Народный артист России Анатолий Звонов: «Мир вокруг меня – и есть Госпиталь!»

Несколько слов о премьере ТОП-театра: спектакль «Госпиталь» режиссера Галины Пьяновой по мотивам повести Михаила Елизарова.

3142108 марта 2017
Народный артист России Анатолий Звонов: «Мир вокруг меня – и есть Госпиталь!»

«Госпиталь переполнен. Находчивый полковник медицинской службы Вильченко приказал сдвинуть койки. Теперь на двух спальных местах размещаются по трое. Дембеля и «деды» спят на панцирной сетке, «черпаки», «слоны» и «духи» посередине, на железном стыке.

Госпиталь все поставил с ног на голову. Здесь носят не форму, а казенные пижамы, больше похожие на робы. Упразднена двухъярусность казарменных кроватей, и старослужащие лишены привилегии первого этажа.

1

В палате язвенников на двадцать «дедов» приходится семеро «духов»: Саша Кочуев, Федор Шапчук, Мамед Игаев, Роман Сапельченко, дуэт Глеб Яковлев – Андрей Прасковьин и я. Каждый выживает, как умеет».

Это проза Михаила Елизарова, лауреата премии «Русский Букер», которая легла в основу премьерного спектакля ТОП-театр «Госпиталь». Пьесу написала 25-летняя Светлана Баженова, уже известный в стране драматург.

Короткая повесть читается, что говорится, «за один присест» и оставляет жесткое металлическое послевкусие. Если вы впечатлительны, у вас, вероятно, могут быть спазмы. Возможно, вас даже вырвет – как от хорошей дозы горькой, но по-честному прописанной врачом микстуры. Какое впечатление повесть оставляет у мужчин, не знаю: те двое читавших Елизарова и в свое время служивших, которых удалось спросить, ответили коротко: «Все правда».

Вопросов перед премьерным показом два. Первый – как они это поставили. Второй – зачем.

В этой короткой заметке суммированы ответы на эти и другие вопросы, а также личные впечатления «причастных» к спектаклю (в том числе, зрителей), звучавшие до предпоказа и во время обсуждения уже увиденного.

Два вопроса Игорю Григурко, художественному руководителю театра:

- Кто из тех, кто сегодня будет задействован на сцене, служил в армии?

- Никто. В том-то все и дело… Такая штука: ребята постигали это эмпирически. Поначалу они отказывались играть… «Я не буду это делать», - да, мы слышали это от них не раз. Ефиму Деменьшину, сыгравшему отрицательного персонажа, было очень сложно – он, к тому же, самый молодой. Им всем потребовалось время и силы. Получилась история личного преодоления. Те, кто начинал работать над спектаклем, и те, кого вы увидите сегодня – это уже другие, «выросшие» внутренне люди. Парадокс: ребята, которые обслуживают спектакль – свет, звук, монтаж сцены – все они служ­­­или и в итоге консультировали труппу. Я считаю, «Госпиталь» открывает новый этап жизни ТОП-театра: теперь мы будем воспринимать себя такими, какие мы есть.

- А вы сами служили?

- Да, два года. Именно это время. Это история про мое поколение. У нас был маленький показ. Галина специально пригласила служивших мужиков моего поколения. Совершенно разные войска, звания… Но все они сказали «спасибо».

Один вопрос драматургу Светлане Баженовой, которая написала пьесу по повести Елизарова:

- Светлана, вам 25 лет. Материал непростой и очень «мужской». Было сложно?

- Было легко и очень интересно. Прочитала все, что написал Михаил Елизаров. Чувство, что я с ним сроднилась. Не понимаю разделения на «мужское» и «женское», хочется привести в пример «Анну Каренину»…

Несколько мыслей режиссера «Госпиталя» Галины Пьяновой:

«Это не эксперимент и не суперрадикальное искусство. У нас сегодня есть определенный запрос от зрителя, который звучит на сленге так: «Не грузите нас». Но мы взяли на себя смелость «грузить»… Этот диалог в первую очередь нужен нам самим. У нас нет претензий: вот, мол, сейчас мы что-то эдакое вам покажем!.. Это не так. На сцене - внутренний, больной, откровенный диалог. Думаю, что он важен не только для мужчин в зале, но и для женщин, матерей».

«…материал, которого не ожидает зритель ТОП-театра. Серьезная мальчуковая история-размышление, которая заканчивается – внимание! – 18 августа 1991 года. Главные герои - мальчики 18-20 лет. Все руководство театра, доверяя мне, находится в зоне риска. Нам предстоит разговор о том, что такое настоящий мужчина, хочет ли он защищать свою Родину и что такое Родина вообще. В течение месяца я была в окружении восьми настоящих, умных, интеллигентных  мужчин, которые размышляют о личном и делятся интимным. Каждый день признаюсь в любви к ребятам…»

«Зачем?.. Именно с этого вопроса и начался наш путь в спектакль. Увидела ребят на сцене, красивых, молодых… Обожгло: почему мужчины хотят воевать? Почему фоном – всегда война? Почему инициация – именно битва? С этого и начался наш, омский «Госпиталь».

«Для меня «Госпиталь» - спектакль о поколении, которое было обмануто. Отсюда - отсылка к отцам. Восемь человек на сцене символизируют целое поколение молодых парней, у которых сложные отношение с отцами, а соответственно, и с собой. Изначально ребята-актеры не хотели говорить об отцах. Вообще. Слишком лично, интимно. Я уверена, что это типичная ситуация. Потому – не очень понятно про Родину и ответственность, потому не хотят обзаводиться семьями, заводить детей, не хотят отвечать за женщину, за ребенка… Но при этом очень хотят любви».

Натела Полежаева, директор ТОП-театра:

- Всегда доверяю создателям спектакля и часто сижу на премьере, потрясенная. Вот и сейчас испытываю глубочайшее доверие и к актерам, и к драматургу, и к режиссеру. Прочла «Госпиталь» Елизарова только тогда, когда в театре уже вовсю шли репетиции. Понимала, как будет сложно режиссеру: надо не оттолкнуть зрителя, особенно юного, помочь ему сделать выводы…

 

Анатолий Звонов, народный артист России, актер Театра для детей и молодежи, который стал зрителем самого первого показа спектакля:

- Должен сказать, ребята суперские. У меня не было вопросов, не было ощущения фальши на сцене. Все они были настоящими. Настоящий катарсис… Армейский госпиталь – прекрасная метафора. Я вдруг подумал: а не живу ли я сам в госпитале? Мир, который вокруг меня – и есть Госпиталь. Я могу либо заразиться и стать монстром, либо быть на грани суицида, потому что выхода нет – отсюда образ «тени» и «игра в прятки» одного из героев – либо противостоять, бороться… Каждый выбирает сам. Ощутил целый поток мыслей, который говорит о том, что актеры и режиссер сделали очень интересную работу, по-настоящему глубокую и по-настоящему «больную». И, по большому счету, это не 18+… Шестнадцать! Это и про них – и для них. Нецензурная лексика здесь более чем уместна. Для тех, кто пришел, спектакль может стать лекарством…

***

На нашем сайте читатель найдет еще несколько отзывов о спектакле «Госпиталь». Для тех, кто совершенно правильно и логично захочет составить свое впечатление о премьере ТОП-театра, скажу так. «Госпиталь» - это два часа без антракта, который был бы, пожалуй, совершенно  излишним. Это эмоциональный напор и достойная игра. Для кого-то это история о том, что вся романтика армии заканчивается на пороге казармы. Для кого-то это и вовсе не об армии. Это «выкручивание наизнанку» актеров и впечатлительного зрителя. Это восемь разных характеров и восемь способов жить и выживать: от тупой агрессии до безостановочного смеха. Это посвящение мужчинам, воюющим, что говорится, «по жизни». Это Летов, Цой, БГ и шестиструнная гитара-спасительница, это грубость, нервы, напряжение и обсценная лексика, которая совершенно уместна, потому что иначе на сцене была бы явная фальшь и ложь. Это ряд интересных режиссерских находок и деталей, как, например, история с картой СССР, которую весьма символично срывает со стены один из героев в момент сильнейшего стресса, а после оправданно и метафорично рвет на мелкие бумажные ошметки – как «рвало на части» в тот период и саму страну. Это сложная тема, которая для каждого раскроется по-своему и затронет разные струны души – в зависимости от возраста, пола, жизненного опыта и уровня эмпатийности. И да: возможно, вы будете плакать.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

298301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

297101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6448101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6635221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх