Для чего мы на землю попали?

К 75-летию композитора Алексея Рыбникова и 35-летию рок-балета «Юнона» и «Авось» на сцене Омского государственного музыкального театра.

175524 июля 2020

Алексей Львович Рыбников прославился множеством песен и музыкальных композиций для фильмов и спектаклей; в конце 70-х прогремела его первая рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на стихи чилийца Пабло Неруды, а с начала 80-х звезда самого автора киношлягеров, балетов и опер засияла с невиданной силой благодаря новаторской «Юноне» и «Авось».

Композитор Алексей Рыбников

1

17 июля 2020 года маэстро исполнилось 75 лет. И по сей день всем своим творчеством он доказывает, что для настоящей музыки — смерти нет.

Граф Резанов и Кончита Аргуэльо

В нашем городе рок-опера Алексея Рыбникова в записи 1980 года, легла в основу одного из старейших спектаклей музыкального театра — одноимённого балета. Феномен необычайной «живучести» этой постановки заслуживает, пожалуй, отдельного исследования театроведов.

Поэт Андрей Вознесенский

Кончита - Елена Шанина, граф Резанов - Николай Караченцов

Премьера спектакля, который сразу же стал одним из самых любимых у зрителей нашего музыкального театра, прошла 10 июля 1985 года — и любовь омичей к нему длится уже три с половиной десятилетия. Если бы не сложная эпидемиологическая обстановка в 2020 году, этим летом сотни горожан снова заполнили бы зал, чтобы пережить вместе с артистами историю о Мечте, Любви и Смерти.

Кончита - Елена Шанина,  граф Резанов - Николай Караченцов, Фернандо Лопес - Александр Абдулов

Верным зрителям известны этапы создания этого произведения. Андрей Вознесенский написал поэму «Авось!» в 1970 году. Сюжет её основан на событиях из жизни реальных исторических лиц — путешественника, дипломата, авантюриста Николая Петровича Резанова (1764–1807) и его возлюбленной Консепсьон (Кончиты) Аргуэльо, дочери коменданта крепости Сан-Франциско. Поэт показал своё произведение режиссёру «Ленкома» Марку Захарову, и тот решился на необычную постановку, безошибочно выбрав композитора. Алексей Рыбников в то время работал над музыкальными импровизациями на темы православных песнопений и взялся за новый спектакль — рок-оперу «Юнона» и «Авось», включив в неё готовые фрагменты, написанные в традициях духовной музыки. Так в «Юноне…», по словам Андрея Вознесенского, соединились обрядовые мотивы и «достоевский» рок. Для спектакля одной поэмы не хватило: пришлось добавить стихов из разных поэтических циклов, а также самостоятельные лирические произведения, которые не имели прямого отношения к теме оперы, но удачно вплелись в её атмосферу. И вскоре после премьеры в 1981 году произведение стало талисманом, знаменем театра «Ленком».

2

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский, Николай Караченцов

Граф Резанов - Николай Караченцов

В Омске рок-балет был поставлен всего через несколько лет после открытия нового здания музыкального театра — знаменитого сейчас архитектурного символа нашего города. Сделал это талантливый хореограф из Саратова Анатолий Дементьев (1942–2017).

Первый балет на основе рок-оперы «Юнона» и «Авось» Анатолий Александрович Дементьев поставил в Саратове в 1984 году — он тогда служил главным балетмейстером Саратовского театра оперы и балета. Этот впечатляющий спектакль не остался без внимания театральных администраторов из нескольких городов Советского Союза. На следующий год Омск повторил, вплоть до декораций и костюмов, саратовскую постановку, а уже после нас — Нижний Новгород, Алма-Ата, Новосибирск…

Балетмейстер Анатолий Дементьев

Елена Шихова, педагог-репетитор по балету, танцевала Кончиту в омской премьере и затем — ещё более двухсот спектаклей (включая юбилейный 200-й). Мы спросили у Елены Сергеевны, почему за 35 лет балет не наскучил омской публике.

— Наверное, вы и сами понимаете: такая в нём музыка! Зрителя трогает и вечная тема любви, которая способна всё преодолеть. Поэтому произведение сегодня так современно. Если вспоминать самое начало, то премьеру мы танцевали вместе с моим однокурсником Владимиром Кузнецовым в роли Резанова. Мы вместе учились в Пермском хореографическом училище. Когда театр только открывался, в Омск прибыла большая труппа балета и вокалистов, и Володя приехал сюда со своей семьёй. Все первые балеты, какие были у нас в театре, мы танцевали с ним. А «Юнона…» был не первый спектакль Омского музыкального, но сейчас это старейший из балетов в нашем репертуаре, единственный оставшийся почти с самого открытия театра. Почему наше руководство захотело поставить этот балет? Видимо, это случилось на волне интереса к новому жанру: Рыбников незадолго до «Юноны…» написал рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», ставшую очень популярной. И новая его рок-опера сразу завоевала сердца. Тогда в Саратове Анатолий Дементьев поставил балет по этому произведению, а руководство нашего театра пригласило его и трёх исполнителей главных ролей для постановки спектакля в Омске. Мы в короткий срок, перед гастролями на Украину, учили свои партии. Затем репетировали с педагогом Леонидом Фарбером. Во время наших гастролей к нам снова приехал Дементьев, и там же состоялась премьера. Танцевать этот спектакль было одно удовольствие: настолько завораживают музыка и сюжет. Конечно, этот балет мне очень дорог.

Кончита - Елена Шихова, граф Резанов - Евгений Гращенко

Лариса Такмакова, также на протяжении многих лет исполнительница роли юного «ангела Сан-Франциско», поделилась своим отношением к спектаклю и своей партии в нём.

3

— Мне очень нравится этот балет, и я всегда особым образом на него настраивалась, готовилась к выходу на сцену. Самое волнующее место для меня — в первом акте, когда Кончита впервые встречается с Резановым на балу, момент их влюблённости. И та же сцена лейтмотивом проходит в конце, когда уже после смерти герои встречаются на небесах. Повторяются музыка и танец на балу, только в замедленном темпе. Это очень трогательная сцена, я всё время в ней по-особенному себя чувствовала. Я танцевала партию Кончиты в паре с Евгением Гращенко — это мой одноклассник по Новосибирскому училищу. Он специально приезжал в Омск на спектакли. Новосибирская постановка практически такая же, за исключением некоторых нюансов, и поэтому моему партнёру было легко танцевать партию Резанова. Но чаще всего я выходила в паре с солистом нашего театра Андреем Матвиенко. Это необычный спектакль, в нём очень красивая музыка, красивые песни. Любовь, верность, чистота — всё это актуальные темы во все времена, которые никого не могут оставить равнодушным. Сколько бы этот балет ни шёл, в театре аншлаг. Финальная композиция — «Аллилуйя!» — о том, что любовь всегда жива. Герои погибли, но любовь бессмертна, — и люди уходят со спектакля с хорошим, светлым чувством.

Кончита - Лариса Такмакова, граф Резанов - Андрей Матвиенко

Кончита - Лариса Такмакова, граф Резанов - Андрей Матвиенко, Юродивый - Сергей Флягин

В роли Юродивого — альтер эго главного героя — 26 лет на омской сцене заслуженный артист России Сергей Флягин. Он рассказал о некоторых исполнительских секретах своей партии.

— Меня вводил в роль Олег Карпович. Он танцевал в балете «Юнона» и «Авось», кроме Юродивого, также партию Резанова. Для меня же партия Юродивого стала судьбоносной. Олег Иванович буквально жил этой ролью на сцене, и он передавал мне не просто движения, их порядок, а свои эмоции, чувства. Любой малейший хореографический недостаток, отличие от оригинальной партии он сильно переживал, но также требовал, чтобы я вносил в характер персонажа и свои собственные краски. Сейчас и я мог бы передать эту партию новому артисту, сохранив преемственность не только в балетном рисунке, но и эмоций героя.

Юродивый - Олег Карпович

Юродивый — сложный персонаж, требующий от танцовщика актёрской игры. Это человек, изнемождённый невзгодами, в его характере проявляется сухость, болезненность натуры. Но где-то — и геройские черты, мотив преодоления, как в сцене с моряками. В начале спектакля, когда он рассказывает о тяжёлой доли народа, я через себя пропускаю эти эмоции. Роль также требует хорошей физической подготовки. Есть зависание в позе распятия: его нужно настолько отработать и сконцентрироваться в момент исполнения, чтобы зритель в зале успел считать эту позу как образ распятого Христа. Это действительно нужно ощутить, почувствовать артисту, пропустить через себя. Для выполнения этого элемента танцовщик должен обладать достаточной физической силой, высоким прыжком и от природы данным так называемым баллоном — умением зависнуть в воздухе в определённой позе. Учитывая, что последние вводы проходят без участия прежних исполнителей, многие элементы теряются и уходят из спектаклей. Так постепенно и сами спектакли незаметно один за другим пропадают со сцены.

Юродивый - Сергей Флягин

Юродивый - Сергей Флягин

Но «Юнона…» пока держится! Успех этого балета в первую очередь — в прекрасной музыке Алексея Рыбникова. Во-вторых, публика знает и любит постановку Марка Захарова: у людей спектакль часто ассоциируется с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной — исполнителями главных ролей в «Ленкоме». Плюс — естественно, вечная тема любви. Этим и жив спектакль. В Омском музыкальном театре он поставлен как современный балет с элементами классики. В своё время это было новшество, и в нашем театре работы такого качества редкость. Можно вспомнить для примера балет «Высоцкий», который ставил Станислав Колесник. «Юнона» и «Авось» — из того же ряда.

4

Кончита - Елена Шихова, граф Резанов - Евгений Гращенко, Юродивый - Сергей Флягин

Этот балет по сей день остаётся совершенно особенным для омского зрителя. Каждый эпизод —мини-шедевр на всех планах: музыка, текст, хореография. Спектакль, требовательный не только к исполнителям главных ролей, но и к кордебалету. В нём нет массовки: всё это геометрически выстроенные сцены, в которых есть фольклорные мотивы, сочетание элементов обрядового действа и народной хореографии массовых праздников с современным танцем.

Кончита - Нина Маляренко, граф Резанов - Андрей Матвиенко, Юродивый - Сергей Флягин

Пусть история, рассказанная Алексеем Рыбниковым, Андреем Вознесенским и Анатолием Дементьевым, сильно романтизирована, приукрашена поэтической фантазией творцов. Зрители любят этот спектакль за прикосновение к чуду. За то, что он даёт возможность каждому выхватить образы исчезнувшего пошлого в неверном свете с театральных небес, в звуке ветра, колышущего трубчатый занавес, позволяет в одном воздушном пируэте разглядеть какой-то важный жизненный поворот в собственной судьбе. Вот уже 35 лет.

Автор:Елена Завьялова

Фото:Фото из интернет источников. Из семейного архива Сергея Флягина. Театральные фотографы: Андрей Бахтеев, Александр Барановский.

Теги:рок-операпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

22.07.2020

Где вы отдыхаете этим летом?

Уже проголосовало 126 человек

18.06.2020

Как вы относитесь к идее сократить новогодние каникулы-2021 из-за эпидемии коронавируса?

Уже проголосовало 690 человек















Блог-пост

Ляля Помидорова

— Художник-керамист

Светлана Мельникова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Дмитрий Шпакин, Калифорния: «Наш штат занимает первое место по росту инфицированных COVID-19»

«Вторая волна» рубрики «Хроники коронавируса» знакомит читателей с тем, как изменилась повседневность людей, живущих в разных странах мира в период пандемии. Бывший омич Дмитрий Шпакин рассказывает о начавшейся второй волне эпидемии и о том, что для человека готового действовать в любых обстоятельствах, ограничения могут встать на один уровень с возможностями.

125129 июля 2020

Дмитрий Лутаев, Жирона: «Испанское правительство щедро раздаёт только обещания»

«Вторая волна» рубрики «Хроники коронавируса» знакомит читателей с тем, как изменилась повседневность людей, живущих в разных странах мира в период пандемии. Дмитрий Лутаев вслед за изменившимся жизненным укладом, решил поменять и страну проживания.

104428 июля 2020

Ксения Бондарчук, США-Южная Корея: «Пока не приехала сюда, я и не знала, что во время пандемии есть нормальная жизнь»

«ВОмске» продолжает публикацию материалов «второй волны» рубрики «Хроники коронавируса». Своими наблюдениями жизни в пандемию сразу в двух очень разных странах делится бывшая омичка Ксения Бондарчук.

126927 июля 2020

Жанна Беспалова, Хайфа: «Вторая волна «короны» захлестнула Израиль с головой»

Во «второй волне» рубрики «Хроники коронавируса» — бывшая омичка Жанна Ившина (Беспалова) о том, о чем, как она надеялась, писать не придется.

135025 июля 2020

Дмитрий Ходько, Оттава: «Ставлю пять с минусом канадской антикоронавирусной программе»

На «второй волне» рубрики «Хроники коронавируса» на вопросы «ВОмске» вновь — спустя три месяца — отвечает исследователь мироздания из Канады Дмитрий Ходько.

400324 июля 2020

Стиль жизни

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Story

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Десять лет на посту: директор Омского цирка рассказала, как отметить профессиональный юбилей, когда главный «виновник торжества» закрыт, как животные проводят время, пока не могут радовать публику, и о плюсах вынужденных каникул.

395012 июля 2020
«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Кредо

«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Первая и последняя. Рассказ об удивительной женщине, её собаках и её людях.

50951703 июля 2020
А вы умеете заниматься сексом?

Секс

А вы умеете заниматься сексом?

Сложно представить, как кто-то признается – «нет, не умею». Вроде все просто – но можно ли перейти из «ПТУ» в «вуз», спросили как-то сексолога Сергея Тимофеева.

479423 июня 2020
Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Здоровье

Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Пневмония, три недели в коме, ИВЛ, инопланетные жуки и минус 20 килограммов: история первого омского тяжелого пациента с коронавирусом, которого выписали из больницы.

10751106 мая 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх