Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»

Заведующий кафедрой философии ОмГУ и постоянный автор «ВОмске» Владимир Разумов размышляет о сегодняшнем состоянии образования в регионе, об оптимизации вузов и вариантах объединения учебных заведений.

4211127 января 2020
Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»

— Все мои размышления навеяны тем, что в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского начинается оптимизация. И хотя «оптимизация» происходит от латинского слова «optimum» — наилучший, у нас это понимается как сокращение. Если мы хотим улучшить, а не просто сократить, начать нужно с анализа точек роста, понять, как их сохранить и усилить. А если идти по пути простого сокращения (например, вместо двух кафедр оставить одну, фактически приравняв к ней факультет), это недостойно университета. Проекты должны иметь, прежде всего, конструктивный компонент. Мы должны это делать для того, чтобы развивать вуз и выйти на новый уровень даже в условиях минимума ресурсов. Хотя, конечно, мне трудно давать оценку, так как я не аудитор и не владею той информацией, которой владеет ректор.

В начале сентября новый руководитель Роман Григорьевич Смелик объявил о том, что университет находится в кризисном положении, имеет очень серьезные проблемы, хотя с ним полемизирует бывший руководитель Алексей Якуб. Выплата только части заработной платы в конце 2019 года, насколько я понимаю, была связана именно  с кризисными явлениями в вузе. А будущие федеральные транши, как мы узнаем, зависят от того, проведем мы «оптимизацию» или нет.

1

На страницах СМИ о проблемах омского образования и о том, какие последствия это имеет для города и области, я начал говорить около десяти лет назад. Начать хочу с самых первых моих прогнозов. Примерно в 2010 году отметил, что в Российской Федерации формируется пирамида университетов. Этот проект был запущен еще в период президентства Медведева. Суть моей публикации в СМИ была в том, что нужно как можно быстрее отрефлексировать, отдать себе отчет в том, что в этой пирамиде омские вузы занимают место очень близкое к основанию, где располагаются учреждения 4 и 5 категории. Высказывания вызвали определенный шум, но затем все стихло, хотя мы реально существуем в ситуации этой пирамиды, и на сегодняшний день в Омской области только технический университет можно назвать вузом четвертой категории, остальные относятся к пятой и ниже. Эта пирамида усиливается, в том числе наличием списка «5-100», в который входят вузы, получающие дополнительное финансирование и другие преференции от федерального центра. Ни один из омских вузов в этот славный список не входит.

Также я говорил, что фактически у нас в стране действует, если выразиться метафорически, «интеллектуальный пылесос». Он начинается с ЕГЭ, когда наиболее талантливые выпускники школ едут в более престижные вузы. И этот отток сейчас только усиливается, так как с каждым годом неравенство вузов проявляется сильнее, и мотивация у молодёжи и родителей получать образование в престижном учреждении становится все более выраженной. Кроме того, уже несколько лет назад омские вузы столкнулись с проблемами магистратуры. Стало трудно не только открыть магистерские направления, для чего нужны кадры и материально-техническая база, но, как оказалось, в Омске трудно набрать на них студентов, а тем более, их доучить.  Выпускники бакалавриата — это второй уровень миграции специалистов из региона, потому что престижнее закончить магистратуру, например, в Новосибирском государственном университете или в других вузах, причем не обязательно даже московских или санкт-петербургских. Подозреваю, что Тюменский госуниверситет (входит в список «5-100») представляет интерес для части омских абитуриентов. Миграция преподавателей, включая профессоров, уже идет.

Вся эта картина включает в себя еще один печальный аспект. Вместе с оттоком из омских вузов молодежи у нас начинает страдать подготовка специалистов высокой и высшей квалификации. Даже на бытовом уровне жители нашего региона сталкиваются с тем, что практически в любой области становится все труднее найти специалиста. При этом периодически у нас сообщают об ухудшении экологической обстановки, о различных вредных выбросах в воздух. А ведь есть четкая зависимость между интеллектуальным потенциалом региона и тем, какого рода производства в этом субъекте РФ разворачиваются. В настоящее время из вузов Омска идет интенсивный отток преподавателей, в том числе докторов наук, профессоров. И я не буду прорицателем, если скажу, что по мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия, включая свалки, ведь жить области и городу чем-то надо.

Буквально на днях я выявил очень интересное противоречие. С одной стороны в послании президента Федеральному Собранию прозвучала мысль, которая вызвала искреннее восхищение. Глава государства сказал о том, что нужно поддерживать региональные вузы. Однако буквально через несколько дней я прочитал еще об одном высказывании нашего президента — о том, что нужно всячески поддерживать Высшую школу экономики. Я против ВШЭ ничего не имею, как и против любого другого вуза. Но получается так, что в России есть наиболее знаковый вуз, который всячески поддерживают, вероятно, за счет других. Ведь уровень финансирования и прочих преференций для ВШЭ по сравнению с региональными университетами не сопоставим. Не спорю, поддерживать продвинутые вузы надо, но только не за счет региональных вузов, и так сидящих на «голодном пайке».

Чем отличается Высшая школа экономики от омских вузов? Сейчас идет активное обсуждение противостояния студентов ВШЭ и ее администрации. При этом мне не известен ни один другой российский вуз (может быть они и есть, но я о них не слышал), где настолько высока гражданская активность студентов. А я неоднократно озвучивал в СМИ свою позицию, что какие-то внятные изменения в учебных заведениях могут произойти только тогда, когда студенты приобретут статус субъектов, когда их будет интересовать не только получение документа об образовании, когда они поймут, что их гражданская зрелость начинается с порога университета. Приведу пример. Сейчас в ОмГУ начинаются пертурбации, которые называют оптимизацией, читай «сокращение». А ведь это коснется непосредственно и студентов. Но, как я понимаю, эти вопросы их вообще не интересуют. Что, конечно, странно и печально. Классический университет силен своим высоким внутренним разнообразием. Понижать его — убийство университета.

Я много лет назад говорил о том, что проблема вузов Омска состоит также в их небольших размерах, даже ОмГТУ — сравнительно небольшой вуз, хотя он самый крупный в городе. И нужно объединяться. На базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского примерно десять лет назад (ректором еще был Геннадий Иванович Геринг) была создана рабочая группа, куда вошел и я, по созданию в Омске Западно-Сибирского федерального университета (название мы сами придумали). Предполагалось, что в состав нового вуза войдут ОмГУ, СибАДИ, Институт Сервиса и ОмГПУ. Было все очень серьезно, потому что с пакетом документов в Москву поехали Полежаев и Геринг. Но они вернулись ни с чем, и всю эту деятельность пришлось свернуть.

Сейчас в нашей среде снова пошли разговоры об объединении вузов в разных конфигурациях. Здесь я вижу три варианта. Есть такая шутка: если несколько нищих объединятся, то богаче они вместе не станут. Это иллюстрация первого варианта — объединить несколько наших бедных университетов и сделать один большой. Но, на мой взгляд, кроме конфликтов и неприятностей ничего хорошего это не принесет. Стратегически мы больше потеряем, чем получим.

Второй вариант — получить предварительно значительную федеральную преференцию. Скажем, как минимум под национально-исследовательский университет. Так произошло в Красноярске, когда усилиями губернатора Хлопонина на базе классического вуза создали Сибирский федеральный университет.

2

Третий вариант — объединение в рамках какого-либо проекта. Например, создание в Омске научно-образовательного центра для вузов и регионов или, если помечтать, даже наукограда, центром которого станет консорциум двух или трех и более высших учебных заведений.

Я считаю, что состояние, в котором находится омская наука и образование, заслуживает обсуждения как минимум на заседаниях Общественной палаты. Кстати однажды я выступал на одном из таких заседаний. Олег Николаевич Смолин, который тогда вел эту встречу, полностью поддержал мои высказывания. Однако воз и ныне там.

Хочу напомнить еще об одном из моих прогнозов — «Омские вузы дрейфуют в направлении к ПТУ». Хотелось бы, конечно, чтобы мои прогнозы не сбывались. Нас просто задавили наукометрическими показателями и формалистикой. Мы фактически уже не являемся площадками для интеллектуального творчества, мы уже практически не можем научить студентов генерировать идеи, производить что-то новое. Омские вузы фактически готовят исполнителей, а не людей, которые могут креативно мыслить. Может быть кто-то рассчитывает, что в наш регион поедут работать выпускники Высшей школы экономики? Возможно, я сгущаю краски, но то, что я наблюдаю уже более 10 лет пока оптимизма не вызывает. И проблема давно уже выходит за пределы отдельных вузов на уровень региона и России в целом.  

Автор:ВОмске

Фото:с сайта velykoross.ru

Теги:вузыбюрократия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

19.03.2020

Изменился ли ваш жизненный распорядок в связи с коронавирусом?

Уже проголосовало 177 человек

19.03.2020

Как на вас сказался «коронакризис»?

Уже проголосовало 306 человек

















Блог-пост

Валерий Евстигнеев

— Руководитель в благотворительном центре «Радуга»

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Хроники коронавируса. ЮАР. Ламбертсбей

«ВОмске» продолжает публикацию материалов рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится член Украинской Ассоциации в ЮАР Татьяна Хьорн.

35005 апреля 2020

Хроники коронавируса. Новая Зеландия. Гамильтон

«ВОмске» продолжает публикацию материалов рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится Ольга Дмитренко из Новой Зеландии.

40203 апреля 2020

Хроники коронавируса. Чехия. Прага

«ВОмске» продолжает публиковать материалы новой рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, как на их жизнь повлияла пандемия коронавируса. Своими впечатлениями делится Анна Костарева.

116702 апреля 2020

Хроники коронавируса. Канада. Ванкувер

«ВОмске» продолжает публиковать материалы рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, как на их жизнь повлияла пандемия коронавируса. Своими впечатлениями делится уже два десятилетия живущая за океаном уроженка Омска Светлана Пономарёва.

86802 апреля 2020

Хроники коронавируса. Эстония. Таллин

«ВОмске» продолжает публиковать материалы новой рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, как на их жизнь повлияла пандемия коронавируса. Своими впечатлениями делится жительница Эстонии Людмила. 

73801 апреля 2020

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Елена Агафонова

Здоровье

Мыслящие здраво. Елена Агафонова

Свежий морс, ведро воды, йога-массаж и другие лайфхаки от директора омского цирка, которые позволяют ей оставаться в тонусе и в балансе.

79003 апреля 2020
«Творю добро. Грешен!»

Кредо

«Творю добро. Грешен!»

Как не возненавидеть тех, кому помогаешь.

69228 марта 2020
«Маску снять, презерватив надеть»: секс в эпоху коронавируса

Секс

«Маску снять, презерватив надеть»: секс в эпоху коронавируса

Пять актуальных вопросов омскому сексологу Сергею Тимофееву, руководителю «Клиники для двоих».

242627 марта 2020
«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

Секс

«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

«Влияет ли экономический кризис на мужскую потенцию?» – с таким вопросом пришла на прием к сексологу Сергею Тимофееву супруга одного бизнесмена.

243625 марта 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх