Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

Чертова дюжина «репортажных» советов, которые известный журналист и один из создателей журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич дал омским журналистам во время своего мастер-класса.

4226125 мая 2017
Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

1.  Люди покупают сверла не потому, что им нужны сверла, а потому что им нужны дырки. В случае с прессой то же самое: люди покупают газеты и журналы, а также заходят на сайты не потому, что им нужны эти буковки, а потому что им нужна информация, новости, выводы, аналитика, эмоции.

2. Репортеры бывают трех типов. Первый – репортер-статист: повертел головой вправо-влево, описал то, что увидел. Его главная задача – оказаться в нужном месте в нужное время. Прекрасно овладел этим умением Андрей Колесников, например. Второй тип – репортер-судья, «мерило справедливости», арбитр, который взял на себя право судить и осуждать. Подобным славятся репортеры «Новой газеты». Третий тип – репортер-исследователь, посредник между окружающей реальностью и читателем, способный любопытствовать, интересоваться, общаться, задавать вопросы. В пример приведу, конечно же, сотрудников «Русского репортера» - как иначе?

1

3. Журналист – это самый тупой человек в комнате. Что это означает? Что хороший журналист не боится выглядеть глупо, спрашивать и узнавать, порой наступая на горло собственному эгоизму, персональной «крутизне» и личному, зачастую ошибочному «я-и-так-все-знаю». Не нужно бояться быть дураком. Главное – что не полным. Работая над темой, не нужно перебарщивать и становиться экспертом. Так ты лишаешь себя возможности удивляться, к тому же читатель – тоже не эксперт. Я часто говорю: журналист – это профессиональный дурак.

4. Самовыражение – одна из самых плохих журналистских мотиваций, по моему мнению. Мало тех, кто готов справиться с авторским эгоизмом и думать в первую очередь о читательской аудитории.

5. Тема – это продукт с прибавочной стоимостью. Люди еще не знают, что им это нужно, а ты им это преподносишь – вот что значит хороший продукт. Как айфон. Спросили бы у людей в свое время – «А вы хотите иметь телефон с одной кнопкой?» - и что бы получили в ответ? А спустя некоторое время все стали мечтать об «однокнопочном» гаджете. С темами та же история.

6. Молодые приходят в профессию и тут же хотят писать о наркоманах, парашютистах или староверах. О чем-то, что достаточно экстремально на фоне традиционной реальности. Хороший журналист берется за темы, в которых ничего не происходит. К примеру, мой репортаж «Саратов должен быть разрушен» родился не тогда, когда я увидел определенное событие, а тогда, когда увидел потребность в этом репортаже: родственники, живущие в этом городе, натолкнули на мысль осветить анатомию его постепенной деградации.

7. Быть внимательнее к тому, что происходит вокруг – вот секрет поиска темы. В «Русском репортере» мы периодически устраивали «философские» планерки, чтобы просто обсудить, о чем думают сегодня люди в стране, о чем они говорят и что их волнует. Так в свое время мы задумались – почему какой-то там горнолыжный курорт в Шерегеше «переплюнул» по количеству туристов Красную поляну с ее  миллиардными вложениями из бюджета? Так появился репортаж «Гора родила», позитивный, при этом без елея, правдивый и пришедшийся по вкусу читателю, который, как ни крути, тоже устает от извечной проблематики и негатива.

8. Чтобы создавать продукт, надо любить людей. Не любишь – не создашь ничего стоящего. Это касается не только журналистики, но и любой другой профессии. К слову, смежными журналистике профессиями я считаю профессию следователя по особо важным делам, киносценариста и священника.

9. Тема рождается не из твоего знания, а из твоего незнания. Темы «из знания» изначально обречены быть скучными на финише. Поэтому советую коллегам искать не грибы, а грибницу.

10. Чтобы получился хороший текст, автор должен понять в три раза больше, чем написать. Существует ложное представление, что нужно дать читателю сразу несколько разных точек зрения, а он сам разберется, где истина. Не разберется, истина не родится, все герои репортажа скажут свою правду и никто ничего не поймет. Автор не должен перекладывать ответственность на своих героев.

11. С людьми нужно говорить долго. Чем дольше разговор – тем качественнее полученная тобой информация, потому что собеседник проникается к тебе доверием. Не набрасывайтесь с вопросами, дайте человеку выговориться, сказать то, что он хочет – и потом уже задавайте вопросы, пользуясь повышенным «градусом доверия». Есть даже понятие «беременной паузы»: собеседник рассказывает, ты слушаешь, киваешь, соглашаешься, а когда собеседник замолкает, ты продолжаешь кивать… Часто твой визави чувствует при этом некоторую неловкость и выдает еще порцию информации.

12. Работа над репортажем на местности включает три этапа. «Пока ничего не понятно», «теперь все понятно», «опять ничего не понятно». Некоторые довольствуются первыми двумя, а это ошибочно.

13. Высшая похвала коллеги для меня – «Это должен был написать я», а читателя – «Соколов-Митрич опять рылся в моем мозгу».

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.01.2019

Этично ли проводить сегодня акции, подобные раздаче «блокадного» хлеба?

Уже проголосовало 85 человек

11.01.2019

Нужны ли в Омске бэби-боксы?

Уже проголосовало 129 человек











Блог-пост

Илья Бродский

— краевед

Валерий Евстигнеев

— Руководитель в благотворительном центре «Радуга»

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Арбитраж утвердил Алексина в качестве внешнего управляющего ТПИ «Омскгражданпроект»

Несмотря на возражения залогового кредитора и Федеральной налоговой службы, в банкротящемся институте введена процедура внешнего управления, за которую проголосовали дольщики на январском собрании кредиторов.

1077114 февраля 2019

Юрий Трофимов: «Я не могу повесить напротив каждого памятника камеру»

Министр культуры Омской области встретился с активистами отделения Всероссийского общества охраны памятников.

69314 февраля 2019

«Дольщики д. №3 по ул.70 лет Октября» vs «Ф-Консалтинг»

В редакцию «ВОмске» поступило письмо, подписанное «Дольщики дома №3 по ул. 70 лет Октября», с вопросами-претензиями к ООО «Ф-Консалтинг». Пресс-служба компании дала оперативный комментарий.

1183213 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 8?

Сегодняшний тест посвящен архитектуре нашего города.

40513 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 7?

Недавно отметил день рождения «первый из первых» омский губернатор.

93302 февраля 2019

Стиль жизни

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

Кредо

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

23-летний программист придумал, как зарабатывать хорошие деньги из любой точки мира – и пока не собирается покидать родной Омск.

100505 февраля 2019
Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Story

Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Старший сын Виктора Шкуренко – откровенно об отношениях с отцом, своей кондитерской фабрике и идеальной модели собственной семьи.

1663602 февраля 2019
Саша, который не спал пять лет

Откровенная история

Саша, который не спал пять лет

Что делать, если видишь перед собой потенциального пациента стационара, но понимаешь, что отправлять его туда – не лучший вариант…

1112131 января 2019
Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

Кредо

Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

29-летний предприниматель, прошедший в финал конкурса «Лидеры России» – о бизнесе со школьной скамьи, главном испытании интеллектуального первенства, а также патриотизме, госслужбе и «качалках» для ума и для тела.

121327 января 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх