Олег Шайтан: «Как от «Дайте!» и «Сделайте!» перейти к «Давайте сделаем»?

По итогам круглого стола «Деятельность компании «Газпром нефть» и устойчивое развитие Омской области», заместитель гендиректора по персоналу и организационному развитию Омского НПЗ Олег Шайтан рассказал «ВОмске», когда заводчане работают эффективнее всего, чем прославились омские КТОСы и на что могут рассчитывать омичи, решившие «сообразить на троих» проект.

163803 декабря 2017
Олег Шайтан: «Как от «Дайте!» и «Сделайте!» перейти к «Давайте сделаем»?

- Олег Борисович, в заседании круглого стола участвовали представители власти и общественники, известные спортсмены, представители школ и вузов, не увидели мы только, кажется, ваших коллег – промышленников, бизнесменов. Создается ощущение, причем, судя по вновь процитированному на мероприятии исследованию ЦСП «Платформа», что ваша компания в гордом одиночестве реализует свои социальные проекты. Вы пытаетесь как-то изменить это положение дел, подключить коллег, есть идеи, как это сделать?

- Приоритетной для нас является, конечно, реализация своих проектов и программ, но и над этой задачей думаем, пытаемся привлекать коллег – приглашаем на разные мероприятия, включаем в состав комиссии грантового конкурса. Но, наверное, понадобится не один и не два года такой демонстрации, прежде чем она сработает. Поэтому нам не помешает и помощь журналистского сообщества.

1

Конечно, рассказывать о нас, как о какой-то «Выставке достижений народного хозяйства» не имеет смысла – надо демонстрировать современные механизмы социального инвестирования. Ведь задача – не увеличить чужие бюджеты на благотворительность, а подвести коллег к наиболее эффективному подходу, то есть к философии социального инвестирования – осмысленной и системной. Хочется, чтобы предложения о поддержке той или иной инициативы звучали не как «Сделайте для нас что-нибудь, а мы этим будем пользоваться», а «Давайте сделаем».

- На круглом столе как раз прозвучало немало предложений-просьб именно по прежней, спонсорской схеме – в основном, от общественных организаций, немного от чиновников. А кто чаще всего выступает инициатором проектов, реализуемых в рамках вашей программы социальных инвестиций «Родные города» - власти, общественники или они чаще рождаются внутри самой компании?

- Инициатива исходит, конечно, в большей степени от общественности – общественных организаций, комитетов территориального самоуправления. Весьма активны государственные учреждения образования и здравоохранения. В этом году впервые на наш грантовый конкурс мы также стали принимать заявки просто от инициативных групп жителей численностью от трех человек.

- Включили таким образом в работу ту часть общества, которую отпугивала бюрократия, возня с бумажками?

- Да, но на самом деле это произошло гораздо раньше – когда пару лет назад мы вместе с институтом «Стрелка» запускали в Омске проектную лабораторию «Город своими руками». В ней выросло достаточно много активистов, готовых тратить свое время и силы на реализацию связанных с городом идей и проектов, но не видящих смысла в создании собственных общественных организаций для претворения в жизнь отдельных инициатив. Это и вправду достаточно трудоемкий процесс. При этом и сотрудничать с НКО или какой-то бюджетной организацией такие люди не всегда желают, так как в этом случае очень часто приходится играть по чужим правилам. В итоге перед активными, энергичными, инициативными горожанами в правилах нашего грантового конкурса стоял достаточно серьезный барьер, который мы сейчас сняли.

- И каковы итоги этого эксперимента с инициативными группами?

- Изначально считалось, что у проектов таких групп выше риск неудачи, поэтому гранты для них ограничивались 50 тысячами рублей. Однако наши опасения не оправдались, проекты «индивидуалов» по качеству проработанности, как правило, нисколько не уступали инициативам общественных организаций с финансированием вдвое-втрое больше. Поэтому принято решение развивать это направление, причем не только в Омской области, но и в других регионах.

- За годы реализации программы как-то меняется соотношение числа проектов по четырем основным направлениям – «Города для людей» (благоустройство), «Новые горизонты» (образование), «Месторождение побед» (спорт), «Культурный код», меняется ли, так скажем, структура спроса на социальные инвестиции?

- Спрос, наверное, коррелирует с результатами исследования «Платформы», о котором говорили на круглом столе: наиболее востребованы проекты в сферах благоустройства, спорта и здравоохранения. Хотя в последнее время, по крайней мере, в рамках грантового конкурса, есть еще одна тенденция: становится меньше проектов, направленных на поддержку социально незащищенных групп и больше образовательных программ – в нынешнем году еще и с экологическим уклоном, заданным проведением в стране Года экологии. В следующем году мы сами постараемся сформировать новый тренд, запустив в Омской области пилотный проект «Инженеры будущего», призванный стимулировать интерес школьников к науке и технике. Этим мы и поддерживаем общероссийскую направленность, заданную руководством страны, и работаем над удовлетворением потенциальных потребностей нашего предприятия в квалифицированных специалистах технического профиля.

- Акцент на образование, на будущее – это, конечно, прекрасно и правильно, но в ваших слайдах на круглом столе были цифры, что уже сейчас 90% проектов ориентированы на молодежь. А как же другие возрастные группы? К тому же, например, главной движущей силой КТОСов, упомянутых вами среди активных «инициаторов», являются не молодые люди, а вовсе наоборот.

- Ориентация на молодежь – наша осознанная позиция. Настроения молодых омичей особо позитивными сегодня назвать сложно, а выливаются они в отток самого перспективного слоя населения из региона, очевидные последствия которого – кадровый дефицит. Это серьезная проблема, которую надо решать. Но это вовсе не означает, что омичи других возрастов не могут пользоваться результатами проектов, ориентированных на молодежь. Например, на спортивных площадках, которые мы строим вместе с Александром Шлеменко, могут заниматься люди любого возраста.

Что касается омских КТОСов, то это действительно серьезная сила. Скажу вам больше: столько проектов, сколько в Омске, мы от КТОСов не получаем ни на какой другой территории. Их стержень – люди, много лет живущие в городских районах, которые знают все их проблемы. Но когда дело доходит до устранения этих проблем на практике, за старожилами идет именно молодежь. То есть, зрелые люди вкладывают в реализацию проектов опыт и организационные знания, молодые – энергию и креатив.

- Из почти полутора сотен реализованных в регионе проектов что лично вам запомнилось больше всего? Есть ли инициативы, которые могут выйти или уже вышли за рамки Омской области, подходят для тиражирования в других регионах?

- Интересных проектов достаточно много, практически в каждом есть какое-то зерно креатива, которое можно дальше развивать. Лично мне запомнились инициативы общественной организации «Кованая рать», которая уже не раз становилась грантополучателем наших конкурсов со своими историческими проектами.

По поводу проектов, шагнувших за пределы региона – уже упомянутая проектная лаборатория «Город своими руками». Спустя два-три года после запуска проекта в Омске, мы поняли, что лаборатория заметно повышает уровень общественной активности. Участники лаборатории нередко объединяются для реализации совместных проектов. «Город своими руками» уже второй год работает в Ханты-Мансийске и там так же как у нас стала настоящей школой городских активистов.

Еще один пример: партнерская схема, по которой мы вместе со школой «Шторм» Александра Шлеменко строим в Омске спортплощадки, успешно применяется еще в пяти регионах деятельности «Газпром нефти». Можно даже говорить о тиражировании комплексного подхода ОНПЗ к социальному инвестированию в целом – он системный, с внутренней системой оценки эффективности.

- С оценкой обычных инвестиций все более-менее понятно, а по каким критериям вы оцениваете инвестиции социальные?

- Точно не по количеству пришедших на мероприятия людей или числу лайков и комментариев в соцсетях. Вообще критерии, как и сами проекты, достаточно индивидуальны, но есть и общие показатели. Один из самых важных – устойчивость проекта. Например, совместно с Фондом поддержки творческих индустрий «Креативные практики» проводили исследования креативного потенциала городов Сибири. После того, как результаты этой работы были опубликованы, омские представители креативных индустрий, которые были упомянуты в исследовании, обратились в администрацию с просьбой выделить место для реализации проектов – так родилась омская АРТ-резиденция. Вообще, мы оцениваем, например, результаты грантовых проектов не сразу после выполнения всех запланированных работ, а на следующий год. 80% инициатив живут и дальше, продолжают развиваться – с привлечением дополнительных средств, грантов, или, как говорится, «на свои». Это и есть показатель устойчивости.

- Как часто работники ОНПЗ участвуют в социальных проектах?

- Думаю, достаточно сказать, что порядка 300 заводчан активно участвуют в программе корпоративного волонтерства. Более того, в компании «Газпром нефть» уже третий проводится свой волонтерский грантовый конкурс. В этом году на конкурс поступило 118 заявок, и за каждой такая же серьезная проработка, как на «большом» грантовом конкурсе, прописано все вплоть до схем взаимодействия с органами власти, общественными организациями. При этом волонтеры гораздо быстрее налаживают в рамках своих проектов социальные связи, а работают при его реализации с такой эффективностью, с какой, как мне иногда кажется, мы ни одну установку на заводе не строили. Шучу, конечно, но основному производству это в любом случае на пользу – на заводе люди, которые в одной волонтерской команде прошли «огонь и воду», совсем по-другому друг к другу относятся. Это и есть корпоративная культура согласия.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

21.02.2019

А вы верите, что аэропорт «Омск-Федоровка» все-таки построят?

Уже проголосовало 15 человек

28.01.2019

Этично ли проводить сегодня акции, подобные раздаче «блокадного» хлеба?

Уже проголосовало 103 человека











Блог-пост

Александр Минжуренко

— историк, политик

Полина Бажан

— специалист по связям с общественностью

Полина Бажан

— специалист по связям с общественностью

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Меня не будет, а Театр – останется…»

А вот уже и четверть века промелькнуло… Февраль… И я снова пишу о тебе, Серёжа… Чтобы помнили…

75618 февраля 2019

Елена Агафонова: «Задаем себе самую высокую планку»

Председатель совета директоров «Росгосцирка», директор Омского государственного цирка рассказала о том, как в Омске готовятся к 100-летию российского цирка.

157815 февраля 2019

В омском цирке — новая программа «Шоу звезд цирка»!

Звезды циркового мира первой величины, уникальные номера с животными, головокружительные трюки: по-весеннему яркое, динамичное и захватывающее зрелище ждет вас на манеже Омского цирка с 16 марта.

148114 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 8?

Сегодняшний тест посвящен архитектуре нашего города.

78213 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 7?

Недавно отметил день рождения «первый из первых» омский губернатор.

112302 февраля 2019

Стиль жизни

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

Кредо

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

23-летний программист придумал, как зарабатывать хорошие деньги из любой точки мира – и пока не собирается покидать родной Омск.

127705 февраля 2019
Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Story

Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Старший сын Виктора Шкуренко – откровенно об отношениях с отцом, своей кондитерской фабрике и идеальной модели собственной семьи.

1917602 февраля 2019
Саша, который не спал пять лет

Откровенная история

Саша, который не спал пять лет

Что делать, если видишь перед собой потенциального пациента стационара, но понимаешь, что отправлять его туда – не лучший вариант…

1358131 января 2019
Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

Кредо

Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

29-летний предприниматель, прошедший в финал конкурса «Лидеры России» – о бизнесе со школьной скамьи, главном испытании интеллектуального первенства, а также патриотизме, госслужбе и «качалках» для ума и для тела.

143927 января 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх