Ольга Меньщикова: «Наша речь находится на кончиках пальцев»

«Когда же мой ребенок начнет говорить?» – кто из родителей не задавал себе этого вопроса. А когда начал, вопросов меньше не становится: «Будет ли он выговаривать букву «р»? «Когда начнет складывать слоги в слова»?..

119816 декабря 2017
Ольга Меньщикова: «Наша речь находится на кончиках пальцев»

Ольга Меньщикова, логопед-дефектолог, специалист по реабилитации инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Омского района, оказывающего в том числе и логопедические услуги, подобные вопросы слышит регулярно. «ВОмске» собрал самые распространенные и задал их специалисту.

Шесть популярных вопросов логопеду

1. Кажется, что детей с нарушением речи с каждым годом становится все больше. Так ли это?

– Да, это так, с каждым годом число таких детей растет. И, как правило, мы сталкиваемся со все более сложными нарушениями, от аутизма до общего недоразвития речи различного уровня. Факторов, влияющих на это, много: с одной стороны, продвинутая медицина, которая позволяет выхаживать сегодня даже очень тяжелых деток, с другой – не всегда правильное питание, стрессы… Если своевременно не скорректировать устную речь, нарушения перейдут и в письменную – это и пропуски гласных, и переставление слогов, и так далее.

2. По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста?

– Конечно, все индивидуально, но насторожить должно, что нет звуков даже в полгода, когда уже должен быть лепет. Фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трех лет. Не обязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по два-три слова. Если что-то тревожит, лучше обратиться к специалисту, а не ждать, что «не сегодня – завтра заговорит». Не стоит ориентироваться и на опыт других детей («У меня и старшенький долго молчал…»).

Если у ребенка нарушение речи, на это есть какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Один вариант – когда родители заняты и работают, мало времени уделяют ребенку, он в итоге замкнутый, застенчивый, разговаривает мало и редко. Ему особо не с кем общаться. Другой – когда нарушение речи вызвано церебральной дисфункцией, тогда без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. Логопед начинает заниматься с ребенком с 4–5 лет: «его» симптоматика – нарушение устной и письменной речи, неправильное произношение и так далее.

«Если вашему малышу исполнилось три года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к специалисту»

1

3. Помогает ли ребенку работа в группе?

– Перед глазами прекрасный пример: 16 ребят из малообеспеченных семей стали участниками проекта «Чисторечье» и получили возможность бесплатно посещать занятия по коррекции речевых нарушений в нашем центре. Весной мы подали заявку как участники программы социальных инвестиций «Родные города» по направлению «Новые горизонты» и в апреле вошли в число победителей грантового конкурса. На средства, предоставленные Омским НПЗ, мы закупили все необходимое для проведения занятий оборудование.

Теперь, благодаря поддержке нефтезавода, кабинет логопеда в центре оборудован по последнему слову техники. Есть четыре планшета и ноутбук, специальное «говорящее зеркало», индивидуальные зеркала, дидактический материал, логопедический тренажер «Дэльфа» – комплексная программа по коррекции устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами – от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи. Благодаря тренажеру мы корректируем речевое дыхание, осознаем особенности собственного голоса, развиваем лексико-грамматическую сторону речи. Главное – все эти очень серьезные процессы происходят в игровой форме и психологически не травмируют детей. На помощь нам приходят и куклы – участницы театрализованных представлений, и чудо-варежки, и другие пособия для развития мелкой моторики.

Полюбился детям бегемот: у него широко раскрыт рот, хорошо видны зубы, язык, и детям легко объяснить, как все устроено в их собственных ртах, как правильно расположить язык, чтобы получился тот или иной чистый звук. На планшетах – логопедические песенки и комплекс специальных игр: например, послушав звуки музыкальных инструментов, голоса зверей или людей, нужно правильно повторить последовательность.

Курс длился полгода, с июля по декабрь, сейчас уже завершающий этап. За это время прошло 130 занятий для 16 детей в возрасте от 4 до 7 лет, которых мы поделили на четыре группы. Ребятам очень нравится заниматься. Они приходят к нам два раза в неделю, каждое занятие длится полчаса.

А как довольны родители! Во-первых, их дети получают возможность бесплатно заниматься со специалистом, чьи услуги в городе, прямо скажем, недешевы. Во-вторых, они видят результат. И, конечно, сами участвуют в процессе. Для родителей в рамках проекта проводим методические часы, консультации психолога, учим правильно вести себя с ребенком, имеющим речевые нарушения, показываем, как правильно выполнить домашнее задание. Все в комплексе и дает результат.

«Чисторечье» – мой проект, мои детки. На нынешнем, финальном этапе мы уже развиваем связную речь и образное мышление: составить небольшой рассказ, пересказать его…»

4. Можно ли заниматься речью ребенка самостоятельно, дома?

– Конечно, если это легкие нарушения. Если у ребенка нет каких-то специфических проблем, а нужно лишь натренировать мышцы ротовой полости, то родители могут пробовать делать это дома, и у них даже может получиться. А если ребенок произносит неправильно несколько групп звуков, то лучше не рисковать. Ведь главное – не навредить. Мои детки получают карточки с домашним заданием, которое выполняют вместе с родителями. На первых этапах это артикуляционная и дыхательная гимнастика, потом – упражнения на мелкую моторику, рисование, ближе к концу курса – чистоговорки наизусть.

«Родители очень довольны, что их дети стали участниками проекта, отмечают, что очень полезными оказались и методические часы, стараются выполнять все домашние задания».

5. Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? 

– От одного занятия до одного года и даже больше: в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Все очень индивидуально. Иногда достаточно укрепить мышцы. Кому-то хватает нескольких месяцев, кому-то понадобится несколько лет. У кого-то проблемы с шипящими или свистящими, а у кого-то с несколькими группами звуков, кто-то говорит горлом – это нарушение, которое трудно исправить, потому что нужно понять, как правильно должен работать артикуляционный аппарат. Бывают и другие случаи: девочку дразнили, что она не выговаривает букву «р», а она села и за один вечер научилась. Просто повторяла и повторяла слова. У меня тоже была девочка, которая «зарычала» сразу, буквально за один урок, и мы начали закреплять это в слогах.

«По образованию я дефектолог, учитель-логопед. Всегда хотела работать с детьми, считаю, профессия моя – благородная и благодарная: помочь ребенку, вместе увидеть результаты, порадоваться им».

6. Существует ли универсальный совет родителям, который, читая эту заметку, они тут же смогут взять на вооружение?

– Пойти на кухню, почистить морковь и погрызть вместе с детьми. Не любят дети морковь? Тогда яблоко. Иногда родители дают ребенку исключительно перетертое, пюре, кашки, а это тоже отражается на речи. Если не есть твердую пищу, мышцы будут слабыми. Также родители берегут ребенка и не дают играть с колючими, шершавыми материалами и поверхностями. А ведь не зря говорят, что наша речь находится на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики – от игр с камушками и лепки фигурок из теста до занятий с современными интересными материалами, такими как кинетический песок, – очень влияет на развитие речи.

Посоветую с детства не «сюсюкать», говорить с детьми как с нормальными взрослыми людьми. Делать элементарные упражнения перед зеркалом, ту же «Обезьянку» – строить рожицы, показывать язык, двигать им вверх-вниз, тренировать все мышцы. Мое, как и детей «Чисторечья», любимое упражнение называется «Вкусное варенье». Широко открываем рот, облизываем верхнюю губу и нижнюю губу. Дома при этом можно намазать губы настоящим вареньем или медом!


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

22.05.2018

Ройзман правильно сделал, что подал в отставку?

Уже проголосовало 16 человек

15.05.2018

Как вы относитесь к возможному повышению пенсионного возраста в России? По-вашему, это...

Уже проголосовало 144 человека



Другие новости





Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Алексей Платонов

— писатель, предприниматель

Нателла Кисилевская

— журналистка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Константин Черных: «Банкротство — комфортное решение»

Руководитель компании «Общество защиты прав потребителей «Общественная защита» — о процедуре реструктуризации по закону о банкротстве и о том, что банкротство не приговор, а возможность выбраться из финансовой ямы.

70221 мая 2018

Кто самый активный депутат Заксобрания?

Сайт «ВОмске» вместе с читателями-избирателями строит первый рейтинг депутатов регионального парламента.

2828411 мая 2018

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

...из 2018 года от известной журналистки, красавицы, умницы и опытной кошелки. 

58623 мая 2018
Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Кредо

Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Деньги, дети, дурные привычки, крутые сделки, учителя и авантюры: большое интервью с управляющим партнером компании «Петролеум Трейдинг».

141918 мая 2018
Игорь Ганичев: «Делаю баню для парения – от слова «парить», то есть «летать»

Уклад

Игорь Ганичев: «Делаю баню для парения – от слова «парить», то есть «летать»

Игорь строит уникальные бани, исповедует мягкость тепла, борется с феноменом «банной роскоши» и готов продвигать новый омский бренд — баню, после которой у тебя за спиной вырастают крылья.

931317 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

…или десять выводов к 44 годам владельца сети мобильной электроники iZЮМ, автора книги «Прозрей - или мы вернем тебе деньги».

1394111 мая 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх