Омск–Берлин–Менден

Как и многое другое, обычная жизнь в Германии вызывала удивление, шок и восхищение неподготовленного молодого постсоветского провинциала.

256028 июня 2017

Поводом к актуализации этой заметки для ее автора, омича Григория Прошина, стала обнаруженная в мамином архиве пожелтевшая немецкая газета со статьей о двух омских студентах, отдыхавших в Германии летом 1996 года. А редакция «ВОмске» решила, что это хороший шаг в развитии нашей новой рубрики «Глобус Омска», призванной с помощью огромной, но пока еще плохо организованной омской диаспоры расширить взгляд из центра Сибири до глобального. Итак, слово Григорию...

1

Где-то в 1995 году, проснувшись утром с бодуна в съемной квартире Алекса, нам троим с Алисой подумалось, а почему бы не съездить в Америку? Решили разбить задачу на мелкие действия и каждый день их решать по одной. Загранпаспорта оформили, стали выискивать возможности и деньги. Из-за визовых трудностей Америка в планах поменялась на Европу.

В те времена телекомпания «Антенна-7» прикупила кучу оборудования Sony. К ним прилагалась стопка бумаг по колено — руководства по эксплуатации без перевода на русский. Каждый вечер, когда офис «Антенны 7» в доме 35 по Карла Либнехта пустел, мы вдвоем с Алисой переводили эти руководства. День за днем... Переводили на компьютере Pentium III, а иногда тайком и на ПК руководителя с навороченным процессором Pentium IV... Так мы получили деньги на поездку... Оставалось найти приглашение для визы...

Приглашение для визы пришло к нам через Алису, кажется со стороны испанского дирижера Рамона Торре Лледоса, гастролировавшего в Омске, а ныне по слухам живущего в Воронеже. Так у нас сложилось все, и можно было ехать. Правда, сократился состав...

У Алекса была какая-то болезнь, кажется вялотекущая шизофрения, которая проявлялась примерно каждые три года. Алекс был обалденный и деятельный, продавал пластинки, впрягался в какое-то долевое строительство... Но каждые три года, когда происходил приступ, когда он пропадал на месяц или более в психбольнице, его достижения сливались, бизнес рушился, квартиры пропадали и т.д. В общем, и тут Алекса накрыл недуг, поехали без него. А несколько лет назад его нашли замершим в Омске в сугробе.

Берлин, Криста Фогель

Ехать решили в Берлин, так как нас пригласила к себе в гости Криста Фогель, поклонница актера драмтеатра, которая и гастроли устраивала им за рубежом, и автобус дарила для театра... Криста знала не менее пяти иностранных языков и много переводила. Как я сегодня узнал, Криста уже умерла.

В Берлин приехали на поезде. Криста Фогель жила где-то в спальном районе Берлина, недалеко от станции метро Николасзее на улице Альтфатерштрассе (смотреть примерно на карте). Как туда добраться, нам подсказали местные полицаи, которые не только все рассказали и показали, но и готовы были проводить нас до цели. Мы сели на наземное метро и вскоре уже были у Кристы дома. Тут надо сказать, что приехали мы по простоте душевной, никого не предупредив - позвонили просто в дверь. В силу этого встречены мы были прохладно, но все равно приняты. Пару ночей нас перетерпели и сослали к друзьям-баронам в Менден в горный регион Зауэрланд.

В Берлине мы реально испытали шок от местного уклада городской жизни — по всем улицам все авто гудели, народ ездил высунувшись из окон, все вокруг орали. Мы подумали, что так и надо, жизнь такая. А позже узнали, что это сборная Германии победила на чемпионате мира по футболу...

Разговаривали мы с местными в основном на английском, и в основном Алиса… Я же пожалел, что не учил инглиш должным образом и интенсивно применял при общении жесты.

Менден, Барон Бюзеляге

Барон и баронесса Бюзеляге оказались бароном и баронессой. Уж не знаю реальной значимости этих титулов, но это очень возвышало их в моих глазах. Жили они хоть и не в замке, но все равно не в моей хрущевке. Хороший двухэтажный особняк простых форм на склоне холма (посмотреть на карте). Встретили они нас очень радушно и гостеприимно, и тут же удалились в отпуск, оставив нас двоих в доме наедине с приходящей служанкой. Ах да, и с псом.

При этом, по рекомендации Кристы Фогель, бароны предложили нам работать у себя в саду, а объем работы в часах записывать в отдельную тетрадь, чтобы по возвращению оплатить нашу работу по 12 немецких марок за каждый час. Мы были счастливы! Мы красили заборы, что-то там пололи... При этом служанка приходила нас обстирывать и кормить, изучала наши гастрономические пристрастия... Тогда я в себе раскрыл любовь к йогурту в стеклянных банках с кусочками фруктов.

Именно у баронов я первый раз увидел ноутбук и не преминул залезть покопаться в нем...

Поездки по Германии

 

Наша благодарность баронам не знала границ. На второй или третий день, я вспомнил, что перед поездкой в Германию специально получил водительское удостоверение, и даже успел проехать круг по городу вокруг Сельхозинститута с исключительно правыми поворотами. Такой опытный водитель не мог не заметить двух машин — ситроена и митсубиши - в гараже, и ключей от них, висящих у нас в прихожей. Сначала мы без проса выгнали митсубиши из гаража и проехали квартал, на следующий день мы объехали городок, потом соседние... Каждый день мы пилили все дальше и дальше от Мендена по всем окрестностям, с трудом потом находя дорогу назад.

В Омске меня учили ездить на ручной КПП, об автомате я даже и не слышал. Я захотел разогнаться и нажал педаль газа в пол. Услышал (как потом оказалось) звук перехода коробки на меньшую скорость, а мне показалось, что включился некий турбо-режим, чем я гордился долгие года... Ну а что, поездил на суперкаре!

Но лафа продолжалась недолго... Как-то утром за завтраком служанка завела разговор об интересном случае, который произошел с ней накануне. Она ехала по дорогам Мендена, и вдруг увидела, как навстречу ей едет автомобиль барона Бюзеляге... И все бы ничего, но за рулем она увидела Гришу. Мы заинтересованно молчали и слушали рассказ... В итоге нам пришлось пообещать так больше не делать :) Очень было стыдно...

После возвращения баронов из отпуска, а их детей с каникул мы были так же гостеприимно выселены как и гостеприимно приняты.

Виккеде, доктор Шлюндер

Бароны познакомили нас с доктором Герлиндой Шлюндер - практикующим детским врачом. Она жила недалеко от Мендена (Менденер штрассе, 27), и была широко известна в своем районе.

У доктора Шлюндер был большой старый особняк, кажется, деревянный и четырехэтажный, в котором она одна и проживала. Кроме особняка была и своя довольно большая территория с парком, озером и даже семейным кладбищем. Особняк стоял вдали от населенных пунктов, рядом только женский монастырь. Из этого монастыря иногда в гости заходили монашки, и фрау Шлюндер играла всем нам на баяне.

В доме жили две собаки колли, одна из которых уже была слепой и мочиласть под себя, поэтому все полы первого этаже в доме были застелены газетами. Перед отъездом я сфотографировал старую собаку, а она потом умерла, снимок я по почте отправил доктору на память... Но когда спустя много лет, я у родственников сфотал кошку, а она умерла через несколько дней, я перестал фотать животных друзей.

Как-то мы гуляли по ее фамильному парку вокруг тенистого озера, и фрау Шлюндер рассказала про три разноцветных скамейки, которые назывались Вера, Надежда и Любовь. С ними у фрау были связаны очень эмоциональные моменты жизни, но скамейки очень разрушились от времени. А починить их никто в Германии не брался — предлагали только закупку новых. Тут на сцену вышел я, весь в белом. Скамейки представляли из себя бетонные боковины с прибитыми к ним деревянными перекладинами. Проблема была пустяковой для любого советского школьника — сгнили деревянные пробки в бетонных основаниях, из-за этого перекладины и не держались. Настрогав из веток новые пробки, и приладив их в бетонные основания, я снискал славу великого плотника и представителя непобедимого русского народа.

Фрау Шлюндер отнеслась к нам с великим добродушием, показала не только свое поместье. С ней мы проехали по всему Зауэрленду, посмотрели достопримечательности, посетили церкви и замки. За рулем своего свежайшего БМВ фрау Шлюндер смотрелась особенно эффектно, еле выглядывая из-за руля. Рост у нее был, наверное, не больше 150 см.

Она же нам рассказала, что «ауфидерзеен» безнадежно устарело, и с я удивлением открыл для себя, что немецкий язык гораздо мягче, чем преподают в России. Что, как и в английском языке, буква «р» после гласных съедается и подразумевается... Там же узнал, что хлеб можно есть не каждый раз, а как отдельное блюдо, совсем не обязательно при каждом приеме пищи.

Отдельного внимания заслужил ее рассказ про прорыв местной плотины на водохранилище Мёнезее (почитать в Википедии, посмотреть на карте) во время второй мировой войны нашими летчиками, когда в этом районе погибло много местного населения.

Только сегодня я таки нашел информацию об этом инциденте. Оказалось, что это была военная операция «Порка», когда английские (а не наши) летчики долго пытались разбомбить три плотины, чтобы оставить немецкое военное производство без воды и электричества. Однако сбрасываемые с самолетов торпеды попадали в установленные перед плотиной сети. После долгих попыток британцы применили специально разработанные «прыгающие» бомбы, которые перепрыгивали противоторпедные сети и тонули перед самой дамбой, где и взрывались. Подробнее об этом можно прочитать в Википедии здесь — Операция «Порка».

Менден, Халиль

 

Недалеко от особняка баронов был небольшой бар и гостиница (посмотреть на карте), куда мы ежедневно привыкли забегать... Владелец бара турок Халиль был приветлив и снисходителен к русским, может, потому что жена у него была украинка Лена.

В баре я первый раз увидел дартс и успешно его освоил, зарабатывая на выпивку победой в игре с местными аборигенами. Алиса общалась с посетителями и Леной, а потом и стала работать у них за стойкой, кажется за 8 марок в час... Эта работа нам потом еще аукнется.

В баре мы справляли Алискин день рождения, где я сам выпек торт с клубничным сердцем, да и вообще хорошо со всеми подружились. Когда уезжали, нам обещали всегда оставить номер для нас в любое время.

Менден, Майки

Майки был Майклом из Англии. Он сбежал в Германию от родителей из-за своей нетрадиционной ориентации. Майки был моим первым знакомым по этой теме, поэтому вызвал большой интерес… Он был завсегдатаем бара Халиля. Иногда приносил какую-либо обновку, переодевался и уходил в центр Мендена на дефиле. Перед отъездом в Россию Майки признался нам на видеокамеру в любви к России, к русским, к нам с Алисой обоим, и ко мне, в частности, а также поделился мечтой стать в России звездой и просил содействия. Было жалко потерять эту видеокассету. Интересно, где он сейчас...

Менден, Франк Кёрнер

С Франком мы тоже познакомились в баре у Халиля. Когда пришло время выселяться от баронов, Франк предложил перебраться к нему, где мы и прожили остальные два месяца нашего турне. Франк жил в двухкомнатной съемной квартире, где-то в соседнем с Менденом городке. При чем там, где у Михаила Горбачева был свой домик, и где его, а также весь русский народ горячо любили. Работал Франк начальником какого-то цеха где-то на производстве станков.

Как и многое другое в нашей поездке, обычая жизнь Франка вызывала удивление, шок и восхищение неподготовленного молодого постсоветского провинциала. Воскресные поездки в супермаркет с закупкой на неделю продуктов и ящиков кока-колы, раздельный выброс мусора, десятки пар носков на каждый день, некорректность выброса окурков в лесу, необходимость складывать все в мешочек, работа в 60-ти километрах от дома, автоматическая АЗС без людей, два сотика в карманах...

Франк устраивал нам экскурсии и на свой завод и в пещеры. По утрам он подрабатывал почтальоном, и мы с удовольствием ему в этом помогали, разъезжали вместе по округе и разбрасывали свертки газет под входные двери.

Франк был веселый и милый холостяк. И после нашего знакомства сразу встал вопрос поиска ему русской невесты. Мы ему помогли, но, к сожалению, из этого в итоге ничего не вышло.

Как-то мы с детской непосредственностью попросили у Франка его авто, чтобы покататься по Германии. Франк не отказал, но заставил сначала вместе проехаться, чтобы показать тонкости езды на автобане — как выезжать и съезжать. Так мы получили возможность немного покататься. Съездить решили на побережье Северного моря. Там нас порадовали пустынные на первый взгляд пляжи. Народ, защищаясь от холодного ветра, загорал в вырытых в песке пологих ямах, которые отмечали кто как мог, чаще флагами. По пути на север Германии мы немного себе измотали нервы — никак не могли найти очередную заправку. Нам показывали направление и расстояние, мы ехали и, не найдя, снова спрашивали совета, нам показывали в обратную сторону, мы разворачивались и снова ничего не находили, пока не оказалось, что заправка — это просто одна колонка на углу у продуктового павильона.

Перед самым отъездом в Россию, управляя ситроеном Франка, я не успел затормозить и проехал перекресток на красный свет под первую в своей жизни фотокамеру... Размер штрафа зависел от количества секунд, прошедших с момента включения красного, до пересечения нарушителем линии светофора. У меня, кажется, было секунды три, это тянуло на значительную сумму, которую мы Франку и отдали. Также в благодарность за пользование автомобилем мы купили и подарили Франку чехлы на сидения, которые ему успешно не подошли...

Алиса устроилась работать к туркам за стойку в бар. Когда Франк узнал, что турки за работу платят ей 8 немецких марок в час вместо минимальных 12-ти, он пришел в ярость, проклял всех турков приезжающих в Германию. Франк забрал Алису из кафе, и, чтобы нам не остаться без заработка, отвез нас к своему знакомому в газету «Менденер Цайтунг». Там у нас взяли интервью и написали душераздирающую статью о том, как бедные русские студенты приехали за 6000 километров посмотреть Германию, а коварные турки обратили их в рабство и платили копейки. В конце статьи призыв, типа помогите, сознательные граждане, обрести справедливость, дайте возможность студентам заработать на проживание, предложите работу...

И действительно, работу нам быстро предложили — ухаживать за частным садом... Мы пололи дорожки, подстригали кустики и т.д.

Как-то мы предложили Франку съездить отдохнуть на дикую природу. Франк с удовольствием согласился, но найти дикую природу нам так и не удалось, везде стояли скамеечки.

Дортмунд, аквапарк

Вода — одно из моих самых сильных удовольствий. Как итог — протертая от катания на горках дырка на плавках. На плавках, взятых в аквапарке в аренду! Сейчас даже не верится, что плавки можно сдавать в аренду :)

Отъезд в Россию

Как ни грустно, а три месяца по визе закончились, и надо было уезжать. Сели и уехали.

К хорошему привыкаешь быстро, уже в Бресте пришло отрезвление, когда вместо услужливого совета мы получили от милиционера брезгливый отмаз.... А всего-то спросили, где наш поезд стоит. Дело в том, что в Бресте из-за разницы ширины российской и европейской колеи, весь поезд отгоняют на специальный путь с двумя видами рельсов, потом состав поднимают, вытягивают одни колеса и загоняют другие, затем поезд опускают на них и вперед...

И, да... самый шок, от чего отвыкаешь за три месяца вне России — грустные неприветливые лица и глаза в пол.

Оригинал в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

248201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

250801 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5968101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6187221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх