Николай Яворский: «Есть такое слово – служение»
В Сибири есть школа, где дети любят учиться, а педагоги – учить: «Специализированный учебно-научный центр НГУ» или СУНЦ, в просторечии – ФМШ.
482728 января 2017
В Омске немало ее выпускников, и все на слуху: руководитель НОУ «Поиск» Руслан Симанчев, бизнесмен Геннадий Фридман, социолог и публицист Виктор Корб… В Новосибирске систему обучения СУНЦа уже взяли на вооружение, начав создавать спецклассы в общеобразовательных школах еще в 2010 году. Почему омские школы не берут на вооружение этот опыт? Чего и кого не хватает? Это я хотела понять, разговаривая с директором СУНЦ, профессором, доктором физ-мат наук Николаем Яворским:
1– За 50 с лишним лет наработали и передаем в виде наследия более 50 учебников, методических пособий, написанных нашими сотрудниками. Пора отдавать. Задачник Савченко переведен на несколько языков, и не по нашей инициативе. Учебник по биологии Дымшица есть в каждой школе страны. Новый проект реализуем – Открытая ФМШ, дистанционный учебный курс, воспользоваться которым может каждый. Если справится. А в СУНЦ отбор строгий. Собираем ребят по всей Сибири, Дальнему Востоку, меньше – Казахстану, есть из европейской части страны. Подобных школ-подразделений университетов всего 4 в России – при СГУ, СПбГУ, УрГУ и НГУ.
– Николай Иванович, как вы подбираете педагогов, которым искренне хочется учить детей?
– У нас нет учителей, в смысле – получивших профессиональное педагогическое образование. Профессорско-преподавательский состав ФМШ – люди, профессионально занимающиеся исследованиями, сотрудники Сибирского отделения РАН. Совмещают. Я тоже ученый, у меня своя лаборатория физики в университете. Среди преподавателей – 40 процентов наших выпускников. Есть молодые, есть патриархи – сплав поколений. Не каждый ученый может работать с нашими ребятами. С такими, которым всегда что-то надо, которые задают неудобные вопросы, всегда сложно. А наши этих вопросов задают немеряно, еще и соображают быстрее взрослых. Они должны вас уважать. Не будут уважать – сделают все, что угодно, они же умные. У нас очень острые на словцо дети, прозвища дают точные, многие преподаватели ими гордятся.
– Что нужно сделать педагогу, чтобы его уважали?
– Быть личностью. Отдавать частицу души. Преподаватели наши не за деньгами идут – за общением с детьми. Этого больше нигде не получишь. Кто понимает – это драйв. Многие ребята к нам возвращаются преподавателями. Почему? Вот есть день самоуправления, к примеру. Я ухожу из этого кресла, в него садится ученик и управляет школой. Дети заменяют преподавателей, читают лекции, ведут семинары, конечно, перед этим много готовятся с помощью педагогов, которые им это дело доверяют. Попробовали в ФМШ, развили в университете, студентами приходят работать с ребятами в нашу Летнюю школу. Надо большой путь пройти прежде, чем попасть к нам в преподаватели. Мы должны посмотреть на человека с разных сторон. Среди преподавателей – 25 докторов, 90 кандидатов наук. У нас 125 ставок, а преподавателей 260. Не синекура. Конечно, и избавиться нам от ненужных легче – просто не заключаем контракт на следующий год. Но пробовать надо. Молодым обязательно. Не всегда у них получается, но выработана специальная система работы. В подчинении лектора – «семинаристы», то есть те, кто ведут семинары. Каждый класс делится на две группы по 12-13 человек, лектор руководит «семинаристами» – подсказывает, какие задачи давать, как заинтересовывать, какие методические приемы использовать , они у каждого свои. Причем, раз все лекторы – личности, то все курсы авторские, несмотря на то, что программа одна, и ребятам это интересно тоже. У нас и гуманитарии высококвалифицированные. Заведующий гумкафедрой — Владимир Александрович Миндолин, доцент, кандидат исторических наук — последний первый секретарь обкома КПСС Новосибирской области. Это значит, что он передает историю из первых рук. У нас невозможно работать формально – сразу будут проблемы с ребятами, пойдет обратная реакция. А ребята у нас хорошие, добрые, замечательные! Очень важно – открытые. Они мотивированы к учебе, то есть готовы воспринимать. Тех, кто учиться не хочет, мы учить не умеем.
– И такие бывают, хотя к вам так сложно поступить?
– Бывают амбиции родителей. Натаскивают детей, они достигают определенного уровня. А потом – интернат, реальная жизнь, когда ты сам за себя отвечаешь. Мы, конечно, помогаем – у нас есть воспитатели, психологическая, медицинские службы. Но 24 часа в сутки дети друг с другом. Детская среда – жесткая, они сразу скажут тебе, кто ты есть. Ребенок привык быть первым в своей школе, вокруг него – особая атмосфера. А здесь 500 талантливых! Драки запрещены – отчисляем сразу за любые намеки на дедовщину. Все иначе, все сам, ты не первый, двойки за то, за что в школе хвалили! Культурологический шок. Каждый это переживает сам.
У нас тут можно многое, кроме учебы. Кроме базовых занятий, есть 140 курсов, которые все интересны! Несколько из них надо выбрать обязательно – это входит в учебный план. Самоуправление – командир класса, культорг, физорг, утренняя зарядка, ежедневная уборка комнаты… Очень тесное общение ребят из разных социальных слоев. Мы настраиваем на позитив, взаимопомощь у нас очень развита, ведь нагрузки большие. Так зарождается новая среда, новый социум. У нас множество и кружков, и секций – большие умственный нагрузки требуют больших физических. На кафедре физвоспитания 7 преподавателей – мастеров спорта. Но нагрузка бывает большой, когда неинтересно дело. А если интересно – время летит! Творчества много – песен, танцев. Никогда не приглашаем никаких артистов – наши выпускники сами все организуют, ребята пишут слова, музыку. Они здесь открывают новые таланты в себе, потому что все больше открываются, воспринимают новое. Это очень важно, совсем другая система отношений.
– Трудно руководить коллективом, который состоит из таких личностей?
– Все таланты, чаще всего, и родители тоже. Но взрослые, как дети, открытые. Дети открыты, чтобы воспринимать, преподаватели – чтобы отдавать. Если они пришли за другим – им тут делать нечего. Инструментом приказывания нужно пользоваться только в крайних случаях. Любое действие, направленное на заставление без созидания людей закрывает, что категорически противопоказано исследователям. Нужно искать другие инструменты. На сам деле, выполнение приказа в любом случае внутренне соглашение по каким-то причинам. Если его нет, управлять невозможно, потому что руководитель один, а подчиненных много. Люди должны признавать авторитет. Если нет, все бесполезно.
– Ваши ребята ведь не только умные, они хотят жить и работать на благо общества…
– Современная проблема как раз в том, что дети не подготовлены к жизни, живут в достаточно тепличных условиях, когда за них принимают решения старшие, поэтому встречаясь с жизненными проблемами, часто не справляются. А в интернате хочешь-не хочешь, но с 9 класса человек эту школу проходит. Это серьезно отражается на их будущем. Среди наших выпускников успешных людей – большинство. Каждый четвертый – кандидат наук, причем не только естественных. Это больше, чем в нашем университете. Но наши выпускники составляют костяк не только НГУ. Больше 500 докторов наук, членов РАН – около 10, военные, политики, бизнесмены, занимающиеся сложнейшим бизнесом. Михаил Иванович Эпов, академик, ученый-геофизик, заместитель председателя Сибирского отделения РАН – наш выпускник Сергей Валерьевич Головин, директор Института гидродинамики, Павел Логачев, директор Института ядерной физики. Направления разные. Команду КВН помните, где играли Татьяна Лазарева и Михаил Шац? Гремела по стране, половина – наши выпускники. Они и в ФМШ играют в КВН, брейн-ринг, в университет приходят уже заведенные. У нас приобрели навыки, в вузе развили.
– Ваш опыт можно перенести на общеобразовательные школы?
– Мы это делаем. Мы предложили несколько лет назад губернатору Новосибирской области создать спецклассы в школах. Одним из первых он был создан в Первой гимназии Новосибирска. Стали учить физике, математике, биологии, химии по нашим программам. Первая стала в полном смысле первой – такой класс, как локомотив, вытягивает всю школу. Другие школы посмотрели – тоже захотелось. Есть проблемы, конечно. Надо классы делить на два, значит увеличивать количество учителей в два раза, в первой половине дня – уроки, потом – кружки, секции, спецкурсы, значит, надо увеличивать финансирование. Кадровый потенциал школ не всегда готов. Но есть замечательные талантливые учителя, которых тоже надо собирать вместе, как и детей, чтобы «заражались» и «заражали» других. Мы проводим курсы повышения квалификации для тех, кто хочет работать с такими детьми, как наши.
– А зачем ученым вообще нужно возиться с детьми?
– Есть такое слово – служение, и служить можно только от сути. Михаил Алексеевич Лаврентьев, один из наших отцов-основателей, боролся за создание Института цитологии и генетики в то время, когда генетика была запрещена. Спорил с Хрущевым. Однажды его спросили, зачем он рисковал, и не только карьерой. Он ответил: «Ребята, это надо было делать!» Вот и все. Это надо делать!
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 101 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
«Потенциал есть, но нужно обелять рынок»
879115 апреля 2024
Четыре строчки про главное. Про вопросы, на которые трудно ответить
85713 апреля 2024
Анекдот в картинках и не только. Выпуск от 12.04.2024
80612 апреля 2024
Выбор редакции
74529 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
136917 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1629129 февраля 2024
— психолог
— Психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии