«Город для будущего». Мини-сага о форсайте

О том, как одно из конкурентных преимуществ нашего города стало миной замедленного действия, по какой причине омских электробайков в Мичигане продается больше, чем дома, когда москвичи могут прикидываться омичами, почему не стоит все бывшие промзоны застраивать жильем, и вообще о том, чего не хватает Омску, чтобы стать бизнес-Меккой.

636508 ноября 2022
«Город для будущего». Мини-сага о форсайте

Обо всем этом говорили участники форсайт-сессии «Город для будущего», организованной Омским региональным отделением «ОПОРЫ РОССИИ». На дискуссионной площадке в Омской крепости собрались представители бизнеса разновеликого, разновозрастного (от стартапа до 30-летних старожилов рынка) и разнопрофильного, но с двумя объединяющими признаками: это, во-первых, предприятия успешные, а во-вторых — с омской пропиской, которую они не намерены менять.

1

Ladies first – компанию «Чайный мир» (целый портфель продающихся по всей стране ТМ — от премиального SVAY до народного «Вдохновения» — и производство private label для «Роснефти» и «Газпром нефти») представляла дирпомар Наталья Скальская, фирму «ОХАНА МАРКЕТ», трикотаж которой реализуется миллионами в крупнейших федеральных и локальных сетях, — её владелица Оксана Шевалье. От сильной половины человечества были Николай Валов, глава «Компании СИВИК», занимающей больше 50% российского рынка оборудования для СТО, стартапер Пётр Мельников, договаривающийся о производстве его электробайков MARS Bike в Индии и Африке, Максим Копосов, чей «Промобит» первым в стране начал делать ноутбуки на отечественных процессорах «Байкал» и президент Ассоциации «ИТ-Кластер Сибири» Константин Курдюмов.

Модераторами дискуссии стали Председатель Омской «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Дерябин и глава известной далеко за пределами Омска сети «Парфюм-лидер» Андрей Коровин.


«Ругались, спорили, дрались» с вице-губернатором

Начали с небольшой но приятной формальности — приветственных слов в адрес «ОПОРЫ РОССИИ», отмечающей двадцатилетие. От областного кабмина к микрофону вышел вице-губернатор Дмитрий Ушаков — вспомнил, как последние пять лет, а в особенности в пандемийные годы, они с представителями «ОПОРЫ» «вступали в диалог, вместе приходили к решениям, ругались, спорили, дрались, потом опять мирились». И поблагодарил за неравнодушие.

(Стоит отметить, что изначально в графике первого зампреда облправительства значилась только эта короткая поздравительная речь, однако в итоге он с живым интересом поучаствовал во всей сессии «от и до»).

Представлявшая муниципалитет вице-мэр Елена Дячук констатировала, что без экспертной оценки от «ОПОРЫ» в городе не принимается ни один нормативный акт. А бизнес-омбудсмен Юрий Герасименко вспомнил стихи — строки Анны Ахматовой: «Нам есть чем гордиться и есть что беречь».

От самой «ОПОРЫ» выступил активный участник упомянутых «драк» — бывший Председатель, а ныне руководитель попечительского совета отделения Олег Ананьев.

2

 


«Не пытайтесь покинуть Омск»

По отношению к этой фразе-мему статус у участников дискуссии, как оказалось, разный. Позицию Андрея Коровина отражает поговорка «Где родился, там и пригодился», особенно когда «команда есть, никто не мешает». Оксана Шевалье призналась, что когда-то были мысли перенести бизнес в Москву или Санкт-Петербург — «Просто хотелось пожить в большом городе», — но из-за команды, которую «собирала с 2008 года по зернышку», осталась. И от мыслей тех давно избавилась.

Были «на этапе взросления» мысли о переезде и у команды «Чайного мира» — ведь «Мы такие классные!». Технически можно было без особых проблем перевезти и все производство — оно компактное. Однако когда живущий в столице собственник предприятия собрал однажды команду и спросил прямо «Готовы ли вы все переехать?», — коллективный ответ (после некоторых раздумий) получил отрицательный.

А вот Николаю Валову с его круглосуточно работающей производственной площадкой в два гектара занимать голову мыслями о переезде вообще нет смысла. Какой там другой город?! — Станки OKUMA, например, даже на 50 метров нельзя перенести без разрешения из Японии от их производителя. «А сейчас с учетом санкций — даже и такого разрешение не получишь», — констатирует Николай.

Выбивается из общего ряда Пётр Мельников. Дело в том, что он как раз таки не омич — со своей бизнес-идеей приехал из Сургута. Города небольшого, но с большими деньгами. Однако — там не получилось, а вот в Омске стартап сложился и набирает обороты.

 


«Ассоциация с Омском мешала.. Что, 1-я Казахстанская?! - Всё, давай до свидания!»

«Чайный мир» одно время планировал также покинуть Омск «на бумаге» (и на картоне) — перерегистрировать все марки на юрлица со столичной пропиской, чтобы наш город даже не упоминался на упаковке. «Ассоциация с Омском мешала. Имиджевые, качественные дорогие продукты не могут быть разработаны в каком-то колхозе, в Омске — такой вот был стереотип, с которым нужно было работать, — признается Наталья Скальская. — ООО "Продцентр", город Омск, 1-я Казахстанская!? Да после этого всё, "давай до свидания"!». Однако тогда бы пропали большие объемы уже заказанной упаковки, был и другие сложности — «И вот так на лени мы и остались. Не из благородных побуждений». Затем, однако, в компании взяли себя в руки и — превратили минусы в преимущества. Вспомнили про Великий чайный путь, обозначили положение Омска где-то как раз посредине между Индией и Китаем с одной стороны и столичными потребителями с другой, объяснили потенциальным партнерам, что через наш город заказанный чай дойдет быстрее, чем, например, отправленный из Китая контейнеровозом в любой их европейских портов и уже только оттуда — в первопрестольную. А быстрее — это еще и свежее.


«Найти целеустремленных творческих людей, готовых работать за еду, наверное, можно только тут»

Эта фраза Петра Мельникова вызвала в зале взрыв смеха. Однако чуть другими словами о том же самом говорила едва ли не половина выступавших, когда вспоминали про местные факторы, сыгравшие им на руку. Вот, например, вариант от Натальи Скальской: «В Омске же люди какие-то сумасшедшие. Готовы за еду работать. А креативная составляющая у них огромная. Огромный потенциал в людях». «У тех, кто начинал «за еду», с профессиональным опытом и зарплата поднимается, — добавляет Максим Копосов. — Не раз слышал уже — В Омске живые люди, у них нет этого выгорания, когда уже только доллары в глазах».

То есть именно дешевая, но при этом качественная и творческая рабочая сила была главным конкурентным преимуществом нашего региона. В каких-то отраслях и сегментах она, видимо, остается таковой и сейчас, но далеко не везде.

3

«Когда-то давно, в нулевых годах, была тема, что здесь дешевле рабочая сила. Но дальше это все менее и менее актуальным становилось. Где-то к 2010-му зарплата уже приблизилась к уровню регионов Центральной России, — констатирует изменение ситуации в IT президент «ИТ-Кластера Сибири» Константин Курдюмов. — А когда случился ковид, он просто уровнялся. Потому что из-за повсеместного удаленного формата работы ты либо получишь специалиста за эти деньги, либо вообще не получишь. И на первый план стали выходить уже не вопросы зарплаты, а то, какие задачи, какие возможности карьерного развития, как можно себя проявить. И, конечно же, возникает вопрос — как у нас построена инфраструктура в городе, какое благоустройство, экология — для персонала это становится важным фактором, который иногда не перебить даже деньгами. Видно, что есть положительная динамика по благоустройству в нашем городе. Если это продолжится — есть все шансы, что появившиеся здесь таланты здесь же и останутся».

В машиностроении же, по словам Николая Валова, ни о каких низких зарплатах и речи уже идти не может: «Для того, чтобы сейчас удерживать сотрудников в Омске, высококвалифицированным инженерам нужно платить выше рынка. Мы по этой проблеме даже стратегическую сессию небольшую у себя проводили». Деньгами приходится компенсировать целый комплекс омских проблем — «это и экология, и климат, и меньшие возможности, и — для молодых это важно — город мало развит как транспортный хаб» (ограниченное число направлений выезда).

Вернемся, впрочем, к преимуществам. Второй фактор по частоте упоминания — дешевые площади, невысокая арендная плата. Третий — удобная логистика. Но, опять же, не для всех случаев.

«С точки зрения логистики для российского рынка мы находимся, наверное, в оптимальном месте, — констатирует глава «Компании СИВИК». — Сейчас, после пандемии, когда в Китае был тотальный локдаун, стоимость логистики полной фуры из Омска, например, до Польши вдвое ниже цены перевозки контейнера из Китая до немецкого порта. У нас было очень большое преимущество, и по скорости в том числе».

«Низкомаржинальные продукты, недорогой чай вывозить из Омска нет смысла — логистика съест всю маржу. Чай SVAY высокомаржинальный, дорогой, можем себе позволить везти его», — дифференцирует подходы глава отдела маркетинга «Чайного мира».


«Я теперь хожу и сам всем рассказываю...», или Свежий взгляд со стороны

Пётр Мельников был единственным, кто акцентировал внимание на таком факторе как господдержка: «Мы стартап, начинали с нуля, ничего по сути не зная о бизнесе, о производстве… И очень большую поддержку получили от Фонда «Мой бизнес», от администрации города Омска, от Экспоцентра. Мы за их счет ездили на выставки, показывали свою продукцию, нам устраивали встречи, помогали с регистрацией на маркетплейсах. Причем поддержка и сейчас продолжается, когда у нас уже пошел процесс продаж. Я буквально в прошлом месяце съездил опять на выставку, где договорился с Индией и с Африкой… И я совсем по-другому стал смотреть на эти инструменты помощи, которые, как оказывается, здесь в Омске есть. Я теперь хожу и сам всем об этом рассказываю: "Оказывается в Омске можно поехать на выставку — международную, в другую страну — за счет государства, за счет нашей администрации. Оказывается, можно юридическую поддержку можно получить, сертифицироваться со скидкой хорошей… В общем, уезжать сейчас никакого смысла не вижу».

Для сравнения — Николай Валов признался, что за все три десятка лет своего существования их компания (напомним — мы говорим о реальном секторе, настоящем производственном предприятии — много ли вы знаете созданных с нуля частных машиностроительных производств?) ни разу господдержкой не пользовалась: «Мы никакую поддержку не получали и не получаем, все сами, с использованием кредитных средств, механизмов поддержки, которые предоставляет нам Сбербанк».

А недавно вступившая в «ОПОРУ РОССИИ» Оксана Шевалье обратила внимание и на поддержку предпринимательской организации. «Жаль, не было у меня в 2008 году рядом такого вот сообщества как "ОПОРА РОССИИ". Обязательно бы вступила — и не было бы набивания таких шишек, таких плачевных результатов тогда».

4


«Звонят москвичи — представляются омичами»

Самым же упоминаемым минусом Омска оказались… проблемы с низким спросом на своем родном, домашнем рынке.

«Вот с Омском плохо получается, хуже, чем с другими регионами. Я не знаю почему. С первого дня чуть хуже», — жалуется Оксана Шевалье.

«Плотность населения здесь низкая, меньшие объемы можем прокачать. Нужно идти в другие регионы», — сухо резюмирует Наталья Скальская.

«Мы считаем: Омск — лоукост-регион», — короток и категоричен Николай Валов.

«Из 100 проданных байков только 1 останется в Омске, остальные разойдутся — Москва, Питер, Тюмень. Мы в США больше продали, в один Мичиган больше отправили, чем в Омске куплено», — разводит руками Пётр Мельников.

Тут не выдерживает Андрей Коровин: «А вы не связываете это с покупательской способностью? Это взаимозависимые же вещи, когда люди за еду работают… Это мина замедленного действия. Чем меньше зарплата по региону, тем меньше мы уделяем внимания производительности. Мы теряем сразу две вещи — покупательскую способность и потенциал эффективности. Нет ничего лучше, чем конкуренция. Она заставляет двигать инновации и технологии. Поэтому я за то, чтобы уровень зарплаты у нас поднимался в регионе. А мы находили способы это все переварить и создать те технологии, которые позволяют быть конкурентоспособным даже если откроешь бизнес в Москве или Екатеринбурге, где зарплаты совсем другие».

Пётр Мельников, впрочем, так легко сдаваться не собирался. «Если честно, я хочу эту версию проверить. У нас будет потом, примерно в марте, продукт специально для Омска — по очень низкой цене. Но я почему то почти уверен, что это никак не повлияет на увеличение продаж здесь... Это что-то такое у омичей… Вот стоит перед ними китайский аппарат за 50 тысяч и рядом омский за 45 тысяч — и они не возьмут омский просто потому, что он омский. Нет правильного позиционирования омских производителей как высококлассных специалистов?»

— А вы сделайте скидку специально для омичей! — звучит предложение из зала (как позже выяснилось, среди зрителей нашелся и, как минимум, один реальный обладатель «железного коня» от MARS Bike).

— Это уже было, делали, — вздыхает Пётр. — 15 тысяч рублей — не такая уж маленькая скидка была. В итоге москвичи звонили и ради скидки в 15 тысяч омичами представлялись. А омичи больше покупать так и не стали.


Нужны ли в центре Омска промзоны 2.0?

История развития бизнеса в Омске — это занимательно, статус кво нужно принять к сведению, но главной целью сессии было все же увидеть — каким должен стать «Город для будущего»? И в завершающей стадии дискуссии модераторы попросили участников сформулировать выводы: что в Омске должно появиться такого, чтобы и мысли не было его покидать, чего сейчас не хватает? Ну, помимо благоустройства, прогресс в котором дружно отметили практически все собравшиеся.

 


— Нужен топовый технический университет. Кадров не хватает. Мы сами их растим. Работаем с институтами, привлекаем молодых интересных специалистов и растим их. И какое-нибудь ограничение для госкомпаний, чтобы не забирали сотрудников в наглую.
На самом деле нужна финансовая стабильность региону. Если собранные налоги будут оставаться здесь, тогда и регион будет развиваться.

Николай Валов


— Нужны крупные IT-парки. Есть сейчас у нас такой проект в работе с коллегами из Перми, в Омске может появиться крупный IT-парк — это место для размещения IT-компаний, стартапов, проведения различных мероприятий, точка социального притяжения — нетворкинг, комьюнити. Есть надежды, что уже в следующем году это случится. И для молодежи это покажет, что возможности развиваться здесь есть. Многие ведь просто не видят существующие возможности. Пока мы лично, очно информируем — просто приходим в вузы и сами рассказываем.

Константин Курдюмов


— Хотелось бы иметь и настоящий промышленный технопарк, где на первом этаже стоят станки, куда можно загнать для разгрузки фуру с оборудованием, а на втором этаже айтишники сидят. И чтоб это было не на 2-й Казахстанской и не на проспекте Губкина. У нас работают ценные специалисты, они не хотят ехать два часа на край города. Поэтому хотел бы поднять вопрос. У нас исторически были промышленные зоны в центре города, которые сейчас застраиваются жильем. Вот на месте завода Козицкого собирались тоже жилье строить. К счастью, пермский «Морион» там вроде будет делать технопарк. И, я считаю, это движение нужно развивать. Мы не будем конкурентоспособны, если будем относиться к кадрам: "Да доберется! Там, на окраине, рядом с помойкой пусть работает за еду". Так не получится! С Евгением Оскаровичем Грефом говорили об этом — Хочу, говорит, как в «Алабуге». Но это один человек идейный, в прошлом — конструктор с «Полёта». Он из цехов, которые купил в аварийном состоянии, буквально сам проектирует небольшие производственные площадки. И сдает в аренду таким предприятиям как наше. Нам с ним повезло. А если б мы не узнали о нём — и не нашли бы может такое место. Нужен системный подход.

Максим Копосов


— Нужно улучшить механизмы взаимодействия с департаментом недвижимости, администрацией — чтобы переписка не длились годами. Хотим построить в Омске что-нибудь красивое, но кругом такая бюрократия!

Оксана Шевалье


— Нужно информирование, настоящая крутая информационная кампания — чтобы хотя бы раз в год собрать таких вот бизнесменов и показать, какие крутые вещи можно делать в Омске, вдохновить молодых.

Пётр Мельников


— Нужна система работы с молодежью, причем надо начинать еще со старших классов. Не с пятикурсниками, которые, как правило, уже нацелились куда-то из города. Ну и — не надо бояться рекламировать наши проекты даже и в других регионах — чтобы не только удерживать своё, но еще и привлекать извне лучшие кадры. Которые не всегда обязательно перевозить — возможен тот же удаленный режим работы.

Наталья Скальская

 

Генеральный партнёр форсайт-сессии «Город для будущего» — «Восток-Сервис».

Комментарии



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Юлия Купрейкина

— психолог

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2561101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2987221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4553218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10036204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх