Интервью с бывшими. Василий Мельниченко

Бывший омский, а ныне берлинский художник, фотограф и куратор современного искусства полагает, что городу нужны дороги, реновация жилья, рабочие места, и... дизайнеры–палачи.

57671917 ноября 2017
Интервью с бывшими. Василий Мельниченко

Эта серия, напомним, посвящена людям, в разное время и с разной степенью успешности попытавшимся покинуть Омск. Мы просим их ответить на одинаковые вопросы, ответы давая в формате as is, практически без правки, надеясь, что читателям, как и нам самим, будет интересно увидеть город со стороны, издалека — и в пространственном, и во временном измерении — и с самых разных точек зрения... Предыдущие выпуски серии можно найти по тегу «интервью с бывшими».

Сегодня в гостях «ВОмске» известный художник и куратор Василий Мельниченко.

— Василий, напомните нашим читателям, где — в каком городе, стране — вы постоянно живете?

— Берлин, Германия.

— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?

— Из Омска я уехал в 2015 году после более года травли и отказа в сотрудничестве от почти всех организаций, которые ранее сотрудничали со мной. Я просто не мог далее обеспечивать выживание моей семье.

Фото Михаила Богачева. 2015 год

— Кто был инициатором «развода»: вы или город?

— Думаю, у нас была уже взаимная нелюбовь. Если бы в городе нашлись люди с ресурсами, которые бы сочли мои идеи и способности важными для преобразования города, то я бы сейчас, возможно, руководил Омским Центром современного искусства. Но вот сейчас я понимаю, что городу нужны не Центры искусств, а свинарники и деньги.  

1

— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..

— Я руковожу в Берлине приватной школой искусств. Периодически езжу с лекциями в другие страны. Сказать, что я здесь легко устроился — неправда. Приходится работать втрое против того, что было в Омске. И временами охватывает отчаяние. Но, посмотрев по сторонам, я понимаю, что жизнь прекрасна. В Омске же в такие моменты поддержку даже от пейзажа получить не удастся.

Berlin Art School. Фото Ольги Дмитренко. 2016 год.

— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?

— В Омске остались многие друзья, родные. По ним я скучаю. Еще не хватает активности и остроты, которые были в Омске.

— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.

— Страшный сон.

Эмма Васильева и Василий Мельниченко. Фото Николая Молодцова. 2017 год.

— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?

— Омич — это человек, который вляпался в город. Не в жизнь во всей ее сложности, а в переживание города, его обреченности как собственной судьбы. Сегодня нужно перестать идентифицировать себя через место и актуализировать в сознании время. Этот ресурс не возобновляется.

Воркшоп «Белый край. Черный квадрат». Фото Ольги Лебеденко. 2017 год.

— Вы поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?

— У меня нет особой категории «земляк». Землянин мне интереснее. В Берлине периодически встречаю людей из Омска. Мы говорим друг другу «Ну надо же», и на этом всё. Омск — очень ничтожная тема для разговоров.

— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?

— В России должна произойти революция, которая как-то сдует всю тупоумную пыль, которая засела в чиновничьих кабинетах и депутатских креслах. Должны прийти люди, для которых амбиции — это налаживание экономической и политической жизни в стране в режиме минимизации влияния государства на жизненные процессы. 

Участники дебатов «Валить или оставаться?». Фото Николая Новикова. 2015 год.

— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.

— В первую очередь городу нужны дороги, реновация жилья, рабочие места, и дизайнеры–палачи, которые уничтожат всю невыносимую срань на фасадах домов и вдоль дорог. А потом уже — искусство, наука и так далее. Предлагать людям остаться в Омске на основании того, что в городе много театров (смешное утверждение), но нечем дышать и не на что жить — это как одноногому предлагать вместо протеза наслаждаться пением птиц.

Биографическая справка

Василий Мельниченко родился в Омске. Окончил Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского. Работал в газетах «Ваш Ореол» и «Коммерческие вести», в журнале «Огонек», руководил галереей «Белый куб», Школой фотографии и мультимедиа «Событие».

Организатор и куратор различных проектов в области совриска. Работы хранятся в Новосибирском художественном музее, в Музее современного искусства (Уфа), в Красноярском музейном центре, в Львовском музее истории и религии и в Fundacio Mapfre (Barcelona).

С 2015 года живет и работает в Берлине, руководит созданной им Art School Kunst Schule.

Фотогалерея работ Василия Мельниченко

Автор:ВОмске

Фото:Юлии и Василия Мельниченко и их друзей

Теги:интервью с бывшимидиаспоралюдиБерлинискусство


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67105 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47807 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Юлия Купрейкина

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2547101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2974221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4543218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10025204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх