План Беляева. Четвертая часть. Позиционирование

Представляете, как здорово бы смотрелась огромная красная птица на острове посреди Иртыша напротив Речного вокзала?

4870325 марта 2017
План Беляева. Четвертая часть. Позиционирование

В рамках освещения и обсуждения темы предстоящих в Омске муниципальных выборов «ВОмске» продолжает публикацию предвыборных программ кандидатов в мэры Омска — участников т.н. гражданских праймериз «Гражданин мэр», которые проходили в нашем городе пять лет назад, в апреле 2012 года.

Продолжение программы кандидата в мэры Александра Беляева

Первуювторую и третью части см. по ссылкам.

1

Публикуется в версии из поста в сообществе Omsk в ЖЖ за 18 марта 2014 года:

В апреле 2012 года в рамках проекта «Гражданин мэр» я написал несколько статей о том, как нам обустроить Омск (ознакомиться с ними можно здесь, здесь и здесь. Размышления на тему «эх, если бы я был мэром Омска» вызвали бурный интерес со стороны омского ЖЖ-сообщества, что меня, скажу честно, очень удивило. «Как же так? – думал я. — Отчего мои дилетантские рассуждения о городском самоуправлении возбуждают у неглупых вроде людей желание видеть меня мэром Омска? Ведь я не архитектор, не урбанист, не «крепкий хозяйственник», не щукинский депутат и даже не популярный кудрявый фотограф. У меня гуманитарное образование, я не читал книги Вукана Вучика, никогда не был в Западной Европе и ничего не понимаю в пропускной способности улиц и перекрёстков. Я обычный человек, живущий в Омске и одинаково со всеми пользующийся его инфраструктурой».

Проект «Гражданин мэр» закончился, по большому счёту, так и не начавшись. Ни Варламов, ни Фёдоров, ни остальные его участники так и не смогли набрать нужное количество подписей для регистрации в качестве кандидатов. С результатом в 17 процентов на выборах мэра закономерно и предсказуемо победил ставленник «Единой России» Вячеслав «Поросёнок» Двораковский. Скоро уже два года, как городом «управляет» унылый бывший главный инженер НПО «Мостовик» и за всё это время я не раз слышал вопрос «Будет ли продолжение «Плана Беляева»?

Будет, друзья мои. Обязательно будет. И дело тут не в оценке деятельности «Поросёнка» или в подготовке к следующим выборам. Просто за эти два года у меня накопилось довольно большое количество разных мыслей о том, каким должен быть Омск и что нам нужно для этого сделать. Мой френд mr_zheka любезно разрешил мне пользоваться площадкой ЖЖ-сообщества omsk для публикации своих опусов, за что ему большое спасибо. Ещё раз повторюсь: я не считаю себя профессионалом в области урбанистики, маркетинга, управления и скептически отношусь к собственной писанине. Поэтому все, кто напишет «ты кто такой, давай до свидания» будут, конечно, правы. Но, надеюсь, что также найдутся люди, которым мои «креативы» покажутся интересными. Писать много и регулярно не обещаю (со свободным временем у меня проблемы), однако самые интересные мысли и предложения опубликовать постараюсь.

* * *

Начнём, пожалуй, новый сезон с довольно глобального вопроса – с позиционирования Омска. Под позиционированием я имею в виду тот образ, который складывается у человека при слове «Омск» и то впечатление, который производит город на его гостей. Позиционирование нужно не только для развития туризма (хотя это тоже крайне важно), оно нужно и для успешного выбивания денег из столицы, и для привлечения инвестиций в промышленность, и для ряда других направлений.

Думаю, не стоит писать, что туризм – один из самых эффективных способов наполнять городскую казну, а туристы – наиболее выгодные потребители городской сферы услуг. Также, думаю, не стоит доказывать банальные истины, что Омск, как, впрочем, и любой город крайне заинтересован в развитии туризма.

Если мы спросим обычного жителя Европейской России «что такое Омск?» ответом, в лучшем случае, будет «город в Западной Сибири». На вопрос «какие ассоциации возникают у вас при упоминании Омска?» ответом, скорее всего, будет молчание. Спрашивать после этого «хотите ли вы съездить в Омск?» будет бессмысленно – среднестатистический житель России ничего про Омск не знает и ехать туда не хочет. С жителями Европ-Америк ситуация ещё хуже – они в подавляющем большинстве ни за что не поедут в Сибирь, ибо там холодно, по улицам бродят пьяные медведи с балалайками, да и вообще сплошной KGB и GULAG.

У каждого населённого пункта, особенно у такого крупного города, как Омск, должно быть своё лицо. Уникальное, эксклюзивное, самобытное лицо. Если у города нет лица, то это не город, а очередной, извините за грубость, Зажопинск, Мухосранск, Усть-Пердюйск и т.п. Никто не хочет ехать в Бугульму, Кулебаки или Моршанск не потому, что это маленькие депрессивные города и даже не потому, что там тупо нечего смотреть и нечего делать. Туда не хочется ехать потому, что эти города практически ничем не отличаются от сотен других похожих российских городов. В них нет ни какой-то удивительной архитектуры, ни интересных массовых мероприятий, ни памятных исторических мест. Все эти города живут своей тихой провинциальной жизнью со всеми её достоинствами и недостатками и не представляют никакого интереса для туриста. Там, как и везде, плохие дороги, апатичное население, жулики-чиновники и прочие прелести и атрибуты постсоветской России.

В городах-миллионниках ситуация аналогична. Да, там больше денег, больше активного населения, больше, как модно сейчас говорить, драйва. Но большинство российских миллионников также не вызывают абсолютно никакого желания приехать туда на выходные. Что, кто-то хочет прокатиться в Красноярск? В Воронеж? В Уфу? Конечно же, нет. Зато многие не против посетить Казань, Волгоград и даже Челябинск. Как вы думаете, почему? А потому, что у Казани, Волгограда и Челябинска есть определённые «фишки». У Казани – булгаро-татарская экзотика, у Волгограда – Родина-Мать, Мамаев курган и Дом Павлова, у Челябинска – статус чугунной столицы России, где проживают суровые люди.

А что есть у Омска? Чем может привлечь туриста этот «грязный пыльный городишко» на Иртыше? Наша власть полагает, что «фишками» Омска являются Достоевский, Колчак и… всё, список прерывается. Всё остальное – банальщина. Ну не музеями же завлекать туристов и не Кадетским корпусом с Успенским собором? Ну кому интересны экскурсии «Омск театральный» и новодельный Ачаирский монастырь? Я не говорю, что музеи и монастыри – это плохо, вовсе нет. Это банально. Краеведческие музеи есть везде и везде они одинаковы – одни и те же выставки «Наш край до начала времён» с бивнями мамонта, какая-нибудь этнография с народными костюмами, «Наши земляки в ВОВ» и т.д. Смотреть на это скучно даже непритязательным местным жителям, чего уж говорить про туристов.

Омску нужны такие «фишки», которых нет ни у кого. Это «фишки» должны побуждать приехать в Омск и своими глазами увидеть город, вдохнуть его воздух, пройтись по его улицам, посидеть в его кафе, наконец, просто купить сувениры. Это должны быть не Достоевский и Колчак, которые, при всём уважении к их памяти, не являются фигурами, ради которых кто-то поедет в Омск. Это не должны быть ни Успенский собор, ни Драматический театр. Это должно быть что-то новое, оригинальное, загадочное и притягивающее.

Фишка № 1 – Асгард Ирийский

Асгард Ирийский (Ас – Бог, живущий на Земле; гард – город) Град Богов на реке Ирий (совр. Иртыш) был построен в Лето 5028 от Великого Переселения из Даарии (в 104 780 г. до современного летоисчисления). На его месте в настоящее время находится современный город Омск. Асгард Ирийский стал столицей Беловодья. Асгард Ирийский был разрушен в Лето 7038 от С.М.З.Х. (1530 г. н.э.) джунгарами – выходцами из северных провинций Аримии (Китая).

Скажу сразу – к современному неоязычеству (мне, правда, больше нравится термин «долбославие») я отношусь с иронией. Когда люди с чисто славянскими фамилиями Хиневич и Левашов рассказывают фантастические небылицы про древнюю историю славян, то нормальный человек смеётся, а не вполне нормальный отращивает бороду, одевает вышитую свастиками рубаху и придумывает себе имя типа Яйцеслав или Звенимуд.

Долбославие – это, конечно, секта, но секта в кое-чём полезная. И для Омска выгодней не бороться с Хиневичем и его упоротыми последователями, а наоборот, всемерно его поддерживать. В конце концов, мормоны – тоже секта, но главный «мормонский» город Солт-Лейк-Сити по своему развитию находится далеко не на последнем месте в США и даже сумел заполучить к себе Олимпиаду.

Что мешает продвигать тему Асгарда и Беловодья официальным властям? Ничего, кроме отсутствия желания. Можно не откапывать обнаруженные на территории Омской крепости некрополи и подземные ходы (которых, подозреваю, никто и никогда не видел), можно демонстративно не замечать Хиневича. Но обязательно нужно развивать тему «Омск – Асгард Ирийский» хотя бы так, как это делается в деревне Окунёво. Пригласите какого-нибудь писателя Речкина, издайте красочный альбом с картинками из придуманной жизни Асгарда, найдите богатых меценатов, повёрнутых на этой теме, и предложите им построить капище, а ещё лучше славянский посёлок с капищем (люблю слова с подобным окончанием – капище, лежбище, чудище). Под это дело не жалко отдать ни Парк 300-летия Омска, ни сосновую рощу у Телецентра. Пусть вместо виртуальной Тартарии с её виртуальной столицей Асгардом, вместо роликов на YouTube и книг Левашова будет вполне реальное поселение Древнерусской Инглиистической Общины Православных Староверов-Инглингов. Пусть по этому поселению расхаживают степенные бородатые долбославы со стройными прекрасными долбославками, пусть они устраивают свои обряды и праздники, пусть изготавливают и продают сувениры.

При успешном функционировании такого посёлка и при грамотном пиаре Омск вполне может стать Меккой для российских и зарубежных неоязычников. Стала же никому не известная деревенька в Муромцевском районе знаменитой на весь мир благодаря латышке Расме, почему тот же трюк, только в большем масштабе, нельзя повторить в Омске? Пусть вся эта колоритная публика, все эти задорновы и чудиновы, едет не в Тибеты с Гималаями, а к нам. Наличие в Омске значительного числа долбославов, бабаджистов и прочих сектантов привлечёт в город и нормальных туристов – я думаю, тем же немецким пенсионерам любопытно будет взглянуть и на псевдославянское поселение, и на его живописных обитателей.

Фишка № 2 – Столица независимой Сибири

Одни мои знакомые, побывав в Барселоне, рассказывали, что Барселона – это не Испания. Барселона – это Каталония и жители Каталонии не хотят, чтобы их путали с испанцами и вообще они всерьёз настроены отделиться от Испании и построить своё независимое государство. Другие мои знакомые рассказывали, что Мюнхен – это вовсе не Германия, а Бавария, которая тоже хочет быть самостоятельной. Третьи рассказывали похожие истории про Эдинбург и Шотландию.

Во всех этих случаях видно, что отдельные развитые регионы стремятся обособить себя от центральной власти, активно внедряют в массы тезис о собственной идентичности, противопоставляя его общенациональным культурным кодам. Делается это не только из политических интересов, но и из сугубо экономических. Эти регионы позиционируют себя так, чтобы весь мир понимал, что они серьёзно отличаются от остальных частей страны и в этом отличии есть множество самых разных смыслов. Пожалуй, главным из них является возможность успешно доить столицу своей страны, угрожая ей самоопределением вплоть до отделения. Наиболее успешно эту науку в России освоили Чечня и Татарстан – на фоне постоянных разговоров о суверенитете эти регионы получают из Москвы всё, что пожелают – хоть универсиады, хоть метрополитены. Понятно, что ни татары, ни чеченцы не хотят создавать независимые государства, им вполне выгодно сохранять существующее положение вещей. Пока центр даёт деньги на все прихоти местных царьков об отделении указанных регионов от России не может быть и речи.

Омск – это, конечно, не Татарстан и уж, тем более, не Чечня. У нас нет многочисленного коренного мусульманского населения, нет нефти и нет собственной внероссийской истории. Но у нас есть то, вокруг чего можно построить собственный культурно-исторический миф – миф об Омске, как столице независимой Сибири.

В конце XIX –начале ХХ вв. Омск был крупнейшим городом Сибири, центром огромной области, местом нахождения гражданской и военной администрации, значительным транспортным узлом, столицей Сибирского казачьего войска и т.д. и т.п. В Омске находились консульства десятка стран, филиалы банков и страховых обществ, офисы российских и зарубежных компаний. Именно в Омске в июле 1918 года была принята Декларация независимости Сибири, ставшая закономерным итогом многолетней работы т.н. сибирского областничества – общественно-политического течения, выступавшего за отделение Сибири от российского колониального гнёта.

Сергей Сочивко. Омские дворики

Сибирский областнический проект окончился неудачей – Декларация о независимости была отменена через несколько месяцев после принятия, а Гражданская война и последовавшая за тем советизация поставили крест на мечтах Потанина и Ядринцева о независимой Сибири.

Был бы я мэром Омска – я обязательно начал бы разыгрывать карту сибирского сепаратизма. Создал бы сибирскую областническую партию с фракцией в Горсовете, придумал бы и начал праздновать собственные праздники вроде Дня принятия декларации независимости Сибири, начал бы мусолить к месту и не к месту имена упомянутых Потанина и Ядринцева. Вместо унылой совково-россиянской омской символики ввёл бы свою – на основе бело-зелёного сибирского флага и лепил бы её куда можно и куда нельзя, издал бы красочные учебники по истории Сибири, объявил бы Омск родиной сибирского пельменя, сибирского валенка и сибирского здоровья. В общем, делал бы всё то, что делали и делают украинские националисты за последние сто-сто пятьдесят лет по отношению к Москве, то есть создавал бы собственную культуру на основе лозунга «Сибирь – не Россия», правда в более мягком варианте, без сибирского языка и без Голодомора.

Вся эта клоунада нужна исключительно для получения разнообразных преференций – как показывает практика, сепаратистские настроения очень хорошо продаются. Причём покупать эти настроения будут, как федеральный центр (см. пример с Казанью), так и рядовые туристы (см. пример с Украиной). Разве справедливо, что столицей Сибири является скучный серый Новосибирск, история которого насчитывает чуть более ста лет? Да, там есть полномочный представитель Президента, Академгородок, метро и Оперный театр, но ведь никто не поедет в этот непримечательный советский город, чтобы почувствовать дух Сибири. Нет, настоящий сибирский дух возможен только в старом сибирском городе и Омск – лучшая кандидатура для воссоздания этого утраченного духа. У нас есть всё – богатая трёхсотлетняя история, уникальные памятники архитектуры, великая река Иртыш. Нет только желания как-то выделиться из массы безликих сибирских городов.

Фишка № 3 – Омская птица

Winged Doom (Омская птица, Омская ворона, Птица-омич, Lil' Bird of Doom, Вингедум) – инфернальный персонаж русскоязычного Интернета. Она пришла в город Омск (официальную столицу интернет-наркоманов), он от этого не разрушился, и птица осталась там. Изначально Омская птица – картина маслом немецкого художника Хайко Мюллера (Heiko Müller) под названием «Winged Doom» (англ. Крылатый рок), пока к ней не пририсовали лозунг «Добро пожаловать в Омск».

Омская птица

Признаюсь, я не сильно разбираюсь в наркоманском жаргоне, но Птица мне нравится. Поскольку она уже завоевала интернет-пространство в качестве символа Омска, то теперь её просто необходимо вытащить в реальный мир. Например, вместо странных памятников Петру и Февронье, вместо безвкусных обелисков, поставленных не пойми кому и не пойми зачем, неплохо бы заставить Омск памятниками Омской Птице.

Представляете, как здорово бы смотрелась огромная красная птица на острове посреди Иртыша напротив Речного вокзала? Или на крышах зданий вместо надоевших зелёных инопланетян DNS? Омская птица – по-настоящему популярный и не требующий раскрутки символ, в отличие от уже забытой брендолапы. Город с таким символом просто обречён на популярность, как в среде современной молодёжи, так и среди потенциальных туристов. Это не красная буква «П» в Перми, которая по сути ничего не выражает, это гораздо больше. Как пишут на этом вашем Луркоморье: «Winged Doom вне логики, геометрии и измерительной линейки – она то человеческого роста, то пьёт чаи за гигантским столом над городскими домами».

Эх, если бы я был мэром Омска…

Продолжение следует…

Фото:Сергей Сочивко, сайты Луркоморье и boston.com

Теги:выборымэргородгражданин мэрмаркетингстратегия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

87419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

320001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

320901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6656101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх