МАСТЕРА креатива собрались в Омске на FORUM

Правительство РФ еще только приняло 20 сентября Концепцию развития креативных индустрий, а в нашем городе практики со всей страны уже обмениваются опытом, обсуждают проблемы и ближайшие планы.

2514304 октября 2021
МАСТЕРА креатива собрались в Омске на FORUM

Креативные индустрии (цитируем слова премьер-министра Михаила Мишустина на заседании кабмина, где была утверждена концепция развития творческих индустрий до 2030 года) — «это искусство, включая театр, музыку, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр». О том, что можно относить к креативной экономике, а что не стоит, спорили и сами ее представители, и приглашенные эксперты — участники стартовавшего в Омске 1 октября масштабного четырехдневного слёта МАСТЕРА.FORUM.

ИЗ НЕФТЯНИКОВ — В «КРЕАТИВЩИКИ»

Представителей нефтяной отрасли, впрочем, никто никогда к креативной индустрии не относил, однако, вместе с фондом «Креативные практики» соорганизатором и самого форума, и давшей ему имя образовательной интернет-платформы «МАСТЕРА», стала программа социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Неудивительно, что председателю правления компании Александру Дюкову, выступавшему на форуме, задали вопрос: «А для чего это нужно вам, представителям такой базовой, традиционной и консервативной отрасли?» Другой спикер Алексей Кудрин (он не только глава Счетной палаты РФ, но еще и декан Факультета свободных искусств и наук СПбГУ), агитировал всех присутствовавших переключаться на творческие профессии и даже полушутя предложил Дюкову сменить профиль компании: «Поскольку миру грозит углеродная нейтральность, я думаю, “Газпром нефти” нужно перепрофилироваться на другие области – как раз те, которые будут давать совершенно новую добавленную стоимость. Она будет чуть-чуть опережать обычные традиционные отрасли. Думаю, Александр Дюков очень правильную “золотую жилу” нашел...».


Глава «Газпром нефти», отвечая на вопрос, привел рационально-экономические доводы — о диверсификации рынка труда, стабилизации социальной среды и социально-экономическом развитии регионов присутствия в целом, закончив простой и понятной мыслью: «Для нас очень важно, чтобы там было не только комфортно работать, но и комфортно жить. И безусловно, креативные индустрии создают условия, чтобы жизнь в регионах была насыщеннее, разнообразнее, интереснее».

ЛЕКЦИИ В СТИЛЕ POP-UP

То, что российским властям и наиболее прогрессивным представителям крупного бизнеса креативная экономика стала интересна, из вышеизложенного уже, думаем, ясно. Но насколько она интересна простым молодым омичам, которые и должны — теперь уже, возможно, и с помощью государства — её создавать, и по замыслам правительства, довести её вес в ВВП с нынешних 2% до поставленных целью 6%, как на Западе?

На вечернем мероприятии в первый день форума — блоке из четырех Pop-Up лекций в баре «1984 Brewing Co.» — собралось много креативных предпринимателей, в том числе и будущих. Молодые люди два часа «от и до» слушали, как найти деньги на реализацию своей креативной идеи. Неудивительно, что руководителю «Школы краудфандинга» Planeta.ru Егору Ельчину в этот вечер задавали больше всего вопросов из зала. А также - Чему, где и как учиться — хотя, честно говоря, креативный директор «Дома Культуры» в омской «Меге» Алексей Ремыга ответ дать и не пытался, он, скорее, призывал всерьез задуматься над этим вопросом. Как предпринимателям взаимовыгодно дружить со СМИ: Татьяна Иванова из «Бумаги» знает в этом толк — это они, например, совместно с «Роснано», завлекли петербуржцев в бары на научные лекции! По теме — как возрождаться аки птица феникс, если «выгорел» на работе — десятилетним опытом делился директор омского рекламного агентства «Коперник» Антон Дымченко.

ОНЛАЙН-ЗАЛ НА 50 000 ЗРИТЕЛЕЙ

Основной блок встреч во второй и третий дни форума проходил в музее «Искусство Омска». Здесь кроме основного зала было организовано дополнительное пространство с экраном трансляции. Об интересе к событию красноречиво говорят 50 с лишним тысяч подключений к интернет-трансляции во время первой же дискуссии. На ней вице-губернатор Омской области Дмитрий Ушаков, член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль (в онлайн-режиме), куратор «Камергерского переулка» Мария Борцова, директор Международного Канского видеофестиваля (погуглите, если не верите) Павел Лабазов, глава НКО «Пикник ХМ» Илья Кириченко и директор по развитию красноярской медиагруппы «Прима» (первая в стране частная телекомпания) Илья Сураев с директором «Креативных практик» Денисом Щукиным в роли модератора обсуждали, как креативные проекты уже сейчас меняют среду здесь, в Сибири.

Дальше шел антикризисный блок «Как развивать креативный бизнес, когда "всё плохо"». Точки роста совместно искали основатель сети Skuratov Coffee Виктор Скуратов, сооснователь питерского бистро, бара и пекарни «Футура» Илья Литвяк, управляющий директор ГК «Рики» (мультики-бренды «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики») Марк Завадский, директор пермской частной филармонии «Триумф» Мария Зуева и главный герой первого дня форума Егор Ельчин, модерировала дискуссию куратор образовательного направления платформы «МАСТЕРА» Мария Буряк.

Участники блока «Приключения неуловимых: как оценить креативные индустрии» выясняли, кого можно относить к креативной экономике, как их посчитать, измерить и взвесить. Мнениями обменивались президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, доцент института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, социолог Александра Ненько, директор по данным и маркетингу Корпорации развития Республики Саха Афанасий Захаров, директор Центра креативных индустрий Алматы Менеджмент Университета Дана Шаяхмет и глава службы коммуникаций «Родных городов» Наталия Белякова

Закрывающая сессия 2 октября шла в трансляции из московской студии и была она посвящена глобальному — важности креативной экономики в «дивном новом мире». По масштабу темы и спикеры — вышеупомянутые Александр Дюков и Алексей Кудрин, создатель проекта «МАСТЕРА» и фонда «Креативные практики» Нонна Матеркова, управляющий партнёр компании PwC Игорь Лотаков (именно PricewaterhouseCoopers была разработчиком Индекса креативного капитала) и торговый представитель РФ в Республике Сингапур Александр Свинин.

БЛИЖЕ К ДЕЛУ!

Более практические вопросы — взаимодействия с медиа, работы в креативных пространствах и вне их, организации внутреннего туризма, обучения предпринимательским «скиллам» — были в программе третьего дня МАСТЕРА.FORUM. Понедельник 4 октября — завершающий день форума. Если в самом его начале рассказывали, как найти деньги на реализацию идей, то в конце — подскажут как искать сами идеи. В пространстве «Дом культуры» СТЦ «Мега Омск» организован интенсив для создателей креативных проектов «Исходный код: как найти идеи для развития проекта в личном опыте, комьюнити и локальной культуре».

В промежутках было немного важной лирики: открытие выставки финалистов конкурса Makers of Siberia Photo Prize 2021, премьера документального фильма «Мастера Сибири» и after-party в «1984 Brewing Co.».

ПОЧЕМУ ОМСК И ЧТО В НЕМ КРЕАТИВНОГО?

Член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль:
«Омск — один из ключевых для “Газпром нефти” регионов, один из центральных городов для наших инвестиций в высокотехнологичные проекты, это город-миллионник. С другой стороны, в Омске сложилось устойчивое сообщество креативных предпринимателей, которым есть что сказать, есть что показать, есть чем обменяться со своими коллегами. Поэтому совершенно логично, что в этом году в Омске проходит такой большой креативный форум и, как мне кажется, не раз еще здесь пройдет. В чем достоинство креативных индустрий — в отличие от многих других направлений, которые являются частью социальных инвестиций, креативные индустрии воспроизводят себя сами. Люди, которые работают в этих индустриях, являются предпринимателями. Они чаще всего после запуска проекта мультиплицируют себя, создают вокруг себя такую среду распространения своего бизнеса».

Зампред правительства Омской области Дмитрий Ушаков:
«Без креативного предпринимательства, собственно говоря, городская среда и экономика меняться вообще не будут. Поэтому очень важны как крупные наши партнеры, такие как “Газпром нефть” с программой “Родные города”, так и малый бизнес, формирующий уникальные места, которые трансформируют городскую среду. Например, “Камергерский переулок” — объединение предпринимателей, которые захотели создать что-то новое, что-то отличное от всех. И это место уже стало культовым: оказаться в Омске и не посетить “Камергерский переулок” – это значит не побывать в Омске фактически».

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков:
«“Газпром нефть” поддерживает проекты в сфере креативной индустрии в рамках программы социальных инвестиций “Родные города”. Один из ключевых инструментов поддержки — грантовый конкурс. Мы проводим его с 2013 года, и за это время с нашим участием реализовано уже 775 социальных проектов — в образовательной, культурной, спортивной сферах. Значительная часть из них имеет отношение к креативной индустрии. Важно, что это проекты, которые предлагают сами жители регионов, — мы лишь помогаем реализовать их идею».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

75619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

309501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

310701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6558101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх