Рахманинов нам поможет

16 сентября Омск стоя аплодировал пианисту Александру Ключко, маэстро Васильеву и его симфоническому, открывшим сезон Глинкой, Чайковским и Рахманиновым — композиторами, которые посреди обыденности создали Космос. И он спасительной пеленой окружает нас. И в самое бездарное время помогает выкарабкиваться и оттянуть небытие…

3041619 сентября 2022
Рахманинов нам поможет

83-й сезон в Омской филармонии открывали при таком стечении народа, что избирательным участкам и в страшном сне ни привидится. Дети и пенсионеры азартно фотографировались у нового логотипа святилища муз. Арт-объект, водружённый посреди мраморного зала и напоминающий розовых фламинго, как магнит, притягивал к себе меломанов от пяти до восьмидесяти пяти.

Людская река почтительно обтекала и приветствовала почётного гражданина города Омска Геннадия Фридмана, возвышавшегося на ступеньках перед входом в зал. Вместе с Геннадием Шмерельевичем в этот дивный пятничный вечер послушать «неба содроганье, и горний ангелов полёт» прибыли чета Телевных и госпожа Шуголь. Усадить дорогих гостей вышла лично директор филармонии Лапшина. «Первая скрипка» Омска Геннадий Яковлевич Хабенский галантно раскланивался с мужчинами и красиво целовал ручки дамам: Славе Ароновне и Ирине Борисовне. Всё было так чинно и благородно, что моя соседка, растрогавшись нежными пейзажами, поведала компаньонке: «Я не понимаю, что можно делать сегодня в драмтеатре, когда все наши тут?!»

1

16 сентября в драме давали американца Теннеси Уильямса. Филармония же подняла на знамёна великих русских композиторов, в чьей музыке скрыто наше всё: коды, знания, формулы, пружины, причины. Это наш антидепрессант, антидот, антивирус.

На «разогреве» у Рахманинова выступил старший товарищ Глинка. Его чудный «Вальс-фантазия», посвящённый Екатерине Керн, дочери музы Пушкина, оркестр исполнил с упоением и более чем вдохновенно. От взволнованного дирижёра в зал пошли невидимые волны, токи, вибрации, так что в ту же минуту публика остро ощутила скрепы, связь с землёй, Родиной и народом.

Михаил Иванович и Дмитрий Владимирович подготовили благоприятную почву для восприятия главного «блюда» пятничного вечера – Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова.

Как сказал однажды пианист Николай Луганский, это самый великий фортепианный концерт когда-либо кем-либо написанный. Таких кульминаций нет в музыкальной литературе. Ради такой музыки стоит жить. Она оправдывает несовершенство мира и любые горести и неустройства.

Концерт в переводе с итальянского означает «соревнование». Концерт -это искусство представления, где партия солиста сложна технически и эмоционально. Но в концертах Рахманинова фортепиано временами затмевает оркестр. В кульминационных моментах он смолкает и отступает перед напором и темпераментом солиста. Он – царь и бог. Это Рахманинов научил играть рояль как оркестр.

Генрих Нейгауз говорил: «Третий концерт Рахманинова требует не только умения, знания, многих часов, дней, месяцев упорной работы, но прежде всего стихийного таланта, уникальной, не часто встречающейся виртуозной одарённости».

2

Профессионалы отмечают «фантастическую сложность исполнения Третьего концерта», рассказывая историю про «сверхчеловеческую технику пальцев и большие руки» самого Рахманинова, «способные покрывать 12 дюймов: от до первой октавы до ля второй».

Лет десять назад в Московском Доме музыки должен был исполняться Третий концерт, но перед самым выступлением солист скрылся, сбежав через пожарный вход. Одни потом говорили, что пианист попросту испугался, другие обвиняли в непрофессионализме оркестр и дирижёра. Спас ситуацию другой известный музыкант, случайно оказавшийся в зале. Он-то и сыграл Третий концерт.

А в фильме Скотта Хикса «Блеск» главный герой — талантливый пианист Дэвид Хельфготт — вообще сходит с ума, пытаясь постичь Третий концерт Рахманинова.

Технические и эмоциональные трудности Третьего не испугали восходящую звезду отечественной фортепианной школы Александра Ключко. 22-летний студент Московской консерватории сыграл концерт на заключительном туре I Международного конкурса имени Рахманинова, проходившего нынешним летом в столице, и получил первую премию из рук самого Дениса Мацуева.

В игре молодого виртуоза было всё, как, возможно, задумал автор. И дивные волны, накатывающие одна за другой, и мощные трагические срывы, и прозрачное интермеццо, и финал, полный мужественной воли и энергии, с железным ритмом, и мощный водопад триолей, несомненно, оставивший сокрушительное впечатление у публики. И кульминация — «колокольно-хоровая», потому что Рахманинов — от благовеста, от колокольного перезвона. Потому что русский человек рождался и умирал с колоколами.

Игре столичного гостя внимали со вниманием. Между частями уже не хлопали, телефон звонил только один раз. И если не считать, что в самом лирическом месте концерта, где пианист буквально выложил на клавиатуру сердце, какой-то нехороший человек уронил на пол номерки из гардероба, а в партере то тут, то там почтенные дамы лазили в шуршащие пакеты за одноразовыми салфетками, то публика в принципе вела себя достаточно культурно. Хотя, мне кажется, Рахманинов, глядя с небес на всё это, точно впал бы в жесточайшую депрессию.

…Ему было невероятно трудно жить на этой земле. При огромном росте и низком голосе, он был настолько чуток, тонок, невероятно добр и раним, так часто уходил в себя, что практически всё время находился в состоянии глубокой внутренней депрессии. Он был страшно мнительный и постоянно ходил к врачам. Что-то кольнуло в боку, и Рахманинов подозревал у себя онкологию: он обречён. Врачи проводили доскональное исследование, уверяли, что ничего нет, Рахманинов успокаивался. Но ровно до тех пор, пока не кольнуло в другом месте. И он вновь думал: всё, жизнь кончена, опухоль развивается в другом месте.

У Рахманинова была феноменальная, необъяснимая память. С первого раза он запоминал целые симфонии, и мог играть их на рояле не пять, не пятнадцать минут, а от начала и до конца. Всё что он слышал, он запоминал на годы вперёд, и в разговоре мог процитировать музыку, услышанную однажды много лет назад…

3

Рахманинов учился у Чайковского. А Пётр Ильич всем своим ученикам ставил «пятёрки». Он не мог ставить «четвёрки» и «тройки», потому что, во-первых, студент огорчится, а во-вторых, если он занимался, значит, достоин «пятёрки». Поэтому после экзаменов студенты никогда не спрашивали у Чайковского, что он им поставил. Разумеется, «пять». Но когда в консерватории появился Рахманинов, Чайковский впал в замешательство. Он поставил ему «пять», а потом сверху, снизу, справа и слева пририсовал плюсы.

В 19 лет Рахманинов написал оперу «Алеко», и Чайковский так аплодировал своему любимому ученику, что чуть не выпал из ложи.

Рахманинов — это кульминация русской музыки. Он соединил лучшее Западной Европы и абсолютно неповторимое России, открытость эмоций Глинки и Чайковского и блестящую виртуозность Брамса и Листа.

Самый русский композитор покинул Россию с семьёй легально в 1917-м. У него не было иллюзий насчёт революции. Власти разрешили взять каждому члену семьи только по пятидесяти рублей. И всё. На границе Сергей Васильевич поклонился и поцеловал землю, которую больше уже никогда не увидит...

Родину нельзя унести на подошвах своих сапог. Родина осталась внутри как острая тоска по части самого себя, которого он где-то оставил. Россия — это прошлое, в которое невозможно вернуться, потому что оно не существует. Но это прошлое становится будущим рахманиновской музыки, и мелодии невиданной силы и красоты заставляют выживать, подниматься, открывают второе дыхание, меняют парадигму и отсрочивают смерть. Эта музыка вне времени…

В 1942-м, передавая в Фонд обороны СССР очередной чек от сбора со своих концертов, Рахманинов обмолвился: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Спустя почти восемьдесят лет после смерти Рахманинов вновь протянул нам руку помощи. Слушайте Рахманинова, потому что он навсегда. Рахманинов вечен, как сирень весной, небо над головой и земля под ногами. И, возможно, глупостей в этом мире станет меньше.

4

Комментарии























Блог-пост

Елена Музалевская

— Адвокат

Елена Музалевская

— Адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Победительницей омского этапа конкурса «Краса ОПОРЫ РОССИИ» стала Анна Лобода

Светские хроники

Победительницей омского этапа конкурса «Краса ОПОРЫ РОССИИ» стала Анна Лобода

Руководитель студии красоты ANNA LOBODA отправится в Ростов-на-Дону представлять наш регион на Всероссийском финале конкурсе.

4731129 августа 2022
Ей снился её город...

Story

Ей снился её город...

7-го августа 2022 года она отмечала бы своё 60-летие – уникальная джазовая и эстрадная певица, солистка Омской филармонии Татьяна Абрамова /1962-2004/...

7838406 августа 2022
Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Светские хроники

Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Главным судьёй мероприятия, посвящённого четвёртой годовщине Комитета по развитию женского предпринимательства Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», стал начальник ГИБДД по городу Омску подполковник Сергей Лебедев. (ВИДЕО) 

783003 августа 2022
«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

14297321 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх