Вишнёвый сок. Лабораторная работа

Режиссёр Лицейского театра Евгений Бабаш выжал из «Вишнёвого сада» самый сок – чистый текст, насыщенный чудным вкусом чеховского слова.

256006 мая 2017
Вишнёвый сок. Лабораторная работа

В маленьком зале Лицейского кресел на всех зрителей не хватило, гостей рассаживали на банкетки, внесённые из фойе, или прямо на пол. На 28 апреля был заявлен единственный показ спектакля, не пропустить его постарались и театральные критики, и друзья Лицейского, и городские «культурные» чиновники. Им же доверили решить дальнейшую судьбу постановки.

В мире «Вишнёвый сад» – одна из первых ассоциаций с понятием «русский театр». Естественная в пьесах у Чехова русская речь – многоголосый полилог – содержит загадку нашей традиционной неспешной беседы, в которой каждый говорит только о своём, но все вместе ткут общую смысловую ткань. Вполне возможно, что для внешнего мира именно здесь, в опыте совместного и одновременного говорения-неслушания, таится та самая русская душа.

1

Острая актуальность пьесы проявилась в новой России: сегодня не нужны декорации – играй как есть, вся Россия – «Вишнёвый сад». Режиссёр исключил и физическое перевоплощение актёров. Не понадобились ремарки, мизансцены, следование указаниям автора: кто входит, кто подаёт пальто, раскрыто или закрыто окно, справа или слева дорогой, многоуважаемый шкаф… Игра – только голосом, интонацией. Стоящие в ряд актёры один за другим произносили свои реплики, и только по ним можно было понять, кто на сцене Раневская, кто Лопахин, Гаев, Варя, Фирс…

Чеховский текст зазвучал прозрачно и ясно, и стало понятно, что герои почти не слышат друг друга. Каждый – о своём.

В третьей части вместо артистов на сцене появляются старые кассетные магнитофоны. Реплики персонажей, записанные на магнитную ленту, то произносятся поочерёдно, то смешиваются в общем гуле голосов. Зритель не знает, что перед ним: тонкая режиссёрская находка или технический сбой. Режиссёр сам на сцене, он подкручивает звук, перематывает плёнку на кассетниках, как если бы он поправлял актёра, неверно вступившего в сцену. В финале же только Фирс – единственный живой в умирающей усадьбе, забытый среди ветхой электроники.

На выходе зрителю предложили проголосовать – стоит ли включить в репертуар Лицейского эту лабораторную работу. Я сказала «Да».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

74719 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

308601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

310001 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6550101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх