Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

Чертова дюжина «репортажных» советов, которые известный журналист и один из создателей журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич дал омским журналистам во время своего мастер-класса.

5172125 мая 2017
Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

1.  Люди покупают сверла не потому, что им нужны сверла, а потому что им нужны дырки. В случае с прессой то же самое: люди покупают газеты и журналы, а также заходят на сайты не потому, что им нужны эти буковки, а потому что им нужна информация, новости, выводы, аналитика, эмоции.

2. Репортеры бывают трех типов. Первый – репортер-статист: повертел головой вправо-влево, описал то, что увидел. Его главная задача – оказаться в нужном месте в нужное время. Прекрасно овладел этим умением Андрей Колесников, например. Второй тип – репортер-судья, «мерило справедливости», арбитр, который взял на себя право судить и осуждать. Подобным славятся репортеры «Новой газеты». Третий тип – репортер-исследователь, посредник между окружающей реальностью и читателем, способный любопытствовать, интересоваться, общаться, задавать вопросы. В пример приведу, конечно же, сотрудников «Русского репортера» - как иначе?

1

3. Журналист – это самый тупой человек в комнате. Что это означает? Что хороший журналист не боится выглядеть глупо, спрашивать и узнавать, порой наступая на горло собственному эгоизму, персональной «крутизне» и личному, зачастую ошибочному «я-и-так-все-знаю». Не нужно бояться быть дураком. Главное – что не полным. Работая над темой, не нужно перебарщивать и становиться экспертом. Так ты лишаешь себя возможности удивляться, к тому же читатель – тоже не эксперт. Я часто говорю: журналист – это профессиональный дурак.

4. Самовыражение – одна из самых плохих журналистских мотиваций, по моему мнению. Мало тех, кто готов справиться с авторским эгоизмом и думать в первую очередь о читательской аудитории.

5. Тема – это продукт с прибавочной стоимостью. Люди еще не знают, что им это нужно, а ты им это преподносишь – вот что значит хороший продукт. Как айфон. Спросили бы у людей в свое время – «А вы хотите иметь телефон с одной кнопкой?» - и что бы получили в ответ? А спустя некоторое время все стали мечтать об «однокнопочном» гаджете. С темами та же история.

6. Молодые приходят в профессию и тут же хотят писать о наркоманах, парашютистах или староверах. О чем-то, что достаточно экстремально на фоне традиционной реальности. Хороший журналист берется за темы, в которых ничего не происходит. К примеру, мой репортаж «Саратов должен быть разрушен» родился не тогда, когда я увидел определенное событие, а тогда, когда увидел потребность в этом репортаже: родственники, живущие в этом городе, натолкнули на мысль осветить анатомию его постепенной деградации.

7. Быть внимательнее к тому, что происходит вокруг – вот секрет поиска темы. В «Русском репортере» мы периодически устраивали «философские» планерки, чтобы просто обсудить, о чем думают сегодня люди в стране, о чем они говорят и что их волнует. Так в свое время мы задумались – почему какой-то там горнолыжный курорт в Шерегеше «переплюнул» по количеству туристов Красную поляну с ее  миллиардными вложениями из бюджета? Так появился репортаж «Гора родила», позитивный, при этом без елея, правдивый и пришедшийся по вкусу читателю, который, как ни крути, тоже устает от извечной проблематики и негатива.

8. Чтобы создавать продукт, надо любить людей. Не любишь – не создашь ничего стоящего. Это касается не только журналистики, но и любой другой профессии. К слову, смежными журналистике профессиями я считаю профессию следователя по особо важным делам, киносценариста и священника.

9. Тема рождается не из твоего знания, а из твоего незнания. Темы «из знания» изначально обречены быть скучными на финише. Поэтому советую коллегам искать не грибы, а грибницу.

10. Чтобы получился хороший текст, автор должен понять в три раза больше, чем написать. Существует ложное представление, что нужно дать читателю сразу несколько разных точек зрения, а он сам разберется, где истина. Не разберется, истина не родится, все герои репортажа скажут свою правду и никто ничего не поймет. Автор не должен перекладывать ответственность на своих героев.

11. С людьми нужно говорить долго. Чем дольше разговор – тем качественнее полученная тобой информация, потому что собеседник проникается к тебе доверием. Не набрасывайтесь с вопросами, дайте человеку выговориться, сказать то, что он хочет – и потом уже задавайте вопросы, пользуясь повышенным «градусом доверия». Есть даже понятие «беременной паузы»: собеседник рассказывает, ты слушаешь, киваешь, соглашаешься, а когда собеседник замолкает, ты продолжаешь кивать… Часто твой визави чувствует при этом некоторую неловкость и выдает еще порцию информации.

12. Работа над репортажем на местности включает три этапа. «Пока ничего не понятно», «теперь все понятно», «опять ничего не понятно». Некоторые довольствуются первыми двумя, а это ошибочно.

13. Высшая похвала коллеги для меня – «Это должен был написать я», а читателя – «Соколов-Митрич опять рылся в моем мозгу».

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 60 человек

12.01.2021

Twitter правильно забанил Трампа?

Уже проголосовало 77 человек















Блог-пост

Александр Минжуренко

— историк, политик

Елена Ярмизина

— журналистка, которой интересны люди

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Пчеломор-канал

В Омской области в 2020 году зафиксировали рекордно высокую массовую гибель пчел. «Такого никогда не было», – говорят пчеловоды. Погибли миллионы насекомых в нескольких районах.

2481208 февраля 2021

Стиль жизни

«Согласна и на роль Королевы…»

Кредо

«Согласна и на роль Королевы…»

За внешней мягкостью и обезоруживающей улыбкой этой красивой женщины — сила воли человека, который не отступает от намеченной цели. Наш разговор с Людмилой Чичериной, руководителем «Омега-Аудит»,  — о роли женщин в предпринимательской деятельности, рецептах успеха и мечте, которая вдохновляет.      

7502903 марта 2021
Магия «Песчаной сказки»

Story

Магия «Песчаной сказки»

«Песчаная сказка» Гии Эрадзе — это фантастически красивый цирк. Он невероятно зрелищный и завораживающий. Он дарит захватывающие дух трюки, незабываемые номера с дрессированными животными, яркие танцы, праздничное настроение. Он дарит сказку.

144727 февраля 2021
Женщина, влюбленная в цветы…

Кредо

Женщина, влюбленная в цветы…

Эту обаятельную, улыбчивую женщину называют хозяйкой цветочного царства. Ее круглосуточные торговые точки пользуются большой популярностью у омичей. Сделав здесь покупку, люди возвращаются к гостеприимной владелице красивого бизнеса вновь и вновь. Потому что знают: им от чистого сердца предложат самые свежие букеты и учтут все пожелания.

125741308 февраля 2021
«Дорогая, нам пора расстаться!»

Уклад

«Дорогая, нам пора расстаться!»

Почему состоятельные омичи отдают ненужные вещи в «Кладовку».

3758528 января 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх