Для чего мы на землю попали?

К 75-летию композитора Алексея Рыбникова и 35-летию рок-балета «Юнона» и «Авось» на сцене Омского государственного музыкального театра.

325624 июля 2020

Алексей Львович Рыбников прославился множеством песен и музыкальных композиций для фильмов и спектаклей; в конце 70-х прогремела его первая рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на стихи чилийца Пабло Неруды, а с начала 80-х звезда самого автора киношлягеров, балетов и опер засияла с невиданной силой благодаря новаторской «Юноне» и «Авось».

Композитор Алексей Рыбников

1

17 июля 2020 года маэстро исполнилось 75 лет. И по сей день всем своим творчеством он доказывает, что для настоящей музыки — смерти нет.

Граф Резанов и Кончита Аргуэльо

В нашем городе рок-опера Алексея Рыбникова в записи 1980 года, легла в основу одного из старейших спектаклей музыкального театра — одноимённого балета. Феномен необычайной «живучести» этой постановки заслуживает, пожалуй, отдельного исследования театроведов.

Поэт Андрей Вознесенский

Кончита - Елена Шанина, граф Резанов - Николай Караченцов

Премьера спектакля, который сразу же стал одним из самых любимых у зрителей нашего музыкального театра, прошла 10 июля 1985 года — и любовь омичей к нему длится уже три с половиной десятилетия. Если бы не сложная эпидемиологическая обстановка в 2020 году, этим летом сотни горожан снова заполнили бы зал, чтобы пережить вместе с артистами историю о Мечте, Любви и Смерти.

Кончита - Елена Шанина,  граф Резанов - Николай Караченцов, Фернандо Лопес - Александр Абдулов

Верным зрителям известны этапы создания этого произведения. Андрей Вознесенский написал поэму «Авось!» в 1970 году. Сюжет её основан на событиях из жизни реальных исторических лиц — путешественника, дипломата, авантюриста Николая Петровича Резанова (1764–1807) и его возлюбленной Консепсьон (Кончиты) Аргуэльо, дочери коменданта крепости Сан-Франциско. Поэт показал своё произведение режиссёру «Ленкома» Марку Захарову, и тот решился на необычную постановку, безошибочно выбрав композитора. Алексей Рыбников в то время работал над музыкальными импровизациями на темы православных песнопений и взялся за новый спектакль — рок-оперу «Юнона» и «Авось», включив в неё готовые фрагменты, написанные в традициях духовной музыки. Так в «Юноне…», по словам Андрея Вознесенского, соединились обрядовые мотивы и «достоевский» рок. Для спектакля одной поэмы не хватило: пришлось добавить стихов из разных поэтических циклов, а также самостоятельные лирические произведения, которые не имели прямого отношения к теме оперы, но удачно вплелись в её атмосферу. И вскоре после премьеры в 1981 году произведение стало талисманом, знаменем театра «Ленком».

2

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский, Николай Караченцов

Граф Резанов - Николай Караченцов

В Омске рок-балет был поставлен всего через несколько лет после открытия нового здания музыкального театра — знаменитого сейчас архитектурного символа нашего города. Сделал это талантливый хореограф из Саратова Анатолий Дементьев (1942–2017).

Первый балет на основе рок-оперы «Юнона» и «Авось» Анатолий Александрович Дементьев поставил в Саратове в 1984 году — он тогда служил главным балетмейстером Саратовского театра оперы и балета. Этот впечатляющий спектакль не остался без внимания театральных администраторов из нескольких городов Советского Союза. На следующий год Омск повторил, вплоть до декораций и костюмов, саратовскую постановку, а уже после нас — Нижний Новгород, Алма-Ата, Новосибирск…

Балетмейстер Анатолий Дементьев

Елена Шихова, педагог-репетитор по балету, танцевала Кончиту в омской премьере и затем — ещё более двухсот спектаклей (включая юбилейный 200-й). Мы спросили у Елены Сергеевны, почему за 35 лет балет не наскучил омской публике.

— Наверное, вы и сами понимаете: такая в нём музыка! Зрителя трогает и вечная тема любви, которая способна всё преодолеть. Поэтому произведение сегодня так современно. Если вспоминать самое начало, то премьеру мы танцевали вместе с моим однокурсником Владимиром Кузнецовым в роли Резанова. Мы вместе учились в Пермском хореографическом училище. Когда театр только открывался, в Омск прибыла большая труппа балета и вокалистов, и Володя приехал сюда со своей семьёй. Все первые балеты, какие были у нас в театре, мы танцевали с ним. А «Юнона…» был не первый спектакль Омского музыкального, но сейчас это старейший из балетов в нашем репертуаре, единственный оставшийся почти с самого открытия театра. Почему наше руководство захотело поставить этот балет? Видимо, это случилось на волне интереса к новому жанру: Рыбников незадолго до «Юноны…» написал рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», ставшую очень популярной. И новая его рок-опера сразу завоевала сердца. Тогда в Саратове Анатолий Дементьев поставил балет по этому произведению, а руководство нашего театра пригласило его и трёх исполнителей главных ролей для постановки спектакля в Омске. Мы в короткий срок, перед гастролями на Украину, учили свои партии. Затем репетировали с педагогом Леонидом Фарбером. Во время наших гастролей к нам снова приехал Дементьев, и там же состоялась премьера. Танцевать этот спектакль было одно удовольствие: настолько завораживают музыка и сюжет. Конечно, этот балет мне очень дорог.

Кончита - Елена Шихова, граф Резанов - Евгений Гращенко

Лариса Такмакова, также на протяжении многих лет исполнительница роли юного «ангела Сан-Франциско», поделилась своим отношением к спектаклю и своей партии в нём.

3

— Мне очень нравится этот балет, и я всегда особым образом на него настраивалась, готовилась к выходу на сцену. Самое волнующее место для меня — в первом акте, когда Кончита впервые встречается с Резановым на балу, момент их влюблённости. И та же сцена лейтмотивом проходит в конце, когда уже после смерти герои встречаются на небесах. Повторяются музыка и танец на балу, только в замедленном темпе. Это очень трогательная сцена, я всё время в ней по-особенному себя чувствовала. Я танцевала партию Кончиты в паре с Евгением Гращенко — это мой одноклассник по Новосибирскому училищу. Он специально приезжал в Омск на спектакли. Новосибирская постановка практически такая же, за исключением некоторых нюансов, и поэтому моему партнёру было легко танцевать партию Резанова. Но чаще всего я выходила в паре с солистом нашего театра Андреем Матвиенко. Это необычный спектакль, в нём очень красивая музыка, красивые песни. Любовь, верность, чистота — всё это актуальные темы во все времена, которые никого не могут оставить равнодушным. Сколько бы этот балет ни шёл, в театре аншлаг. Финальная композиция — «Аллилуйя!» — о том, что любовь всегда жива. Герои погибли, но любовь бессмертна, — и люди уходят со спектакля с хорошим, светлым чувством.

Кончита - Лариса Такмакова, граф Резанов - Андрей Матвиенко

Кончита - Лариса Такмакова, граф Резанов - Андрей Матвиенко, Юродивый - Сергей Флягин

В роли Юродивого — альтер эго главного героя — 26 лет на омской сцене заслуженный артист России Сергей Флягин. Он рассказал о некоторых исполнительских секретах своей партии.

— Меня вводил в роль Олег Карпович. Он танцевал в балете «Юнона» и «Авось», кроме Юродивого, также партию Резанова. Для меня же партия Юродивого стала судьбоносной. Олег Иванович буквально жил этой ролью на сцене, и он передавал мне не просто движения, их порядок, а свои эмоции, чувства. Любой малейший хореографический недостаток, отличие от оригинальной партии он сильно переживал, но также требовал, чтобы я вносил в характер персонажа и свои собственные краски. Сейчас и я мог бы передать эту партию новому артисту, сохранив преемственность не только в балетном рисунке, но и эмоций героя.

Юродивый - Олег Карпович

Юродивый — сложный персонаж, требующий от танцовщика актёрской игры. Это человек, изнемождённый невзгодами, в его характере проявляется сухость, болезненность натуры. Но где-то — и геройские черты, мотив преодоления, как в сцене с моряками. В начале спектакля, когда он рассказывает о тяжёлой доли народа, я через себя пропускаю эти эмоции. Роль также требует хорошей физической подготовки. Есть зависание в позе распятия: его нужно настолько отработать и сконцентрироваться в момент исполнения, чтобы зритель в зале успел считать эту позу как образ распятого Христа. Это действительно нужно ощутить, почувствовать артисту, пропустить через себя. Для выполнения этого элемента танцовщик должен обладать достаточной физической силой, высоким прыжком и от природы данным так называемым баллоном — умением зависнуть в воздухе в определённой позе. Учитывая, что последние вводы проходят без участия прежних исполнителей, многие элементы теряются и уходят из спектаклей. Так постепенно и сами спектакли незаметно один за другим пропадают со сцены.

Юродивый - Сергей Флягин

Юродивый - Сергей Флягин

Но «Юнона…» пока держится! Успех этого балета в первую очередь — в прекрасной музыке Алексея Рыбникова. Во-вторых, публика знает и любит постановку Марка Захарова: у людей спектакль часто ассоциируется с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной — исполнителями главных ролей в «Ленкоме». Плюс — естественно, вечная тема любви. Этим и жив спектакль. В Омском музыкальном театре он поставлен как современный балет с элементами классики. В своё время это было новшество, и в нашем театре работы такого качества редкость. Можно вспомнить для примера балет «Высоцкий», который ставил Станислав Колесник. «Юнона» и «Авось» — из того же ряда.

4

Кончита - Елена Шихова, граф Резанов - Евгений Гращенко, Юродивый - Сергей Флягин

Этот балет по сей день остаётся совершенно особенным для омского зрителя. Каждый эпизод —мини-шедевр на всех планах: музыка, текст, хореография. Спектакль, требовательный не только к исполнителям главных ролей, но и к кордебалету. В нём нет массовки: всё это геометрически выстроенные сцены, в которых есть фольклорные мотивы, сочетание элементов обрядового действа и народной хореографии массовых праздников с современным танцем.

Кончита - Нина Маляренко, граф Резанов - Андрей Матвиенко, Юродивый - Сергей Флягин

Пусть история, рассказанная Алексеем Рыбниковым, Андреем Вознесенским и Анатолием Дементьевым, сильно романтизирована, приукрашена поэтической фантазией творцов. Зрители любят этот спектакль за прикосновение к чуду. За то, что он даёт возможность каждому выхватить образы исчезнувшего пошлого в неверном свете с театральных небес, в звуке ветра, колышущего трубчатый занавес, позволяет в одном воздушном пируэте разглядеть какой-то важный жизненный поворот в собственной судьбе. Вот уже 35 лет.

Автор:Елена Завьялова

Фото:Фото из интернет источников. Из семейного архива Сергея Флягина. Театральные фотографы: Андрей Бахтеев, Александр Барановский.

Теги:рок-операпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

23.11.2020

Учеба в вузах и колледжах. Вы за дистант или против?

Уже проголосовало 5 человек

21.09.2020

Вы довольны горячим питанием младшеклассников в школе?

Уже проголосовало 114 человек













Блог-пост

Максим Мироненко

— Абориген

Сергей Демченков

— Филолог

Яков Большаков

— поэт и прозаик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Милютин – Шамилю Шихмирзаеву: «В этой сфере я дилетант…»

«Интервью по цепочке» продолжается в Клубной резиденции «Иртышская Ривьера».

2121218 ноября 2020

Стиль жизни

Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Кредо

Алексей Платонов: «История про гражданство Панамы родом из моих убеждений»

Владелец компании «Izюм» рассказал «ВОмске», зачем он получает уже третье гражданство и почему останавливаться на этом не собирается.

119318 ноября 2020
Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Здоровье

Мыслящие здраво. Евгений Смирнов

Чем дикий хрен полезнее огородного, как ходить по воде по 200 морских миль за ночь и по 20 км посуху за день, париться не по пустякам, а в японской бане и путешествовать с пользой для здоровья, рассказывает владелец салона мебели Koryna.

1361114 ноября 2020
Интервью на букву П

Книга

Интервью на букву П

«Педагог, психолог, писатель Николай Пономарев…» - начала было я и заметила невероятное скопление букв «п». Ну что ж, раз эта буква требует такого внимания, пусть и будет основной. Так неожиданно сложилось П-интервью с Николаем Пономаревым.

222515 октября 2020
«Рядом с баранами жить не хотим»

Уклад

«Рядом с баранами жить не хотим»

Слышал звон, теперь знаю, где он: как живут омские анастасиевцы, которые прочли книги из серии «Звенящие кедры России» и решили сбежать от цивилизации.

9843211 сентября 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх