Интервью на букву П

«Педагог, психолог, писатель Николай Пономарев…» - начала было я и заметила невероятное скопление букв «п». Ну что ж, раз эта буква требует такого внимания, пусть и будет основной. Так неожиданно сложилось П-интервью с Николаем Пономаревым.

450215 октября 2020
Интервью на букву П

1. Предисловие

Николай и Светлана Пономаревы – омский писательский тандем, давно перешагнувший границы не только Омска, но и России. Их книги печатаются в центральных издательствах, и (и здесь опять на сцене наша буква «п») их психологическая проза для подростков получила уже не одну престижную премию.

1

Написанная в четыре руки книга «Боишься ли ты темноты?» в 2011 году вошла в ежегодный список Мюнхенской библиотеки «Белые вороны»: это список из 200-250 книг из 60 стран, которые рекомендуются как «значительные и необыкновенные книги разных стран мира». «Боишься ли ты темноты?» - история про 14-летнего подростка, попавшего в детский дом: «Он детдомовский, а значит - ничей. Никому по-настоящему не нужный, кроме себя самого...». И здесь я должна упомянуть еще про одну «п» - приемная семья: Николай и Светлана растят двух приемных детей.

В этом году – опять фанфары: написанная Николаем Пономаренко книга «Точка бифуркации» - снова в списке «Белые вороны». Казалось бы обрывочные мысли, события, эмоции сплетаются и складываются в образ первой любви.

2. Проза в четыре руки

- Николай, как получилось, что вы со Светланой начали писать вместе?

- Захотелось однажды Светлане Витальевне, жене моей, написать что-нибудь. Ну она и взяла старую идею и героев, которых ещё с подружкой на втором курсе института писала. А то муж на работе, дети маленькие, интернет дешёвый только ночью, по телевизору резиновые морды, а книги прочитаны. Скучновато, в общем. Ещё и погода осенняя - конец октября, холодно, сыро. Села писать, написала начало, первые строки с тех пор не изменились. А как самая потеха началась, понадобились герои. Напиши, говорит, эпизод, когда герой пришёл, а тут в его комнате сосед. Написал я сцену с Кешей, где он про батарейки заливает, она тоже с того времени осталась. Жена похихикала и одобрила. Тут уже мы как «втопили» писать в четыре руки - и к новому году текст был готов.

А вот что говорит об этом Светлана: «Когда мы вместе, то мы сначала спорим, потом пишем, потом я вычитываю и приглаживаю. Когда Николай один - то пишет, что хочет, а я потом немного приглаживаю, но последнее слово - за Николаем. Но в общем мы не очень отличаемся друг от друга».

- Как появляются ваши персонажи? Что приходит сначала: идея произведения или персонаж?

- Сначала обговаривается идея, что мы хотим. Под эту идею придумываются герои, их типажи, черты характера. Так и пишется. 

2

- Есть черты характера, которые ваши персонажи «позаимствовали» у вас или у Светланы?

- Все персонажи что-нибудь у нас заимствуют: черту, жест, слово, мысль. Но совсем немного, как правило. Всё остальное слеплено из тех, что нас окружают, или придумано.

3. Про книги

- Первая книга, попавшая в каталог Мюнхенской библиотеки в 2011 году, «Боишься ли ты темноты?». Как тема приемной семьи связана с вашей жизнью?

- Мы написали книгу. Стали приёмной семьёй. Потом книгу издали. В таком порядке.

- А как книга попадает в каталог Мюнхенской библиотеки? Нужно принять участие в конкурсе?

- Издательства посылают свои книги в Мюнхенскую молодёжную библиотеку, там громадный книжный фонд. Поступившие книги прочитываются. Лучшие отбираются для списка «Белые вороны».

- «Город без войны» - уже фантастический роман. Чем привлек вас жанр фантастики? И как получилось, что «взрослый роман» стал юношеским?

- Моя жена, двумя руками, всю юность писала фантастику в «Мальчишки девчонки». Мне оставалось только встроиться. Поскольку вместе мы начали писать студентами, то и писали для студентов. Взрослое. А юношеским роман стал потому, что нас уговорил его немного подработать наш издатель Виталий Зюсько: «А что, - говорит, - она в целлофане будет». Мы подумали, что предложение разумное, и согласились.

- Почему «Точка бифуркации» написана в две руки?

3

- Так получилось. Две руки хотели это написать, а две – нет.

Так на время Светлана из писателя превратилась в читателя. Комментарий Светланы: «Точка бифуркации» мне очень понравилась живыми персонажами. Я люблю читать повести, где герои понятны, реальны и легко визуализируются. Вот этих подростков я видела, как живых».

4. Про себя

- Если бы вы не были педагогом-психологом, ваши произведения были бы другими?

- Я, скорее всего, не начал бы писать.

- Можете ли вы назвать три самых ярких момента в своей жизни?

- Признание жене в любви, рождение первого ребёнка, первое и единственное чемпионство омского «Авангарда».

5. Послесловие

 Интервью с писателем не может закончиться просто так, потому что писатель продолжается в своих книгах. Именно поэтому – продолжение Николая Пономарева – несколько цитат из книги «Точка бифуркации».

«Нужно ли забывать прошлое? Вырвать все страницы, что прочтены до этого момента, смять, чиркнуть спичкой, поджечь, смотреть, как они горят. Нет. Не поможет. Говорят, что человек очень хорошо помнит эмоции».

4

«Люди не слишком-то разумные существа. Стоит признать официально, что человеком правят эмоции. Не алгебра, а поэзия, не физика, а танец, не тригонометрия, а киноискусство».

«Не говори ничего, дай ладонь. У нас всего несколько минут. Я хочу подержать твои запястья. Там, где варежки и зимняя камуфляжная куртка не соприкасались, они покраснели от холода. Разве ты не видишь, как я скучаю?»

 

Автор:Юлия Вегенер

Фото:из архива Н.Пономарева

Теги:писательНиколай Пономарев

Новости по теме


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 60 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 191 человек











Блог-пост

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

4133208 февраля 2021

Стиль жизни

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

3984408 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1590105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

2184130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

415430 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх