«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

900203 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Горячо любимый на Родине и далеко за её пределами пианист-виртуоз представил на суд публики свой фестиваль «Диалог поколений», щедро одарив слушателей россыпью музыкантов разных возрастов, среди которых были и «начинающие искорки», и зрелые мастера.

Балконы по две с половиной тысячи рублей за место ломились, партер по три с половиной трещал, галёрка «задёшево» гудела, как незабываемый мумбайский базар, громовые овации взрывали воздух святилища муз. 1 декабря Омскую филармонию накрыл переаншлаг.  

1

Собралась вся деловая элита. Ну не было того, кто не собрался! Сливки общества, лучшие люди города, портреты с обложек глянцевых журналов, мозг, честь и совесть губернии.

Леди и джентльмены от высокой политики и не менее высокого здравоохранения, источающие культурность и благополучие, уверенно двигались в сторону почётного девятого ряда, который не продаётся ни за какие деньги, а является как бы местным эквивалентом ордена «За заслуги перед Отечеством»…    

Дамы и господа из всевозможных департаментов по маркетингу и связям с астронавтами шли на «великого Мацуева» вовсе не для того, чтобы утром 2 декабря с гордостью сказать коллегам: «И я там был!»… слыхал, прикасался, так сказать, но дабы ничто и никто не смог упрекнуть их в «умственной темноте, моральной неопрятности и душевной скудости»…

И, забегая вперёд, скажу, что все вышеперечисленные категории музыкальных потребителей сполна получили своё меломанское счастье. 

2

…Перед началом гала-концерта в фойе состоялась просветительская лекция Артёма Варгафтика. Известный столичный журналист и музыкальный критик в течение сорока минут без тени снобизма объяснял провинциальному слушателю, что есть виртуозная музыка. И цитировал маэстро Спивакова: «Виртуозность – это искусство делать трудное лёгким, а лёгкое — прекрасным».

Словно в подтверждении этих слов выступление первой исполнительницы – скрипачки Анны Савкиной – привнесло в зал ту «невыносимую лёгкость бытия», что от прикосновения к прекрасному рождает просветление в мозгах.

Выпускница Московской консерватории и солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки продемонстрировала всё, на что способна скрипка, и какова её истинная природа. На кончике смычка, на краешке души, на вздохе без малейшего желания выдохнуть, «над пропастью во ржи» прозвучали дивный «Вальс-скерцо» Чайковского и непревзойдённая «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса.

Изначально композитор планировал свою «Интродукцию» как финал большого скрипичного концерта, но всё не решался включить его туда. Маэстро чего-то ждал… И дождался. Из Наварры — беднейшего испанского захолустья — в Париж прибыл двадцатитрёхлетний гений со скрипкой Пабло де Сарасате. (Это всё равно, как если бы в современной Москве появился виртуоз из Читы, провёл аналогии ведущий концерта Артём Варгафтик). И вот этот-то провинциал и сделал апофеоз сенсановскому шедевру.

И блистательная Анна Савкина сделала. Все немыслимые пассажи и труднейшие каскады она исполняла так легко и нежно, по-моцартовски, что в этом чувствовалось бунинское «лёгкое дыхание». И с последними тактами нынешняя наша жизнь больше уже не казалась запутанной. И всё было просто и понятно, как в детстве…

3

Сопрано Ирина Поливанова в роскошном красном платье, исполнив Арию Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, мне кажется, навсегда приворожила омскую публику.

«Гавот» Манон из одноимённой оперы Массне — Массне, которого Стравинский называл «кондитерским изделием», а Чайковский восклицал: «Ах, как тошен этот Массе!» — публика дважды прерывала громом аплодисментов. Певица то и дело вскидывала прелестные брови на дирижёра, но маэстро Васильев с обезоруживающей улыбкой лишь пожимал плечами. И только мудрый критик Варгафтик понял, где собака зарыта. Он поблагодарил омичей: «Спасибо! Спасибо за вашу несдержанность, за вашу искренность!»

«Самый обаятельный вальс в мировой музыке» – «Поцелуй» Ардити – ученица народной артистки СССР Касрашвили пела, одаривая слушателей розами. И то ли от красоты её хрустального сопрано, то ли от того, как элегантно главный дирижёр вставил подаренный ему цветок в петлицу, то ли от сладостного итальянского: «Tutte, tutte ti direi le dolcezze dellamor» мужская часть зала вдруг почувствовала себя гусарами. Нет, драгунами. Ах, нет же, кавалергардами из «Звезды пленительного счастья». И хотелось уже вскочить на лошадь, и рвать в полях ромашки, и упасть в душистый стог сена с мадемуазель Поли…

4

В преддверии наступающего 150-летия Сергея Рахманинова на сцене Концертного зала прозвучала премьера, с чем столичный гость Варгафтик от души поздравил омичей.

Виолончелист Борис Струлёв исполнил свой подарок композитору в сопровождении Омского академического симфонического оркестра. И можно только представить, как обрадовался на небесах Сергей Васильевич, когда услышал, что его Соната для виолончели и фортепиано соль минор превратилась в концерт.  

Музыкант исполнил третью, самую медленную, из четырёх частей концерта – Andante. И в том, как он «рисовал» лицом, как придерживал руками сорвавшийся со смычка звук, было столько необъяснимого и чудесного, что всё происходящее на сцене казалось сказкой. Волшебный голос виолончели укутывал зал чем-то невесомо-мягким. И время послушно ложилось у ног, и настоящее становилось прошлым, и не было будущего в медленном и плавном кружении смычка…

 

Во втором отделении гала-концерта бразды правления взяли в свои руки пианисты: ученик третьего класса Центральной музыкальной школы Фёдор Кутузов и народный артист России Денис Мацуев. По словам Артёма Варгафтика, вклад последнего в фестиваль «Диалог поколений» состоял в исполнении двух концертов Шостаковича. И этот потрясающий спектакль надо было видеть.

В Концерте №1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром публика наблюдала непревзойдённый «парный конферанс» первой трубы Национального филармонического оркестра России Александра Бахарева и Дениса Мацуева. Их музыкальный диалог, начинавшийся с серьёзного разговора не меньше десятка раз скатывался в сарказм, иронию, а то и откровенную издёвку. Там, где труба успевала «произнести» только одно слово, рояль вставлял десять, а то и все сто. Он то огрызался, то дерзил, то рассыпался мелким бисером, труба же, о которой Варгафтик сказал словами Бабеля: «Беня говорит мало, но хочется, чтоб он сказал ещё» — гнула свою  линию. Так они и «разговаривали».

Девятилетний пианист Фёдор Кутузов – юная версия Дениса Мацуева. А может, и самого Вольфганга Амадея, музыку которого он не то чтобы играл — спасал, стремясь оттащить этот безумный мир от края пропасти. Выступал нашим адвокатом перед Вечностью. И притихшему залу как дважды два было ясно: всё умрёт — останутся только Моцарт и вот этот белоголовый кудрявый мальчик за роялем…

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Пушница — Александру Шлеменко: «Целый год, Саша, я не понимал, что моя жизнь изменилась…»

Ушел из жизни знаменитый спортсмен и прекрасный человек Александр Пушница. В связи с этим скорбным событием мы решили вновь опубликовать интервью, которое в рамках проекта «Интервью по цепочке» вышло на нашем сайте в 2021 году. Это последний большой разговор с Александром Михайловичем в СМИ.

8949428 января 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

136931 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

187820 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

846804 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

900203 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх