Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»

Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК, ТЮЗ, Музыкальный театр, — считает известный омский архитектор.

3751115 августа 2017
Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»

Иск архитектора в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях. Первая — авторство. В источниках обычно упоминается три автора, один из которых — Анатолий Лунин, он отвечает и за своих ушедших коллег. Согласование изменений облика с авторами — это нормальная практика, учитывая, что архитектор отвечает не только за эскиз, но и, как правило, участвует в разработке рабочей документации, отвечает за воплощение эскиза в реальность в той же степени, что и конструктор, строитель. Сложные общественные здания — продукт сотрудничества большого коллектива, качество которого сильно зависит от проработанного проекта. Уважение авторства в этом случае означает признание роли архитектора в проектировании и строительстве. О согласовании с авторами говорили при реконструкции Речного вокзала, торгового центра «Омский». Другой практикой является включение автора первоначального проекта в качестве консультанта в новый коллектив проектировщиков, это часть этики работы в таких ситуациях.

Вторая плоскость — ситуация быстрого проекта реконструкции цирка, без длительного этапа эскизирования и конкурсной составляющей, хотя это не последнее здание города, важный объект инфраструктуры детства. Хотели успеть к дате, почти не обсуждали проект (вероятно, делали без эскизной стадии), информировали о шагах согласования, реализовали вовремя, но не в полном объеме (тут вопрос про маломобильные группы уместен, доступность — один из поводов реконструкции по идее, так как здания 1960-х, к сожалению, мало приспосабливались к нуждам пожилых людей и маломобильных групп, кроме специализированных сооружений). Если есть федеральное финансирование, почему бы не делать всё планомерно и в полном объеме. Когда эскиз оказывается декорацией для строительных работ, мы теряем качество пространства.

1

Концертный зал Омской филармонии после реконструкции в 2011 году. Фото Бориса Сухорукова.

Третий аспект — факт реконструкции здания 1960-80-х годов. Последние года три-четыре в мире возник интерес к позднему советскому модернизму — архитектуре и градостроительству этого периода — издают путеводители и книги (целая полка издательства Татлин), формируют выставки, ведут паблики — brut и совмод. Конструктивизм перешел в разряд классики, брутализм и современное движение сменили его на пьедестале «нового наследия». Мир вырабатывает отношение к брутализму 50-х, учится его сохранять и реставрировать: здания слишком велики, сравнимы с готическими и классическими соборами, конструкции новы для реставраторов. В Омске к этому периоду относятся заремонтированные цирк, Дом профсоюзов, концертный зал филармонии, Речной вокзал, Дворец Пионеров, гостиница Омск, музтеатр и краеведческий музей, здание проката на Зеленом острове. Под угрозой — главпочтамт, СКК, автовокзал и левобережный рынок, ТЮЗ и так далее. В более или менее безопасности — торговый центр «Омский». Вспомогательную функцию выполняют элементы среды — монументы, бульвары, светодиодные вывески. Целостные фрагменты среды, крупные архитектурные объекты могут стать опорой для сохранения этого культурного слоя, который созвучен омской ностальгии по космосу, частью туристического бренда. Недаром на логотипах мы видим силуэт музыкального театра.

Омский Театр юного зрителя (ТЮЗ). Фото Виктора Корба.

К сожалению, понимание ценности может прийти слишком поздно — когда будут утрачены или трансформированы редкие скульптурные элементы, характерные фасадные материалы, просто смысл пространства в результате ремонта фасадов, остекления чем-нибудь цветным, пристройки и украшения козырьками, или когда возникнет фигура автора, который оказывается чуть ли не единственным защитником своего права и своего произведения.

Ремонт крыши Омского музтеатра в 2009 году. Фото Бориса Сухорукова.

Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК (автор — Ирина Голенко), ТЮЗ (автор — институт Гипротеатр), музыкальный театр (автор — институт Гипротеатр, интерьеры — А. Каримов, В. Десятов, если не ошибаюсь). Проекты таких объектов должны выполняться с учетом современного понимания их архитектурной ценности, в том числе как символов города, примеров своего стиля, авторских решений.

Торговый центр «Омский». Фото Владимира Кудринского 

Фото:Фейсбук автора, Открытый Омск

Теги:архитектурациркСККМузтеатрскандал


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

251801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

253601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6000101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6217221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх