План Беляева. Вторая часть. Расходы

Каждая городская копейка должна быть потрачена с умом, а каждый муниципальный рубль должен работать максимально эффективно.

259021 марта 2017
План Беляева. Вторая часть. Расходы

В рамках освещения и обсуждения темы предстоящих в Омске муниципальных выборов «ВОмске» продолжает публикацию предвыборных программ кандидатов в мэры Омска — участников т.н. гражданских праймериз «Гражданин мэр», которые проходили в нашем городе пять лет назад, в апреле 2012 года.

Продолжение программы кандидата в мэры Александра Беляева.

Первую часть см. по ссылке.

1

К расходованию муниципального бюджета (да и не только муниципального) подходить нужно в высшей степени осторожно. Каждая городская копейка должна быть потрачена с умом, а каждый муниципальный рубль должен работать максимально эффективно. Вообще, всё, что связано с городскими деньгами, должно быть открыто, прозрачно и контролируемо.

Сегодняшнюю ситуацию с муниципальными расходами можно охарактеризовать одним словом – бардак. Деньги налогоплательщиков маленькими ручейками и огромными реками утекают из бюджета на самые неожиданные цели. Омская мэрия финансирует спортивные команды, издаёт никем не читаемые брошюры и буклеты, устраивает грандиозные праздники с приглашёнными поп-звёздами. Все эти расходы не несут никаких социальных функций, не дают какой-либо ощутимой отдачи и, если называть вещи своими именами, представляют из себя банальное разбазаривание ресурсов.

Пару лет назад я делал анализ общегородских целевых программ и пришёл к грустному выводу – около 200 миллионов рублей, затраченных на указанные программы, можно было просто выкинуть, эффект был бы примерно тот же. Налоги, собранные с городских жителей (а НДФЛ занимает в бюджете города очень большую часть), тратятся совсем не на нужды жителей, а на какие-то нелепые и нелогичные проекты. Убеждён, городская власть не вправе тратить бюджетные средства на целевую подготовку кадров, на развитие малого и среднего предпринимательства, на поддержку молодых специалистов. Это – не проблемы города, это проблемы непосредственно студентов, предпринимателей, молодых специалистов. В 2008 году мэрия потратила около 90 миллионов рублей на КТОСы (комитеты общественного самоуправления) – абсолютно бессмысленные организации, основной целью которых является обеспечение избирательных кампаний «нужных» мэрии кандидатов (см. «Омская инициатива»). Какую пользу получил город от этих расходов и что выиграли горожане? Ответ знаете сами.

Предложение второе: тотальное снижение муниципальных расходов. Бюджетный процесс – штука довольно сложная и не терпящая суеты, поэтому разбираться в дебетах-кредитах надо тихо и осмотрительно. Слишком уж велика опасность наломать дров в неравной борьбе с расхитителями получателями бюджетных средств.

Я не буду вдаваться в теорию и использовать непонятные слова про релевантные и нерелевантные затраты, оптимизацию, lean-проекты и прочую бизнес-терминологию. Ограничусь несколькими общими штрихами, характеризующими моё отношение к проблеме. На сегодняшний день в Омске отсутствует внятная система распределения бюджетных средств. Как результат – бюджетное финансирование получает не тот, кто в нём больше нуждается, а тот, кто умеет хорошо лоббировать свои интересы. Омск до сих пор содержит за наш с вами счёт огромное количество убыточных предприятий и организаций. Бейте меня, режьте меня, но я не понимаю, зачем муниципалитету собственная гостиница («Иртыш»), собственные рынки, собственные строительные компании, собственные СМИ и прочие, как модно сейчас говорить, непрофильные активы. На их содержание каждый год уходят миллионы рублей, деятельность их абсолютно неэффективна и неконкурентоспособна, а масштабы творящегося там воровства вызывают оторопь даже у лояльных мэрии депутатов Горсовета.

От непрофильных активов нужно избавляться, скажет вам любой бизнесмен. И будет прав – в задачи органов местного самоуправления не входит ни гостиничный бизнес, ни торговля продуктами питания. Поэтому все эти «иртыши», рынки, УКСы и газеты подлежат обязательной приватизации. Распродажа с молотка этого «народного достояния» убьёт двух зайцев – избавит город от ненужной собственности и наполнит городской бюджет.

Требует реформирования и система муниципального заказа. Причём не в части процедуры проведения аукционов (она более-менее отработана, да и вообще регулируется федеральным законодательством), а в части обоснованности заявок. Это Петербург может закупать ёршики для унитаза за 13 тысяч рублей, у них деньги девать некуда, а у нас такая ситуация недопустима. Каждая заявка на покупку, будь-то канцелярские товары или офисное здание, должна быть обоснована! Инициатор заявки обязан доказать необходимость траты бюджетных средств на закупаемый товар или услугу, объяснить его полезность для города, обосновать планируемый эффект от использования.

Не может быть речи и о покупке предметов роскоши. Никаких иномарок, плазменных телевизоров, гигантских люстр и т.п. Муниципальный чиновник – это слуга народа, а слуга не может жить лучше своего господина.

Кстати, хочется затронуть вот ещё какой аспект. Я часто проезжаю мимо окружных администраций и вижу там немалое количество припаркованных служебных «волг» с номерами типа ААА или ООО. Это приехали на работу чиновники, которых мы, горожане, назначили управлять нашим городом. Каждое утро их ждёт у дома персональный автомобиль с персональным шофёром, который увезёт их на службу, жену – в салон красоты, а детей – в детский сад. И пусть работа этого чиновника совсем не требует оперативных выездов куда-либо, кроме как на совещания к мэру, ему положен служебный автомобиль с водителем.

В прошлом году известный оппозиционер Алексей Навальный рассказал, как он встречался с главой ИКЕА в России. Больше всего его поразило то, что руководитель огромной сети магазинов, которую посещают более 200 миллионов человек в год, приехал на встречу за рулём старенькой «Шкоды-Октавии» (кто не знает – это аналог Лады-Приоры, то есть совершенно не представительский класс). Ни личного водителя, ни «Волги-Сайбера» ему не полагается (хотя казалось бы, статус позволяет). У нас же любой начальничек самого захудалого городского управления ездит по рабочим и личным делам на служебной машине. На мой взгляд, наличие служебной машины оправдано только в одном случае – когда работа сотрудника носит выездной характер. А кататься на совещания к мэру и возить документы вполне можно на общественном транспорте. Вон, мэр Нью-Йорка ездит на работу на метро и как-то справляется со своими должностными обязанностями. Неужели без служебной машины не справится со своими обязанностями какой-нибудь замзавотдела?

Ладно, Бог с ними, со служебными машинами, поговорим о более приятных вещах. Меня спрашивали про отношение к общегородским праздникам. Позиция моя жёсткая – организовывать праздники могут кто угодно, но только не мэрия. Участие мэрии может заключаться только в организационной или технической поддержке, но никак не в финансировании приезда какого-нибудь Малинина. Фейерверки за счёт города также недопустимы – каждое 9 мая я с грустью смотрю, как в ночное небо улетают, как минимум, пара неотремонтированных тротуаров. Пусть меня называют занудой и ханжой, но без фейерверков прожить можно легко, а вот без ливневой канализации трудно. Впрочем, если найдутся спонсоры, желающие порадовать жителей красивым салютом, то препятствовать им, конечно, никто не будет.

А как же День города – спросит меня читатель? Как же Сибирский марафон? Сибирский марафон нужно обязательно оставить – он несёт важнейшую рекламную функцию, благодаря которой об Омске знают, как минимум, все бегуны-марафонцы России и ближнего зарубежья. Да и за много лет SIM превратился в прекрасную городскую традицию – не карнавал в Рио, конечно, и не Октоберфест, но тоже неплохо.

С Днём города сложнее. Праздник этот, без сомнения, нужен, но носить он должен исключительно местный, домашний и уютный характер. Никакого пафоса, никакого Леонтьева на «Красной Звезде» и Президентского оркестра на Соборной площади. Только выступления творческих коллективов на городских улицах, а также музыканты, танцоры, ряженые, казаки, реконструкторы и прочая подобная публика. По идее формат нынешнего Дня города неплох, но в идеале он должен функционировать совершенно автономно, исключительно силами самих жителей. И, повторюсь, без приглашённых поп-звёзд и фейерверков.

Интересно бы посчитать, сколько средств можно сэкономить на отказе от непрофильных активов, большей части служебного автопарка и празднования праздников?

Оригинал в ЖЖ Omsk.

Продолжение следует...


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

54611 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

240801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

244101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5909101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6133221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх