Владимир Разумов: «По «шапке» мне не надавали»

Владимир Разумов, завкафедрой философии ОмГУ, дал «ВОмске» комментарий о реакции на опубликованную им переписку с коллегой из Алтайского аграрного университета.

130415 марта 2017
Владимир Разумов: «По «шапке» мне не надавали»

- Владимир Ильич, какое «последействие» имела опубликованная на сайте переписка и заметка, в которой вы говорите об уничтожении в России высшего образования?

- «По шапке» мне, как говорится, не стучали.  Рад, что вынес в публичную сферу то, о чем в нашей среде не устают говорить. Я не одинок: об этом писали многие – а надо переходить к действиям. Поскольку министр образования выполняет определенные рекомендации, которые получает, когда его назначают на место, и не более того, я бы обратил внимание, что это уровень в первую очередь правительства.

- Какого?

- Российской Федерации. От наших властей никакой официальной реакции я не получил. Но мы с коллегами написали еще и письмо в «Российскую газету», где в виде тезисов сформулировали необходимость системных изменений в области высшего образования. Статья еще не опубликована. Для меня это еще и тестирование системы: сознательно предложил писать туда, потому что это приправительственный печатный орган. Важно, опубликуют они это или нет – само по себе, это уже реакция. Сознательно хотим публиковать критику на федеральном уровне, в одном из федеральных органов.

- А на какую реакцию местных властей вы рассчитывали, если, по вашим словам, и федеральный министр – лишь «звено» в системе?

- Знаете, вспоминается история, когда мы с группой коллег писали план и концепцию стратегического развития города. Вскоре  после выборов мэра Белова состоялось мероприятие, где этот план принимался как рекомендательный. У меня даже благодарственное письмо сохранилось, такие же получили и другие мои коллеги. Тогда же я выступил с предложением формировать некий Институт развития города, чьей задачей будет систематическое планирование, «подтягивание» ресурсов, нацеленных на развитие города, региона – тех же студентов, аспирантов...

Меня вежливо выслушали, не возразили, но и сделано ничего не было. Шел 2002 год. В итоге власти пошли по пути приглашения внешних команд. Сегодня можно видеть и констатировать, каких «успехов» они при этом добились…

Резюмирую: похоже, и ситуация с высшим образованием на местном уровне представителей власти полностью устраивает. Вузы не закрывают, демонстраций нет, вроде все при деле, одни преподают, другие учатся «чему-нибудь и как-нибудь» - ну и хорошо. Они не осознают: была допущена системная ошибка в выстраивании иерархии вузов РФ. Она фактически устраняет конкуренцию между вузами. Выстраиваемые рейтинги вузов не учитывают затраты, которые уходят на тот или иной университет. Где позиция налогоплательщиков и регионов, которые передают деньги центру. Относительно высшего образования важным фактором перемен станет то, когда в центре и на местах начнут считать деньги, оценивать эффективность!

- Что вы предлагаете делать, в частности, своим коллегам?

- Призываю все наше научное сообщество жить активной жизнью! Проводить семинары, заниматься научной работой, создавать новые интеллектуальные продукты и продвигать их. Ты сам часть системы, поэтому улучшай то, что способен улучшить начиная с самого себя. Нет смысла сосредоточиваться на борьбе с системой как на ведущей цели.

Образование всегда работает на социальный заказ. Да, сегодня явно он не озвучен, но интуитивно мне представляется так: настоящих специалистов будут готовить категорийные вузы, а остальные – это исполнители, те, кто по определению не в состоянии на что-то претендовать - при отсутствии фантазии, творческих способностей, на что нацеливают сейчас периферийные вузы. К сожалению, большая часть молодёжи принимает эту игру, а остальные уезжают.

Но при этом допускается ошибка: кому-то кажется, что интеллектуалов высокого уровня можно подготовить «малой кровью», не особо вкладываясь. Нужно только места «правильные» выбрать. На самом деле это сложный процесс. Вспомним советские физико-математические школы: несмотря на все их плюсы, построить «конвейер» для выпуска гениев не получилось. В современных условия интеллектуалов не может быть много. Какие бы вузы не создавались, много креативных личностей мы не получим. А «заваливая» высшее образование, мы их число уменьшаем – это точно. Вот и выходит: увеличить сложно, а уменьшить – вполне…

- Вы говорите о новых интеллектуальных продуктах. А сами подаете пример?

- Как минимум, могу назвать три проекта, в которых участвую, и которые связаны с моими научными разработками. Это «Первая смысловая сеть» - по сути, виртуальный бизнес-инкубатор, позволяющий выводить идею на предпроектный уровень, делать ее доступной. Более 200 проектов было презентовано через нее. И это работы, которые в т.ч. выполняли студенты омских вузов.  Мы учим по заложенному в систему алгоритму: от идеи доходить до внятного, детального, понятного потенциальному заказчику описания.

Второй проект – «Страна приключений и путешествий по Сибирскому тракту» - связан с развитием внутреннего туризма. Работаем совместно с министерством культуры, подключаем к этому проекту предпринимателей. Цель его - познакомить и туристов, а в первую очередь, и самих омских «аборигенов» с тем, что у нас здесь есть. Направлений много: это и досуг, и история, и игры, и квесты… Очень советую посмотреть.

Последний проект – методологическая школа Разумова. С конца 80-х читаю свои разработки  студентам, аспирантам, соискателям,  а теперь и магистрам всех профилей. Есть ученики и просто сотрудники, которые в этом заинтересованы. И вот сегодня мы предлагаем более сорока программ для обучения в дистанционном, обычном и смешанном вариантах. Замечу, программы ориентированы на всех тех, кто ориентирован на развитие у себя креативного мышления.

Все эти проекты востребованы.

- Без финансовой поддержки, скорее всего, они остались бы лишь на уровне качественных и интересных идей. Сложно ли получить поддержку для научной деятельности в нашем регионе?

- Да, очень сложно. К тому же уровень проектной культуры омских вузов очень невысокий. Для примера. Первый проект предлагали проректорам по научной работе нескольких вузов. Типичная ситуация: проект спускают ниже, дальше – многократные звонки сотрудников, иногда встречи, и в итоге понимаешь, что это бессмысленная трата времени и исполнителям неинтересно.

Основная отговорка – «получайте гранты. Если делаете что-то стоящее, вас поддержат». В этом есть доля истины, но при этом все профессионалы понимают, насколько ситуация с грантами сегодня сложная и непредсказуемая. Рассчитывать на них просто невозможно. К тому же федеральный центр у нас плохо воспринимает междисциплинарные исследования.

- Владимир Ильич, все-таки, есть ли хоть что-то позитивное?

- Конечно. На самом деле мы готовим вполне хороших выпускников. Делается очень многое, особенно если учесть, что это делается на чистом энтузиазме… Но с глупым и безрассудным оптимизмом смотреть в будущее тоже не получается. Та среда, которая существует сегодня в вузах, меняется, креативная среда «съеживается». Вузы стареют.  

На днях прочитал, что к 2020 году президент Путин пообещал увеличить зарплату врачам на 200 процентов. Посмеялся: если это будет по тому же принципу, как у нас, преподавателей, искренне сочувствую врачам. Сокращение нашего учебно-вспомогательного персонала – это все равно, что убрать из больниц медсестер и санитарок, а их функции частично передать врачам, да, еще нагрузку увеличить…

Вернусь к главному. На местном уровне правительство обязательно должно реагировать на происходящее. В конце-концов должен-же быть у представителей власти, бизнеса патриотизм, понятие малой родины?! В миллионном городе вузы четвертой и ниже категории – куда это годится! Я начал бить в колокол уже давно, но его, к сожалению, никто не слышит. На уровне Совета федерации, Госдумы не слышал, чтобы обсуждали эту иерархию вузов. Впрочем, а где внятное обсуждение результатов присоединения РФ к болонскому соглашению?! А ведь процессы деградации образования будут тянуться друг за другом, будет падать и уровень образования в школах… Они не останутся в стороне от всеобщего падения: ведь именно туда, в омские школы, придут учить выпускники омских вузов... Отдельный сюжет – перспективы категорийных вузов, сколько пройдет еще лет, когда появятся вопросы о том, каковы результаты работы вузовской пирамиды, нацеленность «ведущих» вузов РФ в мировые «топ-100» и подобные этому вопросы.

Сейчас, увы, омские вузы живут по сценарию: пережить очередную аккредитацию и готовиться к следующей.

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Блог-пост

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Константин Вегенер

— астролог, географ и писатель

Сергей Демченков

— Филолог

Новости партнеров

Стиль жизни

У Сергея Калинина родилась дочь

Светские хроники

У Сергея Калинина родилась дочь

Александре Сергеевне Калининой 21 июня исполнится один месяц.

108015 июня 2017
В одну темноту нельзя войти дважды

Еда

В одну темноту нельзя войти дважды

…поэтому я вошла туда как в первый раз, а владелец сети «Провиант» Юрий Чащин – и правда в первый раз. Ниже - впечатления профессионального ресторатора от трапезы в темноте, а заодно – его мысли по поводу судьбы ресторанного бизнеса.

100114 июня 2017
Олег Гадецкий: «Чему бы хотел учиться, так это настоящей любви»

Кредо

Олег Гадецкий: «Чему бы хотел учиться, так это настоящей любви»

Психолог-тренер, писатель, философ, автор методик личностного роста Олег Гадецкий накануне тренинга, который провел в нашем городе, рассказал «ВОмске» о «трех китах» счастья и о том, как  работает закон Ньютона в жизни каждого человека.

111607 июня 2017
Секс, еда и темнота

Еда

Секс, еда и темнота

Как мы с сексологом Тимофеевым ходили в ресторан, где едят в темноте, разгадывали секреты меню, разговаривали о пользе «темных мыслей» и развенчивали мифы об устрицах как афродизиаке.

162902 июня 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх