Владимир Половинко: «Даже реорганизация «Газпрома» и Сбербанка не вызвала такой реакции»

В дискуссии вокруг структурных изменений в ОмГУ больше хайпа, эмоций, желания сохранить свои привычные позиции, чем конструктива, считает заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ.

3882518 февраля 2020
Владимир Половинко: «Даже реорганизация «Газпрома» и Сбербанка не вызвала такой реакции»

Новость о реорганизации в Омском государственном университете встрепенула общественность пятничными вечером, осталась топовой в выходные и не утратила к себе интереса в начале новой рабочей недели. По поводу изменений высказались не только преподаватели и выпускники вуза, но и все, кто сохраняет интерес к повышению престижа омского высшего образования. Сегодня настала очередь Владимира Половинко, доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ.

— Владимир Семёнович, чем, на Ваш взгляд, все-таки вызваны изменения в структуре вуза?

1

— Я внимательно следил за возникшей вокруг события дискуссией. Честно скажу, приятно удивлен, что жизнь университета вызывает живейший интерес у омичей и даже «омсквичей». Это внимание означает, что люди понимают его значимость и заинтересованы в том, чтобы университет развивался. Иначе бы такой реакции не было. Даже реорганизация «Газпрома» и Сбербанка не вызвала такой реакции. Это естественная необходимость, когда структура пытается найти оптимальные модели, чтобы улучшить управление и продукт. Через реорганизацию проходят и федеральные вузы, и крупные исследовательские центры. Причём, процессы эти в них проходят куда более радикально. Обычно такие преобразования ­не сиюминутное решение, а назревшая необходимость, и связаны они с желанием улучшить и оптимизировать образовательный и научный процесс.

— При обсуждении событий в вузе самой популярной версией стало сокращение финансовых расходов.  Неужели вуз испытывает проблемы, что готов их решать за счёт зарплат заведующих кафедрами?

— Организационная структура нашего вуза сложилась более двадцати лет назад и понятно, что она отражала реалии прошлого времени. Сейчас требования жизни меняются, поэтому изменения в структуре в первую очередь призваны привести образовательный процесс в соответствие с требованием времени. Популярная версия у людей, комментирующих произошедшие в вузе изменения, как мероприятия, направленного на решение финансовых проблем, совершенно не состоятельна, потому что особой экономии вуз в результате этих преобразований не получает. Я уверен, что главная причина – желание найти такую модель, которая будет в большей мере соответствовать современным требованиям к организации процесса обучения. По крайней мере, именно этим мы руководствовались на экономическом факультете, затевая целую серию стратегических сессий.

—Можете озвучить какие-то конкретные ожидаемые результаты произошедших слияний и поглощений?

— Конечно. Реорганизация коснулась только малочисленных кафедр. В университете были кафедры, где работало два или четыре преподавателя. Давайте зададимся таким вопросом: может ли коллектив, который состоит из нескольких человек, эффективно организовать учебный процесс, заниматься наукой, выигрывать гранты, организовывать и проводить конференции? Конечно же, нет. Это происходит не потому, что преподаватели не дотягивают до какого-то уровня, просто у них недостаток организационного потенциала. Таким образом, объединяя кафедры, создаются преподавательские коллективы, способные эффективнее организовывать учебный и научный процессы. Например, на факультете теологии были объединены кафедры философов, культурологов, теологов, которые в принципе имеют единую предметную область деятельности. Объединив свой потенциал, они гораздо эффективнее будут работать вместе.

По поводу объединения факультетов экономики и международного бизнеса могу сказать только одно: университет неоправданно долго сохранял ситуацию, когда в рамках одной структуры существует два факультета, которые готовят студентов по одним и тем же стандартам. Я замечу, что вопрос о слиянии не сегодня возник. Он уже более десяти лет обсуждается. Теперь появилось решение, исключающее дублирование преподавания одинаковых дисциплин на двух потоках.

— То есть, на Ваш взгляд, факультет международного бизнеса последние десять лет существовал только благодаря своему звучному названию?

— Давайте вспомним историю. В 90-е годы мы получили адекватный времени всплеск интереса к коммерции. Возник спрос на соответствующее образование. Появился факультет, на котором основной акцент был сделан на подготовку к деятельности в рамках рыночной экономики. Экономический же факультет сосредоточился на фундаментальных и технологических экономических процессах. Тогда такой расклад соответствовал запросу времени. На сегодняшний день предметная область объединилась. На каждом факультете есть свои изюминки, свои сильные и слабые стороны. Дискуссию о том, что кто-то из них имеет явные преимущества, считаю непродуктивной. Международными контактами занимаются оба факультета, и не очевидно, что кто-то имеет явные конкурентные преимущества. У экономистов больше направлений подготовки в магистратуре, больше получаемых грантов. Задача любой организации в концентрации усилий и ресурсов на прорывных направлениях. Дублирование и феодализм только ослабляет подготовку.

2

Отмечу вместе с тем, что эконом раньше, чем другие факультеты осознал, что требуются изменения, адекватные запросам нового времени. Мы отстаём, и это надо признать. Осознание проблемы и её принятие – важный этап любого развития. Хвалиться можно многим, но важно видеть и проблемы. По инициативе преподавателей факультета (с приглашением преподавателей ФМБ) были организованы стратегические сессии, где анализировался опыт ведущих вузов, существующие тренды в сфере образования. В рамках сессий выработана чёткая программа действий по изменению процесса обучения. Разработана программа развития компетенций преподавателей. Для студентов разработана система модульного обучения. Кроме того мы подготовили программу, по которой около 10 процентов курсов будет читаться студентам online преподавателями ВШЭ и других ведущих вузов. Так что объединение факультетов пойдёт на пользу студентам и позволит им получить современные экономические знания и умения.

— Есть опасения, что после объединения факультетов студенты, обучавшиеся до этого на факультете международного бизнеса, перестанут изучать какие-то специфические для этого факультета дисциплины? Чем будет отличаться их диплом от диплома выпускников прошлых лет?

— Я могу говорить только как заведующий кафедрой и член Ученого совета факультета. Замечу, что в дипломе нет записи о том, какой факультет закончил студент. Все  - выпускники университета по соответствующему направлению подготовки, которые сохранены полностью.   Количество преподавателей тоже не уменьшится. Нужно понимать, что количество ставок определяется в соотношении к количеству студентов, а их количество при сложении не уменьшится. Кто будет читать? Считаю, что в случае дублирования дисциплин выбор должен быть за лучшими, востребованными, на конкурсной основе. По крайней мере, я буду отстаивать именно эту позицию. Именно таким образом мы дадим импульс к тому, чтобы преподаватели старались развиваться и давать современные знания.

— Если реорганизация – веление времени, почему она отложена на других факультетах, например, на юридическом?

— Если я правильно помню нормативные документы, то юрфак может вести магистерскую подготовку только в том случае, если на факультете действует не менее шести кафедр. Сейчас там их действует восемь. В ближайшее время будет утверждён новый образовательный стандарт и тогда будут приняты соответствующие решения.

Резюмировать могу тем, что в дискуссии больше хайпа, эмоций, желания сохранить свои привычные позиции, чем конструктива. Я рад, что ОмГУ занимается осознанием своей стратегической роли и делает шаги в повышении своей конкурентоспособности.

 

 

 

3

Автор:Светлана Киргинцева

Фото:из личного архива Половинко В.С.

Теги:Владимир ПоловинкоОмГУ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.04.2020

Что нужно сделать с ЕГЭ в этом году?

Уже проголосовало 26 человек

19.03.2020

Изменился ли ваш жизненный распорядок в связи с коронавирусом?

Уже проголосовало 210 человек

















Блог-пост

Екатерина Копейкина

— журналист

Екатерина Кукина

— Преподаватель института математики ОмГУ

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Хроники коронавируса. Филиппины. Малолос

«ВОмске» продолжает публикацию материалов, в которых люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится Арасели Кабильон дела Пьедра.

34008 апреля 2020

Хроники коронавируса. Испания. Виланова-и-ла-Желтру

«ВОмске» продолжает публикацию материалов, в которых люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится бывший омич Тимур Дудкин из Каталонии, уже лично имевший дело с COVID-19.

74607 апреля 2020

Хроники коронавируса. Швеция. Стокгольм

«ВОмске» продолжает публикацию материалов рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится Роман А.

96606 апреля 2020

Хроники коронавируса. ЮАР. Ламбертсбей

«ВОмске» продолжает публикацию материалов рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится член Украинской Ассоциации в ЮАР Татьяна Хьорн.

52305 апреля 2020

Хроники коронавируса. Новая Зеландия. Гамильтон

«ВОмске» продолжает публикацию материалов рубрики, в которой люди из разных стран рассказывают о том, что происходит у них в связи с пандемией коронавируса. Своими впечатлениями делится Ольга Дмитренко из Новой Зеландии.

52903 апреля 2020

Стиль жизни

«Карантикулы – когда школа может достать тебя везде!»

Уклад

«Карантикулы – когда школа может достать тебя везде!»

«Цветы жизни»: засадили (дома), поливаем (знаниями), растут (напряги), вянут (уши). Или же всё хорошо? Чтобы узнать наверняка, мы спросили самих школьников: и как вам в самоизоляции и на дистанционке, ребята?

744608 апреля 2020
Мыслящие здраво. Елена Агафонова

Здоровье

Мыслящие здраво. Елена Агафонова

Свежий морс, ведро воды, йога-массаж и другие лайфхаки от директора омского цирка, которые позволяют ей оставаться в тонусе и в балансе.

94803 апреля 2020
«Творю добро. Грешен!»

Кредо

«Творю добро. Грешен!»

Как не возненавидеть тех, кому помогаешь.

76128 марта 2020
«Маску снять, презерватив надеть»: секс в эпоху коронавируса

Секс

«Маску снять, презерватив надеть»: секс в эпоху коронавируса

Пять актуальных вопросов омскому сексологу Сергею Тимофееву, руководителю «Клиники для двоих».

269027 марта 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх