Владимир Кин: «Все время слышу – «я бы так не смог». А я смог и мне нравится».

Актер и преподаватель «ТОП-театра» Владимир Кин – о своей двухлетней работе с «особыми» детьми, о том, чему научил его «Госпиталь» и о том, почему роль в премьерном спектакле не дает ему сутулиться.

279726 апреля 2017
Владимир Кин: «Все время слышу – «я бы так не смог». А я смог и мне нравится».

 Моя работа с особыми детьми началась осенью 2015 года с личной просьбы Нателы Олеговны Полежаевой. Она  обратилась ко мне и моим коллегам по сцене: не хотим ли мы заняться с такими детками актерским мастерством?..  Почему бы и нет? Конечно, давайте попробуем! В итоге я полностью взял это на себя.

Аутизм, парааутизм, детский церебральный паралич… Диагнозы у детей разные, как и возраст – от маленьких, четырехлетних, до уже почти подростков, 12-13-летних мальчиков и девочек. Сколько человек в группе? На каждом занятии бывает по-разному - от одного до 6-7 человек. Кто-то в «Рассвете» на дневном пребывании, кто-то проходит реабилитацию в центре Бороздина. Дважды в неделю они могут посещать и занятия актерским мастерством.

Кто-то в коляске, кто-то плохо ходит… Некоторые ребята даже говорить не могут. Наши занятия сегодня – это небольшая физическая разминка, потом разминка речевого аппарата, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Даже эти, казалось бы, простые упражнения уже вызываются сложности, элементарное получается не у всех. Понимаете, многие ребята действительно хотят, но не могут... Тщательно знакомлюсь с диагностикой, консультируюсь с профессором Валидой Адимовной Исановой. Она объясняет, рассказывает, просит: Володя, обрати внимание на то и на то… Кого-то надо выводить на слоги, кому-то помогать учиться шевелить языком. Работы море. И сразу тут ничего не получится. Это не недели и не месяцы, а годы работы. Передо мной не стоит задача устроить «показательное выступление»: «смотрите, как мы можем». Это долгий и постепенный процесс реабилитации и социализации.

Дети с парааутизмом могут говорить и более координированы. Могут работать с предметами. Конечно, у меня был миллион вопросов, ведь с практикой реабилитации до того я не сталкивался совершенно. Беседовал с Валидой Адимовной, читал ее книги, сам на себе тестировал… Например, если работать «по диагонали», от правой руки к левой ноге, результат будет лучше. Поэтому мы даем «пять» правой рукой и топаем левой ногой. Изначально решил ориентироваться на актерские тренинги, которые подойдут им всем, использовать простые речевые техники и несложные предметы вроде мячика или стульев.

Одна из задач - социализация детей. Они находятся в группе и учатся для начала смотреть друг другу в глаза. Вы думаете, это легко? Это очень сложно. На это уходит два-три занятия как минимум. Но когда это происходит, это победа.

Кто я для них? Чужой человек. Поэтому главная сложность - добиться внимания, подружиться, наладить контакт. Кроме того, не стараюсь отплясывать перед ними в костюме клоуна, а заставляю работать, что для многих непривычно. Если и добиваюсь взгляда в свою сторону, то он далеко не ласковый… Стараюсь работать через игровые формы, задействую все, что есть в комнате – и гитары, и мячи, и детскую игрушечную посуду, и стулья-столы, и песок – лишь бы обратить внимание.

Приходят с родителями. У меня установка такая: на первых занятиях родители делают все наравне с детьми. Кроме того, обязательно прошу повторять упражнения дома. Если ребенок подружился со мной, тогда присутствие родственников «бок о бок» уже необязательно.

«Как ты это делаешь?» Конечно, вопрос этот слышу постоянно. И дело даже не в техниках и тренинге, а в моральной составляющей. Часто слышу – «Я бы не смог…» А почему, собственно? Да, я тоже думал – тяжело, буду отдавать энергию. А получается, что напротив – энергией заряжаюсь. Ведь дети не столько особые – они особенные! После общения с ними будто крылья за спиной вырастают. Не верю в карму, но верю в добро и в обмен энергиями, которые существуют во Вселенной. Главное – научиться «фильтровать» эмоции «на входе» и запускать  только доброе. Тогда и отдачу получишь соответствующую. Даже если кто-то капризничает, всегда выхожу с занятия наполненный, «заряженный». В это поверить, может быть, непросто, но так оно и есть.

Планы на будущее. С профессором Валидой Исановой задумали проект, который будем реализовывать по мере возможности и по мере стабильности группы. Долго думал о том, чтобы к чему-то вести свою группу – и чтобы результат нашей работы могли оценить другие. И вот решил – будем готовить с моими детьми мультимедийный спектакль. Пока идея такая: вместе с Красной Шапочкой, которая повезет бабушке пирожки, будем путешествовать по театральному Омску, от театра имени Любови Ермолаевой до цирка, ехать в автобусе мимо театров, и в перерывах делать наши упражнения. Финальная цель нашего будущего «автобуса» - чтобы дети с родителями могли зайти в настоящий автобус, рассчитаться с кондуктором и совершить прочие простые действия и в реальной жизни.

Роль Красной Шапочки сыграет девочка Саша. Ей шесть лет, она очень активная и талантливая. У нас с ней сложились совершенно нежные и доверительны рабочие отношения. Саша очень хорошо запоминает текст и рассказывает полные скороговорки по три-четыре строчки на радость и мне, и своим родным. Учимся с ней все четче выговаривать буквы.

Искренне привязан к этим детям… Есть у меня в группе, например, два мальчика-аутиста, Владимир и Азамат. Они  ровесники, им по 13 лет. Если бы вы видели, с какой радостью и каким рвением они меня встречают, то вы бы разделили все мои чувства. Это чистая, ничем не замутненная светлая радость.

Некоторым надо долго привыкать. Вот, например, Дэвид: капризничал, выбегал из комнаты, долго не шел ни на какой контакт. А сегодня протянул мне руку, посмотрел в глаза и даже показал язык. Это для меня серьезное достижение, а для него - большой шаг. Вообще, если кто-то капризничает или кричит, стараюсь привлечь внимание. Не «сюсюкаю» и не уговариваю. Воспитательный момент – «покапризничаешь – придешь». И они понимают, начинают действовать по правилам. Приходят и становятся в круг.

Поражаюсь Нателе Олеговне. Мне кажется, она все тут про всех знает и со всем справляется, несмотря на обилие дел, задач и людей. Она познакомила меня с Валидой Адимовной, профессором с огромным багажом знаний. Благодаря этим людям мне хочется продолжать свою работу, выводить ее на новый уровень, постепенно добиваться достойного результата. Например, провести серьезный фестиваль инклюзивных театров. Насколько я знаю, то, чем мы занимаемся, - редкость не только для Омска, но и для Сибири. В Европе общество лояльнее, там совсем другой уровень развития всего этого… А нашему обществу в некоторых вещах не помешала бы культурная революция.

Самое серьезное откровение. Для меня, пожалуй, откровением стало то, что я вообще так могу... Не думал, что найду внутренние ресурсы. Сегодня опять слышал от работника нашего театра – «Нет, я бы так не смог». Но я смог и мне нравится. Думал, буду все время как выжатый лимон, а вышло наоборот – полон сил.

Конечно, уже мечтаю и о собственных детях. В ближайший год-два хочу решить вопрос и с женитьбой, и с детьми. Честно признаюсь – на своей Ксении женился бы хоть завтра! Смотрю на друзей – они счастливы в браке, у них подрастают забавные карапузы, а сами они, став родителями, неуловимо меняются...

Я закончил факультет культуры и искусств ОмГУ. Моим Мастером был Александр Гончарук. Учился по целевому направлению – обучение полностью оплатила Натела Олеговна Полежаева. В свое время, уже будучи актером «ТОП-театра»,  решил уйти, работал торговым представителем, замдиректора ресторана, но потом понял, чтоб нужно находиться на своем месте. Как у Булгакова – каждый должен заниматься своим делом. Наверное, каждый должен совершить некоторое количество ошибок, чтобы выйти в итоге на единственно верный путь… Вернулся в театр, сегодня занят в большинстве спектаклей. Вижу себя здесь, вижу огромные перспективы у самого театра. У нас очень хороший коллектив – и это один из факторов, почему я хочу здесь работать. Сейчас даже и не знаю, как сложилась бы судьба, если бы директор санатория «Рассвет», при котором работает ТОП-театр, не оплачивал целевые места…

Перспективы. Думаю, у театра они огромные. На нас обратил внимание областной Союз театральных деятелей, наши спектакли заявлены на конкурс на лучшую театральную работу. Мне кажется, «Эмиль большая голова» имеет все шансы на успех.

Страшно благодарен Галине Пьяновой за роль украинца Шапчука в «Госпитале». Когда прочел повесть Елизарова, был – иначе и не скажешь –  поражен: и описанными событиями, и метафорами. Признаюсь, я себя и видел в этой роли. Шапчук – добрый человек. Он против войны, он за мир во всем мире. Это абсолютно схоже с теми «тональностями», что звучат в моем внутреннем мире. На распределении узнал, что мне эта роль и достанется. Галина доверила мне ее, и я чувствую, что вырос благодаря этой роли. Это серьезная драматическая работа, роли такого объема и формата у меня до этого не было. Помню, что Галина однажды обещала нам «Гамлета» - а это и вовсе мечта любого мужчины-актера.

Выхожу на сцену обнаженным. Так решила Галина: «Да, хочу, чтобы вышел обнаженным и спустился в зал, к висящей на стене карте СССР». Конечно, было смущение. Тяжелее всего было первый раз, на репетиции, хотя тогда вокруг был лишь наш мужской актерский состав. Я подумал: надо пережить это на сдаче спектакля, главное, глазами ни с кем не встречаться. Терять уже было нечего... Все прошло нормально.

«Да все нормально, Вова!» Огромное спасибо парням, которые поддержали меня и помогли перейти это барьер. Во время первых показов «Госпиталя» я, бывало, в самом начале вспоминал, что в конце придется расстаться с одеждой и заранее впадал в легкий ступор. Сейчас практически не задумываюсь об этом. Установка такая: зрители до конца не должны понимать, что именно ты будешь жертвой.

Минус 50 кг за два года. Пару лет назад весил 132 килограмма, но решил взяться за ум и за тело. Спорт, нормализация питания, минус жирное, полностью исключил алкоголь. Брат сварил мне на заводе турник, я вытянул и вылечил спину. Год назад не мог на нем висеть, сейчас подтягиваюсь десяток раз. Сам горд…

Подарок на 25-летие. Получил роль в спектакле «Саша, вынеси мусор», который ставит Светлана Баженова по пьесе украинского автора Натальи Ворожбит. Премьера приурочена к 9 мая, сдача состоится 7 мая. Такой невероятный подарок я получил к своему грядущему 25-летию… О пьесе скажу коротко – это сильно и злободневно. Для меня ситуация в нашем братском государстве – личная трагедия, как и любой другой военный конфликт. У меня мировоззрение такое: всем хватит места на Земле. У нас невероятное количество технологий, мы можем всех накормить и обеспечить электричеством, но все равно идем воевать… На мой взгляд, это просто не умение договариваться плюс зарабатывание денег. Ну так выделите на планете несколько мест и бейте там друг другу морды.

Наши девочки.  Огромным открытием стали многие наши актрисы, которые за месяц научились играть на музыкальных инструментах и делают это настолько шикарно, что попросту заслушиваюсь… Сам же учусь так взаимодействовать с партнершами по сцене, чтобы полностью оправдать роль призрака, которым и являюсь в первой части. Просто распределиться в пространстве так, чтобы не встретиться глазами, не натолкнуться взглядами. К тому же Света Баженова обходится без мизансценической «застройки», где стоять, решаем сами. Совсем скоро у зрителей будет возможность убедиться, насколько у нас сильный женский состав.

Приучил себя держать спину прямо. Примерил военную форму, которая была у нас в театральной костюмерной, и теперь надеваю ее на каждую репетицию «Саши». Говорят, мне идет, а по сути очень помогает. В этой форме спина выпрямляется будто сама собой: офицер не может ходить сутулым. Поэтому – тотальный самоконтроль.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ангелина Яковлева, из архива героя

Теги:ТОП-театртеатрВладимир Кин


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.09.2017

Гаджеты на какой мобильной платформе вы предпочитаете?

Уже проголосовало 25 человек

24.08.2017

Если бы вы голосовали на выборах в Омский городской Совет, то за какую партию?

Уже проголосовало 130 человек

Блог-пост

Сергей Мельников

— директор ООО "Факторум"

Сергей Костарев

— Председатель "Экологического комитета", профессор

Евгения Климанова

— омичка

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Виктор Шкуренко: «Я решил, что остаюсь в Омске, но рад, что сын уехал из России»

Откровенная история

Виктор Шкуренко: «Я решил, что остаюсь в Омске, но рад, что сын уехал из России»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История четвертая, от Виктора Шкуренко, предпринимателя, отца и человека либеральных взглядов, чей сын учится на Манхэттене и собирается продолжать образование в США.

4778211 сентября 2017
«Задруканный» руководитель как образец для подражания

Книга

«Задруканный» руководитель как образец для подражания

...не «задрюканный», нет, а начитавшийся Питера Друкера: неологизм родился на очередном заседании Клуба читающих бизнесменов, где обсуждали книгу знаменитого экономиста «Эффективный руководитель».

117531 августа 2017
Олеся Дорогова: «Месяц буквально жила под воротами кадетского корпуса...»

Откровенная история

Олеся Дорогова: «Месяц буквально жила под воротами кадетского корпуса...»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История третья, от Олеси Дороговой, дочери подполковника, которая в свое время поклялась, что никогда не свяжет свою жизнь с человеком в погонах, а в результате замужем за офицером и воспитывает будущего военного.

2120429 августа 2017
Евгения Климанова: «Не хочу, чтобы мои дети ходили строем»

Откровенная история

Евгения Климанова: «Не хочу, чтобы мои дети ходили строем»

«ВОмске» представляет проект «Семь историй одного выбора». История вторая, от Евгении Климановой, которая так не любила школу, что, став мамой, выбрала для своих детей семейное обучение.

265824 августа 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх