«Перед арестом Шишов заключил контракт на триллион»

Кому-то нужно было стереть с лица земли «Мостовик», считает адвокат Олега Шишова, бывшего генерального директора НПО.

5667910 сентября 2016
«Перед арестом Шишов заключил контракт на триллион»

Очередь в Куйбышевский суд начиналась от крыльца.

- Кто последний на Шишова? – спросила я автоматически. И не ошиблась: народ пришел только за одним зрелищем.

1

Судебные приставы методично гоняли звенящих через рамку, проявляя чудеса остроумия:

- А мы никуда не торопимся.

Собственно, и публике спешить было некуда – экс-директора НПО «Мостовик» привели только 20 минут спустя объявленного начала заседания.

- Заходят только родные! – прозвучала команда, и толпа дружно полезла в зал, справедливо сочтя, что за время разбирательств с Шишовым уже все сроднились.

В самом деле – еще в августе 2014 года региональное управление СКР возбудило в отношении Олега Владимировича Шишова два уголовных дела: по фактам «мошенничества» (ч. 3 ст. 159.4 УК РФ) и «неуплаты налогов» (ч. 2 ст. 199 УК РФ). Гендиректора «Мостовика» обвинили в неуплате налогов на сумму свыше 1 млрд рублей, а также хищении 525,96 млн рублей из бюджета. В ноябре 2014-го он был задержан в Москве по обвинению в невыплате заработной платы сотрудникам предприятия, «совершенной из корыстной цели или личной заинтересованности» (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ). На этот раз бизнесмен был заключен в «Матросскую тишину» - арестовать по подозрению в предпринимательском мошенничестве невозможно. Сам Олег Владимирович считал, что его предприятие подкосила Олимпиада-2014, о чем говорил в интервью для газеты «Ведомости»:

- Проект пришлось сильно менять, и государство искусственно – нормативно – снизило стоимость работ, а реально стоимость и работ, и материалов сильно выросла. Все это привело к колоссальным убыткам…

В марте 2016-го Фрунзенский районный суд Владивостока приговорил Шишова к 3 годам колонии общего режима и штрафу 300 тыс рублей за пособничество в растрате миллиарда, переданного при строительстве Приморского океанариума Андрею Поплавскому, главе Дирекции по строительству в Дальневосточном ФО Управления делами президента РФ.

Теперь бизнесмена судят в родном городе. Он больше не похож на преуспевающего руководителя компании с миллиардными оборотами, депутата ЗС, кандидата технических наук… Просто старый человек с опрокинутым лицом, старающийся не глядеть через решетку в зал, где сидят такие же потерянные его жена, мать, ученики и коллеги. Вообще, цветом лица в этот день мог похвастать только судья.

Еще пару лет назад Денис Ходоркин был известен лишь двумя приговорами: беспощадным – не покорному властям чиновнику, и мягким – экс-милиционеру, насмерть сбившему ребенка. Теперь в активе молодого судьи – приговоры многим «бывшим», в том числе главе минфина Рите Фоминой, адвокат которой на заседании заявил о чувстве, «что Куйбышевский суд - это подразделение Следственного комитета: все, что бы туда ни направлялось, удовлетворяется». Вероятно, Дмитрий Феликсович сейчас тоже не ждал от адвокатов ничего хорошего, и заалел заранее, дабы не краснеть понапрасну.

Зря старался – адвокаты Андрей Мотовилов и Павел Плеханов на его счет не злобствовали. Слова прокурора Алексея Ляшенко о том, что «введя в заблуждение министра транспортного комплекса Омской области Олега Илюшина, Шишов получил аванс на строительство дороги Федоровка-Александровка», пропустили мимо ушей. Ну так всем известно, что министры в Омской области – сущие дети: обидеть может каждый. Вот наказание, которое потребовал гособвинитель, после того, как зачитал список вещдоков – проектов, выполненных «Мостовиком», больше похожий на список достижений, им не понравилось.

Пять с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима – слишком суровое наказание, по их общему мнению, не учитывает раскаяния подсудимого, возраста и состояния здоровья. Шишов страдает недугами, почти каждый из которых входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в местах лишения свободы. Кроме того, он уже погасил 60 процентов неуплаченного государству долга, так что гражданский иск в пользу федеральной налоговой службы юристы не поддержали.

- Шишов не приватизировал, не купил на аукционе, а именно создал своим трудом и талантом уникальную организацию, - сказал в прениях Мотовилов. – «Мостовик» прошел путь от небольшого строительного отряда до компании российского и мирового уровня. Среди его объектов по всей стране – мост через Босфор на остров Русский, Большая ледовая арена и санно-бобслейная трасса для Олимпиады-2014, железнодорожный вокзал Адлера, сооружения для космической и нефтегазовой промышленности. На предприятии работало 20 тысяч человек, которые всегда получали белую зарплату. На деньги НПО «Мостовик» каждый год ремонтировались школы Советского округа, шла мощная поддержка ЖКХ, построена новая больница, существовали и помогали людям общественные организации.

Мотовилов попросил «учесть пропорцию»: Шишов построил 850 объектов, а НЕ построил всего один.

- Олег Владимирович имеет более 20 правительственных наград, много лет был депутатом Законодательного собрания области, - поддержал коллегу Плеханов. – Государство высоко оценило работу заслуженного строителя России, педагога, общественного деятеля.

Видимо, у Олега Владимировича свой взгляд на высокую оценку его труда властью, поскольку от реплики он отказался, оставив за собой право на последнее слово. На сем «судья Шишова», явно взопревший от вхождения на глазах публики в историю города, счел за лучшее распрощаться с присутствующими до 16 сентября. Расходились недовольные – ждали приговора. Обескураженные журналисты столпились вокруг адвокатов. В том, что срок будет, никто не сомневался – считали года, в этом случае отнюдь не богатство. С учетом решения Владивостокского суда, выходило, что может быть и больше 5 с половиной.

- Хороший судья? – выкрикнул кто-то.

Андрей Мотовилов поднял глаза в небеса:

- Ну, если его назначил президент, может он быть плохим?

- Даже президент может быть плохим, - не удержалась я.

В сторонке, окруженная сочувствующими, плакала седая старушка – мама Олега Владимировича:

- Не для него все это… Всю жизнь отдал, работал, света белого не видел, и в наручниках теперь…

- Он так много сделал для страны, - Тамара Андреевна, жена подсудимого, смотрела вглубь себя. - Это даже в социалистическом обществе, которое мы теперь все ругаем, учитывалось. Так сложилось у нас, что работать в строительстве, не нарушая, невозможно. Работы оплачиваются не в срок, не в полном объеме. Во Владивостоке последний акт сверки показал, что «Мостовик» еще и переплатил налоги. И все равно материальный ущерб рассматривается. Но он устал – невозможно сидеть в тюрьме и бороться…

Тамара Андреевна, отвернувшись на секунду, вдруг вскрикнула:

- Почти два года! Вы знаете, как сидеть в нашем СИЗО? Ему нельзя сесть на кровать, нельзя лечь. Не дай бог заснул за столом – окрик: «Ты, встать, нельзя!». Желание унизить… Нужно весь день стоять или сидеть на табуретке. А у него компрессионный перелом позвоночника! Он ночью встанет – у него сахарный диабет, надо что-то выпить, съесть. А там уже видят: «Ложись, не положено!» Можно бороться и умереть, а результат будет тот же.

Чей-то голос из публики посоветовал:

- Держитесь!

И тут же осекся, вспомнив, очевидно, ставшее классикой: «Денег нет, но вы держитесь!»

- А денег нет, - Павел Плеханов культурно прятал дымящуюся сигарету за спину, - Люди стабильность почувствовали, рожать детей начали, строиться, ипотеки понабрали в надежде, что будут трудиться на «Мостовике» вечно. И все рухнуло в один момент. Какая была необходимость изолировать его от общества? Ведь не было бы долгов, рассчитался бы на свободе. После того, как Шишова арестовали, в «Мостовик» пришли москвичи. Сейчас возбуждается в отношении них уголовное дело - деньги должны были пойти на зарплату, на возмещение ущерба. А их нет, похитили!

Плеханов, забывшись, сунул сигарету мне в нос.

- Почему область за него не заступилась, ведь самый крупный налогоплательщик, и так денег нет, теперь-то как жить? – прочихала я длинную фразу.

- Потому что у нас область подчиняется центру. Ну вот губернатор устроил на работу 420 человек из 20 тысяч. Бегущая строка по телевизору неделю шла! А работали-то специалисты высокого класса! Он ведь заведовал кафедрой «Мосты» в СибАДИ, выбирал перспективных студентов, «Мостовик» назначал им стипендии, поддерживал, предоставлял работу. Проектный институт был, сооружения действительно уникальные делали. Взять олимпийскую санно-бобслейную трассы. По смете – образец подмосковной. Но на деле-то – другое, там же горы, не равнина! Все с колес, с нуля, ни проектов, ничего. А кто ж денег-то даст, пока все экспертизы не пройдены? Но выбора не было: строй или «к стенке». Он не в карман себе деньги клал, он их на строительство пускал. Олимпиаду-2014 на своих плечах поднял. В 2012 году 480 млн налогов недоплаченных, зато в 2014 – 220 переплаченных!

- Знаете, почему зачет не прошел? – подключился Мотовилов. – Началась процедура банкротства, а закон в этой стадии запрещает зачеты вообще. Ему срок дают за то, что переплатил?

Плеханов закурил очередную:

- Нужно было стереть с лица земли «Мостовик». Теперь кто не спился, те разъехались – люди ж привыкли работать и зарабатывать, а у нас где? Перед арестом с Северной Кореей договор заключил на триллион! Кому нужно резать курицу, несущую золотые яйца? Градообразующее предприятие… Ему сейчас 62 года, два из них в СИЗО. Наша задача теперь – лишь бы вышел поскорее. А кто в Омске дороги и мосты строить будет, не знаю…

А действительно – кому это надо теперь?


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

17027 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

88505 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Оксана Дубонос

— домохозяйка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3557101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3925221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5481218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10923204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх