Нам хана! Похороните нас весело

Плох тот фестиваль, где всё тишь да гладь, да божья благодать.

936229 октября 2019
Нам хана! Похороните нас весело

«Молодые театры России» были бы неполными без «триллера» о жизни деревенских уродов. Спектакль «Ханана» про нашу «счастливую» жизнь: алкоголизм, кровосмесительство, ублюдков и нищебродов — заставил публику столбенеть телом и каменеть лицом. Оскорблённые покидали зал
прямо во время действия.

«Это страшное зрелище, — охарактеризовал своё детище режиссёр Юрий Муравицкий. — Оно явно не для тех, кто приходит в театр развлечься или увидеть очередную дебильную историю о том, как добро побеждает зло».

1

Спектакль по пьесе Германа Грекова — драматурга, сценариста, актёра, главного режиссёра ростовского Театра «18+» поставил художественный руководитель театра Юрий Муравицкий. Премьера состоялась в феврале 2018-го. «Ханана» была выдвинута в четырёх номинациях национальной премии «Золотая Маска»-2019. А благодаря фестивалю «Молодые театры России» «русский народный комикс», «переполненный любовью, в частности, к родине» и натурализмом увидели в Омске.

Жанр спектакля авторы определили как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что от страха зрителю становится смешно. Перед показом программный директор фестиваля Олег Лоевский
предупредил зал, что в спектакле присутствует ненормативная лексика, и, если это оскорбляет чьи-то религиозные и прочие чувства, зрители могут покинуть зал и вернуть потраченные за билеты деньги.

Многие подумали, что г-н Лоевский изволит шутить и что у них-то уши и нервы достаточно крепкие. Однако уже через несколько минут, когда мат и насилие в изобилии хлынули со сцены, многим стало не до шуток.

На сцене стоит хата, обёрнутая полиэтиленовой плёнкой. Сначала это раздражает, потому что даже с первого ряда практически ничего не видно, кроме силуэтов героев. Как будто глядишь сквозь грязное стекло. Но когда герои начинают лить молоко, воду, швырять еду и сковородки, зритель смекает, что плёнка — для его же комфорта и безопасности. А ближе к финалу, наконец, понимает, что рассматривать всю эту дрянь в деталях не имеет смысла.

Входя в «паранормальный домик», актёры сгорбливаются, отчаянно жестикулируют и заторможено говорят неестественными голосами: женщины — высокими, мужчины — хриплым басом. По последнему пункту режиссёр дал небольшую справку: «У маргинальных слоёв населения, особенно у алкоголиков, довольно медленная монотонная речь и движения замедленны».

Аномальную хату населяют злодей Сашка, тиранящий дом и читающий всё подряд, включая Достоевского и «Ричарда III», его мать Наташка по прозвищу Ханана, таскающая в дом еду и книжки из порушенной сельской библиотеки, и Наташкин муж Борис, до смерти запуганный Сашкой и оглохший вследствие Сашкиного рукоприкладства.

2

Вскоре к «весёлой семейке» присоединяется Наташкин хахаль из соседнего Краснополья — Пётр Семёнович. Он, как и Борис, по профессии скотник. Но скотник необычный. Пётр Семёнович знает, как правильно резать скотину. Пошепчет ей на ухо заветные слова и тесаком — на! — ткнёт,
куда следует.

Наташка покупает своему сыну-психопату всякие вкусности, вроде свиной головы, и иногда спит с ним. Потому как если она не будет этого делать, то он изнасилует кого-нибудь прямо на улице.

Вскоре с зоны приходит старший брат Сашки Дима. Это такой отморозок с мешком, в котором, правильно, много водки, автомат и деньги. Дима объявляет (если мягко выражаться), что Сашка в доме больше не главный, и после крутого «замеса» Семёнычу ничего не остаётся, как убить
эту «скотинку», предварительно пошептав ей на ухо «волшебный» заговор…

Чему всё это учит? Кого спасёт? Нужно ли делать какие-то выводы и закидываться размышлениями по поводу этой «русской версии Макдонаха»? На мой взгляд, вряд ли. Тем более что перед началом действа улыбчивый конферансье с бабочкой спел под баян дивную песенку про то, что этим уродам наше сочувствие не требуется, и вежливо попросил публику засунуть его в ж…

Давным-давно Горький думал, что в своей знаменитой пьесе «На дне» он описал дно русской жизни. Что дальше падать некуда. Ан нет. Герман Греков и Юрий Муравицкий как бы говорят своей постановкой: «И под дном есть жизнь. Кому интересно, добро пожаловать в ад российской глубинки». Жизнь российской деревни, спившейся, деградировавшей, оскотинившейся, они сравнивают — ни много ни мало — с древнегреческой трагедией про царя Эдипа, жившего с собственной матерью.

«Ханана» — психологически тяжёлое зрелище, вызывающее широкую палитру самых отрицательных переживаний: гнев, отвращение, брезгливую жалость. Авторы спектакля предлагают посмотреть прямо в глаза ужасу, тоске и безысходности. Некоторые зрители предпочитают бежать от реальности, в смысле покидают зал, тем самым как бы говоря авторам: «Спасибо, не надо. Это не про нас, а про каких-то недолюдей и выродков. Зачем это показывать?»

В одном из своих интервью режиссёр Юрий Муравицкий отчасти объяснил такое поведение: «Если с моего спектакля не уходит ни один зритель, я начинаю думать, что сделал что-то не так. Дискуссия не предполагает согласия всех. Мы же инициировали дискуссию на острую тему — делали высказывания, которые могут кому-то не понравиться.

На одном из первых показов «Хананы» к концу спектакля в зале осталось чуть ли не 40% зала».

Драматург Герман Греков сказал, что в оригинале действие пьесы происходит в Воронежской области. Но в реальности это может быть любая российская деревня, любая точка на карте нашей необъятной страны. Такие люди живут рядом с нами.

3

Когда Альберт Филозов давал драматургу премию за пьесу, он сказал: «Мы, живущие в Москве, не понимаем, что за МКАДом конец света уже наступил и медленно к нам приближается».

«Ханана» — это образ нашей страны в миниатюре, — говорит режиссёр спектакля. — Мы все живём в этом домике. В тексте ведь заложены определённые культурные коды, аллегорические образы, которые выходят далеко за рамки конкретной локальной истории, описанной в пьесе. Хотя основа этой истории вполне документальна. Герман писал про реальную семью, своих соседей, за которыми он наблюдал в детстве.

Эта пьеса — попытка осознать страну, в которой мы живём. Без иллюзий, не отгораживаясь от неё вагонкой, евроремонтом и заборами».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:с сайта kultura55.ru и пресс-службы "Пятого театра"

Теги:фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 25 человек

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 69 человек













Блог-пост

Василий Цой

— инопланетянин

Александр Агапов

— предприниматель

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Министерство туризма Израиля: «Отказ во въезде составляет меньше 1%»

Почему туриста может ждать длительный досмотр на границе Израиля? Могут ли его депортировать? Появятся ли прямые рейсы из Омска в Тель-Авив или Эйлат? Безопасно ли лететь отдыхать в страну трех религий сегодня? На вопросы «ВОмске» отвечает замдиректора департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Воронцова.

140531 октября 2019

Александр Макаров: «На Играх в Токио я буду представлять, что великий Фелпс плыл по моей дорожке»

Это круче, чем обогнать стаю акул. Потому что самое трудное в этой жизни преодолеть и победить себя…

114421 октября 2019

Первый крэк от Олега Даутова

Бизнесмен-бариста — о немецкой легенде, африканских кроватях и индийских муссонах по заказу, о том, в чем ему не по пути со Starbucks, и почему его «Кофейнер», оказывается, просто обязан «размножаться».

3160311 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

786316 сентября 2019

Стиль жизни

Любовь, коньки и голуби

Story

Любовь, коньки и голуби

Фигуристка Дарья Тарасова, артистка и руководитель кордебалета программы Омского цирка «Белые медведи на льду», — о «скользящей опоре» нового шоу, а также о том, как цирк расправил ей крылья и подарил новые.

18312 ноября 2019
Воздушные замки Валерия Юрьева

Story

Воздушные замки Валерия Юрьева

Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.

98130 октября 2019
Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

Story

Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

«Клоуны нужны людям как чистый воздух», — уверен ковёрный, который с детства «болел» клоунадой и в результате она стала его профессией. Клоунский дуэт Андрея Машонкина и его сына Ивана Артамонова — участники новой  программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду».

142427 октября 2019
Держи спинакер по ветру!

Светские хроники

Держи спинакер по ветру!

Осенний капитанский бал, посвященный предстоящей международной юбилейной регате Кубка катамаранов: позитив нон-стоп, музыкальный такт, капитанский этикет и море фотографий. Отдать швартовы, поднять паруса, смотреть отчет – ниже.

115318 октября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх