«Ниточки» между людьми – вот что очень важно в этой жизни…

29-е октября… Для меня навсегда этот день – ЕЁ ДЕНЬ…
2022-й, 29-е октября… 90-летие со Дня рождения талантливейшей актрисы Омского академического театра драмы, заслуженной артистки России Елизаветы Николаевны Романенко /1932-2017/…

717028 октября 2022
«Ниточки» между людьми – вот что очень важно в этой жизни…

…А мы давно-предавно познакомились, в серединке 1960-х. Она тогда подрабатывала в свободное время, как и многие актёры: руководила драмкружком в Доме пионеров, и в тот кружок ходили «три серьёзных юных пионера» – Серёжа Рудзинский, Витя Березинский и я1. И Лиля Николаевна «ставила» нам речь, дикцию развивала, в Театр влюбляла… В начале осени 2017-го собирались с Лилей Николаевной отметить это событие (как-никак, – полвека!). Но в марте её не стало… Не стало неповторимой, уникальной актрисы Омского академического театра драмы Елизаветы (Лили, как её все называли) Николаевны Романенко – заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии им. К.С. Станиславского, лауреата премии имени народной артистки России Татьяны Ожиговой, Легенды Омской сцены… Не стало одной из «кариатид»…

1 Сергей Рудзинский (1955-1994) – основатель и первый художественный руководитель Омского «Пятого театра»; Виктор Березинский – композитор, певец, долгое время работал заведующим музыкальной частью в театре драмы, в настоящее время живёт в Израиле.

Когда мы размышляем о талантах,
о тех, на ком давно земля стои́т, –
привычно говорим мы об атлантах,
забыв порою про кариатид.

Кариатиды!.. Вы светлы и слáвны
во всех делах и в помыслах своих,
и Романенко Лиля Николавна –
она одна, конечно же, из них!..

Это строчки из 2002-го года: мы с бардом Сергеем Олейником читали-пели-«исполняли» сочинённую «Лирическую композицию для Елизаветы Николаевны Романенко» на её большом бенефисном Вечере в Омском академическом театре драмы. Как много тогда вспоминалось!..

В серединке 1990-х задумал я в журнале «Омск театральный» рубрику «Омские кухни» (да-да, по аналогии с легендарным спектаклем театра драмы «Московские кухни»). И вот как-то решил «напроситься» в гости к Лиле Николаевне. Договорились о встрече. Я пообещал, что явлюсь на её «омскую кухню» к 11-ти, но по какой-то причине жутко запаздывал, на часах уже полдень маячил. Верю в неслучайность совпадений. К чему я о неслучайности? Сейчас всё поймёте. Итак, я шёл торопливым шагом и бубнил себе под нос «Сон об уходящем поезде» Юрия Левитанского: «Один и тот же сон // мне повторяться стал. // Мне снится, будто я // от поезда отстал...». Ну так вот: примерно через час, уже в разгар нашей «кухонной» беседы с Лилей Николаевной и затронув тему «атмосферы театра», – говорит мне она:

– Аура в театре складывается из мелочей, и даже сугубо бытовых. И я знаю, что, помимо каких-то человеческих качеств, некоторым людям ещё нужны и мои скромные способности как «толковательницы снов». Да-да, не удивляйся. Это свойство пророческое у меня ещё от бабушки... Да и у самой есть сон. Сон жизни. Не творческий сон, сугубо личный. Наверное, действительно не может в жизни всё быть абсолютно гармонично. И если в театре я всегда была счастлива, то в личной жизни – увы. И многие годы снилась мне железная дорога. Вокзал. И едет прекрасный праздничный поезд с очень красивыми и добрыми пассажирами. И я хочу попасть в этот поезд, но не могу: то опаздываю, то он мимо проносится. Так я и не села в этот поезд...

Ну согласитесь: абсолютно по Левитанскому – «...И я хочу бежать // за ним – и не могу, // и чувствую сквозь сон, // что всё-таки бегу!..». Кстати, этот сон Романенко несколько лет спустя стал… стихотворением (я снова вспоминаю юбилейный бенефис актрисы в 2002-м и «Лирическую композицию…»):

Память здесь – со всех сторон, в сердце – и подавно.
Помните, Вам снился сон, Лиля Николавна?

В миг ли некий, в некий час, или в день который –
будто мчится мимо Вас некий поезд скорый.

Он красив, он к морю мчит, людям в нём – поётся…
Хочется в него вскочить – да не удаётся!..

Сон – как терпкое вино, сон – как киноповесть…
В этой жизни всем давно снится скорый поезд.

Смотришь – и светлеет взгляд, и надежда длится…
Люди в поезде сидят, солнечные лица.

Вот и шепчешь иногда, смыв остатки грима:
«Скорый поезд, ты куда? Почему ты – мимо?»…

А толковательницей снов она была потрясающей! Сам не раз обращался к ней за «толкованиями». И всегда всё было в точку.

…Возвращаюсь на уютную «омскую кухню» 1996-го года (открываю журнал «Омск театральный» с моим материалом о нашей с Романенко беседе).

– Лиля Николаевна, а что касается не «сна жизни», а сегодняшних снов?..
– К счастью, пророческих уже нет. Потому что всё в порядке. И дочка уже взрослая, и внук у меня теперь... Снов нет, только интуиция осталась.

...Кстати об интуиции. Сначала (с самого начала творческой судьбы Романенко) интуиция была у легендарной «драмовской» актрисы Таисии Ивановны Найдёновой, которая в 1950-е руководила драмкружком в «барановском» Дворце культуры (как говорит Елизавета Николаевна: «Я пришла к ней буквально с улицы, этакой безвкусно намазанной девчонкой»). И очень многое как-то совпало. Удачно совпало. И, конечно же, не случайно.

– Ставили тогда в драме «Фабричную девчонку» по пьесе Володина, массовка была нужна. Спартак Мишулин привёл в театр несколько человек – учениц Найдёновой. Жутко волнуюсь. А Мишулин говорит: «Сиди! Всё будет нормально!». Сижу. Пробуют одну, другую, третью... Дошло дело и до меня. В общем, закончилось тем, что весь текст отдали мне. А через год – студия открылась при театре. Всё очень как-то ладненько складывалось. Меня взяли в студию без экзаменов. Я была самой старшей на курсе; училась и одновременно работала. А по окончании студии меня оставили в театре. Так что, кроме омской драмы, я нигде не работала.

1958 год. Начало работы в Омском драмтеатре. Спектакль «В поисках радости»

– Часты ли «звёздные мгновения» в актёрской жизни?
– Нет, они не часто возникают в судьбе. Да и не могут они быть часто... У меня их было почти за сорок лет всего, пожалуй, два: это работа в «Матушке Кураж» и спектакль «У войны не женское лицо». Это если говорить по самому большому счёту.

Для меня «звёздное мгновение» – не просто удачная роль, а та роль, которая в тебе самой всё переворачивает самым кардинальным образом, меняет «нутро» твоё актёрское, поднимает тебя профессионально на ступеньку выше.

– А Вы можете объяснить, почему, например, у меня в памяти по сей день «ярок и зрим» ваш коротенький эпизод – сиделка в спектакле «Орфей спускается в ад»?

– Дело не во мне. И я вообще не считаю ту роль удачей. Просто спектакль был очень здорово «закручен» режиссёром, включая и особый способ игры. Я выходила на сцену лишь в начале третьего акта. И надо было сразу «взять внимание». Без огромного заряда энергетики Артура Юзефовича Хайкина тут было, конечно, не обойтись. Так же – и в спектакле «Село Степанчиково», и в «Бесприданнице». О, это особое чувство – осознавать: от тебя во многом зависит тональность спектакля! Хайкин требовал этого, учил этому. В «Бесприданнице» я выходила на сцену во 2-м акте. Казалось бы, спектакль уже «в разгаре». А Хайкин – ко мне перед самым выходом: «Лиля, абсолютно всё сейчас зависит от тебя!..».

– Вы счастливый человек?
– Очень! Мою жизнь и судьбу мою сформировала прекрасная атмосфера прекрасного театра. И было всегда ощущение собственной нужности. Почти всегда... А фестивальные поездки! Куйбышев, Волгоград, Москва... Это не сравнится ни с какими зарубежными гастролями.

– А сегодня в театре хранится «политика» незаменимости актёров?
– Серёжа, давай я тебе ещё кофейку налью.

– Спасибо за «ответ»... А Вы когда-нибудь... уходили из театра?
– Да, однажды. Месяц не работала. И поняла, что сделала большую глупость. Это был нервный срыв. Я тогда одна воспитывала ребёнка, работала на двух работах... И на гастролях в Запорожье подала заявление...

Спасибо Танечке Ожиговой, она позвонила и как-то очень просто и искренне сказала: «Лиля, не валяй дурака, возвращайся!». И буквально взяла меня за руку и снова привела в театр. Вот такая была ситуация. И после того случая поняла я очень важную истину: надо всегда быть НАД ситуацией! И при этом быть чутким и гибким человеком...

– Есть ещё открытые Вами истины, о которых Вы могли бы поведать нынешнему молодому поколению театра?
– Очень трудно говорить на эту тему... Когда-то из театра выходили мастера – Бабенко, Российская, Чиндяйкин... Они приобретали уникальный опыт в процессе работы – заинтересованной работы! – с опытным мастером. Сегодня молодые актёры, по сути, – «бесхозные», их творческим ростом никто не занимается. И знаешь, что самое страшное? В зале на репетициях нет молодых. А ведь репетируют мастера – Кац, Тростянецкий! И ни у кого из молодых нет даже желания прийти, посмотреть. Это меня просто убивает... Актёры начинают фун-кци-о-ни-ро-вать!.. Впрочем, они в этом не виноваты…

Улыбнулся, вспомнив «Моего Гамлета»: «А мы всё ставим каверзный ответ // и не находим нужного вопроса». Типа «кто виноват?» или «что делать?». Буду пить кофе. И просто слушать замечательную актрису.

– Я не открою никаких истин, но театр не может быть вне времени, вне зрителя, вне города. Наш театр формирует зрителя, и наоборот. О, как было раньше! В художественный совет входила самая элитная публика города, профессура. Это был высочайший профессиональный уровень анализа спектаклей! Жаль, что такого уже нет... Для меня зрители – это мои друзья, способные сопереживать. А если думать иначе, – на сцену лучше не выходить. Зритель – «чистый лист». И от нас, актёров, зависит очень и очень многое...

«Беседы при ясной луне»

«Любовь и голуби»

«Дорогая Памела»

…О чём ты спросил, Серёжа?.. Оптимизм откуда? Просто научилась управлять собой, своим настроением. Уже много лет – представь! – занимаюсь по утрам аэробикой. Строю жизнь по определённым законам, не даю себе «распускаться», быть унылой. А если мне очень плохо, – у меня есть великолепные друзья. «Ниточки» между людьми – вот что очень важно в этой жизни. Рада, что есть у меня воспитанники-ученики, они работают актёрами в театрах. Я горжусь не тем, что они благодаря мне стали артистами, а тем, что они ко мне по-человечески привязались... И знаешь, что я ещё недавно поняла? В театре в принципе не может быть ситуации, когда «нечего ставить». Темы любви и добра – вечные. И как ни парадоксально, – очень хотела бы сегодня играть комедии. Почему комедии? Просто хочу приносить радость людям. Хочу играть комедии! Пусть даже так называемые «беспроблемные». Проблем и в жизни хватает. Беспроблемные, но, разумеется, не бессмысленные. И чтобы, конечно, на сцене был Театр с большой буквы, настоящий Театр!

...А спустя несколько дней мне приснилось, что ожила бронзовая фигура Крылатого Гения, распростёршего свои крыла над зданием Академического театра драмы. Ожила – и начала баллотироваться в президенты (дело было как раз в июле 1996-го, после – помните? – единственных в истории России президентских выборов, где для определения победителя потребовалось два тура). Я позвонил Елизавете Николаевне, попросил сон растолковать. Толкование замечательным оказалось: «Я же тебе говорила, Серёжа: комедия нужна, комедия! Как воздух нужна!..».

_______________________________________

…Я навсегда благодарен Вам, дорогая Лиля Николаевна, за дружбу многолетнюю, за профессиональные и человеческие уроки! А вот за эту фразу Вашу в нашей давней беседе – особенно благодарен: «Надо всегда быть НАД ситуацией! И при этом быть чутким и гибким человеком»…

…Я пишу эти строчки и думаю о Вас. И у меня не получается быть НАД ситуацией. Простите…

Молчат кариатиды, небо держат,
и землю держат, смысл храня и честь,
и дарят всем великую надежду,
что в жизни вообще надежда есть…

Портрет Е.Н. Романенко из серии «Легенды Омской сцены». Автор – художник Павел Потапов

___________________________________________________

Романенко Елизавета Николаевна /1932-2017/.

Родилась в деревне Добринка Исилькульского района Омской области. Начала работать в Омском драматическом театре во вспомогательном составе в 1958 году. В основном составе – с 1962-го, после окончания Театральной студии. Наиболее значимые среди десятков сыгранных разноплановых ролей – Салли («Каменное гнездо»), Катрин («Мамаша Кураж и её дети»), Надя («Любовь и голуби»), Степанида («Деньги для Марии»), Омельченко («У войны – не женское лицо»), Ануш («Ханума»), Фёдоровна («Три девушки в голубом»). Воронкова («Ретро»), Кристина («Тустеп на фоне чемоданов»), Памела («Дорогая Памела»). Лауреат Государственной премии им. К.С. Станиславского; дважды лауреат областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа»:  премия им. нар. арт. РСФСР Т.А. Ожиговой в номинации «Лучшая женская роль» и в номинации «Легенда Омской сцены»; лауреат премии «За честь и достоинство» Тюменского театрального фестиваля-конкурса «Золотой конёк»; лауреат премии Правительства Омской области им. нар. арт. РФ Л.Г. Полищук. Заслуженная артистка России.

Автор:Сергей Денисенко

Фото: из архива Музея Омского академического театра драмы и архива автора.

Теги:Елизавета Романенкопамятьдрамтеатр

Комментарии



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2535101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2963221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4531218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10015204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх