Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

Чертова дюжина «репортажных» советов, которые известный журналист и один из создателей журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич дал омским журналистам во время своего мастер-класса.

3738125 мая 2017
Дмитрий Соколов-Митрич: «Журналист – это самый тупой человек в комнате»

1.  Люди покупают сверла не потому, что им нужны сверла, а потому что им нужны дырки. В случае с прессой то же самое: люди покупают газеты и журналы, а также заходят на сайты не потому, что им нужны эти буковки, а потому что им нужна информация, новости, выводы, аналитика, эмоции.

2. Репортеры бывают трех типов. Первый – репортер-статист: повертел головой вправо-влево, описал то, что увидел. Его главная задача – оказаться в нужном месте в нужное время. Прекрасно овладел этим умением Андрей Колесников, например. Второй тип – репортер-судья, «мерило справедливости», арбитр, который взял на себя право судить и осуждать. Подобным славятся репортеры «Новой газеты». Третий тип – репортер-исследователь, посредник между окружающей реальностью и читателем, способный любопытствовать, интересоваться, общаться, задавать вопросы. В пример приведу, конечно же, сотрудников «Русского репортера» - как иначе?

1

3. Журналист – это самый тупой человек в комнате. Что это означает? Что хороший журналист не боится выглядеть глупо, спрашивать и узнавать, порой наступая на горло собственному эгоизму, персональной «крутизне» и личному, зачастую ошибочному «я-и-так-все-знаю». Не нужно бояться быть дураком. Главное – что не полным. Работая над темой, не нужно перебарщивать и становиться экспертом. Так ты лишаешь себя возможности удивляться, к тому же читатель – тоже не эксперт. Я часто говорю: журналист – это профессиональный дурак.

4. Самовыражение – одна из самых плохих журналистских мотиваций, по моему мнению. Мало тех, кто готов справиться с авторским эгоизмом и думать в первую очередь о читательской аудитории.

5. Тема – это продукт с прибавочной стоимостью. Люди еще не знают, что им это нужно, а ты им это преподносишь – вот что значит хороший продукт. Как айфон. Спросили бы у людей в свое время – «А вы хотите иметь телефон с одной кнопкой?» - и что бы получили в ответ? А спустя некоторое время все стали мечтать об «однокнопочном» гаджете. С темами та же история.

6. Молодые приходят в профессию и тут же хотят писать о наркоманах, парашютистах или староверах. О чем-то, что достаточно экстремально на фоне традиционной реальности. Хороший журналист берется за темы, в которых ничего не происходит. К примеру, мой репортаж «Саратов должен быть разрушен» родился не тогда, когда я увидел определенное событие, а тогда, когда увидел потребность в этом репортаже: родственники, живущие в этом городе, натолкнули на мысль осветить анатомию его постепенной деградации.

7. Быть внимательнее к тому, что происходит вокруг – вот секрет поиска темы. В «Русском репортере» мы периодически устраивали «философские» планерки, чтобы просто обсудить, о чем думают сегодня люди в стране, о чем они говорят и что их волнует. Так в свое время мы задумались – почему какой-то там горнолыжный курорт в Шерегеше «переплюнул» по количеству туристов Красную поляну с ее  миллиардными вложениями из бюджета? Так появился репортаж «Гора родила», позитивный, при этом без елея, правдивый и пришедшийся по вкусу читателю, который, как ни крути, тоже устает от извечной проблематики и негатива.

8. Чтобы создавать продукт, надо любить людей. Не любишь – не создашь ничего стоящего. Это касается не только журналистики, но и любой другой профессии. К слову, смежными журналистике профессиями я считаю профессию следователя по особо важным делам, киносценариста и священника.

9. Тема рождается не из твоего знания, а из твоего незнания. Темы «из знания» изначально обречены быть скучными на финише. Поэтому советую коллегам искать не грибы, а грибницу.

10. Чтобы получился хороший текст, автор должен понять в три раза больше, чем написать. Существует ложное представление, что нужно дать читателю сразу несколько разных точек зрения, а он сам разберется, где истина. Не разберется, истина не родится, все герои репортажа скажут свою правду и никто ничего не поймет. Автор не должен перекладывать ответственность на своих героев.

11. С людьми нужно говорить долго. Чем дольше разговор – тем качественнее полученная тобой информация, потому что собеседник проникается к тебе доверием. Не набрасывайтесь с вопросами, дайте человеку выговориться, сказать то, что он хочет – и потом уже задавайте вопросы, пользуясь повышенным «градусом доверия». Есть даже понятие «беременной паузы»: собеседник рассказывает, ты слушаешь, киваешь, соглашаешься, а когда собеседник замолкает, ты продолжаешь кивать… Часто твой визави чувствует при этом некоторую неловкость и выдает еще порцию информации.

12. Работа над репортажем на местности включает три этапа. «Пока ничего не понятно», «теперь все понятно», «опять ничего не понятно». Некоторые довольствуются первыми двумя, а это ошибочно.

13. Высшая похвала коллеги для меня – «Это должен был написать я», а читателя – «Соколов-Митрич опять рылся в моем мозгу».

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2018

Подходит ли Вижевитова на должность омбудсмена?

Уже проголосовало 5 человек

13.06.2018

Имеют ли право учителя подрабатывать моделями?

Уже проголосовало 121 человек



Другие новости







Блог-пост

Дмитрий Савельев

— Предприниматель, менеджер

Нателла Кисилевская

— журналистка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

...или публичный дар «близкому по крови незнакомцу» от завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ. 

202506 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

…или несколько советов вчерашнему школьнику от будущего сексолога, руководителя «Клиники для Двоих».

1480131 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

...из 2018 года от известной журналистки, красавицы, умницы и опытной кошелки. 

3061223 мая 2018
Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Кредо

Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Деньги, дети, дурные привычки, крутые сделки, учителя и авантюры: большое интервью с управляющим партнером компании «Петролеум Трейдинг».

247418 мая 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх