Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

Через эти «ворота» ежегодно на экспорт может уходить до 8 миллионов тонн нефти Новопортовского месторождения. При этом уникальный – в России есть еще всего один аналогичный, но не на 100% – портовый терминал меньше всего похож на обычный порт.

566627 августа 2017
Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

(первая часть)

С буровых месторождения «Ми-8» унес нас еще дальше на север, на Мыс Каменный (68 градусов 26 минут северной широты). Здесь находятся ПСП (приемо-сдаточный пункт) Новопортовского месторождения

1

...и нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», который не похож не только на ворота, но и на портовый терминал в принципе. Скорее – на стоящий прямо в воде, в трех с половиной километрах от берега, подъемный кран гигантских размеров. Такое решение пришлось применить из-за мелководности Обской губы – морские танкеры ледового класса просто не смогли бы подойти к терминалу на берегу. За образец взяли выносной одноточечный причал «Сокол» терминала Де-Кастри проекта «Сахалин-1», заметно усилив его, поскольку природно-климатические условия под боком у Северного ледовитого океана куда суровее сахалинских.

В итоге терминал вырос до 80 метров (из них 17 под водой) – если мерить в этажах, то это почти 30-этажка. Вес 4 тысячи тонн – чтобы не просто держать такую махину, а еще и противостоять натиску арктических льдов, сваи сделали соответствующими – колонны до 2,5 метра в диаметре заглублены в грунт на 85 метров. То есть высота всей конструкции «от и до» – 165(!) метров. Стрела – 67 метров длиной, а на её конце – два нефтеналивных рукава (прокачивают по 1200 кубометров в час) еще по 68 метров.

Искать «кабинку крановщика» бесполезно – «Ворота Арктики» управляются дистанционно, все автоматизированные системы защищены и на всякий случай продублированы. Как нам рассказали, в случае аварийного отсоединения стоящего под погрузкой танкера автоматика отключает насосы, сразу же блокируя и рукава. Дополнительная подстраховка – в металлическом основании терминала есть герметичные резервуары, которые в экстренном случае могут принять излишек нефти. Поступает подогретое до 45 градусов во избежание загустения «черное золото» (на самом деле совсем не черное, но об этом чуть позже) от ПСП по подводному нефтепроводу – паре труб из стали почти двухсантиметровой толщины, теплоизолированных, забетонированных, а в точке присоединения к терминалу – еще и упрятанных под слой некрупного камня.

Довершает местную систему безопасности многоцелевое судно-спасатель «Балтика», которое постоянно дежурит неподалеку от терминала, способного отгружать больше 8 миллионов тонн нефти в год.

Прибитый к берегу лед помешал планам посмотреть «Ворота Арктики» вблизи. Напоследок полюбовались терминалом с берега, ежась от холода. Немного даже позавидовал нефти.

 

Круче, чем Brent

Теперь, собственно, о главной героине – той, ради которой в развитие Новопортовского месторождения уже вложено более 180 миллиардов рублей. Здешняя нефть уникальна, поэтому её выделили в отдельный сорт – Novy Port – который ценится даже выше, чем эталонная западноевропейская смесь Brent. Как вы можете сами убедиться на фото – новопортовское «черное золото» совсем не черное.

Это очень легкая нефть с низким содержанием серы, почти без воды и примесей, в общем – мечта переработчика. И её здесь много – извлекаемые запасы по категории C1 и С2 превышают 250 миллионов тонн (бонусом – более 320 миллиардов кубометров природного газа).

Жаль только, что лучшая нефть компании вряд ли в обозримом будущем поступит на её лучший нефтеперерабатывающий завод – Омский. Та же проблема, из-за которой Новопортовское месторождение вообще не разрабатывалось долгие годы – отдаленность и оторванность от сухопутных транспортных артерий. До ближайшей нефтеперекачивающей станции - 740 километров, строительство нефтепровода до нее по болотистой тундре будет стоить очень дорого и при этом не оправдает себя в конечном итоге – в системе трубопроводов «Транснефти» элитный Novy Port смешается с более дешевой во всех смыслах нефтью и упадет в цене.

На начальном этапе запуска месторождения нефть автоцистернами возили до ближайшей ж/д станции Паюта, расположенной в 200 километрах, но и туда тянуть ветку нефтепровода смысла нет – пропускная способность «железки» там весьма ограничена. Теоретически новопортовскую нефть можно доставить в Омск водным путем, но дистанция в две с лишним тысячи километров и невозможность использовать в Иртыше крупнотоннажные танкеры делают эту затею совершенно бесперспективной.

Поэтому из 11 рассмотренных логистических вариантов в итоге был выбран экспортный путь по Северному Ледовитому океану. Да, для проводки по Северному морскому пути нужен флот ледоколов, танкеров ледового класса (уже наполовину построенный), но, по расчетам «Газпром нефти», продажи Novy Port все это окупят сторицей. Одни только налоговые поступления от реализации проекта до 2040 года оцениваются в полтора триллиона рублей. Сейчас новопортовская нефть раскупается на мировом рынке еще до момента её добычи.

Автор:ВОмске

Фото:Сергей Мацута, пресс-служба "Газпром нефти"

Теги:Газпром нефтьНовый Порт


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

16327 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

88105 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Елена Завьялова

— омичка

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3535101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3908221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5461218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10907204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх