STENOGRAFFIA: преображая
родные города

Уходящий 2019-й стал уже десятым годом жизни для фестиваля STENOGRAFFIA, помогающего в порой слишком серых бетонных буднях увидеть радужное будущее (а также красочное прошлое и замечательное настоящее).
Скажите «стенография» — и люди старшего поколения, наверное, вспомнят систему быстрого письма при помощи особых знаков, изначально придуманную еще древними египтянами для записи речей фараона и сохранявшую достаточную популярность вплоть до середины XX века — пока не стали доступными портативные магнитофоны (при этом специальность «стенографистка» исключили из квалификационного справочника лишь в 2018-м!). Новую жизнь устаревшему термину дали уже в начале XXI века уличные художники, дополнив его еще одной «ф»: СТЕНОГРАФФИЯ / STENOGRAFFIA — от «стена» и «граффити». Вот уже десять лет это — название фестиваля уличного искусства, на данный момент — одного из крупнейших в России. В его рамках (творчески никого не ограничивающих) без малого три сотни художников преобразили уже больше 500 зданий в самых разных уголках нашей необъятной родины.
STENOGRAFFIA — тот редкий случай, когда тренд пошел не из Москвы или Питера, инициатива родилась в регионах, конкретно — в Екатеринбурге.

Мы — группа екатеринбургских художников — решили собирать интересные, неканонические высказывания людей: от надписей на партах, до, опять же, неканонических икон, по просьбе «ВОмске» один из сооснователей и идеологов STENOGRAFFIA Андрей Колоколов вспоминает «как всё начиналось». Естественным образом туда попал и стрит-арт. Мы начали фиксировать на фото работы, искать — превратились в стрит-хантеров. Обнаружили, что на самом деле таких действительно интересных объектов не так много. Решили организовать фестиваль, чтобы стрит-арта стало больше. Начали обзванивать художников, приглашать их. Четыре года так сами работали. На пятый — у нас появился партнер — компания «Газпром нефть» с программой «Родные города». Нас объединили схожие задачи — мы вместе хотели преобразовывать города. Так мы стали друзьями, со-участниками большого и важного дела.

Изначально фестиваль проводился только в Екатеринбурге, а с 2015 года STENOGRAFFIA сотрудничает с программой социальных инвестиций «Родные города», и в первый год сотрудничества художники рисовали в семи городах. В 2019 году стало 13 населенных пунктов. Наряду с такими крупными городами, как Екатеринбург и Санкт-Петербург, Оренбург, Омск и Томск, фестиваль с помощью «Газпром нефти» охватил небольшие города — Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Муравленко и даже поселки нефтяников — Парабель, Каргасок, , Тазовский, Новый Порт, Мыс Каменный.

Участвуют даже три поселка за Полярным кругом! Круто, что мы туда приехали! Это настоящее приключение для нас и вдохновение для местных жителей! рассказал Андрей. Для меня это десятилетие, конечно, большой юбилей. За 10 лет мы, можно сказать, украсили почти всю страну!

Андрей Колоколов, один из сооснователей и идеологов STENOGRAFFIA
«Омск в 3D – уже почти традиция»
В Омск STENOGRAFFIA пришла в 2016-м — на следующий же год после выхода фестиваля за рамки Урала.

— Да, я знаю, что у некоторых омичей есть некий внутренний скепсис относительно своего города. Но я его не разделяю. На мой взгляд, Омск — динамичный миллионник с прекрасной архитектурой. И еще это активные пассионарии — у нас там надежные и ответственные волонтеры, которые всегда с радостью помогают с организацией фестиваля, — отмечает идеолог STENOGRAFFIA. — И с точки зрения развития стрит-арта это для нас один из самых перспективных городов. Работы, которые мы создаем в Омске, едва ли не самые эффектные. Мы там создали одну из первых работ в 3D. С тех пор это уже традицией становится. В этом году у вас в 3D «Капля» (она же «Бетонное эхо») — это вообще топовая работа! Ещё что радует — горожане хорошо принимают наши работы, откликаются.
А начиналась эта серия работ (две омских, по одной в Томске и Екатеринбурге), которую ребята из уральской команды SPEKTR определяют как мокьютектуру (mockutecture), в 2017 году — «Девятью призмами» на здании Сибирского казачьего института технологий и управления, что на Куйбышева, 79А.
Свежую работу Antiquewave от SPEKTR, «встроенную» этим летом в здание «Дирекции по проведению мероприятий в сфере физической культуры и спорта» на Певцова,1, в народе уже успели окрестить просто «Атлетами».
Омская STENOGRAFFIA — еще пока не юбиляр, но для промежуточного подведения итогов работ, как видно, уже более чем достаточно. Пройдемся еще по некоторым свежим, а также наиболее примечательным.
От монстров из прошлого — до персонажей hi-tech
Из времен, в которые не ступала нога человека (примерно из юрского периода, что был 150 миллионов лет назад), в Городок Нефтяников в прошлом году забрёл брахиозавр. Хорошо, что художник Андрей Топоров выбрал травоядного ящера — разместился он мирно на стене панельной пятиэтажки на Заозерной и теперь весной и летом тихо тянется за листочками растущих рядом берез.
На центральную же улицу того же Советского округа — проспект Мира — буквально вышагивает из дома, что напротив остановки «Кристалл», огромный робот. Екатеринбургская команда уличных художников SPEKTR, впрочем, сделала всё, чтобы гигант, несмотря на свои размеры, не выглядел пугающим — он яркий, красочный, «мультяшный», как большая игрушка.
Кстати, если в Омске на STENOGRAFFIA рисовали робота, — то в Екатеринбурге уже сам робот рисовал. Собрали на стене дома эдакий принтер на подвесах, зарядили баллончиками с краской (всё как у настоящего граффитчика) — и он за несколько дней воссоздал фреску IV века, утраченные фрагменты домыслил искусственный интеллект, нейронная сеть, обученная командой Яндекса.
Материализация дополненной реальности
Омску тоже есть чем похвастаться в плане арт-объектов, созданных с применением высоких технологий. Например, с использованием дополненной реальности (AR – augmented reality) вместо видеопроектора. С помощью последнего уличные художники часто проецируют на стену эскиз — и «обводят», рисуют прямо по этой проекции. Но попробуйте сделать так, например, в солнечный день (количество которых в Омске — как в курортной Ялте)… Калининградский художник, основатель технологической компании SketchAR Андрей Аdnо нашел выход — он разработал специализированную программу с использованием AR, приложение SketchAR. Здесь эскиз не проецируется непосредственно на стену — художник смотрит сквозь него в очках смешанной реальности Microsoft HoloLens. И рисует. Именно так в третьем микрорайоне Левобережья, неподалеку от детской поликлиники №2, появились «Цветы с девушкой».
Хранитель времени
Напоследок вспомним самый пока масштабный омский проект STENOGRAFFIA — гигантский (более 600 кв.м.) «Наутилус», обосновавшийся в прошлом году на фасаде ДК «Современник». Древнейшего моллюска — наутилусы появились в палеозое, еще до динозавров, но, в отличие от последних, дожили до наших дней — выпустил из своей головы краснодарский художник Георгий GOOZE Куринов. Поселив его здесь, в далеком от всех океанов Омске, на далекой даже от Иртыша Ипподромной, в свое небольшое море, поражающее взгляд обилием оттенков зелени и сини.
Искусство должно жить
Много где еще к уличному искусству (особенно, если мысль художника не всем понятна) сохраняется отношение как к пресловутым надписям на заборе — «Закрасить немедленно это безобразие!». Иногда арт-объект просто «в упор не замечают» — по лентам культурных новостей всей страны недавно «славили» екатеринбуржские же коммунальные службы, которые закатали в асфальт часть фестивального арт-объекта Покраса Ламапса, который художник нарисовал на площади Первой Пятилетки на Уралмаше. Порой работы просто потихоньку сходят на нет — хоть краски сейчас делают стойкие, улица есть улица, при российской (а особенно сибирской) погоде это среда агрессивная.

— Мы сейчас в Екатеринбурге как раз этим вопросом занимаемся — каталогизацией арт-объектов, идет фото-фиксация, есть комиссия, которая определяет наиболее ценные работы, — поясняет «ВОмске» Андрей Колоколов. — Дальше будем думать над тем, как их сохранять, восстанавливать. Скоро, надеюсь, и до Омска это дойдет... Идет осмысление стрит-арта как искусства. Это очень важно для города, и работы в урбанистической среде надо сохранять.