Русские кактусы против монстров Америки

Американский народный богатырь Танос, «серые лепёшки», «злые тёти» и другие арт-чудеса I-ой Областной выставки-конкурса молодых талантов — деятели изобразительных и прочих искусств удивляли, как умели.

203604 сентября 2020
Русские кактусы против монстров Америки

Ну, здравствуй, «племя младое, незнакомое»…

Не желая отсиживаться в самоизоляции, молодые омские художники с жаром отдались творчеству. Питаясь одним коронавирусным воздухом, они превращали его в произведения ммм… искусства, вызвавшие самые противоречивые мнения: от «Прости господи, что за безобразие» до «Чьих кистей будет этот смелый мазок?!». 

1

Век от века искусство становится всё изощрённее. Пока не пропадает вовсе. Искать шедевры на выставке современного молодёжного искусства — всё равно что гулять по минному полю с закрытыми глазами. Абстрактная вещь, конечно, способна разбудить воображение, но без объяснения куратора тут ничего не понять.

Я не стала «демонстрировать художественную заострённость» и обратилась за помощью к Татьяне Колточихиной — признанному мастеру, графику, члену Союза художников России.

Моя просьба несколько озадачила Татьяну Увинальевну, но она — не без колебаний — любезно согласилась прокомментировать некоторые работы:

— В целом я вижу очень низкий профессиональный уровень. Сильно влияние массовой культуры, а те, кто пытается выдерживать линию, их — единицы. Например, у Полины Зарембы вот эта работа (указывает на «Полдень») вроде бы неплохая, но левая часть — слабая. А  это («Pierres») — непонятно, что за серые лепёшки. Хотя она старается выдержать линию абстрактного направления, и я к ней, конечно, придираюсь.

Это же массовая культура (любуемся квадратным гипсовым подбородком «Таноса» Михаила Минина).

— Это сын Павла Георгиевича (Минин П.Г. — известный омский художник, резчик по дереву — прим.авт.)? Папа просмотрел?

2

— При чём тут папа!!! Я на своих детей мало могу влиять, они уже выросли. Вкус-то раньше формируется.

Это же герой! Можно было придумать какого-нибудь викинга. Миша не патриот. Если он не может сделать русского богатыря, пусть придумает викинга. Американского-то супергероя зачем?

— А, может, он метит в «Национальный сад американских героев» к Трампу?

— Миша прошёл хорошую школу, он учился не у нас, в центре, но зачем делать это безобразие? Я лично патриот, а здесь меня просто коробит. При том, что работа сделана очень качественно.

Повздыхав над  «Мыслителем» с гигантской опухолью на голове (автор Николай Поздняков), мы принялись разглядывать «Прогрессоров» Антона Козлова (I место в номинации «Арт-объект»):

— Мне кажется, что это вообще компьютерные игры. Я посмотрю по Интернету. Это всего лишь моё предположение.

— Чем вы объясните низкий, на ваш взгляд, профессиональный  уровень работ?

— Я боюсь быть излишне критичной, но, по-моему, виноват низкий уровень образования. Люди закончили худграф, они пытаются что-то делать. Но иногда это прямо художественная школа.

Вряд ли кому-то это покажется произведением искусства, спросите любого человека. Художник, как композитор, должен всё придумывать сам.

3

— А есть здесь вещи любопытные?

— Из графики мне показалась цельной «Кошка» (автор Ксения Романенко получила диплом II степени в номинации «Графика»). Белое светлое пятно держит композиции.

Автор этих «Голов» (Мария Сушкевич) пытается сделать фотореализм, но по рисунку немного недоработано. И потом головы, разорвали проходом, а диптих должен рядом висеть.

Елена Гришаева (победительница в номинации «Станковая живопись») смотрится неплохо. Тут и настроение есть, и архитектура. Она не любуется старым забором, а превращает его в какие-то ритмы.

Батики сыроваты. «Ангел» (автор Наталья Желиостова, поощрительный диплом в номинации «ДПИ») технически сделан лучше. А вот горячий батик без кракелюра смотрится излишне лёгким для заводов (Анна Семиколенова, «Огни большой химии», поощрительный диплом).

Мне нравится, что Николай Поздняков (победитель в номинации «Графика») придумал эту композиции с арбузами, а его скульптура мне не понравилась по форме.

— А как бы вы охарактеризовали, к примеру, вот этот триптих со злодеями «Пути»?

4

— Я бы назвала это декоративной живописью, но там есть какой-то отрицательный момент: злые дяди, злые тёти…

— Это их путь в живописи, — заступилась за молодых Елена Боброва. — Там идея борьбы человека с искушениями. Под работу подложена целая философия.

Художница Елена Боброва предстала на выставке «о трёх ипостасях»: как организатор мероприятия, куратор проекта и член жюри конкурса. Она рассказала, зачем Омскому отделению Союза художников России всё это нужно:  

Новое вино в «ветхие» мехи

— В последнее время молодёжь стала уезжать из Омска, мостик между учебными заведениями города и Союзом художников немножко потерялся. Многие не находят себе применения, не понимают, куда им идти дальше и растворяются в этой жизни, уходя в другие сферы. 

Мы почувствовали, что нам, как организации, необходимо обновляться, и придумали площадку, где молодые художники от 18 до 35 лет смогут показать наработанное за год.

Эта выставка — первая. Не исключено, что для кого-то она станет мощным стимулом для дальнейшего творчества.

Альбомы — это тоже полезно

— Нынче, к сожалению, не получилось с финансированием, —продолжила рассказывать Елена. — Но в следующем году, думаю, министерства культуры выделит субсидию, и появятся денежные призы. Тогда, надеюсь, художники будут работать с бОльшим энтузиазмом.

Сегодня мы дарим призёрам наши альбомы-каталоги. Это тоже полезно. Альбомы редкие, там будет что посмотреть нашим молодым художникам.

По-моему, это престижно — получить 1,2,3 место в Доме художника.

Большие надежды

— Удивил Коля Поздняков: на омских выставках давно не было сухой пастели. Всеми, кто посмотрел его «Композицию с арбузом», отметили неожиданное решение  в таком формате.

Понравилась своим мышлением Соня Ясюкович (поощрительный диплом в номинации «Станковая живопись»). У неё уже сформировался авторский язык и мир образов. Её ни с кем не перепутаешь. Соня окончила омский худграф и поехала учиться на искусствоведа в магистратуру в Петербург. Если она будет работать дальше, мы, скорее всего, о ней ещё услышим.

Марья Сушкевич — самый молодой участник выставки, ей 18 лет. Она поступила на худграф в этом году.

Марья  показывает две головы: горячую и холодную. Много в этом юношеского максимализма, но приятно, что такой юный автор обращается к человеку. На этой выставке, как и вообще на молодёжных выставках, очень мало представлен человек. Молодёжь уходит в абстракцию, в пространные футуристические композиции, а здесь — лицо, которое сложно писать. Это говорит и о каком-то уровне умений и об уровне притязаний, что тоже важно для художника.  Художник не боится и заявляет сложную тему. Это позволяет надеяться, что она будет нашим человеком.

Лена Гришаева — молодая мама, но уже преподаёт (у нас на выставке много молодых мам). Работы Лены отличаются графичностью. Видно, что это думающий человек, который умеет остановиться, переосмыслить и переработать увиденную действительность. Лена с существенным отрывом от товарищей выбилась в лидеры в своей номинации.

Снежиника Сенина (диплом III степени в номинации «Графика») показывает очень эмоциональную и экспрессивную графику. Её работы отмечены посетителями выставки. Кое-где проскальзывает немецкий экспрессионизм, что позволяет надеяться: мы ещё увидим и услышим этого автора.

Я много лет знаю Свята Капралова (II место в  номинации «Станковая живопись») как работающего художника, который не вылезает с пленэров, собирает большое количество этюдного материала. Мы все ждали, когда же он начнёт перерабатывать этюды, и вот, наконец, Свят взялся делать большие холсты. Скоро мы увидим новый уровень пейзажа. Всё-таки Сибирь всегда славилась пейзажной живописью, и омская художественная школа в том числе.

У нас прекрасное декоративно-прикладное искусство. Много лет в Омске было мало керамики. Сейчас основные призы были разыграны как раз между керамистами.

Мы все полюбили «Кактусы» Лилии Хасановой (победительница в номинации «ДПИ»). Они меняют атмосферу нашего выставочного зала. К тому же это очень качественный, со вкусом выполненный продукт. А напротив кактусов —  керамика Юры Буренкова (II место в номинации «ДПИ»), который работает в сдержанном ключе. В его кувшинах узнаётся и зрелый подход, и мастерство...

Во время церемонии награждения председатель Омского отделения Союза художников России (он же — председатель жюри выставки-конкурса) Андрей Машанов пожелал молодым «счастья и творческих успехов» и попросил авторов пока не забирать работы:

— Пусть выставка повисит до воскресенья!

Так что до 6 сентября у вас есть время увидеть всё, что натворили молодые омские алхимики от искусства.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Олега Деркунского

Теги:выставкаконкурс


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

21.09.2020

Вы довольны горячим питанием младшеклассников в школе?

Уже проголосовало 75 человек

18.09.2020

Какое место «Иртыш» займет с Харлачевым в этом сезоне?

Уже проголосовало 54 человека















Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Интервью на букву П

Книга

Интервью на букву П

«Педагог, психолог, писатель Николай Пономарев…» - начала было я и заметила невероятное скопление букв «п». Ну что ж, раз эта буква требует такого внимания, пусть и будет основной. Так неожиданно сложилось П-интервью с Николаем Пономаревым.

108815 октября 2020
«Рядом с баранами жить не хотим»

Уклад

«Рядом с баранами жить не хотим»

Слышал звон, теперь знаю, где он: как живут омские анастасиевцы, которые прочли книги из серии «Звенящие кедры России» и решили сбежать от цивилизации.

8367211 сентября 2020
Мыслящие здраво. Наталья Овчинникова

Здоровье

Мыслящие здраво. Наталья Овчинникова

Где «место силы» известного омского инструктора по йоге? Что нужно делать, чтобы коронавирус не пугал? Как укрепить иммунитет? Читайте и смотрите в нашем материале. (ВИДЕО)

429828 августа 2020
Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Story

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Десять лет на посту: директор Омского цирка рассказала, как отметить профессиональный юбилей, когда главный «виновник торжества» закрыт, как животные проводят время, пока не могут радовать публику, и о плюсах вынужденных каникул.

858312 июля 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх