Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

«Клоуны нужны людям как чистый воздух», — уверен ковёрный, который с детства «болел» клоунадой и в результате она стала его профессией. Клоунский дуэт Андрея Машонкина и его сына Ивана Артамонова — участники новой  программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду».

400527 октября 2019
Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

— Андрей, вы выступаете дуэтом «М’Арт.Ру» — вместе с сыном Иваном. У сына был выбор, кем стать?

— Ему деваться некуда было — он же рос рядом со своим папой! Родился Ваня, как и все в нашей семье, в Рязани. Конечно же, выбор был, но пока Ваня рос, его папа четыре года учился в Измайлово в Мастерской по подготовке новых программ и аттракционов, которая сейчас носит название «Центр циркового искусства». До этого — пединститут в Рязани, спортивный факультет: папа Вани хотел стать тренером по самбо, потому что 15 лет отдал этому виду спорта.

1

— Почему же потенциальный самбист стал клоуном?

— Потому что с детства болел клоунадой! Никулин, Карандаш, Попов — всех их я просто обожал. И не только по телевизору. Роль сыграл и наш рязанский цирк — хороший и к тому же рядом с Москвой, потому на гастроли часто приезжали таланты. И у них были свои поклонники — в моем лице точно.

— Чем привлекал цирк?

— Своей честностью, в отличие от театра, где все наиграно, или кино, где можно делать множество дублей. А тут — все взаправду! Все как в первый раз, с полной самоотдачей. Я был без ума от клоунады, я в ней разбирался. К тому же тоже любил поднимать настроение. Рассказывал анекдоты, травил байки, отпускал шутки. Родителям и учителям это нравилось, друзьям тоже. Если бы я не стал клоуном, стал бы нормальным учителем, это точно. Преподавал бы физкультуру, хотя мне нравилась и история, и литература, и иностранные языки, и я мог бы состояться как учитель по этим предметам. Уверен, у меня получилось бы вызвать у детей интерес к истории и литературе: я и сам очень люблю читать, к тому же у меня были замечательные учителя, особенно по истории. Самым интересным для меня историческим периодом был конец 19 – начало 20 века: почему свершилась революция, что ей предшествовало…

— А любимый литературный персонаж?

— Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова.

— Неожиданный и неюмористический ответ.

2

— Я очень серьезный человек по жизни. Читаю философа Ошо в свое удовольствие. Когда собрался в цирк, мне сказали: «Куда? Ты же серьезный парень!» В институте любимым предметом была психология. Всю жизнь как спортсмен доказывал, что голова не для того, чтобы «в нее есть».

— Какова психология правильной клоунады?

— Наша профессия нужна людям как чистый воздух. Люди приходят в цирк на праздник, чтобы хотя бы на время забыть о своих проблемах. Жизнь нынче сложная… Задача — сделать так, чтобы люди вышли после программы немного посветлее, что ли. Излечить и оградить от всех невзгод мы не сможем, но можем немного скрасить их. Папа мне и так сказал, когда посмотрел первое мое выступление вживую: «сын, я получил глоток свежего воздуха». Запомнилось. Как вы уже понимаете, я не из цирковой семьи, папа у меня фрезеровщик, мама — фельдшер.

Каждая реприза должна чему-то учить, иметь свой подтекст. Общий принцип таков: как бы сложно ни было, ты можешь найти пути преодоления рамок и способ выйти за границы. Ведь в любой клоунской репризе, с чего бы она ни началась, все хорошо заканчивается. И зритель это видит. Надо расширить восприятие проблемы и тогда ты найдешь путь её решения. Да еще и легко, и с юмором. Таковы уроки клоуна.

— Вы сами авторы своих реприз?

— 50 на 50. Что-то пишем сами, что-то — режиссер. Мы работаем с замечательным человеком по имени Виктор Яковлевич Франке. Все дружно стараемся в хорошем смысле оригинальничать. Для манежа у нас есть прекрасная злободневная реприза о двух дикарях, которые начинают драться из-за куска мяса в каменном веке, а в итоге проходят долгий путь и приходят к ядерной войне. Этакая притча… Когда мы работали в Санкт-Петербурге, к нам после программы подошла школьная учительница со словами благодарности и попросила показывать номер регулярно: мол, именно на него она приводит своих учеников.

Омский зритель увидит другие номера, потому что его ждет уникальный цирк на льду. Мы и сами здесь работаем на коньках.

— Хорошо катаетесь?

3

— Как все нормальные люди, зимой мы всегда ходили на каток. Мы с Цирком на льду уже два года, у меня есть значок «Юный фигурист». Коньки я люблю. Я вообще люблю преодолевать трудности! (Смеется.)

— Часто приходится?

— Наверное, что-то пришлось преодолевать по пути от мечты стать клоуном к ее реализации. Честно говоря, я, скорее, оптимист. Всегда вижу свет в конце тоннеля и пру к нему изо всех сил. Мечта стать клоуном — она ведь с детства. Но и я сам, и окружающие не относились к ней серьезно. Знаете, мало ли кто-то там кем мечтает стать: клоуном, космонавтом… А потом, на третьем курсе института, я понял: все-таки да.

— Что стало «точкой невозврата»?

— Спектакль Юрия Куклачёва. Он приехал на гастроли в Рязань. Я нашел силы и смелость подойти к Маэстро и признаться, что хочу бросить институт и быть клоуном. «Бросай, — кивнул Юрий Дмитриевич. — Бросай эти мысли и не лезь в этот цирк!» Тогда я совершенно точно понял: сюда мне и надо!

Устроился в цирк униформистом, чтобы изнутри посмотреть, нужен — не нужен, смогу — не смогу… Смотрел, общался, наблюдал, показывал клоунам репризы, прислушивался к критике…. Меня очень сильно притягивало то, что артисты никогда меня, неофита, не отталкивали. Акробат учил стоять на руках, жонглер — кидать кольца и булавы... Я ходил по канату, делал каскады, катался на моноцикле. Чем больше умеет клоун, тем ему проще. Клоун должен петь, танцевать… много чего. Клоун должен владеть… да всем! Владеть миром!

— Когда вы впервые вышли на манеж как клоун?

— В 1992 году в Харькове — это был мой первый город. Я стал частью клоунской пары «Фома и Ерема», у которой уже был свой репертуар. «Фоме» понадобился новый напарник. Вместе с нами потом начинал и мой сын Иван: «Фома, Ерема и Емеля». Ну а потом мы уже стали выступать с сыном в дуэте. Два года назад нам предложили попробовать себя в цирке на льду.

— Чем будете удивлять в новой омской программе «Белые медведи на льду»?

4

— Два товарища пришли на речку поиграть в хоккей. И вдруг белый медведь рушит лед и друзей на ледяном плато уносит в неизвестную страну… У программы великолепная режиссура, сквозной сценарий, со своей логикой повествования. Под него мы придумали множество новых реприз. Всего не расскажу, но мы, к примеру, жонглируем ведрами, а потом собираем из них гигантскую башню. Играем в хоккей так, что зрителю будет смешно. Конечно же, взаимодействуем с залом. Тут тоже интересно: зрителя на лед не вытащишь, сам на коньках в зал не выбежишь, тем не менее, контактировать со зрителями будем очень тесно.

— Кто ваш любимый зритель: дети или родители?

— Все должны получить свою порцию радости. Взрослые — это ведь всего лишь большие дети, только некоторые это тщательно скрывают.

— Под какими масками на манеже прячетесь вы сами?

— Грим и клоунские носы — минимум, а костюмы — обычные, жизненные, повседневные. В этом шоу мы простые люди, которые случайно оказались на льду…

— Кстати, чем, на ваш взгляд, клоун отличается от обычного человека?

— Он не боится быть смешным. Ситуации, в которых все мы оказываемся, ведь по большому счету, одинаковы, цирковой ли это манеж или реальная жизнь. А когда мы боимся казаться смешными, то… выглядим еще смешнее.

— Жизнь тоже любит пошутить. Как она шутила с вами?

— Пошел как-то в библиотеку за стихами Лермонтова, а мне книгу не дали, сказали — цирковым не даем, они всегда с собой увозят, не возвращают. Как же так! Я страшно расстроился. А если серьезно, жизнь шутит по-доброму и, как правило, помогает. Я ведь занимаюсь тем, чем люблю, — потому мир и отзывается.

Когда я вернулся из армии девушка, с которой я тогда крепко дружил, спросила: и куда теперь? «В цирк». А она: «А я цирк не люблю». Так и пробежала между нами трещинка — и в итоге не срослось. Не лежит душа — зачем насиловать себя и других. Чтобы работать в цирке, надо жить цирком, а для этого надо любить цирк.

— Обижаетесь, когда слышите: «Цирк люблю, а вот клоунов — нет»?

— Не обижаюсь совершенно. Все люди разные. Вот Юрий Никулин когда работал: для нас он икона, но были люди, которым даже он не нравился. «Не люблю» — ну и молодец. Люби других. Наш цирковой коллектив мне нравится гораздо больше, чем театральная тусовка. Там все шестьдесят актеров претендуют на главную роль — сплошное соперничество. А в цирке у всех главные роли. Чем смешнее клоун, тем лучше дрессировщику: больше публики в зале. Чем сильнее дрессировщик, тем лучше клоуну: больше публики в зале… Не надо доказывать, что ты сильнее, круче, смешнее.

— Вас самого легко рассмешить?

— Элементарно! Никакой профессиональной деформации. Я люблю ходить в цирк, люблю смеяться над проделками клоунов, как и в детстве. Не с условным блокнотиком, куда записывал бы недочеты или, напротив, чужие удачи. Я страшно благодарный зритель с открытым сердцем и ладонями, всегда готовыми к аплодисментам. Когда предлагают сидеть в ложе, я отказываюсь: чем ближе к зрителю, тем лучше. Папа с воздушным шариком, мама в красивом платье, ребенок в сладкой вате — зачем ограждать себя от такого позитива балконом ложи?.. 

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Дмитрия Карасева, из группы "Цирк на льду "Айсберг" Вконтакте

Теги:Омский цирк


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67005 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47807 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2543101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2970221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4539218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10021204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх