Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

Через эти «ворота» ежегодно на экспорт может уходить до 8 миллионов тонн нефти Новопортовского месторождения. При этом уникальный – в России есть еще всего один аналогичный, но не на 100% – портовый терминал меньше всего похож на обычный порт.

152227 августа 2017
Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

(первая часть)

С буровых месторождения «Ми-8» унес нас еще дальше на север, на Мыс Каменный (68 градусов 26 минут северной широты). Здесь находятся ПСП (приемо-сдаточный пункт) Новопортовского месторождения

...и нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», который не похож не только на ворота, но и на портовый терминал в принципе. Скорее – на стоящий прямо в воде, в трех с половиной километрах от берега, подъемный кран гигантских размеров. Такое решение пришлось применить из-за мелководности Обской губы – морские танкеры ледового класса просто не смогли бы подойти к терминалу на берегу. За образец взяли выносной одноточечный причал «Сокол» терминала Де-Кастри проекта «Сахалин-1», заметно усилив его, поскольку природно-климатические условия под боком у Северного ледовитого океана куда суровее сахалинских.

В итоге терминал вырос до 80 метров (из них 17 под водой) – если мерить в этажах, то это почти 30-этажка. Вес 4 тысячи тонн – чтобы не просто держать такую махину, а еще и противостоять натиску арктических льдов, сваи сделали соответствующими – колонны до 2,5 метра в диаметре заглублены в грунт на 85 метров. То есть высота всей конструкции «от и до» – 165(!) метров. Стрела – 67 метров длиной, а на её конце – два нефтеналивных рукава (прокачивают по 1200 кубометров в час) еще по 68 метров.

Искать «кабинку крановщика» бесполезно – «Ворота Арктики» управляются дистанционно, все автоматизированные системы защищены и на всякий случай продублированы. Как нам рассказали, в случае аварийного отсоединения стоящего под погрузкой танкера автоматика отключает насосы, сразу же блокируя и рукава. Дополнительная подстраховка – в металлическом основании терминала есть герметичные резервуары, которые в экстренном случае могут принять излишек нефти. Поступает подогретое до 45 градусов во избежание загустения «черное золото» (на самом деле совсем не черное, но об этом чуть позже) от ПСП по подводному нефтепроводу – паре труб из стали почти двухсантиметровой толщины, теплоизолированных, забетонированных, а в точке присоединения к терминалу – еще и упрятанных под слой некрупного камня.

Довершает местную систему безопасности многоцелевое судно-спасатель «Балтика», которое постоянно дежурит неподалеку от терминала, способного отгружать больше 8 миллионов тонн нефти в год.

Прибитый к берегу лед помешал планам посмотреть «Ворота Арктики» вблизи. Напоследок полюбовались терминалом с берега, ежась от холода. Немного даже позавидовал нефти.

 

Круче, чем Brent

Теперь, собственно, о главной героине – той, ради которой в развитие Новопортовского месторождения уже вложено более 180 миллиардов рублей. Здешняя нефть уникальна, поэтому её выделили в отдельный сорт – Novy Port – который ценится даже выше, чем эталонная западноевропейская смесь Brent. Как вы можете сами убедиться на фото – новопортовское «черное золото» совсем не черное.

Это очень легкая нефть с низким содержанием серы, почти без воды и примесей, в общем – мечта переработчика. И её здесь много – извлекаемые запасы по категории C1 и С2 превышают 250 миллионов тонн (бонусом – более 320 миллиардов кубометров природного газа).

Жаль только, что лучшая нефть компании вряд ли в обозримом будущем поступит на её лучший нефтеперерабатывающий завод – Омский. Та же проблема, из-за которой Новопортовское месторождение вообще не разрабатывалось долгие годы – отдаленность и оторванность от сухопутных транспортных артерий. До ближайшей нефтеперекачивающей станции - 740 километров, строительство нефтепровода до нее по болотистой тундре будет стоить очень дорого и при этом не оправдает себя в конечном итоге – в системе трубопроводов «Транснефти» элитный Novy Port смешается с более дешевой во всех смыслах нефтью и упадет в цене.

На начальном этапе запуска месторождения нефть автоцистернами возили до ближайшей ж/д станции Паюта, расположенной в 200 километрах, но и туда тянуть ветку нефтепровода смысла нет – пропускная способность «железки» там весьма ограничена. Теоретически новопортовскую нефть можно доставить в Омск водным путем, но дистанция в две с лишним тысячи километров и невозможность использовать в Иртыше крупнотоннажные танкеры делают эту затею совершенно бесперспективной.

Поэтому из 11 рассмотренных логистических вариантов в итоге был выбран экспортный путь по Северному Ледовитому океану. Да, для проводки по Северному морскому пути нужен флот ледоколов, танкеров ледового класса (уже наполовину построенный), но, по расчетам «Газпром нефти», продажи Novy Port все это окупят сторицей. Одни только налоговые поступления от реализации проекта до 2040 года оцениваются в полтора триллиона рублей. Сейчас новопортовская нефть раскупается на мировом рынке еще до момента её добычи.

Автор:ВОмске

Фото:Сергей Мацута, пресс-служба "Газпром нефти"

Теги:Газпром нефтьНовый Порт


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 марта

Гончарук сыграет Путина

Гончарук сыграет Путина

424111 февраля 2018

Ваше мнение

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Оксаны Фадиной на посту мэра Омска?

Уже проголосовало 20 человек

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Александра Буркова на посту главы Омской области?

Уже проголосовало 23 человека



Другие новости





Блог-пост

Евгения Лифантьева

— журналист, писатель, блогер

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Александр Минжуренко

— историк, политик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Михаил Машкарин: «Мне непонятно назначение дамы-пиарщика из Волгограда»

«ВОмске» продолжает публиковать комментарии экспертов о кадровой политике новых руководителей Омска и Омской области.

64622 февраля 2018

Александр Лихачев: «Если я 1 апреля на сайте правительства увижу фамилии Компанейщикова и Вижевитовой...»

«ВОмске» продолжает опрос экспертов по поводу кадровых решений новых руководителей области и города.

105022 февраля 2018

Павел Кручинский: «Я ожидал, что новый мэр сменит руководителей большего числа ведомств»

«ВОмске» провел опрос экспертов по поводу кадровой политики руководителей области и города.

48122 февраля 2018

Инна Ветренко: «Фадина затеяла непрофессиональную ротацию»

«ВОмске» провел опрос экспертов по поводу кадровой политики руководителей области и города.

1007122 февраля 2018

Бурков и Фадина: два уровня, две схемы, два стиля

Совсем немного статистики и аналитики на тему кадровой политики.

1188520 февраля 2018

Стиль жизни

Что вы подарите на 23 февраля: носки или наручники?

Секс

Что вы подарите на 23 февраля: носки или наручники?

Алла купила мужу в подарок на 23 февраля плетку и наручники, а Яна приобрела в галантерее носки. А теперь – внимание! – вопрос: кто из дам получит на 8 марта подарок своей мечты и почетное звание «лучшая жена» в придачу?

624221 февраля 2018
Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Здоровье

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Восемь правил ЗОЖ, позволяющих в 60 лет летом бегать босиком по раскаленному асфальту, а зимой купаться в проруби - как это делает профессор Разумов.

86314 февраля 2018
Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Story

Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Свой «собачий» номер обладатель «циркового Оскара» Николай Павленко передал молодой семье, выбрав из многих желающих.

130212 февраля 2018
На манеже — всей семьей

Кредо

На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

155607 февраля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске






Другие новости


Новости smi2.ru

Наверх