101-я «Жизель» и её главные героини
Во Всемирный день театра мы решили вспомнить один из самых известных и любимых балетов – «Жизель». И сделать это с помощью солиста Омского музыкального театра, заслуженного артиста России Сергея Флягина.
466427 марта 2017
101-й показ спектакля на омской сцене состоялся в конце минувшей зимы. И то, что на 30-м году этой постановки в Омском музыкальном театре число показов пошло на вторую сотню, обнадёживает: спектакль будет жить!
1Сюжет классического балета на музыку Адольфа Адана построен на основе старинной славянской легенды, записанной немецким романтиком Генрихом Гейне. Крестьянка Жизель, любимица подруг, встречает молодого человека, поселившегося в охотничьем домике. Но оказалось, что девушка полюбила неравного – это переодетый граф Альберт, и он обманывает Жизель: у него уже есть невеста. Лесничий Ганс, влюблённый в девушку, раскрывает обман графа. От горя Жизель теряет рассудок и умирает.
Ганс сожалеет о содеянном и ночью приходит на могилу девушки. Там его увлекают в губительный хоровод вилисы – души невест, умерших до брака. Граф Альберт тоже испытывает муки совести и попадает в хоровод вилис. Но тень Жизели спасает Альберта от гибели, потому что даже смерть не властна над настоящей любовью.
Более 20 лет танцует в этом спектакле заслуженный артист России Сергей Флягин. Начинал с оруженосца и вставного па-де-де. И вот уже два десятилетия исполняет главную мужскую роль – графа Альберта. Мы обратились к Сергею Валерьевичу с просьбой рассказать о балете и его главных героинях – ведущих артистках Омского музыкального. Приводим его монолог в записи Елены Завьяловой:
– Балет «Жизель» так долго держится в репертуаре в первую очередь благодаря прекрасной музыке и живому оркестру. И конечно, зрителя привлекают вечная история любви и фантастический сюжет: это жизненная коллизия и красивая сказка одновременно.
Жизель считается одной из сложнейших партий мирового классического балета. Роль сложная в техническом плане, но также нужно донести и эмоциональность героини, сыграть её боль. В партии Жизели сложные и первый, и второй акты: если в первом акте героиня теряет рассудок и артистке необходимо проявить весь свой драматический талант, то на протяжении второго акта роль требует от балерины полной физической отдачи.
Не довелось мне выступать лишь с первой омской исполнительницей партии Жизели – Верой Николаевной Фильяновой. На мой «век» выпало четыре героини. Со всеми партнёрство складывалось по-разному, нам приходилось подстраиваться друг под друга. Но у меня большой опыт сценического партнёрства: практически полтора десятка лет в Омске я оставался незаменим и в этой партии, и в других ведущих балетных партиях нашего репертуара. Поэтому взаимопонимание и контакт, как в танце, так и сценическом общении со всеми партнёршами удавалось находить очень быстро.
Первая из них, Наталья Торопова, – утончённая, воздушная, кокетливая. Жизель – юная крестьянка, и Наташе Тороповой замечательно удавалось передать ещё детскую наивность героини. Она стреляла глазками, играла кокетливо и легко. При этом демонстрировала блестящую балетную технику.
Второй моей партнёршей в «Жизели» стала Елена Шихова. Елена Сергеевна и сегодня остаётся очень моложавой и миловидной. В каком бы возрасте она ни играла Жизель, всегда казалась девочкой с таким удивительным ангельским лицом, что в неё невозможно было не влюбиться.
Следующая, Татьяна Бирюкова, – самородок, самоучка. Бывают такие люди, которые появляются как будто ниоткуда, даже без опыта хореографического училища. Всё, что у Тани было в плане балетной техники, она набрала сама, исключительно своим упорным трудом. Человек возвышенный, одухотворённый, не от мира сего, она целиком отдавалась профессии. Сейчас, насколько мне известно, Татьяна продолжает карьеру в качестве преподавателя.
Анна Маркова – наша Жизель сегодня. Когда Аня появилась в Омском музыкальном театре, то у меня как у партнёра появился шанс «испытать» на себе четвёртую Жизель. У Ани прекрасные физические и технические данные: высокий прыжок, идеальная растяжка, стопа, и, что немаловажно, она лёгкая в поддержках. Всегда внимательно прислушивается как к партнёрам, так и наставлениям педагога. Партия Жизели в её исполнении «другая», и её трудно с кем-либо сравнить.
Во всех профессиональных сферах и у нас, в балете, мужчина поддерживает партнёршу. Но мы никогда не забываем, кто на самом деле играет главную роль!
С праздником, уважаемые коллеги и зрители! Поверьте, мы вместе с вами творим чудо театра, потому что без взыскательного, умного и доброго зрителя нет и актёра.
Фото:Фото из архива Омского государственного музыкального театра
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 97 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 93 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Памяти «Последнего из могикан»...
78617 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1256129 февраля 2024
437515 февраля 2024
— Духовный мастер и наставник
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии