Владимир Уткин: «Предложения о замене высокопрочной арматуры Юбилейного моста – преступные решения»

Оценки состояния Юбилейного моста у одного из его создателей Владимира Уткина и у Олега Шишова сильно расходятся, однако профессор СибАДИ и экс-глава «Мостовика» сходятся в одном – предлагаемый сейчас вариант реконструкции не совсем адекватен.

449229 мая 2017
Владимир Уткин: «Предложения о замене высокопрочной арматуры Юбилейного моста – преступные решения»

До ухода на преподавательскую работу Владимир Уткин непосредственно участвовал в строительстве Юбилейного моста – был начальником участка, старшим прорабом.

- Владимир Александрович, вам известно, что сейчас происходит с Юбилейным мостом?

1

- Конечно, потому что я его строил, знаю каждую деталь. Также принимал косвенное участие в последних обсуждениях, связанных с его обследованием и испытанием. После строительства моста я поступил на работу в НИС кафедры «Мосты» СибАДИ, где мне пришлось выполнить научно-технический отчет под руководством профессора Толмачева К.Х. по обследованию и испытанию моста перед сдачей его в эксплуатацию. Первое обследование после того испытания было сделано только через 30 лет, то есть 30 лет к нему никто не прикасался. И вообще, до сих пор к нему никто не прикасается. Службы содержания и эксплуатации мостом не занимаются. Подметание, поверхностная покраска перил, бордюра – такие вещи производятся, а вот те недочеты, на которые указывалось во время испытаний, не устраняются. Например, можно заметить неровности и даже местами провалы перильного ограждения, но никаких мер к этому не применяется.

- С какой периодичностью нужно обследовать мост, проводить его техническое обслуживание?

- По нормам содержания обследовать и испытывать железобетонные мосты нужно каждые 8-10 лет. У нас на кафедре есть лаборатория, которая специализируется на обследовании и испытании мостов. Назначает очередное испытание или проверку состояния моста управление коммунального хозяйства. Оно и раньше большими мостами занимались. Они, конечно, за проезжей частью смотрят, потому что от населения поступают замечания по проезду, по неровностям. Общий вид поддерживают: моют бордюры, красят перила, но за состоянием и работой моста не смотрят. По-хорошему, нужно даже старую краску счищать, но у нас это не принято, слои покраски нарастают, нарастают неровности покрашенной поверхности так, что прикасаться не хочется. В 1967 году мост сдали к 50-летию Октябрьской революции. Поэтому мост и назван Юбилейным. А следующее обследование его, но без испытаний, было проведен только в 1995 году. Разве это порядок? Проводила обследование группа при фирме «Мостовик», члены которой ранее занимались у нас на кафедре диагностикой мостов. Был составлен отчет, сделаны замечания и указания по содержанию.

- Олег Шишов в недавнем интервью «Новому Омску» выразил недоверие местным специалистам. Как думаете, можно ли в Омске своими силами сделать качественный проект?

- У Шишова в «Мостовике» была группа по проектированию больших мостов. Они запроектировали мост через Босфор Восточный на остров Русский во Владивостоке, мост в Астане и др., запроектировали и построили Самсоновский мост под Тарой. Мы его называем еще мостом «в никуда», т. к. даже сейчас он пропускает по одной машине в день. После распада «Мостовика» эти ребята ушли в другие мелкие фирмы. И на вопрос, могут ли они спроектировать что-то подобное, ответить трудно. Например, группа больших мостов во главе с Курепиным сейчас как раз ведет проект Юбилейного моста. Они специализировались на металлических мостах, но в железобетоне они не специалисты, я бы так сказал. Конечно, они люди умные, у них богатый опыт проектирования. Но железобетон требует специалистов с большим опытом именно в этой области. Отсюда опасения Шишова. И, конечно, если они не занимались железобетоном, им бы доверить мост нельзя. Решением, которое принято сейчас, они это подтверждают. Когда люди хотят заработать, теряется контроль над здравым смыслом. Я делал отзыв на проект Юбилейного моста по просьбе Селезня Евгения Юрьевича, специалиста строительного отдела при администрации губернатора, бывшего главного специалиста по мостам в Омскавтодоре. В своем отзыве я написал: «Создается впечатление, что выполненные расчеты обдуманно подгоняются под вывод о необеспеченности предельных состояний пролетных строений действующим нормам и о необходимости реконструкции моста».

- Грозит ли перекрытие моста транспортным коллапсом? К чему готовиться омичам?

- Конечно, ремонт стеснит город в транспортном отношении. Но если реализовать те решения, которые предложены в проекте, а он, вроде бы, прошел экспертизу, это может привести к разрушению моста как такового вообще. Особенно это связано с предложением проектировщиков о замене высокопрочной арматуры. Это преступные решения. Можно два года ремонтировать мост и, в конечном итоге, привести его к разрушению. Трудно объяснить такое решение, наверное, всё объясняется желанием заработать. На самом деле, в этом мосту проблемные зоны – это заклинка деформационных швов подвесного пролета, которые сейчас не работают и выведены из строя, и нарушения в зоне опирания подвесного пролетного строения на коробчатые консоли моста. Это можно было вовремя устранить, потому что в отчете 1995 года об этом было уже указано.

- Может ли это послужить причиной обрушения моста?

- Он не обрушится, если не делать переармирования несущих консолей. В последнем обследовании говорится, что мост, с точки зрения несущей способности, в удовлетворительном состоянии. Неудовлетворительно только сопряжение подвесного пролета с несущими коробчатыми консолями, то, на что ранее указывали. Нужно восстановить работу деформационных швов, а не забивать их асфальтом, как это делают наши службы. Представьте, мост 50 лет стоит и обладает более высокой прочностью, чем предусмотрено проектом. Никаких коррозий в пучковой арматуре пока не обнаружено.

- За какое время можно сделать ремонт?

- Считаю, что за полгода. В теплый сезон – с апреля до октября все можно сделать. Неизвестно состояние опорных зон, где подвесной пролет опирается. Нужно эти балки поднимать. Некоторые специалисты говорят, что там нужно заменить подвесной пролет. Однако сам мост в хорошем состоянии, больное место у него – зона опирания подвесного пролета. И эти узлы требуют дополнительного освидетельствования. Я говорил об этом на совещании группы, которая занималась обследованием. Также придется снимать в подвесном пролете тротуарные плиты, так как с ними связана просадка перил. В процессе строительства были ошибки при устройстве опирания тротуарных плит. Некоторые говорят, что нужно заменить несущие балки. Это возможно, если увидим, что те балки, которые есть сейчас, непригодны. В процессе ремонта могут возникнуть дополнительные вопросы, которые можно решить.

- С чем связано накручивание проблем?

- Это ненужные решения, они ошибочны. Работают, чтобы создать объем работ. Это ничего не изменит и только хуже может сделать. Я не ожидал такого от ребят. Это не то что нечестно, это безответственно. Например, переармирование несущих конструкций никто в мире не делал никогда.

- На днях омичи были обеспокоены ямой на Ленинградском мосту, стоит ли за него опасаться?

- Я участвовал в его строительстве. Как раз окончил институт и приехал сюда, на Ленинградский мост. Проезжей части тогда не было. Строили быстро, сроки поджимали. Например, делали проезжую часть, а деформационных швов не было. Уже близились ноябрьские, и где-то там, благодаря усилиям партийных властей, конструкции деформационных швов появляются. Их устанавливают и прибетонируют к ранее забетонированной плите проезжей части. Естественно уже ноябрь, мороз, а бетонировать в такую погоду нельзя. В итоге, деформационные швы пришлось постоянно ремонтировать и, наконец, заменять. И сейчас, три года назад, два деформационных шва заменили, а на остальные, говорят, денег не хватает, поэтому мы видим выступления на проезжей части. Мост в очень хорошем состоянии, но он весь ободранный стоит, некрашеный. Эти мосты уже 60 лет работают. Например, Ленинградский мост сдали в 1959 году. Мы его много раз осматривали. Все эти конструкции рассчитаны на старые нагрузки, которые сейчас увеличились. Но мосты не переделаешь. Что касается металлических мостов тех времён, в том числе Юбилейного, он еще и современные нагрузки выдержит, если его правильно содержать. Никто, кроме подметальщиков, никаких работ там не ведет. Представьте себе, человека 60 лет никто не лечил. Это же какие гены должны быть, какое здоровье?! Точно так же с Юбилейным мостом, его никто не ремонтирует. Только говорят. И мост 50 лет стоит. А тут заговорили, что он развалина. В самом отчете об исследованиях речь идет только о серьезной неисправности зоны опирания подвесного пролета.

- В проекте содержатся проблемы, которых нет в отчете?

- Получилось, что фирма наняла проектировщика, который плюёт на отчет испытателей и устанавливает свои проблемы для решения. Хотя оба из одного кошелька кормятся. Они ведут и обследование, и проектирование и потом и строительство, раздувая объемы работы и стоимость. У нас все мосты, кроме Горбатого, проектировали в ГПИ «Ленгипротрансмост». Это очень надежная организация. В плане отсутствия у нас специалистов для экспертизы Шишов прав. На два проекта меня как-то просили сделать экспертизу, в частности путепровода на Метромост. Что касается Юбилейного моста, экспертное решение по проекту должны давать авторы проекта, а именно «Ленгипротрансмост». Говорят, что «Ленгипротрансмост» отказался. Так посылали ли?


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

255501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

256601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6035101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6250221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх