Директор омского ТЮЗа Михаил Мальцев: «Я сам пришел к Лапухину, признался, что «вырос» из ДК…»

В Театре для детей и молодежи полным ходом идет ремонт. В эпицентре работы перфораторов новый директор театра Михаил Мальцев рассказал «ВОмске», как заработал свои первые деньги, как стал директором ТЮЗа и по какому принципу выбирает нового главного режиссера.

6269125 июля 2017
Директор омского ТЮЗа Михаил Мальцев: «Я сам пришел к Лапухину, признался, что «вырос» из ДК…»

Кто «крышует» ТЮЗ

- Михаил, какие у вас новости? С главным режиссером не определились?

- В конце недели дал двум режиссерам, из Москвы и Петербурга, отказ. Продолжаю искать… У кого-то высокие финансовые запросы, кто-то не настолько известен, как мне бы хотелось. Финансы – не главный критерий. Мне нужен такой режиссер, чтобы его знали. Есть, допустим, человек, начинаю наводить справки – а его никто не знает, несмотря на богатый написанный им самим послужной список, звонки, рекомендации… Поэтому поиски затянулись. Хочется найти не абы кого, чтобы «залатать дыру», а настоящего режиссера, известного, талантливого, который будет успешно работать на благо театра.

1

- Какие-то сроки перед вами стоят?

- Надо, чтобы к концу этого месяца режиссер был. Я сам себе ставлю такие сроки, кто еще вправе... Тороплюсь. Думал, будет проще, но… Веду переговоры со многими. Кто-то соглашается приехать, поставить и уехать, а нам нужен человек на постоянную занятость, готовый переехать в Омск. Вот и сегодня рассматриваю две кандидатуры, из Новосибирска и Москвы. «Удочку» закинул…

- Вижу, ремонт в театре идет полным ходом…

- Так и есть. Крышу мы сделали. Деньги – 700 тысяч – театр получил еще до меня. Буквально вчера выходил на крышу. Там все готово, все осмотрел, подписал акт выполненных работ. Сейчас делаем косметический ремонт, меняем двери, оборудуем туалетные комнаты для инвалидов, многое – касаемо пожарной безопасности, например, новую проводку…

- А зрительный зал будет меняться? Годы идут, а зал ТЮЗа словно законсервировали…

- Будет. Позже. Понимаете, на зал нужны более серьезные финансовые затраты. Дмитрий Медведев на культурном форуме пообещал, что выделят деньги, и нам уже позвонили. В соответствии с программой сегодня деньги выделяются на материальную базу, на создание спектаклей и на гастрольную деятельность. В 2017 году мы должны эти средства освоить. Я думаю, мы успеем, у нас есть куда вкладывать: это и свет, и звук… Но хочу сказать: не так все плохо, как писали раньше, когда я не был еще директором. Мне все говорили: «Куда ты идешь, там же все вот-вот рухнет!..» Да ТЮЗ еще столько же лет простоит, сколько простоял! Другое дело, зданию нужен основательный ремонт. Было бы достаточно средств, можно было бы говорить даже про полноценную реконструкцию.

- Вспомнилось о концессии. Идея звучала какое-то время, но потом ее «завернули» и благополучно о ней забыли…

- Этот вопрос пока не поднимается. Тогда идею не приняли, потому что общественность побоялась, что потенциальные инвесторы заберут театр. Я думаю, этого бы не случилось. Более того, возможно, стоило бы это сделать: сегодня был бы новый театр. Никто его бы не забрал. Но история не терпит сослагательного наклонения. А сегодня с финансовой точки зрения все складывается благоприятно. Может, и не надо никого искать.

 

Танцы с бензопилой

- Михаил, сами вы часто в ТЮЗ ходили? Застали «золотой век» театра, когда спектакли ставил Владимир Рубанов?

- В рубановские годы я спектакли не смотрел, хотя наслышан, конечно… Но я родился и жил в Таре. Родители у меня – люди творческие, педагоги. Мама преподавала черчение и рисование, отец – музыкант, великолепнейший баянист, один из самых известных в Таре, работает в центре детского творчества, пишет музыку. И старший брат – педагог, математик.

- А вы по образованию…

- По первому – хореограф. Закончил факультет культуры и искусств ОмГУ. Танцевал с раннего детства, сначала – в ансамбле «Юность» Светланы Пономаревой. Закончил тарскую школу искусств, она очень сильная. Когда поступил в институт, начал танцевать в коллективе «Прииртышье» при ДК им. Малунцева. Мое детство и юношество – это костюмы, поездки, конкурсы и так далее. К третьему курсу понял: танцы – это очень круто, мне безумно нравится репетировать, выступать и прочее, но у меня есть и организаторская жилка… Надо бы и ее задействовать.

К тому моменту я уже работал: хотел помогать родителям зарабатывать деньги, танцевал в ночных клубах, а потом стал администратором в «Кристалле». И закрутилось: праздники, фестивали, проекты для больших корпораций. Нравилось ужасно! Окончил институт и вернулся обратно в Тару. Устроился продавцом…

- Вот это пируэт. Нравилось?

- Вполне! Продавать – тоже творчество, это интерес, азарт, люди… Торговал бензопилами и прочими инструментами. Попробуйте выйти из-за прилавка и показать покупателю маленькое шоу – ни вам, ни ему никогда не будет скучно.

Сестра работала бутафором в нашем знаменитом Северном драматическом театре, подкинула мысль – пойти туда на работу. Пришел к директору, просился снабженцем – а в итоге Татьяна Алексеевна Макаренко взяла в заместители. Поручения, связи, спонсоры, организация гастролей – функционал широкий, но все получалось.

- Сколько лет отработали в театре?

- Восемь, а потом решил заняться бизнесом. Торговал мебелью, пиротехникой, открывал и налаживал работу магазинов, все вел в параллели, а потом понял, что нужно выбрать что-то одно, и ушел из театра. Но грянул кризис: шел 2009 год. Решил не унывать, воспользовался моментом, чтобы получить второе высшее образование, и с дипломом факультета государственного и муниципального управления ОмГПУ вернулся в театр.

Татьяна Алексеевна давно не директор Северного драматического, но мы до сих пор дружим семьями. В Таре она занимается кино… Конечно, Тарский театр – огромная эпоха моей жизни. Вспоминаю, как во время строительства здания ночевал, принимал, отвечал за оснащение, наполнение…

- Как же вы оказались в Омске?

- Женился на девушке своей мечты, с которой познакомился в гостях у друга, влюбился как мальчишка и в 2012 году уехал в Омск. Сегодня нашему сыну пять лет. В Омске открыл очередной бизнес, при этом продолжал помогать театру – был, можно сказать, его полномочным представителем в Омске. А потом, в 2013 году, позвонили из приемной министра. Попросили зайти к Виктору Прокопьевичу…

- Вы были знакомы?

- Конечно! Общались еще в бытность его директором Драмы. Так вот, Виктор Прокопьевич предложил мне поучаствовать в конкурсе на должность руководителя одной из семи организаций: музеи, театры, в том числе и наш Северный, и ТЮЗ, и «Пятый», и два ДК: им. Малунцева и «Сибиряк». Нужно было представить концепцию, видение развития учреждения, защитить ее и так далее.

- То есть теоретически вы еще тогда могли пойти в ТЮЗ…

- Теоретически мог. Подумал: попробую пойти в ДК, шишек понабиваю… Прежде, чем подать документы, пошел к директору «Сибиряка». Так вышло, что им был мой однофамилец, Владимир Григорьевич Мальцев. С ним мы познакомились в 1998 году. Были дружны. Он скончался два года назад. Я и с отцом его знакомил, у них было много совместных творческих дел… Так вот, Владимир Григоревич сказал, что повторно уже не будет претендовать на пост по состоянию здоровья. Но меня он считал своим протеже. На место руководителя «Сибиряка» претендовали восемь человек. Стопроцентной уверенности, что меня возьмут, не было, помню, сидел в приемной и думал: «Получится – не получится?» Получилось…

 

Больше сказок, хороших и разных

- Раздался ли звонок из приемной министра в этот раз?

- Мне позвонили не из приемной. В министерстве как раз была «пересменка». Позвонил Иван Федерович Шеин, сказал – приходи, поговорим… Это не было неожиданностью. Я сам относительно недавно пришел к Лапухину, признался, что «вырос», мне пора двигаться дальше. Стало тесновато в ДК, круг замкнулся… Я попросил, если будет возможность, иметь меня в виду. Он меня услышал.

- С новым министром разговор был уже после назначения?

- Наши назначения состоялись с разницей в один день. Мы с министром Трофимовым знакомы, давеча летали вместе в Петербург на культурный форум. Пришел, поговорили, обсудили задачи, будущее театра…

- У вас какое отношение к Владимиру Золотарю и к той ситуации, которая вокруг него сложилась? Худрук театра в разгар сезона вдруг объявил, что покидает Омск и уезжает на север.

- Никакого отношения у меня к этой ситуации нет. Все что было, осталось в прошлом. Я наблюдал за проблемами в ТЮЗе со стороны, читал… Был момент, когда сидели даже с Владимиром Александровичем, вот как с вами, я ему говорил: давайте будем работать вместе! Вы будете главным режиссером, я директором… Он сначала согласился, потом отказался…

- На спектакли ходили?

- Посмотрел здесь два спектакля: «Централ Парк Вест» по Вуди Аллену и «Плутни Скапена» Мольера, премьерный спектакль, который закрывал театральный сезон. Самое интересное, что люди хотят здесь работать, и им нужно это дать. А некоторым работать не давали, было такое. А в «Плутнях Скапена» участвовала вся труппа, за исключением Пивоварова и Мольгавко – уже было известно, что они уезжают.

- Прокомментируйте, раз уж об этом зашла речь, массовое увольнение актеров – фактически единомоментно из театра ушли Марина Журило, Татьяна Лизунова, Наталья Мольгавко…

- Это чистой воды совпадение. Люди больше года собирались уезжать. Марину Журило я даже не застал. Люди уходят, так было, есть и будет, их не нужно насильно удерживать. Я пришел, «золотых гор» не обещал, но сказал: ребята, у вас будет работа и вы будете получать достойную зарплату. Это я буду стараться выполнять. Сейчас долгов очень много осталось, мне надо с ними разобраться. Вопросы по зданию, ремонту, поиски режиссера… Будет режиссер – будем проводить набор артистов, укомплектовывать труппу.

- Помню про некий конфликт с «Серпантином», возникший в ДК…

- При мне конфликтов не было. Да и до меня тоже. Туда хотели завести детский ансамбль, и все подумали, что оттуда при этом всех выгонят, включая ансамбль «Серпантин», нашу «визитную карточку»… Это было не так, все остались на своих местах – но из искры, благодаря прессе, мгновенно разгорелось пламя, как бывает. На пустом месте.

- Кому вы передали дворец культуры?

- Сначала своему заместителю Николаю Савенко, талантливому менеджеру, который умеет зарабатывать деньги. Потом в министерстве решили, что кресло руководителя  займет Наталья Лев, до этого служившая замдиректором ДК им. Малунцева.

- Михаил, следите за другими культурными событиями Омска? Каково ваше отношение к ситуации с Борисом Ротбергом, например, которого просят уйти с «долгоиграющего» места директора Музтеатра?

- Стараюсь в это не вникать. Вообще не моя тема. Омская культура слишком многогранна и велика. Я не готов говорить, на чьей я стороне и так далее. Ни на чьей. Это не мое дело, как правительство решит, так и будет… Оспаривал бы я на месте Бориса Львовича решение правительства? Тут нужна оговорка – если бы я в его возрасте оказался на его месте. Да нам всем бы еще дожить до этого возраста…

- Чем вы увлекаетесь в свободное время?

- Сегодня ни на что не хватает времени, честно. Ребенок маленький, много времени провожу с семьей. Подрастет – будет спортом заниматься, плаванием…

- А вы сами?

- Качать мышцы – это не мое. Но играю в хоккей, привез в Омск всю форму. В Таре была команда любителей, с нами играл и наш глава города… Пока новых «единомышленников» по льду не нашел, да и не искал. Смотрю спектакли, читаю – вот у меня тут лежит «Волшебник изумрудного города» Волкова. К концу октября планируем одноименную премьеру. Режиссер – Надежда Бизина, омичка, которая живет в Москве, режиссер молодая, но она уже ставила у нас.

- На выбор репертуара будете влиять?

- Будем обсуждать с режиссером. На самотек точно не пущу. В репертуаре нужны и  фестивальные спектакли, и для зрителя. Они отличаются. Часто фестивальные спектакли зритель не всегда понимает и принимает, при этом они получают награду… Осенью повезем один из спектаклей в Тару на фестиваль «Сотоварищи». Скорее всего, это будет «Танцплощадка 41/45».

- Завершая разговор. Какие спектакли сегодня нужны ТЮЗу?

- Детские. 70 процентов спектаклей будут детскими: для малышей, школьников, подростков. Это же детский театр! Для молодежи? Ну да, но для молодежи есть Драма, «Пятый театр» и так далее. Классики должно быть процентов пятьдесят, не меньше. А как мы без старых добрых сказок, без «Вишневого сада», без Чехова, Гоголя, Пушкина? Классика нужна людям, я это вижу, слышу. Поставим хорошую новогоднюю сказку в этом году. Будем восстанавливать и спектакли прежнего репертуара, востребованные у зрителя, которые канули в Лету при предыдущем руководителе.

- Год юбилейный, театру 80 лет…

- В ноябре проведем юбилей. Думаю, сделаем капустник. Пригласим зрителей, друзей театра. Очень хочу видеть на юбилее Валентину Соколову, предыдущего директора театра. Это человек-легенда.

UPD: К сожалению, мы узнали о том, что сегодня, 25 июля, известный омский стример Юлий Макаров делал прямую трансляцию экскурсии по ТЮЗу, проведенную с Михаилом Мальцевым, уже после того, как это интервью вышло на сайте. Но лучше поздно, чем никогда, и мы решили дополнить материал видеозаписью этой трансляции:


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

101919 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

333201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

336401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6774101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх