Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

Через эти «ворота» ежегодно на экспорт может уходить до 8 миллионов тонн нефти Новопортовского месторождения. При этом уникальный – в России есть еще всего один аналогичный, но не на 100% – портовый терминал меньше всего похож на обычный порт.

111527 августа 2017
Другая сторона «Газпром нефти» - II: «Ворота Арктики»

(первая часть)

С буровых месторождения «Ми-8» унес нас еще дальше на север, на Мыс Каменный (68 градусов 26 минут северной широты). Здесь находятся ПСП (приемо-сдаточный пункт) Новопортовского месторождения

...и нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», который не похож не только на ворота, но и на портовый терминал в принципе. Скорее – на стоящий прямо в воде, в трех с половиной километрах от берега, подъемный кран гигантских размеров. Такое решение пришлось применить из-за мелководности Обской губы – морские танкеры ледового класса просто не смогли бы подойти к терминалу на берегу. За образец взяли выносной одноточечный причал «Сокол» терминала Де-Кастри проекта «Сахалин-1», заметно усилив его, поскольку природно-климатические условия под боком у Северного ледовитого океана куда суровее сахалинских.

В итоге терминал вырос до 80 метров (из них 17 под водой) – если мерить в этажах, то это почти 30-этажка. Вес 4 тысячи тонн – чтобы не просто держать такую махину, а еще и противостоять натиску арктических льдов, сваи сделали соответствующими – колонны до 2,5 метра в диаметре заглублены в грунт на 85 метров. То есть высота всей конструкции «от и до» – 165(!) метров. Стрела – 67 метров длиной, а на её конце – два нефтеналивных рукава (прокачивают по 1200 кубометров в час) еще по 68 метров.

Искать «кабинку крановщика» бесполезно – «Ворота Арктики» управляются дистанционно, все автоматизированные системы защищены и на всякий случай продублированы. Как нам рассказали, в случае аварийного отсоединения стоящего под погрузкой танкера автоматика отключает насосы, сразу же блокируя и рукава. Дополнительная подстраховка – в металлическом основании терминала есть герметичные резервуары, которые в экстренном случае могут принять излишек нефти. Поступает подогретое до 45 градусов во избежание загустения «черное золото» (на самом деле совсем не черное, но об этом чуть позже) от ПСП по подводному нефтепроводу – паре труб из стали почти двухсантиметровой толщины, теплоизолированных, забетонированных, а в точке присоединения к терминалу – еще и упрятанных под слой некрупного камня.

Довершает местную систему безопасности многоцелевое судно-спасатель «Балтика», которое постоянно дежурит неподалеку от терминала, способного отгружать больше 8 миллионов тонн нефти в год.

Прибитый к берегу лед помешал планам посмотреть «Ворота Арктики» вблизи. Напоследок полюбовались терминалом с берега, ежась от холода. Немного даже позавидовал нефти.

 

Круче, чем Brent

Теперь, собственно, о главной героине – той, ради которой в развитие Новопортовского месторождения уже вложено более 180 миллиардов рублей. Здешняя нефть уникальна, поэтому её выделили в отдельный сорт – Novy Port – который ценится даже выше, чем эталонная западноевропейская смесь Brent. Как вы можете сами убедиться на фото – новопортовское «черное золото» совсем не черное.

Это очень легкая нефть с низким содержанием серы, почти без воды и примесей, в общем – мечта переработчика. И её здесь много – извлекаемые запасы по категории C1 и С2 превышают 250 миллионов тонн (бонусом – более 320 миллиардов кубометров природного газа).

Жаль только, что лучшая нефть компании вряд ли в обозримом будущем поступит на её лучший нефтеперерабатывающий завод – Омский. Та же проблема, из-за которой Новопортовское месторождение вообще не разрабатывалось долгие годы – отдаленность и оторванность от сухопутных транспортных артерий. До ближайшей нефтеперекачивающей станции - 740 километров, строительство нефтепровода до нее по болотистой тундре будет стоить очень дорого и при этом не оправдает себя в конечном итоге – в системе трубопроводов «Транснефти» элитный Novy Port смешается с более дешевой во всех смыслах нефтью и упадет в цене.

На начальном этапе запуска месторождения нефть автоцистернами возили до ближайшей ж/д станции Паюта, расположенной в 200 километрах, но и туда тянуть ветку нефтепровода смысла нет – пропускная способность «железки» там весьма ограничена. Теоретически новопортовскую нефть можно доставить в Омск водным путем, но дистанция в две с лишним тысячи километров и невозможность использовать в Иртыше крупнотоннажные танкеры делают эту затею совершенно бесперспективной.

Поэтому из 11 рассмотренных логистических вариантов в итоге был выбран экспортный путь по Северному Ледовитому океану. Да, для проводки по Северному морскому пути нужен флот ледоколов, танкеров ледового класса (уже наполовину построенный), но, по расчетам «Газпром нефти», продажи Novy Port все это окупят сторицей. Одни только налоговые поступления от реализации проекта до 2040 года оцениваются в полтора триллиона рублей. Сейчас новопортовская нефть раскупается на мировом рынке еще до момента её добычи.

Автор:ВОмске

Фото:Сергей Мацута, пресс-служба "Газпром нефти"

Теги:Газпром нефтьНовый Порт


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 110 человек

13.09.2017

Гаджеты на какой мобильной платформе вы предпочитаете?

Уже проголосовало 95 человек

Блог-пост

Милена Михалева

— Журналист. Омичка.

Евгения Климанова

— омичка

Анна Безбородова

— врач

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

А Дустом не пробовали?

Откровенная история

А Дустом не пробовали?

В омском краеведческом музее идет выставка театральных костюмов 19 века. Ее привез Виталий Дудоладов, человек-легенда, выборгский кладоискатель, персонаж удивительный и нетривиальный.

126313 октября 2017
Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым - не ходи в школу»

Откровенная история

Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым - не ходи в школу»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История пятая, от Павла Кручинского, политика, предпринимателя и отца, чья дочь после Кембриджа предпочла вернуться в Россию и работать официанткой, старший сын, получив корочки престижного московского вуза, трудился помощником слесаря, а младший ушел из обычной средней школы после второго класса.

2351111 октября 2017
Курцаеву понравилась игра Екатерины Потаповой, а Калинину – малинуа Фаера

Светские хроники

Курцаеву понравилась игра Екатерины Потаповой, а Калинину – малинуа Фаера

На выходных в театре Драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». Семь фактов и несколько личных мнений, одно из них субъективно-авторское – для читателей «ВОмске».

1138309 октября 2017
Официальный дилер BMW БАРС отметил 10-летие компании

Светские хроники

Официальный дилер BMW БАРС отметил 10-летие компании

В свой десятый день рождения автоцентр BMW БАРС щедро раздавал подарки. Юбилей, который решили назвать #ДеньКлиентаBMW, отметили в семейном кругу. В программе мероприятия главный акцент был сделан на запуске новой программы лояльности, дающей возможность сэкономить до 1/5 стоимости первоклассного сервиса.

65305 октября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх