В омском театре покажут «не деревянного» Путина

«ТОП-театр» решил поставить в Омске пьесу земляков «Каникулы президента».

431409 марта 2017
В омском театре покажут «не деревянного» Путина

Премьера спектакля состоялась в 2008 году Московском Театре Сатиры. Главную роль исполнял знаменитый фигурист, олимпийский чемпион Алексей Ягудин. Впрочем, после двух показов спектакль российского режиссера, номинанта «Золотой маски» Ирины Лычагиной был снят с репертуара. Как непросто «очеловечить» президента, рассказали авторы пьесы Игорь Косицын и Татьяна Чертова.

Игорь Косицын и Татьяна Чертова

1

Игорь Косицын и Татьяна Чертова — люди в Омске достаточно известные, хотя и в узких, поэтическо-театральных кругах. Несколько лет на сцене Дома актера шел их спектакль «Мой друг Ив Монтан», который исполняли одни из лучших артистов драматического театра. Татьяна – вдова Олега Чертова, заместителя гендиректора ПО «Омскшина», одного из ведущих предприятий города, депутата Заксобрания области. В 1996 году принципиальный Чертов был избран председателем комиссии по проверке законности приобретения акций Омского нефтеперерабатывающего завода, а на следующий день застрелен в подъезде собственного дома. После этого комиссия свернула работу, губернатор вошел в совет директоров АО «Сибнефть». Заказчики убийства до сих пор не найдены.

Татьяна тридцать лет отработала медицинским психологом в областной психиатрической больнице, Игорь, ставший первым издателем стихов Олега Чертова. пишет сценарии праздников… Они соавторы четырех пьес, сейчас издают поэтический журнал «Нобелевский тупик», названный так в честь одной из улиц Омска.

Сцена из спектакля

Пьеса вполне невинна: действие ее происходит на сибирской заимке, где терпит аварию вертолет Президента, не имеющего имени, но вполне опознаваемого. Вместе со своим спутником, журналистом Андреем Ивановичем, он попадает «с корабля на бал», оказываясь в компании стихоплета, юбиляра-фронтовика Палисадова, его сына Федора, невестки Надежды и странницы бабы Зины. Глава государства, свалившийся с неба, несколько дней живет в тайге, где можно вроде бы передохнуть от государственных дел. Но ведь никуда не деться от расспросов людей.. Его усаживают за стол, ведут в баню, наливают самогона … Все фразы, которые произносит Президент в пьесе, уже были сказаны в статьях спецкора издательского дома «КоммерсантЪ», журналиста из президентского пула Андрея Колесникова, автора книг «Я Путина видел...», «Меня Путин видел» и «Увидеть Путина и умереть». По мотивам его репортажей она и написана – в стихах.

– Мы нечаянно познакомились со статьями Андрея, – вспоминают Игорь и Татьяна, перебивая друг друга. – Читали и хохотали. В его материалах ведь описываются не только действия президента. Это очень смешно, когда все эти губернаторы и мэры не могут ответить главе государства, просто повторяя за ним последние фразы. Хорошие надои, спрашивает Путин, и какой-нибудь «воевода» отвечает «хорошие надои». Люди спрашивают у президента то, что не могут спросить у своих руководителей, и он тут же решает вопросы. Про плохие дороги, например, как в Омске…. Они устали от этого, это грустно, но не плакать же! Позвонили Колесникову, спросили разрешения, изучили тысячи его материалов за 7 лет. Он очеловечил президента. В драматургии интересен ведь именно человек, а не функция. И нам захотелось сделать В.В. Путина Владимиром Путиным. Политикой мы давно не увлекаемся, мыслей возвеличивать и принижать его у нас не было. Просто решили показать другим, что он не «деревянный».

Написав пьесу в 2006-м году, Косицын набрал тогдашнего директора омской драмы, ныне министра культуры Лапухина:

– Здравствуйте, – говорю, – Виктор Прокопьевич, мы комедию написали. «Какую комедию?» Про президента. «Про какого президента?» Про нашего. И все — хрясь, он трубку бросил.

Пьесу авторы предлагали многим, но реакция был примерно одна: слова «президент» и «комедия» нельзя ставить в один ряд. В омском отделении «Единой России» функционер так им и сказал: «Как можно? У меня из-за вас давление второй день».

Через неделю, по сообщениям прессы, ему на голову свалился козырек подъезда. Отделался легким испугом. Игорь шутит, что со всеми, кто им отказывал, «что-то случалось». Через пару недель после того, как пьесу вернул режиссер Сергей Арцибашев, у него в Театре на Покровке произошло небольшое возгорание. Особой связи между отказами и нелепыми несчастными случаями Косицын с Чертовой не видят, но это хоть как-то веселило. Раздражало, что с них требовали справку из администрации президента: «позволено».

Собственно, вообще все, что говорят герои пьесы, уже звучало в прессе. «Была уверена, что вы мужик хороший, но чтобы вот до степени такой!» – восхищается Надежда, когда президент открывает шампанское. Примерно теми же словами Алиса Фрейндлих приветствовала Путина, приехавшего поздравить ее с юбилеем: «Я знаю, что Вы хороший мужик, но что до такой степени!...» В пьесе характеры – не только у президента.

– Надежда – невестка Палисадова, которую он корит за то, что не родила внучка, – рассказывает Татьяна Чертова. – Молодая женщина живет в тайге, мужа видит редко – он строит электростанцию. Страдает, ставит всегда лишние тарелки на стол, в надежде, что появятся гости… Представляете, десять лет подряд! Мы «списали» ее с нашей хорошей знакомой. У Палисадова тоже есть прототип, омский поэт и охотник, любитель приглашать к себе друзей и читать им свои стихи. Он обычно записывал их на магнитофон заранее, сам во время «слушаний» вставал к стене, на которой висело его ружье, поглаживал ложе, продувал дуло… Не каждый хочет слушать: «Ты воюй, ты надсаживай жилы, только жрать никогда не проси – нам внушают на Родине милой, на прекрасной и доброй Руси!..» Баба Зина – это в чем-то моя духовная мать, игуменья Варвара Свято-Серафимовского женского монастыря из Марьяновского района. Работала экономистом, но тридцать лет назад, когда ей было немногим за 40, ушла в леса. Жила в землянке 13 лет. Своими руками срубила часовню в честь святой великомученицы Варвары.

Образ бабы Зины, который на сцене Театра Сатиры воплотила певица и актриса МХТ имени Чехова Елена Казаринова, и стал камнем преткновения в споре между драматургами и режиссером. На премьеру в Москву их не пригласили именно из–за этого, как они считают. Баба Зина в конце спектакля срывала с себя монашеские одеяния, превращаясь в рыжую «гэбэшницу».

Елена Казаринова в сцене из спектакля

– Это какое-то издевательство над верой, – вздыхает Татьяна. – Там был еще момент нехороший, который мы не писали, но его удалось убрать. В общем все то же, но в конце вдруг Надежда проговаривается: «А песню спеть, как в прошлом годе?» И оказывается, что все на этой заимке уже знакомы, только Андрей Иванович не в курсе: «Так вот как здесь я оказался, заимка эта непростая, одна компания здесь правит бал». Актеры пытались играть просто комедию положений, а режиссер, как мы поняли, искала политический подтекст… А мы этого не хотели. Мне с детства нравилось в своих фантазиях помещать людей в другие, неожиданные условия, декорации … На премьере была наша дочь, она звонила: «Ой, мама, тут такие машины…» Администрацию президента пригласили, нас не позвали.

Сразу после премьеры Косицына и Чертову осадили журналисты – звонили, писали, по их души в Омск приезжали даже из Daily Telegraph. Они давали интервью, знакомили с прототипами, возили в монастырь. В рецензиях их называли не иначе, как «семьей вурдалаков». Ругали, впрочем, больше за то, что Президент изображен царем-батюшкой, которым очарованы сибиряки. Когда драматурги увидели видеозапись того, что вышло из их пьесы, начали немедленно звонить инвесторам из общероссийской организации предпринимателей «Опора России» с требованием снять спектакль с показа.

– На самом деле нечем нам было пугать, – смеется Игорь Косицын, – Андрею Колесникову пьеса понравилась, но в соавторы не пошел, инвесторов искали сами. Забавно, что мы, кажется, передавили – они, видимо, решили, что мы пожаловались куда надо, стали предлагать все изменить, Федора «отправить» в разведшколу, а не на стройку. То есть со страху решили абсолютно прогнуться.. На самом деле для нас тут нет вопроса – нравится или не нравится президент. У нас слишком большая страна… Еще при царе было, что толстомордые губернаторы-воеводы чувствовали себя по хозяйски в своих владения. Только православие может нам помочь, мы в это верим. Если президент прислушивается к народу, к старцам, есть надежда. К Президенты мы относимся так же, как к другим персонажам – авторы обязаны любить всех. Самое обидное в спектакле – сибиряков показали идиотами. Мы-то хотели наоборот – привлечь внимание к нашим проблемам, которые столица не замечает. Надеялись показать, какая Сибирь умная, самодостаточная, непричесанная. Приехал президент – слава богу, порадуемся, поговорим, накормим. И до свидания, мы сами все можем.

Новый режиссер ТОП-театра Галина Пьянова – выпускница СПбГУ, актриса, основатель, худрук и арт-директор самого экстравагантного, по признанию критиков, театра Казахстана «АRТиШОК», пока ведет отбор актеров на роли. Главное, конечно, правильно подобрать Президента. Он ведь должен быть и сам значим, исполняя главу государства, считает Пьянова. С этой точки зрения, конечно, Президента должен играть Иван Курамов, молодая омская «звезда». Но он – под два метра ростом… Игорь Косицын и Татьяна Чертова полагаются на опыт и талант постановщика:

Галина Пьянова

– Это не наша работа, мы свою сделали… Но что-то такое происходит, что герои «Каникул президента» начинают жить по сюжету пьесы. В 2014-м Владимир Путин действительно внезапно уехал на охотничью заимку, отмечать свой день рождения. В этом году – снова на заимке, и снова в Сибири. Может, не случайно он уже который год отдыхает в тайге, неподалеку от Омской области?


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

92319 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

324301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

325701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6693101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх