Владимир Разумов: «Город обречен на полный крах системы высшего образования»

К редакции «ВОмске» обратился завкафедрой философии ОмГУ Владимир Разумов. «Для затравки» поделился перепиской с коллегой, доктором философских наук, профессором, завкафедрой философии Алтайского аграрного университета Андреем Ивановым.

220072726 февраля 2017
Владимир Разумов: «Город обречен на полный крах системы высшего образования»

Вот, собственно, сама переписка.

 

1

Андрей, привет!
Как дела?
В продолжение нашего эпистолярного общения. Увы, не о творчестве, а его уничтожении.
На ученом совете 03.02 проректор по учебной работе Смирнова Т.Б. докладывает о внутреннем аудите, связанном с аккредитацией ОмГУ в 2018 г. Это по результатам героического внедрения ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт – ред.) 3+. В принципе, все удовлетворительно, не считая огромных временных и материальных затрат (у нас сформирован отдел управления учебными программами, в основном под работу к аккредитации, в него входят пять квалифицированных специалистов).
Я задал вопрос: существует ли Концепция, Проект модернизации высшего образования, какой научно-образовательный центр, рабочая группа и пр. за это отвечает. Мне проректор вместе с ректором (Якуб А.В.) стали объяснять о том, как территориально выросло Минобрнауки, что Васильева недавно заявила, что меньше бумаготворчества не будет. При просьбе конкретизировать ответ, я услышал – это продукты, подготавливаемые министерством. На мое восклицание о том, что доценты и профессора тратят свое время на осуществление идей чиновников, не ведающих, что они творят, начальство развело руками, члены УС одобрительно зашумели.
Я думаю, у нас научная общественность жива еще?
Одна из очевидных нелепостей: одинаковые стандарты ОПОП, РПД, ФОС (язык-то какой!) для математиков и философов?!
В ОмГУ напрягают меньше, чем в остальных вузах Омска. Очевидно, работает вузовская пирамида даже в региональном масштабе. Полагаю, в МГУ, СПбГУ, ГУ ВШЭ и пр. из "высшей лиги" преподаватели такой фигней обременены существенно меньше! Написал об этом N, и спросил, а так ли у них.
Всего наилучшего!
Владимир Разумов

 

Володя, привет!
Увы, мы живем в эпоху систематического уничтожения высшего образования в России. Это не глупость, это предательство. Цель - 1) профессионально готовить потребителей и обывателей; 2) сбросить науку и образование с бюджета для собственного сверхпотребления. Полностью поддерживаю твое возмущение по ФГОС 3+, хотя еще и ФГОС не освоили. Докладываю ситуацию по своему аграрному ВУЗу. У нас в агроуниверситете срезали за 2 года бюджет на 64 млн, а требуют, чтобы зарплата преподавателей стала 180 процентов от средней по региону плюс чтобы на 1 преподавателя приходилось уже 12 студентов. Это сокращения, чреватые полной гибелью вуза, что я ректору прямо сказал. Тут надо биться, но народ инертен и запуган. Прежде всего, ректорский корпус. Готов во всем участвовать, но пассионариев что-то немного. Будем надеяться, что появятся. Любое письмо подпишу. И на улицу бы вышел.
Будем держаться и назло всем писать актуальные статьи и книги, а также хорошо и интересно читать лекции с оппозицией происходящему.
Всего тебе самого доброго.
Андрей

Андрей!
Как всегда в корень зришь!
ФГОС3 +, готовится ФГОС 3++ и далее. При этом никто не оценивает эффективность этой белиберды!
Я N написал аналогичное письмо. Он ближе к Минобрнауки, может чего присоветует. Кстати, о ректорском корпусе, М в сентябре перед началом СФС (Сибирский философский семинар в НГУ, 2016 г.) в ответ на мои сетования говорит: а чего ему ректору? Получает в год около 18 млн. руб., у него все хорошо...
Может в ПОИСК коллективную статью в жанре - открытое письмо министру образования...?
Володя.

 

Можно. Только писали уже. Им наплевать на письма. Надо писать сразу и президенту, и министру образования, что высшее образование уничтожается, и что потомки их лично проклянут, а не чиновников из министерства, которые наплодили бумаг. И надо побольше подписей. Но можно и узким кругом. Боюсь, правда, что ПОИСК сдрейфит. Самое поганое, что молчит МГУ, и что-то робкое цедит S. Вот если бы они кинули клич - было бы проще и подписи собирать, и нам в Сибири бороться. Увы, не могу достучаться до коллег. У них особый статус: четыре человека на преподавателя и отдельная строчка в бюджете, плюс сами присваивают «докторов» и «кандидатов». Растлили народец и разобщили по старому римскому принципу. Но давай в ПОИСК попробуем коллективное письмо. У меня хорошие связи на сайте «За науку» (Za nauku). Там продублируем. Терять то уже нечего. Уже и Москва не позади.
Удачи.
Андрей

 

Андрей!

Еще один штрих. С сегодня у твоих омских коллег в ОмГАУ идет проверка аспирантуры (только!). Комиссия - 15 человек, а проверять будут неделю!!! Никаких скандалов, дурных слухов и пр. по объекту проверки не было! А кто-то считает, что в науке/образовании РФ денег не хватает?!
У меня есть возможность передать нашу переписку дружественным мне журналистам, они недавно создали интернет-журнал. Ты согласен, если я чуть подредактировав, передам это для опубликования?
Жду твоего ответа.
Володя.

Давай журналистам, если порядочные. Нельзя молчать. И еще два гаденьких момента во всех реформах, что в этих ФГОСАх и проявляется - последовательная дегуманитаризация и дефундаментализация образования, что идеально для воспитания узко мыслящих и безграмотных людей-функций.
Удачи. 
Андрей.

 

Владимир Разумов прокомментировал переписку:

Идет сложный процесс, за которым – глубокая трансформация всего общества. Существует привычное представление, что наука и образование – это модераторы всех прочих процессов. Но, к сожалению, ситуация безвозвратно меняется: процессы в обществе опережают развитие науки и образования. Может быть, отчасти это является фактором потери интереса молодежи к науке и образованию.

Мы имеем дело с глобализацией по североамериканскому сценарию. Пару месяцев назад произошло, на мой взгляд, важное для российской экономики событие: перестали принимать во внимание мнение мировых рейтинговых агентств в оценке состоятельности российских компаний. Очень странным на этом фоне является то, что до сих пор мы с огромным пиететом относимся к западным рейтингам в науке и образовании.

Какие только процессы не пришлось пережить России: переход на ЕГЭ, Болонский процесс, «пирамида вузов», вхождение наших университетов (разумеется, очень ограниченного числа) в мировой топ. На это тратятся большие деньги, определяются вузы, которые будут поднимать на эти позиции. В общем, действует добрый-старый номенклатурный принцип. В экономике мы отказываемся от оценки западных агентств, а здесь эту тенденцию сохранили.

К чему это ведет? Несколько вузов в РФ получают очень серьезные преференции, и здесь уместен вопрос налогоплательщикам: не жалко ли вам, что большая часть налогов идет в Высшую школу экономики, потому что «в верхах» решили, что это наш наиболее продвинутый вуз? Я уже много раз повторял, что к науке и образованию стоит применять экономический подход, то есть хотя бы считать эффективность, результаты соотносить с затратами. У нас результативную часть смотрят, а затратную не привыкли. Если поставить ту же Высшую школу экономики или МГУ в финансовые условия ОмГУ, думаю, произойдет мгновенная деградация, во всяком случае, очень серьёзное падение уровня в первых двух вузах.

Происходит еще одна интересная вещь. Сейчас наука и образование идут в авангарде бюрократических реформ. Что представляет собой сегодняшняя оценка научной деятельности? Она сводится к наукометрии, количественным показателям: сколько опубликовано статей, заявок на изобретения, а самое главное, где это опубликовано, зарегистрировано. И тут начинается смешная вещь. Один из наших центральных нынче лозунгов – импортозамещение. Пусть так, но если мы так часто говорим об импортозамещении, особенно в сфере высокотехнологичной продукции, то, наверное, начинать надо с научных разработок? А у нас в силу научнометрических подходов установка такова: наиболее ценны публикации в западной прессе. Разница в индексах цитируемости огромна. По идее, молодому человеку, который ориентирует себя на науку, надо в совершенстве изучать английский язык. Прекрасно, пусть изучает. Не прекрасно то, что ему надо забыть о наличии российских журналов и публиковаться только на западе! Среди моих сравнительно молодых коллег уже лет пять растет число ученых, которые в России не публикуются. Индекс в российских изданиях учитывается, но он гораздо ниже, порой в десять раз.

Я не сторонник изоляции. Хорошо, когда материалы знают и читают в мире, но в итоге в долгосрочной перспективе российские журналы станут попросту неактуальны. Какое импортозамещение, если мы заинтересованы публиковать новые прорывные результаты на западе?

На ум приходит наглядный пример из области авиастроения. Как производится авиатехника? Есть три основных субъекта: само производство, конструкторское бюро – средоточие технической документации, модернизации и новейших разработок, а также ведомство, которое контролирует процесс и обеспечивает внешние связи с поставщиками и так далее.

Представить в том же ракурсе нашу научно-образовательную сферу. Есть условное «производство» – это вузы и НИИ. Есть «контролер» – Министерство образования. Но отсутствует КБ. Сказал, и самому страшно стало: а вдруг Минобрнауки еще расширится, создаст подобное КБ, и будет душить вузы и НИИ «научно-обоснованно»?!

Я задал вопрос нашему проректору по учебной работе: стоит ли какой-то субъект за теми постоянными изменениями, следовать которым от нас требуют с упорным постоянством? Мне ответили, что нет. Тогда я обратился к Собранию. Что получается? Доценты и профессора делают новые формы, которые придумывают чиновники, как правило, не имеющие отношения к этим процессам.

Представим себе группу, занимающуюся карате. Изучаем кату. До конца не изучили, тренер не оценил, как изучили, но уже дает следующую. Следующую тоже не доучили. И так далее. При этом представим, что эти каты взяты не из традиции – их составили некие инструкторы из министерства, которые посмотрели боевик и лучше знают, как надо двигаться. Смешно – но у нас теперь именно так!

В вузах благодаря высокой нагрузке убиваются занятия научной работой. Указ президента о повышении заработной платы, точнее его исполнение на местах – полнейшее иезуитство. Получается, что в начале нулевых годов ставка была – 600 учебных часов плюс минимум бюрократии, можно было заниматься наукой. Сейчас ставка 900 часов – и нас завалили бюрократической работой. Это повышение? Я оцениваю зарплату за час своего рабочего времени – и проводимое сейчас повышение зарплат – полнейшее лукавство. Работать приходится в два раза больше, а платят на четверть больше.

Страшна усиливающаяся инертность нашего сообщества. Часть моего поколения доработает до пенсии и забудет свою вузовскую деятельность как страшный сон. Представьте: у нас в 2018 году будет проходить аккредитация. А первый внутренний аудит, посвященный этому, прошел в декабре 2016 (!) года. Мы за два года начинаем учиться правильно писать бумаги! Приходят образцы, мы их заполняем, потом оказывается, что образцы уже не такие и надо перейти на новые... Ситуация как в той фантазии о «министерском» карате. Пришел ФГОС второго поколения – хорошо, давайте отработаем, т.е. хотя бы от первого курса до выпуска реализуем такую-то модель подготовки специалиста. Но приходит ФГОС третьего поколения. Давайте хоть его разберем? Но нет! Вводится ФГОС 3+. И все это каждый год. Процент изменений там какой не знаю, экспертизу не проводил, проблема в том, что изменяется формат документа, появляются некие новые позиции и в итоге совершенно непонятно, чего от нас хотят. Содержательная часть для преподавателя вообще на последнем месте. Там совершенно другие показатели, и это не темы и не содержание лекций. Такими темпами мы далеко не уйдем, но министерство не заинтересовано слушать педагогов. А впереди маячат согласования с профстандартами. А чего еще изволите…?!

С ректорским корпусом ситуация особая. Ректор, проректоры быстро перестают быть профессорами, доцентами – в нулевые годы это еще сохранялось, – а идентифицируют себя чиновниками, исполнителями распоряжений Минобрнауки. С учетом низкой пассионарности научно-преподавательского корпуса прогнозы получаются печальные.

Такого расслоения в вузовском сообществе, как сейчас, никогда еще не было. И оно усиливается. За несколько лет оно стало очень заметным. Мне пишут из МГУ, что главный вуз страны молчит. А что ему не молчать? У них все очень хорошо. У нас относительно хорошо может быть только у ОмГТУ, который немного прорвался и получил новый статус в вузовской пирамиде (4+. Не забываете первая категория – это МГУ, СПбГУ!). На мой взгляд, заслуженно.

А остальные – обречены. Как обречены и выпускники школ, и омское высокотехнологическое производство, и все остальные структуры, которым «не светят» профессионалы с нормальным высшим образованием. А, следовательно, обречен и город, который с легкой руки российских чиновников терпит полный крах системы высшего образования.

«Уничтожая образование - уничтожаем страну»

(комментарий Андрея Иванова)

Наука и образование в принципе не нуждаются в чиновничьем управлении. Качество последнего никогда не будет соответствовать интеллектуальному уровню управляемых. Принцип вузовского и научного самоуправления должен быть проведен последовательно и до логического конца, а именно: министерства науки и образования должны быть упразднены. Остается министерство начального и среднего образования. В правительство же на правах министров должны войти председатель Российского совета ректоров и президент Российской академии наук с правом организации управленческих органов и комплектования их штатов по своему усмотрению. Целесообразно также для установления широких обратных связей с научной и вузовской общественностью раз в 3 года (тут еще надо смотреть) проводить конгрессы работников высшей школы и российской науки, на которых заслушивался бы отчет о работе председателя РСР и президента РАН и принимался попунктный план работы на 3 года с последующим отчетом по этим пунктам. Решения корпоративных конгрессов считать обязательными для исполнения правительством.

Автор:ВОмске

Фото:с velykoross.ru

Теги:реформавузыбюрократия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

105419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

336701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

340401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6808101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх