Виктор Шкуренко: «В прошлом году наши предприятия показали самый низкий темп прироста за всю историю существования бизнеса»

Известный бизнесмен связывает трудности не с пандемией, а с собственными недоработками.  

228627 января 2021
Виктор Шкуренко: «В прошлом году наши предприятия показали самый низкий темп прироста за всю историю существования бизнеса»

— Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, как год завершился для ваших компаний? 

— Год для нас стал не совсем успешным, потому как за все то время, что я наблюдаю за выручкой собственного предприятия, она у нас выросла на самое минимальное значение. Общая выручка по всем нашим предприятиям (розница, опт), работающим в России, за прошедший год составила 38 млрд рублей с НДС. Рост — всего около 3% (по итогам 2019 года — 16%). Однако по выручке выросли пять из шести предприятий, — и «Низкоцен» (9,1 млрд рублей против 9,056 млрд в 2019 году), и «Формат», куда входят «Победы» и магазины EUROSPAR (8,455 млрд рублей против 8,265 млрд рублей годом ранее). Больше всего выросло оптовое направление — выручка дистрибуционных предприятий составила 20,455 млрд рублей. Выросли все, кроме дистрибутора пива «Регионпиво». 

1

Что меня порадовало по итогам прошлого года, так это то, как мы развиваемся в Казахстане. Помимо 38 млрд рублей, которые мы получили в России, казахстанские магазины принесли нам еще около 1 млрд рублей, рост за год при этом составил 85%. На сегодняшний день в соседнем государстве насчитывается уже 28 магазинов Inmart — за прошлый год мы открыли еще девять точек. При этом в прошлом году мы зашли и в другие регионы Казахстана. Если до этого мы работали только в Павлодарской области, то сейчас уже четыре магазина нашей сети открыты в Кокчетавской области. Кроме этого планируем открываться в Усть-Каменогорске. В Казахстане пока дела у нас идут хорошо — Like for Like магазинов положительный и измеряется двузначными числами. 

— Как ваша команда выбирает казахстанские регионы?

— Все очень просто. Рассматриваем регионы, которые находятся поближе к Омской области и те, в которых плохо развит сетевой ритейл. Мне близка стратегия Голубого Океана: нужно идти туда, где нет хищников, где ты плаваешь один.

— Но в Петропавловске — наиболее близком к нашему региону городе — нет ваших магазинов…

— Да, там работает очень сильный местный игрок. А вообще Казахстан в этом плане отстает от России — там плохо развит сетевой ритейл.

— Как развиваются «Низкоцены»?

— С «Низкоценами» дела обстоят хуже. 2020 год стал первым годом, когда магазинов этой сети мы закрыли больше, чем открыли — 7 против 3.  Всего на сегодняшний день насчитывается 71 магазин в семи регионах — Свердловской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областях и в Алтайском крае.

— Если вернуться к вопросу о выручке. Какова причина такого ее снижения? Пресловутая пандемия, снижение платежеспособности населения?

2

— Да, месяца полтора-два были закрыты наши магазины ELECTRO, сауна «РАССЛАБОНОFF», Park Fitness — но это, конечно же, микроскопические для нас цифры, в целом нам дали работать. Если напрямую связывать рост нашей частной компании с экономикой России, то, наверное, есть в этом какая-то корреляция. Если в 2019 году за счет падения доллара наша выручка в валюте выросла значительно больше, чем на 16%, то в прошлом году на фоне удорожания валюты в долларовом эквиваленте наша выручка упала. Эту ситуацию мы наблюдаем впервые за всю историю нашего существования. Однако я считаю, что напрямую связывать успехи или неудачи частного предприятия с экономикой страны в целом, неправильно. Во многом бизнес строят люди, и многое зависит от их личной энергии, которую они вкладывают. Поэтому я, конечно, могу оправдаться тем, что в российской экономике все плохо, но я чувствую какую-то моральную изношенность и бизнеса, и самих владельцев (это касается и меня лично), поэтому определенно нужны свежие идеи, чтобы дело успешно развивалось.

Так, например, в прошлом году мы начали развивать, хоть и совсем небольшой по нашим меркам проект — сеть кулинарий у дома «Дарим вкус» (пекарня, бакалея с товарами по акционным ценам и мясо). За прошлый год мы открыли восемь точек. Одну точку пришлось закрыть спустя короткое время после открытия…

— Почему?

— Мы открылись на площади, которую сдавал в аренду «Магнит». Сначала он дал добро на открытие, но после того, как его руководство увидело наши цены, которые оказались ниже, чем у них, потребовали закрыть нас. И так как я не привык конфликтовать, мы решили согласиться с требованием.

— В одном из интервью, посвященном открытию новых точек «Дарим вкус», вы сказали, что у вас есть возможность демпинговать, и вы этим пользуетесь. По итогам года можно сказать, что в этом случае такая бизнес-модель работает?

— Да, работает. Как я шучу: «Хипстеры, идите в Spar, а в «Дарим вкус» со своими советами о том, как вас должны обслуживать, какого качества должны быть продукты и т.д. вы нам не нужны». В общем, этот формат рассчитан в первую очередь на бабушек. История с «Крестьянским двором» показала, что формат фермерских продуктов развивать в Омске бессмысленно. Либо нужно делать все идеально, как Скуратов, на что у меня не хватает терпения. К слову, «Лента», «Окей», «Пятерочка» уже заявляли о том, что планируют открывать магазины именно низкоценового формата.

Возьмем проект «Светофор», который развивается по всей России, — это пример того, как быстро вырасти и по количеству магазинов, и по выручке. Там во главе угла стоит цена. Поэтому производители переделывают рецептуру своей продукции, чтобы снизить цену. В «Дарим вкус» мы идем другим путем — брендовые товары мы продаем по акционной цене. При этом постоянного ассортимента в наших точках нет: с помощью закупочной силы «Низкоцена» мы берем акционные товары и выставляем их на полки. Закончилась акция у производителя — мы убираем продукцию.

— Но вы, очевидно, не планируете останавливаться на достигнутом. Будете открывать новые точки?

— Да, конечно, больше десяти точно. Они небольшие, и их легко открывать. Если в Омске этот проект хорошо себя покажет, пойдем с ним в другие регионы. Но там будут определенные сложности, в частности с молочной продукцией — надо искать местных производителей.

— Продукцию сына там продаете? (Руслан Очеренко развивает производство кондитерских изделий под маркой «Дарим вкус», — ред.)

3

— Да, конечно, но если на нее действует акция (улыбается).

— Что вы можете сказать о тенденциях в омском ритейле? Вы уже сказали, что «Лента», «Окей», «Пятерочка планируют открывать магазины у дома эконом-сегмента. Кроме этого, в прошлом году закрылись «Новаторы», «Самовары» — такие форматы сложно развивать в Омске…

— Конечно, тенденции, сыграли не в пользу «Новаторов» и «Самоваров». Однако отмечу, что за закрытием любого бизнеса стоят неудачи самого собственника. По Арсену Пономареву я уже высказывался не раз — у него были успешные магазины, он решил открыть еще. Но его бизнес слишком мал, чтобы владелец мог принимать такие серьезные решения. Опять же он потерял время, в которое можно было развиваться. Темури Латария создавал «Самовары»  под себя. Но такой формат сопряжен с большими издержками, ведущими к высокой наценке, поэтому этот проект не будет массовым. Людям, готовым ходить в такие магазины, «Самовары» несомненно нравились, но число этих потребителей оскорбительно мало в нашем городе.

А основной тренд в нашей стране не меняется уже несколько лет, особенно после Крыма — реальные доходы населения падают, экономика не растет. Поэтому в желаемых темпах для владельцев могут развиваться только магазины, предлагающие низкие цены.

По поводу ситуации на местном рынке могу сказать вот еще что. Раньше мы редко участвовали в аукционах по продаже торговых площадей банкротов или должников. За последнее время мы приняли участие в трех или четырех конкурсах и только в одном мы победили. То есть деньги и интерес у предпринимателей есть. Причем, например, площади, принадлежавшие «Холидею», покупали по цене выше стартовой.

— То есть магазины сети EUROSPAR больше пока не планируете открывать?

— Планируем. Ведь EUROSPAR — это не «Самовары». Цены на 80% товаров там такие же, как в «Победе». Хитрость заключается в том, что добавлено свое пищевое производство, которого нет у конкурентов. О планах по открытию лучше узнать у Дмитрия Шадрина, но могу сказать точно, что в конечном счете их будет больше десяти.  

— Как дела обстоят у вас с девелоперским направлением?

— Несмотря на кризис, мы развиваемся, так как строим на свои деньги, а не на кредитные. Все проекты мы не стали замораживать, но и форсировать тоже не беремся. 

— В прошлом году вы рассказывали, что строите в Кемеровской области три объекта. На какой они стадии?

4

— Один мы уже открыли, остальные достраиваем.

— Каковы дальнейшие планы по развитию этого направления?

— Мы купили шесть земельных участков в Красноярском крае, но пока строить не начинали — приводим их в порядок. Отмечу, что в пандемию оказалось сложнее получить различные документы.

При этом мы продолжаем искать участки. Также приобрели торговый центр в пригороде Барнаула, планируем купить еще один. Вообще девелоперы боятся иметь дело с сельской недвижимостью — там риски выше и ликвидность ниже, но при этом доходность выше. Но и открыть там магазин проще, чем в городе — чиновники легче идут на контакт. Я, можно сказать, уже стал специалистом по негородской не

— Каковы ваши планы на этот год?

— Планируем развивать дистрибуционное, оптовое направление. Продолжаем выходить в другие регионы, ищем, кого еще приобрести. В зоне наших интересов Кемеровская и Свердловская области. В розничной торговле Дмитрий Шадрин делает ставку на SPAR, я — на «Дарим вкус». Верим в коммерческую недвижимость — продолжаем развивать девелоперское направление. Ну и в Казахстане — поле не паханое. Планируем ускоряться, пока другие не опомнились, в том числе крупные российские сети. Предполагаю, что в этом году выручка по сети Inmart вырастет еще больше.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 50 человек

12.01.2021

Twitter правильно забанил Трампа?

Уже проголосовало 70 человек















Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

2241208 февраля 2021

Стиль жизни

«Согласна и на роль Королевы…»

Кредо

«Согласна и на роль Королевы…»

За внешней мягкостью и обезоруживающей улыбкой этой красивой женщины — сила воли человека, который не отступает от намеченной цели. Наш разговор с Людмилой Чичериной, руководителем «Омега-Аудит»,  — о роли женщин в предпринимательской деятельности, рецептах успеха и мечте, которая вдохновляет.      

5585619 февраля 2021
Екатерина Братцева: «Я девочка из обычной семьи, которая сделала себя сама»

Кредо

Екатерина Братцева: «Я девочка из обычной семьи, которая сделала себя сама»

Владелица омского турагентства и блогер рассказала «ВОмске», как она заработала миллион в Инстаграме и как относится к светским новостям местного розлива. 

1838111 февраля 2021
Женщина, влюбленная в цветы…

Кредо

Женщина, влюбленная в цветы…

Эту обаятельную, улыбчивую женщину называют хозяйкой цветочного царства. Ее круглосуточные торговые точки пользуются большой популярностью у омичей. Сделав здесь покупку, люди возвращаются к гостеприимной владелице красивого бизнеса вновь и вновь. Потому что знают: им от чистого сердца предложат самые свежие букеты и учтут все пожелания.

114251308 февраля 2021
«Дорогая, нам пора расстаться!»

Уклад

«Дорогая, нам пора расстаться!»

Почему состоятельные омичи отдают ненужные вещи в «Кладовку».

3376528 января 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх