Мёртвый дом и эра чародея

Пока я мучительно выбирала, какой же из поп-арт принтов авторства Дамира Муратова намарать себе на футболку, пока в городе бушевали страсти по «левой ноге» и погрузившаяся в них общественность судила, что можно считать искусством, а что должно уйти под побелку, омское отделение Союза художников России традиционно — уже в пятнадцатый раз предложило на суд зрительский и профессиональный лучшее, что было создано в художественных мастерских за прошедший год.

287012 февраля 2020
Мёртвый дом и эра чародея

Честно признаюсь — о выставке-конкурсе, ежегодно распределяющем «оскары» среди художников и скульпторов города, к своему стыду, я не знала. Подозревая, что обделённые информацией найдутся и среди читателей, которым предстоит познакомится уже с итогами события, напомню его предысторию.

Юбилей, однако!

1

Пятнадцать лет назад творческое объединение омских художников, именуемое Союзом, и отделённое от остального арт-комьюнити определением «профессиональное», приняло решение о проведении выставки-конкурса, на которой будут представлены лучшие работы в разных художественных жанрах.

Надо отметить, что, по условиям конкурса, работы должны отбираться исключительно на усмотрение автора. Художник как бы подводит личные итоги и позволяет внимательному и постоянному зрителю наблюдать, как со временем меняется его явленный через искусство внутренний мир, на чём в определённом временном промежутке был сосредоточен его взгляд, как он эволюционирует в сфере искусства, ведь переосмысление своего места в мире параллельно с творчеством — непрерывный для автора процесс.

По сложившейся традиции, выставка традиционно открывается в конце января в Доме художника и по истечении трёх недель зрители и сами же художники определяют лучших из лучших. От имени зрителей вручается приз симпатий, а от мнения коллег-художников зависит чьё имя будет золотыми буквами выведено на дипломе победителя, а кто удостоится звания призёров. Номинации из года в год практически не меняются, но в отдельные годы случалось, что какие-то из них оставались за рамками конкурса, так как ничего достойного внимания в этом жанре за истекший год не появилось.

Теперь — ко дню сегодняшнему!

Узнав, что в Омске мимо меня проходит такое замечательное культурное событие, а всем его участникам — даже тем, кто Моне и Мане воспринимает как пример разночтений иностранных фамилий, — дозволено регистрировать своё мнение и назначать лучшего омского художника, я на время отложила покупку беднотаунской футболки и поспешила разглядывать и выбирать «высокопрофессиональное».
Должна заметить, что моя неинформированность об отдельных событиях из жизни омских художников совсем не означает отсутствия интереса к их творчеству.

2

Мой отец окончил, появившуюся в Омске после войны городскую художественную студию, где преподавал Алексей Либеров и которая предшествовала созданию художественно-графического факультета в омском педагогическом. Всю свою жизнь отец работал художником-оформителем и рисовал «на заказ», поэтому моими первыми «книжками с картинками» были альбомы живописи. Моё истфаковское студенчество прошло во втором корпусе Педагогического университета на Партизанской, где наш факультет соседствовал с худграфом. С некоторыми из нынешних признанных родным городом и всей страной художников я в прямом смысле слова соседствовала в педовском общежитии «на Куйбышева». Все эти связи и обстоятельства определили мой неиссякаемый интерес к омскому художественному комьюнити — и к тем, кто остался зарисовывать навеянное родным городом, и к тем, кто ныне числится поуехавшими. Отправляясь на выставку за пару часов до церемонии награждения, я держала в голове имена любимых художников, надеясь увидеть их не только в списке номинантов, но и в числе победителей.

Картинки с выставки

Мне очень понравились те два часа, что я провела в зале экспозиции. Нет никакого сомнения — наш город богат талантами. На выставке разные виды художественного творчества соединились, чтобы представить омский культурный код в цвете, форме, эмоции и энергии. Деревенские пейзажи менялись городскими индустриальными, старые улицы города соседствовали с несуществующим омским метро. На одном стенде достоевщина — маслом, на смежном она же — пенопластом. Невозможно представить наш город без Любинского проспекта, и вот он — ночной на холсте. Ещё труднее поверить, что искусство, рождённое на берегах Иртыша, обойдётся без этого символа, и он есть — в свете луны на картоне. Алексей Либеров, без которого немыслима история омского искусства — здесь же — запечатлён Михаилом Мининым в гипсе. Ну и конечно — театр. Какой же омский культурный код без театра! Ироничные и яркие работы на тему театра представила публике Светлана Мухина.

Пока выставочный зал оставался полупустым, думалось о том, что вот сейчас здесь соберутся люди, создающие этот культурный код, и их встретят овациями и морем цветов благодарные поклонники. Придут чиновники всех мастей и расскажут как они гордятся возможностью обеспечить условия и обслужить интересы. Увы и Ах!

По будничному

Именно так прошла церемония награждения пятнадцатого почти юбилейного конкурса на лучшее художественное произведение Омска. Милая барышня с бумажки зачитала соответствующий случаю набор дежурных штампов и началась раздача слонов.

Председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов, представивший, кстати, свою работу «Притчи царя Соломона» в номинации «Графика», поздравил всех со случившимся в Омске ярким и богатым на художественные откровения годом и начал церемонию награждения с вручения наград за творческое долголетие. Их удостоились корифеи омского искусства: Галковский Александр Иванович, Десятов Виктор Александрович, Желиостов Иван Иванович и Катилло-Ратмиров Георгий Сергеевич.

3

Уже после церемонии награждения, отвечая на вопросы — Какой же он Омск художественный? Как меняется его лицо? Он стареет или успешно сохраняет молодость? Он чтит традиции или склонен к новаторству? — Андрей Николаевич отметил, что именно благодаря активной и деятельной позиции мэтров омскому творческому союзу удаётся сохранять традиции и обеспечивать их преемственность. Молодым художникам с избытком энергии, но пока ещё естественным дефицитом опыта есть у кого и чему учиться, а значит так необходимый искусству баланс формы и содержания будет обеспечен.

Объявление победителей и призёров началось с номинации «Искусствоведение, художественная критика и кураторский проект». Здесь лидерами были названы Евгений Дорохов и Александр Шафеев — авторы межрегионального художественного проекта «Энергия абстракции. Сибирь-Урал».

«Торс», отлитый в бронзе, был признан лучшей работой в номинации «Скульптура и монументальное искусство», а Михаил Минин и Евгений Дорохов, так удачно упаковавший Достоевского в пенопласт заняли второе и третье место.

Триумфатором номинации «Декоративно-прикладное и народное искусство» стала уже упомянутая мной Светлана Мухина с работой, посвящённой взаимоотношениям зрителя и театра.

Наиболее представленными ожидаемо стали номинации «Графика» и «Живопись», где за звание лучшего боролись по несколько десятков претендентов. Не скрою, на момент оглашения результатов коллегиального решения, моё сердце билось неровно, потому что как зритель я давно уже распределила все свои симпатии.

В номинации «Графика» лучшей была признана работа «Мост» Анастасии Гуровой. Второе место досталось Людмиле Белозеровой за серию под названием «Ветер Ольхона». Третью премию разделили Ольга Кошелева с изумительными пастелями «Темные аллеи», Игорь Санин с триптихом «Вечера в деревне» и Елена Боброва, чей «Зимний Петербург» притягивал меня магнитом, пока я бродила по выставке, и возвращал меня к себе снова и снова.

4

Ну и наконец, лучшим живописным произведением 2019 года стал триптих Георгия Кичигина «Мёртвый дом Ф.М. Достоевского». Георгия Петровича омским ценителям искусства особенно представлять не надо. На его счету столько титулов, премий и побед, что третья подряд победа в конкурсе на звание «лучший омский художник года» не слишком много прибавит его авторитету в сообществе и любви, которую ему дарят поклонники. Отмечу только, что, объявляя его победителем, Андрей Машанов сказал, что решение это было практически единогласным.

На третьем месте в номинации «Живопись» оказались работы Николая Молодцова и Татьяны Дашковой. Второе место разделили двое молодых художников — Елена Боброва, уже отмеченная жюри в графике, и Сергей Лисица. Елена номинировала свою работу «Драма поздней осени» и, как всегда, не осталась незамеченной. Редко кого оставляет равнодушным её особенный стиль — щедрость мазка, обилие ярких красок, темперамент, энергия, бьющая через край. Вступив в Союз художников в 27 лет, она до сих пор является одним из самых молодых участников выставки.

Сергей Лисица, представивший на суд профессионалов работу «Эра чародея», посвящённую известному омскому художнику Николаю Горбунову, в итоге покорил и сердца зрителей, отдавших ему свой специальный приз. По словам Сергея, «Эра чародея» — дань памяти близкому человеку, учителю, настоящему творцу и чародею искусства, рано ушедшему и неисчерпавшему свой творческий потенциал.

Чародеи искусства — хорошее определение для людей, которым, чтобы взять тебя в плен, нужны только холст, краски и мало кому отпущенная магнетическая энергия, передаваемая на кончик кисти. Слава богу, в нашем городе чародеев достаточно. Встретить их всех разом можно каждый год в конце января в Омском доме художника по адресу: Лермонтова, 8.

Главное, чтобы этот дом, неизбалованный поддержкой и вниманием со стороны выдающих и распределяющих, как можно дольше не становился мёртвым.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 53 человека

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 186 человек











Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

4035208 февраля 2021

Стиль жизни

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

3841408 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1454105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

2054130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

401530 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх