Не бойтесь сов, конверт приносящих, или Награда художника всегда найдёт

На излёте года в Дом художника устремляется весь цвет омского искусства, чтобы публика смогла увидеть «плоды любимых дум», а жюри — наградить выдающиеся таланты. И вот так шестнадцать лет подряд…

35051226 января 2022
Не бойтесь сов, конверт приносящих, или Награда художника всегда найдёт

24 декабря семьдесят омских творцов вышли на старт со ста шестью произведениями искусства. Вечером 25 января озвучили итоги областного конкурса «Лучшее художественное произведение 2021». Кому достались совы, дипломы и конверты с приятными десятью тысячами?

Боюсь, что поздоровавшись при входе с башмаками-кирзачами-кедами Александра Куроедова (диптих «Дорога»), зритель, привыкший к довольно плотной развеске, найдёт нынешнее выставочное пространство весьма разреженным. Стеклянные витрины, некогда под завязку набитые изделиями декоративно-прикладного искусства, полупусты. Керамика, точно бедная родственница, притаилась и больше не кричит из каждого угла: «Посмотри на меня!», а скульптур и монументального искусства вообще кот наплакал.

1

Возможно, виной всему ковид, который отныне, как Первомай, шагает по планете. Возможно, кто-то, как Георгий Петрович Кичигин, чьих работ нынче не наблюдалось, взял творческую паузу. И всё-таки, несмотря на многочисленные ограничения и запреты, омские художники оказались на удивление изобретательны.

Две дамы всматриваются в триптих Александра Макарова «Один день самоизоляции», в котором мэтр, видимо, изобразил вид из окна своего дома. «Вечер» — заводская труба дымит направо, «Утро» — в ту же сторону, «День» — труба дымит налево.

После некоторого замешательства одна из зрительниц вздыхает:

— А я больше люблю его пейзажи, они такие светлые… И вообще, — оглядывается вокруг: — хотелось бы пожизнерадостнее!

Без «жизнерадостного» выставка не осталась. Хотя бы и благодаря бодрому «Лукоморью» Сергея Сочивко. Или инфернальным «Былинам» Евгения Тонких, где, как у поэта, «смешались в кучу» кони, львы, царевны, черепа, лешие и прочая сказочная нечисть.

Старым мастерам-оптимистам в помощь неунывающая молодёжь: Анастасия Кичигина написала «Русскую весну» в виде перевёрнутого на пригорке железного ведра, на котором запотели две стопки и шашлык…

Группа маститых художников сгрудилась перед поздравительным столом, уставленным наградными совами, домиками и миниатюрными декоративными панно.

2

Совы какие-то дурные, — поделился впечатлениями первый.

А это кто картинки рисовал? – его коллега с любопытством разглядывал керамические панно.

— Колточихина, наверное, — выдвинул гипотезу третий.

Заработала маленько, — порадовался который второй.

— Не маленько, — мягко осадил его третий и для убедительности сосчитал:

Раз, два, три, четыре, пятьпять по пять — двадцать пять

— Но совы дурные, — спохватился первый, — хорошо, что я не победитель, а то бы вручили.

А зачем Машанов всё это выставил? – поинтересовался второй.

Чтоб все, кому не досталось, покритиковали, — предположил третий.

3

Обсудив внешний вид сов и стоимость наград в рублёвом эквиваленте, творческая группа пошла в крестовый поход на белые керамические домики с пустыми глазницами окон и дырками в боках.

Это как салфетницу использовать или деньги складывать? – задумался первый.

Второй достал из кармана полтинник и просунул в «салфетницу». Купюра легко входила внутрь и выходила на свет божий.

— На дом сержанта Павлова похож, — заметил третий, — у меня сын возле него живёт

Но тут началась долгожданная процедура награждения с участием замминистра культуры Светланы Бакулиной, и вопрос, что на самом деле являет собой здание, выставленное председателем Омского отделения Союза художников России Андреем Машановым, остался открытым.

От лица минкульта Светлана Дмитриевна пожелала художникам «продуктивной работы» и торжественно пообещала немногочисленному честному собранию:

Я приду сюда и не один раз, чтобы лицезреть эту красоту.

Хотя каждый присутствующий в зале точно знал: приходить осталось всего ничего – двадцать шестого и двадцать седьмого, а двадцать восьмого января выставка закроется.

Главе омских художников было приятно говорить о спонсорах, которые, «помимо денег за первые места», помогли вручить победителям награды в исполнении Юрия Гуренкова и Татьяны Колточихиной. Генеральным спонсором мероприятия выступила Диана Салацкая.... — директор иркутской галереи Арт-Диас. Почему именно она, а не какой-нибудь омский меценат воскликнул: «Я готов вложиться!», для всех присутствовавших в зале вряд ли было загадкой.

4

Помимо финансовой поддержки иркутская Арт-галерея выделила для омских художников сертификаты ол инклюзив на участие в пленрэрах на озере Байкал (июнь) и в бурятском поселке Аршан (сентябрь).

Не мешкая, решили уже вручать, однако ни одного из пяти названных счастливчиков в зале не оказалось.

— Наверное, уже вещи собирают, — предположил ведущий церемонии Андрей Машанов и переключился на вторые-третьи места.

В номинации «Искусствоведение и художественная критика» Гуменюк А.К. и Богомолову Л.К. , которые на мероприятии тоже не присутствовали, наградили дипломами второй степени и керамическими светильниками в виде… Дома художника.

— А, никто не отгадал! — радостно воскликнул художник, который вкладывал купюру в «салфетницу».

…Александр Капралов, наш стальной Андерсен XXI века, за дипломом третьей степени в номинации «Скульптура и монументальное искусство» тоже не приехал.

Может, их вообще не приглашать, — совсем расстроился господин Машанов, — мы тут готовились, а они

Зато был Антон Козлов, получивший второе место за мозаичный портрет Достоевского, сложенный из смальты, агата, яшмы, обсидиана, мрамора, сланца и прочих камней.

Второе место за «Картонную тетрадь Достоевского» в номинации «ДПИ и народное искусство» получил Игорь Николаев.

— В графике была очень большая конкуренция, — предупредил ведущий церемонии, — поэтому третьих место оказалось сразу три.

Первое, если так можно выразиться, третье место у Игоря Санина за серию работ «Люди и куклы».

— Хоть дом не дали! – порадовался за товарища коллега, глядя, как тому вручают керамическое панно.

Второе третье место присудили Александру Макарову за уже упомянутый триптих «Один день самоизоляции», а третьим наградили Владимира Сидорова за серию работ «Весна в Красноярске».

Спасибо, не ожидал, — автор иногородних красот выглядел несколько растерянным.

— Я сам не ожидал, — вернул его на землю Андрей Машанов.

«Иные миры» маслом на холсте принесли Евгению Дорохову второе место в номинации «Живопись».

Вот тебе дом на память и сертификат на пленэр! – обрадовал коллегу раздающий подарки и перешёл к финальной стадии церемонии:

А теперь огласим первые места. Светлана Дмитриевна вручит дипломы и конверты. Кстати, в конвертах десять тысяч рублей, — Андрей Николаевич предпочёл не разжигать любопытство присутствующих и от себя прибавил: — хотел по пять поделить, но не получилось…

В номинации «Искусствоведение и художественная критика, кураторский проект» обладателем совы и диплома первой степени стал Владимир Чирков. Скульптор Виталий Шевченко за свою «Птичку» тоже получил сову и первое место.

В номинации «ДПИ» победительницей назвали Марию Мороз, а в номинации «Графика» — Людмилу Белозёрову.

Елена Боброва с «Маминой чашей» обошла всех своих коллег-живописцев, однако по причине нахождения в Питере получить конверт и сертификат на пленэр не смогла. А вот приз зрительских симпатий ушёл к Сергею Лисице за работу «Чёрный человек».

 

Я хотел первое место, а получил приз зрительских симпатий, — пошутил художник.

…И рассказал, как родился его «Чёрный человек»:

Есенин — это поэт, который сразу цепляет за душу. Проникновенность его поэзии удивительна. Я не сомневаюсь в гениальности Пушкина, он много сделал для того, чтобы наш язык стал богаче и выразительнее, но, сколько я ни пытался вникать в пушкинские стихи и образы, за душу они меня не брали. А вот Есенин вызвал великое созвучие в душе. В шестом классе к нам в школу пришла учитель русского языка и литературы, которая очень любила Есенина, и мы буквально прониклись его творчеством. Я помню, как мы выступали в детском доме со стихами Есенина, пели песни — это было очень интересно. А когда с человек становится старше, он находит какой-то отклик в своей душе и творчестве. Почему нас так берёт за душу Достоевский с его омской каторгой? Потому что мы начинаем видеть отклик в себе самом каких-то вещей. Когда я служил в армии, я вдруг понял, что значит, когда у тебя отобрали свободу, пусть даже один год. Так и в есенинских произведениях я постоянно нахожу отклик.

В Омске за тему Есенина никто, по-моему, не брался. В прошлом году я делал диптих «Маяковский. Есенин». А в нынешней работе я всё-таки решил углубиться в образ Есенина. Это не портрет. Это «Чёрный человек». Поэма была написана в 1925 году, в год гибели поэта. И от одного этого факта уже мурашки по коже.

Образ чёрного человека – это другая половина поэта. Может, тёмная, а может, светлая, которая чего-то требует, и возникает конфликт, порой, неразрешимый. Эта поэма настолько проникновенна, здесь присутствуют яркие образы, что, когда я послушал её в исполнении замечательного актёра Сергея Безрукова, то взялся за работу. Идея, конечно, вызревала давно. Но поскольку образ сложный, понимал, что его надо выносить. И вот великолепное чтение Безрукова меня зацепило, и я понял: пора. В 2020 году у меня родился маленький сыночек, а с маленьким сыночком времени практически нет, так что и работа растянулась на целый год.

Я не был в номере «Англетер», где нашли тело Есенина, но по воспоминаниям его друзей, поэт висел, глядя в окно, за которым серебрился огромный купол Исаакия. Поэтому я изобразил собор, а в осколках разбитого зеркала - знаковые вещи: пятый номер гостиницы «Англетер», фрагмент венка с траурной ленточкой, кляксы чернильные, испуг. Мне это было интересно. Меня спрашивали, почему в осколках я не коснулся темы любви: Зинаиды Райх, внучки Толстого и так далее. Да потому что не хотел делать кашу. Есенин был светлый, лёгкий человек. Сюда можно было бы и гармошку нарисовать, и походы его с Клюевым по петербургским салонам, и барышень, но это каша, а я хотел подчеркнуть смысл «Чёрного человека», поэтому и придумал такую композицию, которая отражает одно из моих любимых произведений.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Анна Шестакова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

297601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

296601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6442101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6627221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх