Путь омича в Большой цирк

«ВОмске» рассказывает, как простой паренек с Рабочих стал Заслуженным артистом России и лауреатом многочисленных международных конкурсов.

 

465111 октября 2021
Путь омича в Большой цирк

Сальто, обороты вокруг коня, акробатические фигуры — и всё это на скаку. Трюки на лошадях — один из самых рискованных, и в то же время зрелищных видов циркового искусства. Это бешеный темп, чёткая композиция и безупречная командная работа.

Между тем во время выступлений жокеев-наездников всё внимание зрителей сосредоточено на артистах, выполняющих трюки на лошадях — они воспринимаются как главные герои номеров. Но на самом деле успех во многом зависит от человека, стоящего в центре манежа с арапником в руках. Он задаёт темп скачки, а это главный ориентир для артистов при исполнении трюков. Он как дирижер симфонического оркестра, без которого выступление немыслимо. В Большом московском цирке таким «дирижёром» на протяжении уже почти 20 лет является уроженец Омска Яков Корнеевич Экк.

1

«Жокейская работа — одна из самых опасных. Я сам и пальцы ломал, и ноги, партнеры ломались. Травмы время от времени получают все. Но даже после сложных переломов люди восстанавливаются и возвращаются работать», — рассказывал Заслуженный артист России Яков Экк, который сам когда-то был соло-жокеем и исполнял на лошадях редкие трюки, например, боковое арабское сальто-мортале (за него в 1984 году он получил звание лауреата XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве).

Говорят, чтобы стать хорошим наездником, надо родиться в седле. Но Яков Экк родился в городе и лошади не знал. А родился и вырос он в 1957 году в Омске, детство его прошло на Рабочих. Занимался будущий артист спортивной акробатикой в цирковом кружке в ДК «Юность», и в 16 лет стал мастером спорта. Тренеры видели в нем перспективного спортсмена. Но судьба решилась по-другому благодаря одному случаю. В Омск с гастролями приехала программа Валентина Филатова, одним из номеров в которой были жокеи Тамарины. В номер нужны были способные ребята со спортивной подготовкой, и Яков Экк решил попробовать, да так и остался в цирке навсегда. В коллективе Тамариных начинающий цирковой артист проработал семь лет, пройдя путь от ученика до полноправного партнера в номере. После того, как труппа распалась, Яков Экк выступал как соло-жокей, работал один на двух лошадях, а вскоре создал свой групповой номер жокеев-наездников.

«Как только представилась  возможность сделать свой собственный конный номер в Большом Московском Государственном Цирке, я сразу помчался в город своего детства, — рассказывал артист. — В Омской области находится крупный конезавод, который специализируется на разведении лошадей породы «русская рысистая», орловских рысаков, тяжеловозной и верховых пород. <…> Я сразу представлял свой номер, как разноплановый: и с джигитовкой, и с элементами выездки, поэтому тщательно подбирал лошадей. Когда животные были отобраны и прошли оформление на новое место жительства, встал вопрос о наездниках. Я не задумываясь пригласил омских ребят и признателен им и их родителям, что они поверили в меня, в будущий номер и приехали работать в Москву».

Впрочем, в то время приглашенные омичи не могли называться наездниками, потому что долгое время просто привыкали к лошадям: ухаживали за ними, чистили стойла и потихоньку переставали бояться. Нелегко пришлось и лошадям, ведь в цирке они никогда не выступали и не понимали, чего от них хотят. Все у них  вызывало испуг – и бег по кругу, и когда на них, разбегаясь, прыгал один, а то и несколько человек.

2

По своему опыту Яков Экк знал, что без полного взаимопонимания человека с животным ничего не получится, поэтому ребята должны были не только  приручить к себе лошадь, но и научиться определять ее настроение по еле уловимому движению ноздрей или хвоста, и по тому, как двигает ушами, как пофыркивает. Все эти «мелочи» очень помогли и Экку, когда он начинал работать в цирке. Ведь если жокей не чувствует лошадь, а лошадь — его, то трюка просто не получится.

Когда номер состоялся, артистам аплодировали зрители многих городов России. Параллельно с основным номером Яков Экк начал готовить и джигитовку. За созданный номер «Русские наездники» был удостоен звания Лауреата премии Москвы.

«Джигитовка оказалась для ребят не самой сложной, — отмечал Яков Экк. — Они ведь профессиональные спортсмены и все эти трюки фактически репетировали с самого детства. Долго бились мы за выпрямленные колени и вытянутые носочки — ведь требования к выполнению трюка на лошади такое же, как и на гимнастическом снаряде или на ковре — зафиксированное положение тела должно быть идеальным! 

В наших жанрах человек практически полностью зависит от животного. Если лошадь побежит плохо, или тормознет, или наоборот побежать быстрее, чем положено, — всё, наездник уже ничего не сделает. Или сделает, но очень плохо».

Постановщик конных номеров — тот самый человек, который должен подготовить и артистов, и животных к выступлению. Для этого нужно найти подход к каждому.

«Должен ли дрессировщик быть добрым?», — спросили знаменитого дрессировщика как-то в одном из интервью. «Конечно! Злой не сможет работать с животными: тут все время надо поощрять — кормить, гладить. А главный принцип в работе — не гнать. Потихоньку, шаг за шагом делать свое дело».

Такой же по-особенному тёплый подход должен быть и к наездникам, считает Яков Экк, а на репетициях должна царить семейная атмосфера. К слову, его супруга Олеся тоже работает в цирке. Она дрессирует кошек. Однако в отличие от Якова Корнеевича Олеся Экк из цирковой семьи — ее мама была дрессировщицей медведей. А с мужем встретились в одном коллективе — какое-то время артистка работала с лошадьми, но последние 18 лет выступает с кошками. Дочь артистов Яна одно время была наездницей, но потом решила стать продюсером.

3

Труппа под руководством Якова Корнеевича побывала с гастролями во многих странах — Польше, Бельгии, Франции, Японии, Америки, Аргентине, Чили, Парагвае. А номера стали Лауреатами Международных конкурсов циркового искусства, получив двух «Золотых слонов» — приз XI Московского международного фестиваля-конкурса циркового искусства и приз II Международного циркового фестиваля «Кастильо де Фигерес» (Испания). В октябре 2013 г. коллектив получил ещё одно золото на фестивале циркового искусства в г. Латина (Италия).

Здесь стоит отметить, что здоровье лошадей для Якова Экка всегда на первом месте, даже если на кону престижная победа. Так случилось и на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, когда заболел конь Петя.

«Мы джигитов отработали, а на следующий день мы должны были работать второй — жокеи-наездники. Петя — основная лошадь, без неё номера нет. И все трюки основные исполняются на нём. И он сильно заболел. Ну конечно, приняли решение снять его, он был слабый, это могло привести и к травме артистов, и ему могло быть хуже», — рассказывал артист. В итоге номера получили Серебряного клоуна. Зато золото получил номер «Русские наездники» с участием детей. Для Якова Экка эта награда особенно ценна, потому что в номере принимали участие маленькие дети, умения которых оценивались как умения взрослых. Участники детского состава выросли, и все они остались в номере Заслуженного артиста. Они его гордость.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

81219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

314901 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

316501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6608101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх