Функциональный романтизм архитектора Хусаинова

Лирическое эссе Айгуль Бескемпировой к 55-летию со дня рождения известного омского архитектора.

409213 апреля 2017
Функциональный романтизм архитектора Хусаинова

Осенью 2016 года архитектор Сакен Хусаинов выпустил каталог собственных архитектурных работ. На презентации, проходившей в библиотеке им. Пушкина, с выходом книги его пришли поздравить много друзей, его студенты и архитекторы. Один из коллег, поздравляя, сказал: «Знал, Сакен: ты человек не самый скромный, но что такой наглый…»

Фраза запомнилась парадоксальностью, долго не выходила из головы.

1

Когда звезды сходятся

Творческая среда – это не только соучастие, сопереживание, но и неизменное соперничество. Если не сказать большего…

Когда человек знает меру своего таланта, бог подвигает его добиваться жизненных целей. Цели мастер выбирает по себе, по росту.

Что до Сакена, он не раз и не два пытался подвести определенный промежуточный итог своей деятельности изданием книги. Начиналось же всё лет двадцать назад. Но - не получалось: дизайнеры не понимали его задумки, терялась рукопись предисловия к книге, вдохновенно написанная главным архитектором города.

Так бывает, когда звезды не сходятся. Нынче они все же сошлись. Это значит, упорство и уверенность рано или поздно достигают-таки цели. Поспособствовал всему этому печальный повод – кончина Альберта Минихановича Каримова в конце 2015 г. Разбирая по просьбе родственников его архивы, Сакен обнаружил – у одного из самых известных за Уралом архитекторов, академика Российской Академии строительных наук, не осталось книги о собственном творчестве.

Тогда и задумался об издании каталога, и давняя мечта вновь стала обретать очертания. Тем более, в деле книгоиздательства Сакен кое в чем уже преуспел – издал на собственные средства книгу о казахах Прииртышья, собранную в прошлом омским историком Игликом Турсуновым. Добивался, чтобы книга, названная им «энциклопедией», была превосходно издана. И книга действительно, если исключить некоторые досадные неточности содержания, вышла образцовой в полиграфическом исполнении.

И вот нынче, держа в руках каталог творческих работ архитектора Сакена Хусаинова, начала вчитываться и подробно разглядывать страницы альбома.

На обложке, строгие линии которой в элегантном черном цвете пересекаются с любимым им красным цветом, изображен знак бесконечности. Точнее, принимаю за таковой фотоиллюстрацию криволинейной лестницы с одной из самых премиальных работ Хусаинова – офисного здания по улице Думская, 7, неоднократно награжденного высшими архитектурными наградами.

Справа, внизу обложки - штамп, штемпель, авторский логотип, экслибрис - как правильно назвать?.. словом, художественное воплощение имени и рода с архитектурным элементом «валютой», обыгрывающей древний казахский узор, руническое обозначение тенгрианства…

Переворачивая обложку, обнаруживаешь многочисленные фотографии автора — вот вихрастый девятиклассник — отличник сельской школы, студент с битловской прической, скромный новоиспеченный сотрудник «Омскгражданпроекта», куда посчастливилось ему попасть сразу после защиты диплома. Вот он на фоне стены Омской крепости, вот шагающий по Новосибирску… А это – Сакен-любитель ярких галстуков, на обратной стороне одного из которых хранится автограф мэтра архитектуры…

Не выбрав, какой из портретов мог бы стать главным, он взял и опубликовал фото себя разного - имеет право. Тем более что, как большинство талантливых личностей, Сакен противоречив и разнолик при всей целостности характера. Не со всеми, одолевающими его идеями, соглашаюсь, но – восхищаюсь целеустремленностью и огромным трудолюбием. Потому что талант, пусть самый яркий, без этих качеств не получает реализации. У Сакена это получилось.

Это первый и пока единственный в Омске именной архитектурный каталог, о котором его автор сказал: «Что важно, его выпуск имеет не только архитектурное значение. Я поставил целью создать каталог, как художественное произведение, которое заинтересует любого читателя, даже не причастного к архитектурной деятельности».

Я же смело назову эту книгу произведением искусства. Получилась превосходная работа, которая отражает замысел автора, воплотив золотое правило единства формы и содержания. Расцвечивают и оживляют каталог цитаты – выдержки из сборника Мэтью Фредерика «101 полезная идея для архитекторов», по прочтении которых остается только влюбиться в эту профессию. Получилась своеобразная книга в книге. Что и позволило вместе с великолепным дружеским шаржем архитектора Натальи Сухоруковой избежать академичной сухости и суровости изложения материала.

Башни Сакена

Если набрать в Яндекс-поисковике «архитектор С. Хусаинов», всплывет пост омского блогера Игоря Федорова «Как меня и мою семью спасли «башни Сакена».

Вот небольшая выдержка оттуда: «… как обычно, подъехал к светофору с ул. Жукова, со стороны Линий, стоим первые, ждем зеленый сигнал, не выезжая за линию светофора, а он там немного «утоплен» в глубину Лермонтова. Сын сидит сзади в детском кресле, 5 лет. Внезапно я отвлекаюсь от светофора и говорю ему ни с того ни с сего:

— Cмотри, сынок, видишь башни (показываю)?

— Да, папа, две.

— Запомни, это «башни Сакена», красивые, правда?

— Да, папа, высокие и красивые… а что такое «сакена»?

Жена влезла, мол, что паришь ребенка.

В этот момент я перевел взгляд с башен на светофор, а там уже горит зеленый мне. Тут же сзади раздался гудок, мол, не тормози. Я фактически не успел начать движение, проехав пару метров, как вдруг мне наперерез, с левой стороны по Жукова, на огромнейшей скорости, за 100 км в час, на глубочайший красный пронеслась какая-то тварь на «японце». Если бы я не отвлекся зачем-то на «башни Сакена» и начал движение в плановом порядке, то он со всей дури прилетел бы прямо в мою бочину, где сидели сын и я… Вот так башни Сакена спасли мою семью».

Есть в этом, описанном блогером сюжете, нечто очень символичное.

— Если бы не удалось создать яркий художественный образ, кто бы обратил внимание на эти башни? — говорит сам Сакен. — Мне трудно дался поиск образа здания, затем ждал процесс строительства объектов. Это были знаменитые 90-е. Череда политических и экономических кризисов. И все-таки мне удалась реализация замысла.

Что мешало?.. Всегда мешает отсутствие понимания. У меня сохранились многочисленные письма заказчиков с просьбами не строить башни и ответы института, «не строить нельзя», «утвержденный проект» и пр. и пр.

— Почему заказчики и строители противились?

— Для них это было строительство пустого не функционального пространства, затраты не окупались.

Надо было спасать проект, и тогда я заявил, что покупаю эту башню. Таким образом, им пришлось завершить строительство по моему замыслу и за мои деньги.

— Откуда вдруг такое расточительство, ты ведь не был подпольным миллионером?..

— Еще во время учебы в Новосибирске запомнился рассказ преподавателя о советском архитекторе Желтовском, который в момент вынужденной остановки строительства по причине отсутствия финансирования, заявил, что оплачивает дальнейшие работы… И работы, благодаря этому, были продолжены. Мне почему-то хорошо запомнился пример из той лекции, и прецедент стал пример для меня. Теперь и сам рассказываю об академике студентам-архитекторам.

А потом до кучи спустя пять лет пришлось купить вторую башню на другой стороне улицы Жукова. Кто-то покупает машины, а я - башни…

— Они же должны как-то окупаться?

— Они и окупаются.

— Как?..

— Каждый год 7 ноября – в честь праздничного Парада Красной армии в Москве в 1941 году, и 9 мая, в день Победы 1945 года, я вывешиваю на башне красный флаг с серпом и молотом. Не будь я владельцем башен, кто бы мне позволил это делать?

Считаю, что Великая Отечественная война была послана советскому народу для проверки нашего единства. Сегодня можно утверждать, что участие казахов в этой войне поставило их в один ряд с участниками европейской истории. Когда бы казахи напрямую могли бы участвовать в европейской судьбе?.. Это была страшная война. К сожалению, война не завершилась. Она продолжается. Сегодня это битва за ту Победу.

Мой проект напрямую был связан с образом Победы. Во-первых, улица Жукова с памятником маршалу. Во-вторых, строительство торжественных пропилей (так называется одинаковое оформление двух сторон улицы, символизирующих торжественный вход) новой улицы, подчеркивая торжественность и особую строгость образа.

Построенное позже здание оружейного магазина, с определенного ракурса попадающего точно в центр башен, представляют собой впечатляющее зрелище. А если смотреть со стороны Либеров-центра, то здание таможни, городской Думы, того же оружейного магазина и башен — все вместе создают единую композицию, с удачными и точными решениями разных авторов. То самое соединение, что архитекторы называют «гений места».

И действительно, это один из тех уголков современного Омска, которые не стыдно показать гостям нашего города.

Башни были не просто куплены Сакеном. Их еще предстояло сделать такими, какими мы их сегодня видим. Как и на всех своих других объектах, он проводил много времени на строительной площадке, стал товарищем всем строителям, вплоть до каждого каменщика, стал практически прорабом стройки. И строители, откликаясь на дотошность мастера, понимая и ценя его, откликались на все призывы, замечания, уточнения... Заканчивалось завершение стройки большим казахским дастарханом с бригадой каменщиков у архитектора дома в знак благодарности за соучастие.

А вначале, был интересный момент ставший этапным. Курировавший молодого архитектора мэтр Юрий Алексеевич Захаров (автор здания библиотеки им. Пушкина), наблюдая его творческие муки, часто стоя прямо за спиной, однажды буквально выхватил очередной чертеж Сакена и ушел. Через некоторое время вернулся с подписью А. М. Каримова. И начались те самые круги ада, которые он был готов пройти и прошел… от чертежей до реализации. За время этого строительства от архитектора первой категории вначале, он сделал скачок до главного архитектора проекта, минуя сразу две ступени карьерной лестницы.

«Если я не вижу идею, за работу не берусь»

На просьбу назвать собственные любимые объекты, он называет три из них – здание апелляционного суда, превращенное им из заурядного здания райкома советских времен в торжественное здание суда. Конечно, называет те самые башни и - здание ИТ-банка на Думская,7. Классический треугольник за авторством Сакена Хусаинова. Среди омских архитекторов по количеству построенных объектов он опережает коллег.

— Когда меня спрашивают, как этого добиться, — отвечаю: жить стройкой, не делать проект только ради денег. Не нужно зря тратить время.

Одним из первых ввел за правило – давать имена своим проектам. Например – ПИТОН, ТЕТ-а-ТЕТ, МАДИНА и др. И это тоже проявление натуры художника:

— Название помогает создать образ, это один из способов творческого поиска.

Сейчас работает над зданием по ул. Пушкина-Думская: «Его реализация будет для Омска знаковым моментом…» и его название «Ой-ля-ля» не кажется излишне фривольным.

Проектирует много, но мечтает о работе, которая бы, подобно библиотеке им. Пушкина, “мощно украсила город”. Любимый материал кирпич — он пластичен и податлив в знающих руках. Самой большой удачей в жизни считает работу в проектном институте "Омскгражданпроект" под руководством И.Н. Любчича, который всегда доверял ему самые сложные проекты. По–дружески называет его "большим братом".

Он не берется за объект, если “не чувствует пространства”:

“Если не вижу идею, не берусь...”

Среди наград Сакена Хусаинова – “Золотая капитель” (Новосибирск), “Золотой мастерок” (Москва), большое количество дипломов и премий. Его здания так же украшают города Ханты-Мансийск и Сургут, Архангельск и Тару и др. Его участие в реставрации объектов культурно-исторического комплекса “Омская крепость” помогло в сохранении исторического облика Омска. Его белые Омские ворота стоят как отправная точка застройки вокруг. Его объекты - многочисленные жилые дома в разных районах города, привлекают внимание гармоничной встроенностью в окружающее пространство.

А было время, когда отправляемые им на архитектурные конкурсы проекты возвращались неоценеными. Он работал снова и снова, с упорством знающего цену своим идеям человека. И не только ради наград. Ведь он знает, он чувствует, как изменить кажущееся неподвластным человеку пространство. И коллеги дали оценку его усилиям и достижениям.

— Сакен, каково оно, ощущение человека столько сил и творчества вложившего в облик города?

— Обида, что не получается цельного рисунка, сделаны лишь какие-то куски, нет города целиком и нет уже надежды. Отсутствие ансамбля – вот что меня гнетет.

— Как бороться в таких случаях со скудостью мышления?

— Писать об этом, полемизировать, бороться, устраивать выставки.

Профессор международной Академии архитекторов, Почетный архитектор России Сакен Шайхислямович Хусаинов несколько лет преподает в СибАДи, читает лекции будущим коллегам. Для него это не только возможность общения с молодежью. Он возлагает надежды на тех, у кого сегодня больше возможностей хотя бы, потому что канули времена строгой привязки к объекту. Профессионалу и творцу есть возможность заявиться, хотя законодательство порой абсурдно и становится еще абсурдней.

А деньги… Их во все времена не хватает, и кризис тут ни при чем. Вот почему еще одним неизменным качеством настоящего архитектора, уверен Хусаинов, должно стать умение убеждать, вдохновлять, агитировать заказчика, пробуждая в самом закоренелом прагматике чувства патриота своего города, думающего о красоте и гармонии, о том, что скажут завтра о нем потомки.

Айгуль Бескемпирова

Примечание: почетный архитектор России Сакен Хусаинов родился 12 апреля 1962 года в ауле Шахат Омской области.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

102419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

333701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

336901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6778101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх