Омский след в фильме «Белое солнце пустыни»

У нового автора нашего сайта Саида Абишева, в прошлом режиссера омского телевидения - недавно вышла книга «Секреты кино. Белое солнце пустыни». Как выяснил «ВОмске», у фильма имеются омские корни.

224126 марта 2017
Омский след в фильме «Белое солнце пустыни»

- Саид, почему вы решили написали эту книгу?

- Время от времени я читаю лекции по теории кино. Их сложно организовать – длинный цикл непросто согласовать с графиком работы, а в короткий всего не уместить. Студенты постоянно просят – выложите материалы в интернет или напишите книгу. «Секреты кино. Белое солнце пустыни» - мой первый опыт, скоро будет продолжение, посвященное другим режиссерам и фильмам.

1

- О чем вы рассказываете на ваших лекциях?

- Самостоятельная деятельность в качестве режиссера у меня началась в Омске, в 1998 году. Я много смотрел тогда – картины, фильмы, рекламу. Просмотрев фильм, я вырезал какой-либо заметный фрагмент и откладывал в коллекцию – прокручивая по кадрам, следил за своим восприятием и искал в кадрах акценты, которые этим восприятием манипулируют. То же самое с картинами, я чертил схемы, зарисовывал, за что цеплялся глаз. Было масса открытий. Оказывается, во многих фильмах заложены очень хитрые приемы, которые приковывают зрителя к креслу. Я постепенно стал понимать правила восприятия и на съемочной площадке стал чувствовать себя свободнее. На лекциях я рассказываю о том своем опыте, разбираю эпизоды из своей коллекции, которую начал собирать еще тогда – в Омске.

- Почему именно «Белое солнце пустыни» стало «героем» книги?

- Еще в тот период самообучения глаз зацепился за небольшой эпизод – когда басмачи захватывают красноармейца Сухова на берегу. Один из них делает выстрел из пистолета. Эпизод – 4 секунды, но в нем было какое-то напряжение. У меня это постоянно сидело в голове. Лет через 10, уже в Москве, готовясь к очередной лекции, решил привести на ней этот фрагмент. И уже разбирая его, подумал – если творческая группа – режиссер, оператор, художник-постановщик – так зарядили крохотный, практически проходной эпизод, наверное, стоит и во всем фильме дотошно покопаться. В тот же вечер, после лекции я его пересмотрел и был потрясен – фильм, который видел миллион раз, оказалось, содержал в себе очень хитрые приемы-манипуляции со зрителем. Я вырезал наиболее значимые фрагменты и понял, что это материал для отдельной лекции. Очень было интересно наблюдать реакцию студентов – ведь все видели фильм, и никто не замечал, каким образом авторы пристегнули их к креслу!

Сейчас я начал новый проект – тоже по просьбам студентов – делаю короткие двух-трехминутные видеоролики с разборами сцен, первый из них – как раз об этом эпизоде, каждый может убедиться – эпизод сделан гениально, очень точно!

Потом решил написать книгу. В процессе подготовки связался с музеем кино на Мосфильме, мне предоставили несколько раскадровок, а уже там подсказали – художник-постановщик фильма Валерий Петрович Кострин живет в Москве. Валерий Петрович откликнулся на просьбу побеседовать о фильме, в книгу вошло его интервью, оно очень интересное. Также он предоставил несколько кадров со съемочной площадки – он оказался прекрасный фотограф - так что в книге есть настоящий раритет, можно сказать – артефакт. Но самое главное, вы не поверите – фильм имеет довольно прямое отношение к Омску!

- Интересно.

- Уже готовясь к встрече с Валерием Петровичем, я наткнулся на интервью режиссера Владимира Яковлевича Мотыля, где он говорит, что познакомился с исполнителем роли Саида актером Спартаком Мишулиным во время работы в омском театре. Это меня заинтриговало, захотелось найти документальное подтверждение. На мой вопрос в соцсетях откликнулась омская журналистка Елена Завьялова, связав меня с с заведующей музейным отделом Омского академического театра драмы Юлией Ескиной. Она нашла программку - 1959 года! – спектакля «Клоп», режиссером которого был Владимир Мотыль, а одну из ролей действительно играл Спартак Мишулин! И даже прислала фотографию Мишулина в роли! Это тоже вошло в книгу, так в ней совершенно неожиданно оказался представлен Омск.

А уже изучая программку, я обнаружил еще одну фамилию, которая была в титрах фильма - – художника по костюмам Вадима Павловича Линденбаума, он выполнил все мужские костюмы к фильму. По свидетельству Валерия Петровича Кострина, режиссер дружил с Вадимом Линденбаумом и постоянно брал его на свои проекты.

- Ваша книга  рассчитана только на специалистов?

- Специалистам – режиссерам, операторам, и даже фотографам - она действительно будет полезна, потому что композиционные решения фильма исключительны, из категории «так сейчас не снимают», там очень точная работа всей съемочной группы. Но ее с удовольствием читают и люди, которые просто интересуются кино, хотят лучше понимать киноязык. Она сейчас доступна в главных электронных магазинах – на Озоне, Амазоне, Литресе.

- Действительно неожиданно увидеть что-то новое в давно знакомом и любимом фильме.

- Мне приятно слышать от людей: «Теперь я по-другому смотрю фильмы и картины». Раньше мне так говорили слушатели лекций, сейчас – еще и читатели. Значит, я правильно делаю свою работу.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

50111 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 100 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 94 человека




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

226801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

231601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5774101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6011221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх