Интервью с бывшими. Василий Мельниченко

Бывший омский, а ныне берлинский художник, фотограф и куратор современного искусства полагает, что городу нужны дороги, реновация жилья, рабочие места, и... дизайнеры–палачи.

57891917 ноября 2017
Интервью с бывшими. Василий Мельниченко

Эта серия, напомним, посвящена людям, в разное время и с разной степенью успешности попытавшимся покинуть Омск. Мы просим их ответить на одинаковые вопросы, ответы давая в формате as is, практически без правки, надеясь, что читателям, как и нам самим, будет интересно увидеть город со стороны, издалека — и в пространственном, и во временном измерении — и с самых разных точек зрения... Предыдущие выпуски серии можно найти по тегу «интервью с бывшими».

Сегодня в гостях «ВОмске» известный художник и куратор Василий Мельниченко.

— Василий, напомните нашим читателям, где — в каком городе, стране — вы постоянно живете?

— Берлин, Германия.

— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?

— Из Омска я уехал в 2015 году после более года травли и отказа в сотрудничестве от почти всех организаций, которые ранее сотрудничали со мной. Я просто не мог далее обеспечивать выживание моей семье.

Фото Михаила Богачева. 2015 год

— Кто был инициатором «развода»: вы или город?

— Думаю, у нас была уже взаимная нелюбовь. Если бы в городе нашлись люди с ресурсами, которые бы сочли мои идеи и способности важными для преобразования города, то я бы сейчас, возможно, руководил Омским Центром современного искусства. Но вот сейчас я понимаю, что городу нужны не Центры искусств, а свинарники и деньги.  

1

— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..

— Я руковожу в Берлине приватной школой искусств. Периодически езжу с лекциями в другие страны. Сказать, что я здесь легко устроился — неправда. Приходится работать втрое против того, что было в Омске. И временами охватывает отчаяние. Но, посмотрев по сторонам, я понимаю, что жизнь прекрасна. В Омске же в такие моменты поддержку даже от пейзажа получить не удастся.

Berlin Art School. Фото Ольги Дмитренко. 2016 год.

— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?

— В Омске остались многие друзья, родные. По ним я скучаю. Еще не хватает активности и остроты, которые были в Омске.

— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.

— Страшный сон.

Эмма Васильева и Василий Мельниченко. Фото Николая Молодцова. 2017 год.

— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?

— Омич — это человек, который вляпался в город. Не в жизнь во всей ее сложности, а в переживание города, его обреченности как собственной судьбы. Сегодня нужно перестать идентифицировать себя через место и актуализировать в сознании время. Этот ресурс не возобновляется.

Воркшоп «Белый край. Черный квадрат». Фото Ольги Лебеденко. 2017 год.

— Вы поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?

— У меня нет особой категории «земляк». Землянин мне интереснее. В Берлине периодически встречаю людей из Омска. Мы говорим друг другу «Ну надо же», и на этом всё. Омск — очень ничтожная тема для разговоров.

— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?

— В России должна произойти революция, которая как-то сдует всю тупоумную пыль, которая засела в чиновничьих кабинетах и депутатских креслах. Должны прийти люди, для которых амбиции — это налаживание экономической и политической жизни в стране в режиме минимизации влияния государства на жизненные процессы. 

Участники дебатов «Валить или оставаться?». Фото Николая Новикова. 2015 год.

— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.

— В первую очередь городу нужны дороги, реновация жилья, рабочие места, и дизайнеры–палачи, которые уничтожат всю невыносимую срань на фасадах домов и вдоль дорог. А потом уже — искусство, наука и так далее. Предлагать людям остаться в Омске на основании того, что в городе много театров (смешное утверждение), но нечем дышать и не на что жить — это как одноногому предлагать вместо протеза наслаждаться пением птиц.

Биографическая справка

Василий Мельниченко родился в Омске. Окончил Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского. Работал в газетах «Ваш Ореол» и «Коммерческие вести», в журнале «Огонек», руководил галереей «Белый куб», Школой фотографии и мультимедиа «Событие».

Организатор и куратор различных проектов в области совриска. Работы хранятся в Новосибирском художественном музее, в Музее современного искусства (Уфа), в Красноярском музейном центре, в Львовском музее истории и религии и в Fundacio Mapfre (Barcelona).

С 2015 года живет и работает в Берлине, руководит созданной им Art School Kunst Schule.

Фотогалерея работ Василия Мельниченко

Автор:ВОмске

Фото:Юлии и Василия Мельниченко и их друзей

Теги:интервью с бывшимидиаспоралюдиБерлинискусство


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

54211 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

239801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

243401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5901101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6126221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх