Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»

Заведующий кафедрой философии ОмГУ и постоянный автор «ВОмске» Владимир Разумов размышляет о сегодняшнем состоянии образования в регионе, об оптимизации вузов и вариантах объединения учебных заведений.

4418127 января 2020
Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»

— Все мои размышления навеяны тем, что в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского начинается оптимизация. И хотя «оптимизация» происходит от латинского слова «optimum» — наилучший, у нас это понимается как сокращение. Если мы хотим улучшить, а не просто сократить, начать нужно с анализа точек роста, понять, как их сохранить и усилить. А если идти по пути простого сокращения (например, вместо двух кафедр оставить одну, фактически приравняв к ней факультет), это недостойно университета. Проекты должны иметь, прежде всего, конструктивный компонент. Мы должны это делать для того, чтобы развивать вуз и выйти на новый уровень даже в условиях минимума ресурсов. Хотя, конечно, мне трудно давать оценку, так как я не аудитор и не владею той информацией, которой владеет ректор.

В начале сентября новый руководитель Роман Григорьевич Смелик объявил о том, что университет находится в кризисном положении, имеет очень серьезные проблемы, хотя с ним полемизирует бывший руководитель Алексей Якуб. Выплата только части заработной платы в конце 2019 года, насколько я понимаю, была связана именно  с кризисными явлениями в вузе. А будущие федеральные транши, как мы узнаем, зависят от того, проведем мы «оптимизацию» или нет.

1

На страницах СМИ о проблемах омского образования и о том, какие последствия это имеет для города и области, я начал говорить около десяти лет назад. Начать хочу с самых первых моих прогнозов. Примерно в 2010 году отметил, что в Российской Федерации формируется пирамида университетов. Этот проект был запущен еще в период президентства Медведева. Суть моей публикации в СМИ была в том, что нужно как можно быстрее отрефлексировать, отдать себе отчет в том, что в этой пирамиде омские вузы занимают место очень близкое к основанию, где располагаются учреждения 4 и 5 категории. Высказывания вызвали определенный шум, но затем все стихло, хотя мы реально существуем в ситуации этой пирамиды, и на сегодняшний день в Омской области только технический университет можно назвать вузом четвертой категории, остальные относятся к пятой и ниже. Эта пирамида усиливается, в том числе наличием списка «5-100», в который входят вузы, получающие дополнительное финансирование и другие преференции от федерального центра. Ни один из омских вузов в этот славный список не входит.

Также я говорил, что фактически у нас в стране действует, если выразиться метафорически, «интеллектуальный пылесос». Он начинается с ЕГЭ, когда наиболее талантливые выпускники школ едут в более престижные вузы. И этот отток сейчас только усиливается, так как с каждым годом неравенство вузов проявляется сильнее, и мотивация у молодёжи и родителей получать образование в престижном учреждении становится все более выраженной. Кроме того, уже несколько лет назад омские вузы столкнулись с проблемами магистратуры. Стало трудно не только открыть магистерские направления, для чего нужны кадры и материально-техническая база, но, как оказалось, в Омске трудно набрать на них студентов, а тем более, их доучить.  Выпускники бакалавриата — это второй уровень миграции специалистов из региона, потому что престижнее закончить магистратуру, например, в Новосибирском государственном университете или в других вузах, причем не обязательно даже московских или санкт-петербургских. Подозреваю, что Тюменский госуниверситет (входит в список «5-100») представляет интерес для части омских абитуриентов. Миграция преподавателей, включая профессоров, уже идет.

Вся эта картина включает в себя еще один печальный аспект. Вместе с оттоком из омских вузов молодежи у нас начинает страдать подготовка специалистов высокой и высшей квалификации. Даже на бытовом уровне жители нашего региона сталкиваются с тем, что практически в любой области становится все труднее найти специалиста. При этом периодически у нас сообщают об ухудшении экологической обстановки, о различных вредных выбросах в воздух. А ведь есть четкая зависимость между интеллектуальным потенциалом региона и тем, какого рода производства в этом субъекте РФ разворачиваются. В настоящее время из вузов Омска идет интенсивный отток преподавателей, в том числе докторов наук, профессоров. И я не буду прорицателем, если скажу, что по мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия, включая свалки, ведь жить области и городу чем-то надо.

Буквально на днях я выявил очень интересное противоречие. С одной стороны в послании президента Федеральному Собранию прозвучала мысль, которая вызвала искреннее восхищение. Глава государства сказал о том, что нужно поддерживать региональные вузы. Однако буквально через несколько дней я прочитал еще об одном высказывании нашего президента — о том, что нужно всячески поддерживать Высшую школу экономики. Я против ВШЭ ничего не имею, как и против любого другого вуза. Но получается так, что в России есть наиболее знаковый вуз, который всячески поддерживают, вероятно, за счет других. Ведь уровень финансирования и прочих преференций для ВШЭ по сравнению с региональными университетами не сопоставим. Не спорю, поддерживать продвинутые вузы надо, но только не за счет региональных вузов, и так сидящих на «голодном пайке».

Чем отличается Высшая школа экономики от омских вузов? Сейчас идет активное обсуждение противостояния студентов ВШЭ и ее администрации. При этом мне не известен ни один другой российский вуз (может быть они и есть, но я о них не слышал), где настолько высока гражданская активность студентов. А я неоднократно озвучивал в СМИ свою позицию, что какие-то внятные изменения в учебных заведениях могут произойти только тогда, когда студенты приобретут статус субъектов, когда их будет интересовать не только получение документа об образовании, когда они поймут, что их гражданская зрелость начинается с порога университета. Приведу пример. Сейчас в ОмГУ начинаются пертурбации, которые называют оптимизацией, читай «сокращение». А ведь это коснется непосредственно и студентов. Но, как я понимаю, эти вопросы их вообще не интересуют. Что, конечно, странно и печально. Классический университет силен своим высоким внутренним разнообразием. Понижать его — убийство университета.

Я много лет назад говорил о том, что проблема вузов Омска состоит также в их небольших размерах, даже ОмГТУ — сравнительно небольшой вуз, хотя он самый крупный в городе. И нужно объединяться. На базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского примерно десять лет назад (ректором еще был Геннадий Иванович Геринг) была создана рабочая группа, куда вошел и я, по созданию в Омске Западно-Сибирского федерального университета (название мы сами придумали). Предполагалось, что в состав нового вуза войдут ОмГУ, СибАДИ, Институт Сервиса и ОмГПУ. Было все очень серьезно, потому что с пакетом документов в Москву поехали Полежаев и Геринг. Но они вернулись ни с чем, и всю эту деятельность пришлось свернуть.

Сейчас в нашей среде снова пошли разговоры об объединении вузов в разных конфигурациях. Здесь я вижу три варианта. Есть такая шутка: если несколько нищих объединятся, то богаче они вместе не станут. Это иллюстрация первого варианта — объединить несколько наших бедных университетов и сделать один большой. Но, на мой взгляд, кроме конфликтов и неприятностей ничего хорошего это не принесет. Стратегически мы больше потеряем, чем получим.

Второй вариант — получить предварительно значительную федеральную преференцию. Скажем, как минимум под национально-исследовательский университет. Так произошло в Красноярске, когда усилиями губернатора Хлопонина на базе классического вуза создали Сибирский федеральный университет.

2

Третий вариант — объединение в рамках какого-либо проекта. Например, создание в Омске научно-образовательного центра для вузов и регионов или, если помечтать, даже наукограда, центром которого станет консорциум двух или трех и более высших учебных заведений.

Я считаю, что состояние, в котором находится омская наука и образование, заслуживает обсуждения как минимум на заседаниях Общественной палаты. Кстати однажды я выступал на одном из таких заседаний. Олег Николаевич Смолин, который тогда вел эту встречу, полностью поддержал мои высказывания. Однако воз и ныне там.

Хочу напомнить еще об одном из моих прогнозов — «Омские вузы дрейфуют в направлении к ПТУ». Хотелось бы, конечно, чтобы мои прогнозы не сбывались. Нас просто задавили наукометрическими показателями и формалистикой. Мы фактически уже не являемся площадками для интеллектуального творчества, мы уже практически не можем научить студентов генерировать идеи, производить что-то новое. Омские вузы фактически готовят исполнителей, а не людей, которые могут креативно мыслить. Может быть кто-то рассчитывает, что в наш регион поедут работать выпускники Высшей школы экономики? Возможно, я сгущаю краски, но то, что я наблюдаю уже более 10 лет пока оптимизма не вызывает. И проблема давно уже выходит за пределы отдельных вузов на уровень региона и России в целом.  

Автор:ВОмске

Фото:с сайта velykoross.ru

Теги:вузыбюрократия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2020

Как вы относитесь к идее сократить новогодние каникулы-2021 из-за эпидемии коронавируса?

Уже проголосовало 308 человек

12.06.2020

Как вы оцениваете проект генплана Омска?

Уже проголосовало 142 человека



















Блог-пост

Алексей Федяров

— юрист

Юлия Купрейкина

— психолог

Оксана Лекселл

— блогер, клинический психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Что будем отмечать, кого поздравлять? Праздники и круглые даты. Россия. Омск. Июль 2020

Когда чёртов вирус, в ус не дуя, шагает по планете, когда весь мир живёт и чихает согласно Роспотребнадзору, мы объявляем: в жизни всегда есть место празднику!

658130 июня 2020

Как в Омске пока не умерли 5 детей

Необратимая реакция: пока чиновники минздрава судятся с родителями, те смотрят, как их дети ежесекундно теряют свои обычные навыки – и потом умирают.

10321506 июня 2020

Стиль жизни

А вы умеете заниматься сексом?

Секс

А вы умеете заниматься сексом?

Сложно представить, как кто-то признается – «нет, не умею». Вроде все просто – но можно ли перейти из «ПТУ» в «вуз», спросили как-то сексолога Сергея Тимофеева.

178223 июня 2020
Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Здоровье

Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Пневмония, три недели в коме, ИВЛ, инопланетные жуки и минус 20 килограммов: история первого омского тяжелого пациента с коронавирусом, которого выписали из больницы.

8275106 мая 2020
Мыслящие здраво. Сергей Костарев

Здоровье

Мыслящие здраво. Сергей Костарев

Почему 8 марта 1984 года аспирант Сережа Костарев решил полностью отказаться от алкоголя? Какое блюдо Сергей Владимирович уже больше тридцати лет каждый день ест на завтрак? Ответы самого известного омского эколога на эти и другие вопросы читайте в интервью «ВОмске».

8143215 апреля 2020
Известный омский актер и режиссер Александр Гончарук устроился работать курьером

Еда

Известный омский актер и режиссер Александр Гончарук устроился работать курьером

Заслуженный артист России развозит еду по омским квартирам, чтобы показать пример студентам и не чувствовать себя жертвой режима изоляции.

1253211 апреля 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх