«Моё мнение: нам нужна обязательная диспансеризация, которую надо отдать на контроль работодателю»

«Хорошим доктором в моей профессии можно быть, если ты хороший человек»: Владик Амбарцумян, врач-хирург, онколог, врач ультразвуковой диагностики МЦСМ «Евромед», который ведет прием на Зеленом острове, рассказывает, как гореть, но не сгорать в мире, где так много онкологии — и ты видишь это каждый день.

468623 ноября 2021
«Моё мнение: нам нужна обязательная диспансеризация, которую надо отдать на контроль работодателю»

МЕЧТА

«Пять лет назад вы бы встретились с другим человеком», — Владик Виюлович Амбарцумян, врач-онколог, последние пять лет работает в «Евромеде». Он приходит на интервью минута в минуту. Смотрит оценивающе: насколько можно доверять журналисту? Решает быть искренним — как в жизни: с друзьями, в работе и в семье.

Да, это могло бы быть обычное интервью, из которого бы вы… нет, не узнали, а, скорее, в миллионный раз услышали о том, что онкология сегодня – на втором месте среди причин смертности после болезней сердца и сосудов. Вы бы ужаснулись статистике (ежегодно в мире выявляется 10 миллионов новых случаев онкологических заболеваний, около 6 миллионов человек умирает от злокачественных новообразований, в России ежегодно становится на полмиллиона онкологических больных больше, в Омске рак выявляют у 10 тысяч человек ежегодно) — и тут же бы эту статистику забыли.

1

Вы вновь прочли бы, что сегодня медицина способна вылечить практически все виды онкологических заболеваний, если они диагностированы на ранних стадиях, а лечение проведено своевременно. И о том, что, к сожалению, чаще пациенты обращаются за помощью, когда уже слишком поздно.

Скорее всего, вы про всё это уже читали. Поэтому с врачом-онкологом МЦСМ «Евромед» Владиком Амбарцумяном мы говорим о других вещах.

«Сейчас медицинский работник из работника искусства способен превратиться в работника услуги. И для меня это большое разочарование», — собеседник рассказывает, как, будучи третьеклассником, однажды заявил родителям, что станет хирургом: «не врачом, а сразу именно хирургом — и точка». Виной всему — природная любознательность, медиков в семье не было вообще — даже дальних родственников.

Его путь в медицину был тернист. Поступил в медицинский вуз не сразу, один год отучился в ветеринарном институте — и снова пошел на приступ экзаменационной комиссии ОмГМА. Поступил на медико-профилактический факультет, который готовит санврачей и эпидемиологов, но мечтал о лечфаке: «сердце лежало к хирургии, не возникало сомнений, что надо заниматься врачебным делом». Поэтому молодой студент постучал в кабинет ректора вуза: попросил дать ему возможность осуществить свою мечту в обмен на отличную учебу и позитивные отзывы от преподавателей вуза. Ректор поглядел на первокурсника — и согласился.

Будущий студент лечфака не подвел ни деканов, ни ректора.

Работать он начал на последних курсах, параллельно с учебой. Ординатура по хирургии и интернатура по онкологии: «иметь такой комплект знаний очень круто», — объясняет онколог. Хорошие знания по неотложной хирургии он получил как врач неотложной помощи клинической больницы №1, пациентам которой посвятил 12 лет своей работы. Основным хирургическим приемам в лечении злокачественных образований брюшной полости, а также дополнительным навыкам в УЗИ-диагностике патологических состояний научился в хирургическом отделении №1 областного онкологического диспансера, где работал онкологом в течение пяти лет. Его специализацией была абдоминальная онкология: всё, что касается хирургического лечения опухолей брюшной полости.

Оправдались ли ожидания идеалиста-третьеклашки? «Процентов на 80 оправдались», — говорит врач, несмотря на то, что профессия врача-онколога чревата мощным психологическим выгоранием. «Потому что это большая отдача»: чтобы искусство врачевания не превращалось в рутину, нужно время как на самообразование и повышение квалификации, так и на самовосстановление и возможность качественно «выдохнуть».

2

У него получилось найти свои «оазисы». Один из них — благодаря пари.

 

ПАРИ

«Не знаю про другие профессии, но в нашей… Поверьте, невозможно работать врачом, не отдавая частицу себя. И в какой-то момент ты можешь столкнуться с тем, что тебя и вовсе не осталось»: с этого ракурса «Евромед» стал для онколога «подушкой безопасности» и спасением, потому что в онкодиспансере было не менее «жарко», чем в неотложной клинике. Останься он там, был бы истощен до предела.

— Искра моя бы не сгорела, конечно, но не была бы столь яркой, — объясняет Амбарцумян. — Конечно, всегда занимался любимым делом, но делать это помногу, беспросветно, беспрерывно — подобное валит с ног любого. В этой профессии невозможно быть в одинаковой степени безразличным и трудолюбивым. Это несовместимые понятия. А отдавать себя каждому пациенту до последней частицы души просто нереально. И не нужно.

Через его руки прошло огромное количество онкопациентов: бывало, проводил по три операции в день. Хирург признаётся: всё время переживал.

«Не бывает такого, что всю свою дорогу ты пройдешь безошибочно: без провалов и падений. А врачебные ошибки дорого стоят. Я могу сколь угодно говорить о своём опыте, навыках, знаниях, но никогда не скажу, что идеален — потому что никто не идеален. Для меня это всегда было очень тяжело: ты стараешься, делаешь всё, что в твоих силах, но всё равно приходится терять… Есть коллеги, которые проще переживают провалы и неудачи. По крайней мере, по ним не видел душевных терзаний. Свои же скрывать никогда не мог. К сожалению, это не могло не отразиться на окружающих меня людях. Тот, кто много и часто оперирует, обречен на более частую встречу с самым печальным».

В «Евромеде» с радостью приняли молодого врача, который преуспел не только в хирургической деятельности, но и в диагностике. «Потому что «Евромед» — великолепная диагностическая клиника», — объясняет онколог. Многопрофильный центр крайне быстро реагирует на современные реалии. Умеет быть полезным людям. Все здесь своевременно, актуально, востребовано и развивается в нужном пациентам направлении. Медицинский центр шагает в ногу со временем, здесь современное оборудование, технологии, материалы».

«Учитывая мой характер и темперамент, устать душевно для меня гораздо большая проблема, чем устать физически»: отдушиной врача стали тренировки в кроссфит-клубе «Voykovteam». Занимается он шесть раз в неделю: «это разносторонняя физическая нагрузка». Рассказывает: «Вот сегодня, например, выполняли очень интенсивный комплекс. Километр — гребля в тренажере, минута планки, километр — «лыжи», минута планки, километр езды на байке — и снова минута планки. И так в три круга. У меня это заняло 40 минут. Пульс до 160!»

В кроссфит он попал благодаря пари. Заведующий хирургическим отделением онкодиспансера Михаил Владимирович Дворкин как-то раз на совместной вечеринке заключил с Владиком Амбарцумяном спор на довольно крупную сумму. Предмет спора — что молодой врач через полгода покажет в кроссфите лучший результат в комплексе, который пропишут беспристрастные арбитры — тренеры-профессионалы.

3

— Спортом занимался всегда: велосипед, бокс, каждый день какие-то активности и физические нагрузки… Но кроссфит был новым направлением. Пришел в клуб — и так там в итоге и остался. А в том пари победа досталась мне «техническим нокаутом»: мой соперник на тот момент не смог участвовать в состязании. Но договорились о возможности реванша! Конечно, целью Михаила Владимирова изначально были не деньги: это пари самого его мотивировало двигаться вперед. И я про себя решил, что по-настоящему выиграл бы только тогда, когда в его возрасте — а он старше меня — выполнил бы тот же комплекс с лучшим результатом.

Амбарцумян благодарен своему заведующему: «он заставил меня заниматься кроссфитом, и я попал в большую спортивную семью. Там сейчас мои друзья, близкие мне ребята, с которыми понимаем друг друга без слов. Получаю физическую и эмоциональную разгрузку, и это очень помогает в работе».


ОТЕЦ

На вопрос, почему пошел в онкохирургию, Амбарцумян отвечает — «всё очень просто» и «спасибо учителям».

— Был у меня наставник — Валерий Михайлович Кирсанов, завотделением гнойной хирургии многопрофильной больницы. С него все и началось... Я один из цыплят, из которых он выращивал орлов. Его самого утащила болезнь — и утащила очень быстро. Будучи ординатором, работал в онкологии и видел, какие там делают операции, какие там хирурги. Колоритное отделение, красивые мощные врачи. Подумал: вот то, что надо!

Своим наставником и «примером в онкохирургии» он считает хирурга Дмитрия Михайловича Вьюшкова. Говорит о нём: «Это суперчеловек! Пришел к нему в онкодиспансер совсем юным, а что-то он во мне увидел, оставил… И этому человеку буду благодарен всегда».

Знания хирургии, онкологии и УЗИ-диагностики превратили Владика Амбарцумяна в уникального специалиста, способного применять знания из различных областей в практическом здравоохранении. Конвертировать их в здоровье пациента. «Потому что нюансов даже в одной и той же манипуляции огромное количество», — говорит врач. А манипуляций, которые он сегодня проводит в течение дня в «Евромеде», множество.

Если говорить научным языком, это пункционные биопсии образований различных локализаций и дренирование плевральных полостей, брюшной полости, кистозных образований печени, поджелудочной железы, щитовидной железы, молочных желез, почек и так далее. Это лечебно-диагностические манипуляции под УЗИ-контролем. Это диагностика новообразований общего профиля: кожи, молочных желез, легких, брюшины. В сфере интересов – лечение механической желтухи различной этиологии посредством малоинвазивных технологий. Для этого совместно с докторами кафедры онкологии медицинского университета Виктором Константиновичем Косенком и Олегом Владимировичем Леоновым он разработал и запатентовал устройство и метод его установки.

К Амбарцумяну приходят на самых разных этапах: и на первичный прием, и до того, как поставлен диагноз, и после операций в онкодиспансере. «Многопрофильный доктор, — улыбается он и перечисляет: — Могу и аппендицит прооперировать, и поставить диагноз «острый панкреатит», и узнать злокачественное новообразование печени, и лечить механические желтухи без скальпеля, под контролем УЗИ».

И всё же ему не дает покоя главное:

4

— Основной проблемой лечения онкозаболеваний в Омске, да и в России в целом, остается своевременность. И это наша общая проблема: и врачей, и пациентов. И сама система здравоохранения должна работать гармонично, сбалансировано, четко, и самосознание у человека должно быть на уровне, — собеседник продолжает говорить о том, что самое важное — это своевременная диагностика онкологии, а человек не должен дожидаться каких-то симптомов. — Вот вы меня спрашиваете: как переломить боязнь, лень, неохоту, «потом как-нибудь», «не так важно» и прочие возражения… Да очень просто! Пять лет назад за 500 рублей всю нашу страну заставили пристегнуться за рулем. Я всегда за здравый смысл… Мне кажется, нам нужна обязательная диспансеризация, которую надо отдать на контроль работодателю. И ситуация улучшится. Мы будем видеть в своих кабинетах людей, которым мы действительно можем помочь, потому что не упущен момент.

Врач приводит пример, который услышал на международной конференции: «чтобы в Японии тебе продлили трудовой договор на будущий год, надо пройти диспансеризацию. В этой стране самые высокие цифры заболеваемости раком желудка. Но не потому, что там болеют чаще, а потому, что выявляют больше. Выявить его можно только с помощью регулярного выполнения фиброгастроскопии. И если её не сделаешь, останешься без работы, а значит, голодным».

Он задумывается:

— Знаете, моё детство прошло в частном доме. Там всегда было много работы по хозяйству. Когда все детишки зимой шли в школу и радовались, что идет снег, я был единственным, кто не был этому рад. Знал: дома ждёт лопата и тяжелый труд. И так постоянно. Зимой одно, летом другое: обязанностей всегда хватало. А мой отец всегда стоял и смотрел, как я работаю.

Мальчишкой порой ленился, мучился, жалел себя: все друзья в квартирах телевизор смотрят, а я на улице снег чищу. Пытался отлынивать: «Да там вьюжит, вот завтра утром проснусь и почищу». «Завтра проснешься и еще раз почистишь», — кивал отец. И вот какой он мне урок преподал, когда в очередной раз смотрел, как я вожусь во дворе: «Ты мучаешься, — сказал он мне, — потому что работаешь без любви. Ты не хочешь, но делаешь. А если впустишь в себя желание, то очень легко, быстро и просто у тебя всё получится». И я понял, что он был прав. После двадцати вообще перестал с отцом спорить: бессмысленно! Невероятно ему благодарен, как и маме, потому что умные вещи осознавал раньше, чем мои сверстники. И до сих пор не могу делать того, что не принесет пользы и хорошего результата, того, за что мне или моим близким может быть стыдно, неважно — завтра или через несколько лет…

Дочь Владик Амбарцумян назвал в честь матери — Ниной. А сына — в честь отца: Виюлом. Сейчас врач и его жена ждут третьего ребенка.

Мы еще много и долго говорим. О детях. О врачах и пациентах. О людях вообще. О балансе в здравоохранении и о душевной гармонии. Об устройстве идеального мира и о мире реальном. О том, что везде нужны специалисты. «Не может боксер стать хорошим пловцом: он шустрый, реактивный, выносливый, сильный, у него мышцы, легкие — но его к этому не готовили. Плавать он не будет хорошо», — метафорично говорит о медицине врач-онколог Амбарцумян.

— Хорошим доктором в моей профессии можно быть, если ты хороший человек, — подводит он итог. — А хорошим человеком быть очень сложно. Ну, а плохим человеком и хорошим доктором быть невозможно. Так что надо сейчас делать всё по честности и по совести, чтобы завтра тебе ни перед кем не было стыдно: ни перед детьми, ни перед внуками, или родителями, или соседями… И тогда тебя будут уважать. Не из-за статей в газетах. Из-за твоих дел.

 


Лицензия ЛО-55–01–002699 от 20.04.2020 г.


Автор:Елена Ярмизина

Фото:Вячеслав Андреев

Теги:Евромедмедицина


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

53711 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Нателла Кисилевская

— журналистка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

237201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

241201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5869101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6103221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх