Виктор Тзапташвили: «Вся жизнь – в искусстве танца»

Третьего марта отмечает свой день рождения Виктор Тзапташвили. Заслуженный артист России, главный балетмейстер ТЮЗа, которого называют легендой омской сцены. 

6033403 марта 2021
Виктор Тзапташвили:  «Вся жизнь – в искусстве танца»

Любимого артиста, потрясающего хореографа знает не одно поколение поклонников сценического искусства. В качестве хореографа Виктор Датикович участвовал в постановке более пятидесяти спектаклей Омского ТЮЗа и сегодня продолжает служить театру. А еще он талантливый педагог. Человек-праздник, темпераментный, яркий, искрометный — это все о нем…

Омское танго 

В  труппу Свердловского театра музыкальной комедии Виктора Тзапташвили приняли 6 февраля 1965 года, в неполные шестнадцать лет, а уже в восемнадцать он стал ведущим солистом. Потом была армия, служил в Москве завклубом, каждый день занимался, чтобы не потерять форму. Его приглашали в Московский театр оперетты и в мюзик-холл, но — одного, а работа нужна была для двоих. Поэтому жена Тамара предложила ему сначала поехать в Омск, в театр музкомедии, к своему педагогу, знаменитому балетмейстеру Валентине Тулуповой. Мол, годик поработаем, а потом переберемся на «Большую землю». А в Омске не менее знаменитый тренер Галина Горенкова позвала его ставить программы для гимнасток. И «Большая земля» в виде сборной страны  по художественной гимнастике сама стала ездить к нему на тренировки и сборы.

1

— Взрослея, мы начинаем спрашивать себя: тебе нравится то, что ты делаешь? Я счастлив, потому что работал там, где хотел, и самое удивительное, за это мне еще и платили! — качает головой Тзапташвили. — Когда-то это может кончиться. Все когда-то приходит к завершению… Мы по нескольку раз в год мотаемся к детям в Москву, и все время возникает этот вопрос: «Папа, ну сколько можно работать?» Я не смерти боюсь и не немощи. Боюсь ненужности, никчемности — все, ты свободен! Но решать, свободен или нет, буду только я.

«Я стал бриться дважды в день!»

Он до сих пор считает вехой своей жизни 2 мая 1992 года. Именно в этот день ему позвонил Андрей Горбатый, ставивший в ТЮЗе «Вора» Эдуардо де Филиппо. Так совпало, что накануне на тюзовской сцене шло шоу в постановке Тзапташвили. Увидев его, Горбатый понял: ему нужен именно этот балетмейстер!

Они встретились, поднялись в декорационный цех, режиссер рассказал, что премьера намечена на 24 мая, показал декорации, эскизы. Мимо прошел заросший бородой мужик, поинтересовался:

— Ну что, договорились?
— Вроде да.
— Кто это? — удивился Тзапташвили.
— Главный режиссер — Рубанов.

Владимир Рубанов был очень жестким и требовательным главрежем. Если работа приглашенного коллеги ему не нравилась, мог все порушить и без сожаления снять спектакль. Впрочем, черновым прогоном «Вора» он остался доволен. Лишь попросил придумать пару дополнительных танцевальных номеров.

— Мы бывали в ТЮЗе со старшей дочкой, не очень часто, она ведь тоже была занята у нас в музыкальном. Помню, в «Красной Шапочке» мне так понравилась заслуженная артистка Людмила Лавринович, острохарактерная, темпераментная. Когда слушали с Горбатым музыку к спектаклю, я то и дело предлагал: «Вот здесь будет Лавринович танцевать!» А он упорно отказывался: «Она же не танцует! Вы видели ее объемы?» Но для меня важна ярко выраженная индивидуальность, всегда цепляюсь за это. Умею так расставить акценты, что минусы превращаются в плюсы. В общем, я его уговорил. На другой день встречаемся на сцене с труппой, обговариваем план действий. Режиссер предоставляет мне полную свободу, я развожу туда-сюда танцевальные номера, потом обращаюсь к Лавринович: «В этом куске вы начнете с молодыми людьми, а потом продолжите со Звоновым…» Она взглянула на меня с возмущением: «Я не буду танцевать! Во-первых, у меня колени, во-вторых, подагра…» И я выгляжу, как идиот! Говорю: «Я так упрашивал режиссера, чтобы вас занять в танце, он пошел мне навстречу… Ну хотите, я при всех встану перед вами на колени?!» Она ахнула: «Ну что вы, что вы!» И согласилась. Я ее закрутил, завертел, лапши на уши навешал, убедил — и она так куражисто поднимала юбку, так отплясывала с парнями — зал взрывался! Это была пуля! Она потом всегда с нетерпением ждала этого спектакля!

2

А ближе к премьере Тзапташвили вдруг поймал себя на мысли, что ему очень нравится в этом театре.

— Я даже стал бриться два раза в день! — смеется Виктор Датикович. — В то время я еще был ведущим солистом музыкального театра, но именно здесь почувствовал: мое! «Вор» стал отправной точкой, спектакль имел бешеный успех, первое время даже конная милиция дежурила возле театра. Я много ездил, много ставил – в Новокузнецке, Красноярске, Свердловске моем, Кемерово, Таре, очень много в Омске — в «Галерке», «Пятом», драме, «Арлекине», но своим театром считаю только ТЮЗ. Это моя вотчина.

Храни меня, мой талисман…

Он обожает актеров, и они отвечают ему взаимностью:

— Знают, что я их люблю. Когда что-то не получается, начинаю злиться, кричать: «Да организуйтесь уже! Это просто!» — замечаю, что лица у них серьезные, а глаза смеются. Понимают, что я не со зла, что никого не подставлю, что они будут в выигрыше, если пойдут за мной.

В театре у него есть талисман — Александра Корнева.

— Талисманчик мой, — нежно произносит Тзапташвили. — Я ее люблю, стараюсь занять в спектаклях. В каждом возрасте актер открывается по-разному. Вон Лариса и Олег Чичко после долгого периода забвения как раскрылись в «Театральной машине»! Просто в омут с головой за мной полетели!

«Скверный» дед

Еще один талант Тзапташвили — семьянин. Тамара и Виктор знамениты не только своим невероятным партнерством на сцене. В артистической среде не было (и нет!) второй такой супружеской пары, они вместе уже сорок восемь лет. А какой он отец и дед! И с дочками, и с внуками — по максимуму. Когда родился первый внук, Влад, а потом появилась на свет внучка Анфиса, он каждый день после репетиций гулял в сквере с коляской. Ехидные соседи даже прозвали его Скверным дедом. Он долго смеялся, когда об этом услышал.

Дочери и внучка сделали головокружительную карьеру, достигли невероятных высот в танцах и художественной гимнастике — чемпионы мира, заслуженные мастера спорта, чемпионы России. Стиль, вкус, чувство меры, трудолюбие, упорство – все это воспитывают родители. Но откуда берется талант?

Когда он, уже взрослым, впервые приехал в Грузию, родственники обомлели: надо же, один к одному — дед Иона!

3

— Как сейчас его вижу — древний старик в сванке, черкеске, седой, сухой, держит лошадь под уздцы. Копия я! — Тзапташвили берет под уздцы воображаемого коня и легко ступает по гримерке.

Всегда готов!

Чувство стиля у него врожденное. Он элегантен, изящен, грациозен, умеет красиво носить красивые вещи и не прочь возникнуть перед поклонниками в эффектном наряде.

— Это свойственно нации — выпендриться, покрасоваться, — смеется Тзапташвили.

И рассказывает, вернее, разыгрывает в лицах, как увидел в фильме «Блеф» Челентано в длинном черном пальто — и моментально захотел такое же! И шляпу! Высокий, стройный, в длинном пальто и шляпе со здоровенными полями — на серых омских улицах, среди луж, проталин и покрытых сажей сугробов это выглядело вызывающе, прохожие оглядывались. А тут еще порыв ветра — ба-бах! — и шляпа валяется в грязи! Тьфу!

Он всегда в форме, хотя уверяет, что не прикладывает к этому никаких усилий, более того, любит готовить и вкусно поесть. А сколько раз ему доводилось в срочном порядке гримироваться и выходить на сцену, чтобы заменить заболевшего артиста и тем самым спасти спектакль! Только в «Мухе-Цокотухе» танцевал  и Таракана, и Самовар, и Паука. А однажды на показе мод вышел на подиум вместо манекенщика (он и в модельном бизнесе свой человек).

— Я готов всегда. А вдруг что случится? — хитро щурит глаз Тзапташвили. — Но это, конечно, шутка...

Танцплощадка 70/55

«Моя танцплощадка 70/55» — так назывался большой юбилейный вечер Виктора Тзапташвили, с аншлагом состоявшийся в Омском ТЮЗе почти год назад, 20 марта 2020 года. Последнее большое событие в театре накануне последовавших вскоре коронавирусных ограничений, самоизоляций, карантинов. Главный герой вечера, а с ним и весь театр успели в последний вагон уходящего поезда. Разве не чудо?

4

Поздравить любимца публики пришли многочисленные друзья и поклонники его таланта, вся культурная общественность региона, представители власти, общественных организаций. Собрались коллеги из театров областного центра, Тарского Северного драматического театра, ветераны сцены и многочисленные ученики балетмейстера.

Юбилейный вечер. Виктор Датикович с женой, дочерью и внучкой на сцене ТЮЗа

Юбилейный вечер состоял из двух частей, каждая из которых вызвала бурю эмоций у публики. В начале зрителям был представлен камерный пластический спектакль «Танцплощадка 41/45» в постановке Владимира Золотаря, хореографом которого является Виктор Тзапташвили. Пронзительная история о том, как война ломает человеческие судьбы, рассказанная без единого слова — языком пластики, музыки и танца.  

После антракта, во время которого гости смогли пообщаться и поднять бокал шампанского за виновника торжества, состоялся своеобразный бенефис Виктора Датиковича — с искренними признаниями в любви к юбиляру, подарками, сюрпризами, концертными номерами, сценами из спектаклей и, конечно, морем цветов. Легенду омской сцены поздравили министр культуры Омской области Юрий Трофимов, директор городского департамента культуры Владимир Шалак, руководители ТЮЗа, другие известные персоны.

Кульминацией вечера стало выступление танцевального коллектива под руководством известного хореографа Елены Зайцевой, старшей дочери Виктора Датиковича. А яркое выступление своей внучки Анфисы Зайцевой юбиляр назвал «молитвой». Напомним, что Анфиса с честью продолжает творческую династию. Она — мастер спорта международного класса, победитель международных и всероссийских соревнований по художественной гимнастике. Теплые слова прозвучали в этот вечер и в адрес «царицы Тамары», супруги Виктора Тзапташвили.    

Глядя на главного героя праздника, было трудно поверить, что цифра 70 — это возраст юбиляра, а 55 – стаж работы на сцене. Потому что у Виктора Датиковича есть только одно состояние души — вечная молодость. Это проявляется во всем — в огромной работоспособности, пластике, драйве, особом таланте любить жизнь, общаться со всеми на равных и всегда выглядеть «на миллион долларов». А иначе и быть не может.

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 3 марта 1950 г., гор. Свердловск

Образование: Свердловское хореографическое училище (1968)

Творческая биография: 1965-1968 – артист Свердловского театра музыкальной комедии;

1976-1992 — солист балета Омского государственного музыкального театра;

с 1993 г. — главный балетмейстер Омского театра юного зрителя

Семья: жена Тамара, дочери Елена и Мария, зять Андрей, внуки Владислав, Александр, Михаил, внучка Анфиса 

Звания, награды: заслуженный артист РСФСР (1989), заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат премии Администрации Омской области за заслуги в области культуры и искусства; имя занесено в Книгу Почета деятелей культуры города Омска; памятная медаль им. С. И. Манякина   

Увлечения, отдых: театр, хореография, кино, мюзиклы, классическая опера, путешествия, кулинария.

 

Первая публикация в журнале «Сибирь и Я»

 

Фото:Андрей Кудрявцев, Александр Марашан, Борис Метцгер, из архива ТЮЗа и личного архива В. Тзапташвили

Теги:Виктор ТзапташвилиТЮЗМузыкальный театрискусствоистория

Новости по теме


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 62 человека

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 192 человека











Блог-пост

Сергей Волков

— Преподаватель русского языка и литературы

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

4181208 февраля 2021

Стиль жизни

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

5363508 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

1648105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

2252130 марта 2021
Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Кредо

Сергей Ройз: «Цирк не перестает меня удивлять»

Большое интервью с «музыкальным полиглотом», укротителем диких гитар, бессменным дирижером Омского государственного цирка, Заслуженным работником культуры Омской области.

421730 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх