Он нас насквозь видит

Большой, добрый и в веселой шапочке со звездами и совятами: серьезный человек, кардиохирург, врач по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению КМСЧ№9 Гарегин Костанян моет руки и идет за стол. Операционный. И так – каждый день.

585101 августа 2020
Он нас насквозь видит

– Гарик – «Паганини»! – на удивленный взгляд главный врач КМСЧ-9 Юрий Викторович Шаповалов весело вскидывает бровь. – Такое у него прозвище – он, правда, не скрипач, а талантливый пианист! А еще и виртуоз высокотехнологичных аппаратов.

Для мамы, друзей и главврача – Гарик, для жены – «милый», для детей – «папуля», а для пациентов – Гарегин Мурадович Костанян, малоинвазивный хирург, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения девятой медсанчасти. «Хороший семьянин, заботливый отец, а врач – пусть банально звучит, но – от Бога, – говорит Шаповалов. – Все время стремится к развитию, думающий парень, решения взвешенные принимает, хороший клиницист… Мы же его тащили из Новосибирска, мне позвонили: «Есть наш, омский парень, уехал в соседний город стажироваться, вернется в Омск – возьмите, не пожалеете, руки золотые!» Я с ним поговорил – и сразу его на заведование поставил. Не пожалел».

1

Гарегин Мурадович кивает: да, окончил музыкальную школу имени Янкелевича. Любит менуэты Моцарта и сонатины Бетховена, но за операционным столом все же стоит гораздо чаще, чем сидит за пианино: за последний год с тремя коллегами по отделению провел около тысячи операций.

В Омске он буквально с рождения: его родители переехали в Сибирь после страшного землетрясения 1988-го года, которое разрушило почти всю северную часть Армении и вошло в историю как катастрофа, унесшая 25 тысяч жизней лишь по официальным данным. В центре землетрясения оказался Ленинакан, где жили Костаняны. Маму, учительницу физики, мощные толчки декабрьским днем ровно в 11:41 застали на уроке. Через старую часть школы она эвакуировала свой класс, страшно тревожась о двух старших дочерях, ученицах той же школы, а еще за будущего сына – до его рождения оставалась лишь пара месяцев. Отец пробирался домой с завода, где работал инженером…

Когда масштабы бедствия стали понятны, – о быстром восстановлении города не было и речи – семья перебралась в Омск, где уже жили родственники. Старшие сестры Гарегина окончили медицинский вуз – одна стала неврологом, другая – клиническим фармакологом. Сам он некоторое время колебался: может, пойти по стопам родителей и выбрать точные науки? И все же сделал выбор в пользу омской медакадемии, где окончил педиатрический факультет. Постепенно определился и со специализацией – когда почувствовал непреодолимый интерес ко всем секретам работы сердечно-сосудистой системы.

Этим он занимается и сегодня в стенах «девятки»: спасает жизни. Его будни – ишемическая болезнь сердца, инфаркты, «неотложка» (70 процентов пациентов поступают именно по «скорой помощи»), операционный стол, коронарография, коронарошунтография, баллонная ангиопластика, стентирование коронарных артерий сердца, имплантация электрокардиостимуляторов при нарушениях сердечного ритма и многое-многое другое…

– Привезли человека – есть препятствие кровотока: или тромб, или атеросклеротическая бляшка. Наша задача – коронарография, исследование проходимости сосудов и стентирование: в сосуд сердца через запястье вводится специальный металлический каркас, восстанавливается питание сердца… Если сделать все это в течение первых 90 минут после инфаркта, можно свести его последствия к минимуму.

Около 600 подобных вмешательств в год, большинство из которых проводятся трансрадиальным доступом – через лучевую артерию. В «ведении» хирурга – не только сердце. В отделении лечат заболевания периферических артерий: нижних конечностей, подключичных артерий, сонных артерий. Занимаются и паллиативной помощью: химиоэмболизацией сосудов при злокачественных новообразованиях и метастатических поражениях печени. «В свое время проводили крайне мало операций на конечностях, а с февраля 2015-го года на базе МСЧ-9 начал работу Центр критической ишемии нижних конечностей и синдрома диабетической стопы, – рассказывает Гарегин Костанян. – Благодаря этому Центру омичи, страдающие от сахарного диабета, вот уже пятый год избегают ампутации конечностей и тяжелой степени инвалидности. Также проводим операции при миомах матки, при раке шейки матки, при онкологических заболеваниях печени. Делается небольшой прокол на бедре, и в артерию печени – по сути, в саму опухоль – вводится специальный препарат, а заодно проводится пережатие кровотока, чтобы опухоль не питалась свежей кровью. Такой «двойной ход»: это позволяет продлить неизлечимому неоперабельному пациенту жизнь, порой на несколько лет. Ведь для многих онкологических больных каждый день на счету…»

Врач приводит пример: женщина с тяжелой стадией онкологии очень хотела дождаться рождения внука. Благодаря операции, которая смогла «заморозить» больную печень и позволила состоянию пациентки не ухудшаться, женщина прожила еще два года, и её мечта исполнилась. По словам Гарегина, они проводят около 20-30 подобных операций в год. Есть к чему стремиться – к примеру, в Нижнем Новгороде это число превышает 600.

Он всегда стремился к большему. Именно поэтому после окончания учебы в омской медакадемии отправился в Новосибирск поступать в ординатуру по сердечно-сосудистой хирургии, и три года стажировался в знаменитой клинике имени академика Е.Н. Мешалкина: и в открытых операционных, и в рентгенэндоваскулярных. Насмотрелся, наудивлялся, натрогался, напрактиковался, вырос профессионально. Кстати, и «фирменную» звездно-совиную шапочку нашел в Новосибирске – приглянулась и стала верной спутницей молодого врача. Рассказывает о том периоде – уже сколько лет прошло – взахлеб: о шести кардиоцентрах, в каждом из которых провел по несколько месяцев, о врачах мирового уровня из Америки и Европы, которые регулярно прилетали в клинику и делились практическим опытом. О своих наставниках-хирургах Александре Викторовиче Марченко и Дмитрии Анатольевиче Редькине, а также Александре Григорьевиче Осиеве, которые делали уникальные операции на сердце.

2

Уже через день после операции пациенты Александра Осиева могли самостоятельно идти домой. Проводились операции без разрезов: к сердцу врач добирался не напрямик, а окольным путем: на ноге или руке больного специальной иглой прокалывается артерия, и через нее по кровеносным сосудам микроскопический инструментарий доставляется до поврежденного участка сердечно-сосудистой системы. За всеми передвижениями инструмента врачи наблюдают с помощью рентгена. Методики, применяемые доктором Осиевым, позволяли многим больным избежать скальпеля, а впоследствии жить полноценной жизнью — без инвалидности, без лекарств, без ограничений. Летальность при таких операциях нулевая. А еще врач разработал новый способ транспортировки лекарств в органы человека: методика позволяет точно дозировать и поддерживать нужную концентрацию препаратов в больном месте в течение длительного времени, при этом лекарство не оказывает токсического воздействия на другие органы, которые абсолютно их не затрагивает. Эта технология решала целый ряд проблем в сердечно-сосудистой хирургии и онкологии.

Разрабатывали и новые методики лечения различных патологий сердечно-сосудистой системы. Некоторые уникальные операции транслировались в Америку и Европу. Конечно, молодой врач Костанян был впечатлен и впитывал как губка – чтобы все это потом по возможности начать делать самому, оказывать своим будущим пациентам высококвалифицированную медицинскую помощь. Ведь одно дело – шунтирование с разрезом грудной клетки, остановкой сердца на два-три часа, когда кровь прогоняют через сложную систему трубок, а впереди – запуск «мотора», сложные швы, долгая реабилитация… Другое дело – современные методики: «маленький разрез в кисти, местный наркоз и через три дня домой. То же и на аорте, на сосудах брюшной полости и даже головного мозга…» – Гарегин Мурадович уверен, что будущее – за современными технологиями, новейшими методиками, а принцип «большой хирург – большой разрез» постепенно, но верно уходит в прошлое.

Когда в 2014 году он после стажировки приехал в Омск – еще не собираясь здесь оставаться – ему рассказали, что тут, в КМСЧ №9, открывается сердечно-сосудистый центр. Медсанчасть приобрела дорогой ангиографический комплекс для лечения сосудистых патологий (благодаря которому потом в первый же месяц спасли около 40 пациентов с инфарктом). Вот-вот откроется отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения... В общем, жизнь в больнице кипела. Кипел идеями и главный врач «девятки», Юрий Викторович Шаповалов. Познакомились, пообщались, сошлись быстро: молодой врач хотел профессионально развиваться, нормально зарабатывать, кормить будущую семью. Главный врач – передовой интересующийся человек, готов был идти на оправданные риски, внедрять новое, давать «зеленый свет» молодым талантливым кадрам, взращивать свою медицинскую вотчину.

Так Костанян и остался в Омске – на радость своим будущим пациентам. В 25 лет возглавил новое отделение. Конечно, не сидел как приклеенный: ездил на стажировки во Францию, Ирландию, Израиль, в российские города – например, в Нижний Новгород к известному рентгенхирургу Андрею Анатольевичу Серегину. «Легкие операции? Нет такого понятия, – говорит он. – Каждый случай уникален. Каждый день – что-то новое. Сложное стараемся брать, не отказываемся и не боимся. Раньше с ишемией многие уезжали в другие города, сейчас идут к нам… Стараемся».

Два года назад хирург Костанян женился – его супруга тоже врач, терапевт. Ждут третьего ребенка: «две девочки, мальчишку бы теперь». Мечтает о создании аритмологической службы, ответственной за нарушения сердечного ритма: «в городе-миллионнике этим никто не занимается». Человек он суеверный, забегать вперед не любит (как и возвращаться), поэтому – как сделает, так расскажет. Любит путешествовать, играть в хоккей с друзьями и в футбол с коллегами. В институте стоял на воротах, а теперь – защитник.

Как и на своем рабочем посту.

Лицензия № ЛО-55-О1-ОО2541 от 07.05.19.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:из личного архива Гарегина Костаняна

Теги:МСЧ №9


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

84119 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

317501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

318601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6632101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх