впечатление: раз антреприза, значит, сбор денег, — заметил Олег Лоевский. — На самом деле спектакль «Мой внук Вениамин» — это антреприза в истинном значении этого слова. Кроме звезды Лии Ахеджаковой, здесь играют очень хорошие артисты. Например, молодая актриса Надя Лумпова, которая много снимается, играет в Театре Наций, театре Моссовета, «Практике». 

Мы пригласили этот спектакль на форум, потому что его продюсер — офицер-подводник, который просто влюблён в театр, — организовал свой проект как полноценный спектакль».

В ближайшие выходные у омичей есть шанс увидеть спектакли-номинанты «Золотой Маски». Это работа Германа Грекова и Юрия Муравицкого «Ханана» и «Мёртвые души» в постановке Олега Липовецкого. Последние, по словам критика, уже побывали на «немереном числе фестивалей», а на форуме театров малых городов России получили Гран-при. Спектакль был показан в Москве в Театре Наций. Он достаточно известный и успешный.

На закрытии омского театрального феста выступит самый молодой коллектив «Июльансамбль» — курс режиссёра Виктора Рыжакова — со спектаклем- концертом. Сам же мастер на Малой сцене Омской драмы в воскресенье прочтёт пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

Виктор Рыжаков известен как один из лучших интерпретаторов пьес Вырыпаева. «Иранская конференция» в его постановке сейчас идёт с большим успехом в Театре Наций. В ней играют одни звёзды: Ингеборга Дапкунайте, Елизавета Боярская, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова,
Станислав Любшин, Вениамин Смехов.

Программа XII фестиваля «Молодые театры России» «сбалансирована»:

— Это связано с возрастными моментами, — заметил г-н Лоевский. — У нас же всё время звучит публика, зритель. Молодые зрители хотят видеть на сцене себя, им интересно разбираться со своими проблемами. «Вишнёвый сад» им в меньшей степени любопытен. Поэтому мы составляли программу так, что тут есть и Лия Ахеджакова для старшего поколения, и «Ханана» для совсем молодых. А вот «Вино из одуванчиков» — идеальный спектакль для подростков и вообще для семейного просмотра. Он одновременно очень смешной, и грустный, и трогательный. Он о семье и про семью.

Что касается творческого аспекта, то все художники разные, и сравнивать работу Виктора Рыжакова с постановкой Дамира Салимзянова нереально. У них совершенно разный взгляд на мир. Зато по качеству это точно не поделки, а серьёзное искусство.

Вечером 23 октября министром культуры и губернатором были произнесены замечательные слова, что этот фестиваль не последний. 

4

Может поменяться его формат, потому что молодые театры России уже не молоды, и они уже мало отличаются от репертуарных театров. Это раньше они были особые, а теперь вписались в эту общую картину. Сегодня надо находить новый поворот в теме, брать те театры, которые возникли за последние пять лет, потому что они совершенно по-другому устроены и наполнены другой энергией. 

Появилось много молодых режиссёров. Они — другие. С ними так просто не договоришься: у нас так принято, зритель это не поймёт. Поймёт-не поймёт — молодым это по барабану. Не вмешивайтесь, это цензура, я встану и уйду, и ваших денег мне не надо.

Это просто другое поколение. Может, мы начнём работать с ними, будем искать возможность показать омскому зрителю эту молодую энергию, этот совершенно другой взгляд на мир.

Работа с молодыми значительно важнее, чем с состоявшимися театрами и режиссёрами. У них и так всё в порядке. Надо искать тех, у кого не в порядке, у кого болит, и эту боль как-то поймать и продемонстрировать.

Чехов говорил, что писатель — это не врач, а боль. Вот с этим мы и должны работать. А театр благополучный, он и без нас существует, у него — свой зритель.

Говоря о перспективах омского форума, которому нынче минуло 17 лет, его программный директор отметил:

— Всё может существовать вечно, если есть какие-то смыслы.

Мне не очень хочется ругать другие фестивали, но почему нет?

Есть фестиваль русской комедии и, на мой взгляд, это бессмысленный фестиваль. Это перевозить плохие спектакли с одного места в другое, потому что хороших спектаклей по русской комедии мало.

Или объявляется фестиваль Островского. Но у нас редко появляются такие спектакли по пьесам этого драматурга, которыми хотелось бы поделиться.

География «Молодых театров России» шире. Молодые театры постоянно открываются, так что мы можем возить сюда спектакли вечно.

«Реальный театр» может жить вечно, потому как что ни назови, это реальный театр. Новосибирский «Транзит» тоже может быть вечным, потому что он соединяет три огромных территории: Дальний Восток, Сибирь и Урал. Появляются новые спектакли — вози и вози.

И «Молодым театрам России» есть место в этой большой палитре фестивалей. И слава Богу, что фестивалей много.

При Советской власти был только фестиваль Островского, фестиваль Горького и фестиваль «Образ коммуниста на советской сцене», а сейчас их — немерено. Фестивалей много. Они возникают и закрываются. Это нормально, это публичное дело. Ведь если не делиться своими успехами, театр начинает немножко закисать.

Артист живёт зрительским успехом, и если его нет, то артист сам себе становится скучен. А когда гастроли, фестивали, возникает энергия успеха.

Чем больше фестивалей, тем лучше. Лишь бы залы не были пустые. Это очень важно, чтобы актёры не играли сами для себя.

В «Пятом театре» на «Молодых театрах», а я сотрудничаю с этим фестивалем уже много лет, залы всегда полные, и этот фестиваль, надеюсь, не станет исключением.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:с сайта kultura55.ru и из аккаунта "Пятого театра в Facebook

Теги:фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 50 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 183 человека











Блог-пост

Елена Завьялова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Инна Динкелаккер – Сергею Милютину: «Уровень тестостерона мужчины зависит от уровня эстрогенов женщины, которая с ним рядом»

Гинеколог и эндокринолог Инна Динкелаккер в «Интервью по цепочке» отвечает предпринимателю Сергею Милютину (Медэкспорт-Северная Звезда, аптеки «Фармакопейка») на вопросы о генетических паспортах, медицине будущего, гормонозаместительной терапии и о том, что не так с понятием «биохакинг».

3812322 марта 2021

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

3952208 февраля 2021

Стиль жизни

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1328105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

1933130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

390830 марта 2021
Екатерина Запашная: «Впервые могу говорить об этом»

Story

Екатерина Запашная: «Впервые могу говорить об этом»

Когда фамилия не дар, а испытание.

5278805 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх