Владимир Разумов: «По «шапке» мне не надавали»

Владимир Разумов, завкафедрой философии ОмГУ, дал «ВОмске» комментарий о реакции на опубликованную им переписку с коллегой из Алтайского аграрного университета.

170815 марта 2017
Владимир Разумов: «По «шапке» мне не надавали»

- Владимир Ильич, какое «последействие» имела опубликованная на сайте переписка и заметка, в которой вы говорите об уничтожении в России высшего образования?

- «По шапке» мне, как говорится, не стучали.  Рад, что вынес в публичную сферу то, о чем в нашей среде не устают говорить. Я не одинок: об этом писали многие – а надо переходить к действиям. Поскольку министр образования выполняет определенные рекомендации, которые получает, когда его назначают на место, и не более того, я бы обратил внимание, что это уровень в первую очередь правительства.

- Какого?

- Российской Федерации. От наших властей никакой официальной реакции я не получил. Но мы с коллегами написали еще и письмо в «Российскую газету», где в виде тезисов сформулировали необходимость системных изменений в области высшего образования. Статья еще не опубликована. Для меня это еще и тестирование системы: сознательно предложил писать туда, потому что это приправительственный печатный орган. Важно, опубликуют они это или нет – само по себе, это уже реакция. Сознательно хотим публиковать критику на федеральном уровне, в одном из федеральных органов.

- А на какую реакцию местных властей вы рассчитывали, если, по вашим словам, и федеральный министр – лишь «звено» в системе?

- Знаете, вспоминается история, когда мы с группой коллег писали план и концепцию стратегического развития города. Вскоре  после выборов мэра Белова состоялось мероприятие, где этот план принимался как рекомендательный. У меня даже благодарственное письмо сохранилось, такие же получили и другие мои коллеги. Тогда же я выступил с предложением формировать некий Институт развития города, чьей задачей будет систематическое планирование, «подтягивание» ресурсов, нацеленных на развитие города, региона – тех же студентов, аспирантов...

Меня вежливо выслушали, не возразили, но и сделано ничего не было. Шел 2002 год. В итоге власти пошли по пути приглашения внешних команд. Сегодня можно видеть и констатировать, каких «успехов» они при этом добились…

Резюмирую: похоже, и ситуация с высшим образованием на местном уровне представителей власти полностью устраивает. Вузы не закрывают, демонстраций нет, вроде все при деле, одни преподают, другие учатся «чему-нибудь и как-нибудь» - ну и хорошо. Они не осознают: была допущена системная ошибка в выстраивании иерархии вузов РФ. Она фактически устраняет конкуренцию между вузами. Выстраиваемые рейтинги вузов не учитывают затраты, которые уходят на тот или иной университет. Где позиция налогоплательщиков и регионов, которые передают деньги центру. Относительно высшего образования важным фактором перемен станет то, когда в центре и на местах начнут считать деньги, оценивать эффективность!

- Что вы предлагаете делать, в частности, своим коллегам?

- Призываю все наше научное сообщество жить активной жизнью! Проводить семинары, заниматься научной работой, создавать новые интеллектуальные продукты и продвигать их. Ты сам часть системы, поэтому улучшай то, что способен улучшить начиная с самого себя. Нет смысла сосредоточиваться на борьбе с системой как на ведущей цели.

Образование всегда работает на социальный заказ. Да, сегодня явно он не озвучен, но интуитивно мне представляется так: настоящих специалистов будут готовить категорийные вузы, а остальные – это исполнители, те, кто по определению не в состоянии на что-то претендовать - при отсутствии фантазии, творческих способностей, на что нацеливают сейчас периферийные вузы. К сожалению, большая часть молодёжи принимает эту игру, а остальные уезжают.

Но при этом допускается ошибка: кому-то кажется, что интеллектуалов высокого уровня можно подготовить «малой кровью», не особо вкладываясь. Нужно только места «правильные» выбрать. На самом деле это сложный процесс. Вспомним советские физико-математические школы: несмотря на все их плюсы, построить «конвейер» для выпуска гениев не получилось. В современных условия интеллектуалов не может быть много. Какие бы вузы не создавались, много креативных личностей мы не получим. А «заваливая» высшее образование, мы их число уменьшаем – это точно. Вот и выходит: увеличить сложно, а уменьшить – вполне…

- Вы говорите о новых интеллектуальных продуктах. А сами подаете пример?

- Как минимум, могу назвать три проекта, в которых участвую, и которые связаны с моими научными разработками. Это «Первая смысловая сеть» - по сути, виртуальный бизнес-инкубатор, позволяющий выводить идею на предпроектный уровень, делать ее доступной. Более 200 проектов было презентовано через нее. И это работы, которые в т.ч. выполняли студенты омских вузов.  Мы учим по заложенному в систему алгоритму: от идеи доходить до внятного, детального, понятного потенциальному заказчику описания.

Второй проект – «Страна приключений и путешествий по Сибирскому тракту» - связан с развитием внутреннего туризма. Работаем совместно с министерством культуры, подключаем к этому проекту предпринимателей. Цель его - познакомить и туристов, а в первую очередь, и самих омских «аборигенов» с тем, что у нас здесь есть. Направлений много: это и досуг, и история, и игры, и квесты… Очень советую посмотреть.

Последний проект – методологическая школа Разумова. С конца 80-х читаю свои разработки  студентам, аспирантам, соискателям,  а теперь и магистрам всех профилей. Есть ученики и просто сотрудники, которые в этом заинтересованы. И вот сегодня мы предлагаем более сорока программ для обучения в дистанционном, обычном и смешанном вариантах. Замечу, программы ориентированы на всех тех, кто ориентирован на развитие у себя креативного мышления.

Все эти проекты востребованы.

- Без финансовой поддержки, скорее всего, они остались бы лишь на уровне качественных и интересных идей. Сложно ли получить поддержку для научной деятельности в нашем регионе?

- Да, очень сложно. К тому же уровень проектной культуры омских вузов очень невысокий. Для примера. Первый проект предлагали проректорам по научной работе нескольких вузов. Типичная ситуация: проект спускают ниже, дальше – многократные звонки сотрудников, иногда встречи, и в итоге понимаешь, что это бессмысленная трата времени и исполнителям неинтересно.

Основная отговорка – «получайте гранты. Если делаете что-то стоящее, вас поддержат». В этом есть доля истины, но при этом все профессионалы понимают, насколько ситуация с грантами сегодня сложная и непредсказуемая. Рассчитывать на них просто невозможно. К тому же федеральный центр у нас плохо воспринимает междисциплинарные исследования.

- Владимир Ильич, все-таки, есть ли хоть что-то позитивное?

- Конечно. На самом деле мы готовим вполне хороших выпускников. Делается очень многое, особенно если учесть, что это делается на чистом энтузиазме… Но с глупым и безрассудным оптимизмом смотреть в будущее тоже не получается. Та среда, которая существует сегодня в вузах, меняется, креативная среда «съеживается». Вузы стареют.  

На днях прочитал, что к 2020 году президент Путин пообещал увеличить зарплату врачам на 200 процентов. Посмеялся: если это будет по тому же принципу, как у нас, преподавателей, искренне сочувствую врачам. Сокращение нашего учебно-вспомогательного персонала – это все равно, что убрать из больниц медсестер и санитарок, а их функции частично передать врачам, да, еще нагрузку увеличить…

Вернусь к главному. На местном уровне правительство обязательно должно реагировать на происходящее. В конце-концов должен-же быть у представителей власти, бизнеса патриотизм, понятие малой родины?! В миллионном городе вузы четвертой и ниже категории – куда это годится! Я начал бить в колокол уже давно, но его, к сожалению, никто не слышит. На уровне Совета федерации, Госдумы не слышал, чтобы обсуждали эту иерархию вузов. Впрочем, а где внятное обсуждение результатов присоединения РФ к болонскому соглашению?! А ведь процессы деградации образования будут тянуться друг за другом, будет падать и уровень образования в школах… Они не останутся в стороне от всеобщего падения: ведь именно туда, в омские школы, придут учить выпускники омских вузов... Отдельный сюжет – перспективы категорийных вузов, сколько пройдет еще лет, когда появятся вопросы о том, каковы результаты работы вузовской пирамиды, нацеленность «ведущих» вузов РФ в мировые «топ-100» и подобные этому вопросы.

Сейчас, увы, омские вузы живут по сценарию: пережить очередную аккредитацию и готовиться к следующей.

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

03.08.2017

А какому из этих проектов вы дали бы грант?

Уже проголосовало 161 человек

13.07.2017

Вы считаете, в Омске нужен памятник журналисту?

Уже проголосовало 199 человек

Блог-пост

Наталья Калинина

— Помощник министра финансов Омской области

Сергей Демченков

— Филолог

Александр Минжуренко

— Историк, политик

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Андрей Новоселов: «В ближайшее время будем производить отстрел диких кабанов несмотря на отрицательные ветпробы»

Откуда пришла африканская чума свиней? Почему правительство приняло решение отстреливать диких кабанов? На эти и другие вопросы «ВОмске» в эксклюзивном интервью ответил первый заместитель председателя регионального правительства Андрей Новоселов.

75718 августа 2017

СК взял в разработку пост весового контроля в Омской области, где обирали дальнобойщиков

Под подозрением не один десяток человек, преимущественно из ГИБДД, но официально обвинения пока никому не предъявлены.

72017 августа 2017

Стиль жизни

Виктор Шкуренко женил старшего сына

Светские хроники

Виктор Шкуренко женил старшего сына

Супругой 26-летнего Руслана Шкуренко стала выпускница юрфака ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Евгения Урываева, ныне работающая в МРСК.

24720 августа 2017
Андрей Новоселов - о личной жизни: «Меня вырастила бабушка...»

Уклад

Андрей Новоселов - о личной жизни: «Меня вырастила бабушка...»

Андрей Новоселов во время серьезного разговора об африканской чуме свиней признался: сам свинине предпочитает птицу и баранину.

29419 августа 2017
Алексей Платонов: «Убедить ребенка платно поступить в лучший вуз страны – это отдельный навык»

Откровенная история

Алексей Платонов: «Убедить ребенка платно поступить в лучший вуз страны – это отдельный навык»

Учиться, учиться и еще раз… подумать, где именно: в преддверии 1 сентября «ВОмске» представляет проект «Семь историй одного выбора». История первая, от Алексея Платонова: один папа, одна дочь, много головной боли – «и радостно выдохнуть на финише!»

994117 августа 2017
Александр Шлеменко: «Нужно объединяться во всем, а не «давить», травить и ненавидеть»

Уклад

Александр Шлеменко: «Нужно объединяться во всем, а не «давить», травить и ненавидеть»

Легендарный боец смешанных единоборств Александр Шлеменко – о том, почему до последнего не стремится узнать пол своих будущих наследников, почему не ставит детям прививки, а также о собственных спортивных планах.

1293514 августа 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх