Волшебные скрипки «технарей», или Юбилей без пафоса

Аль Пачино — пожалуй, единственный, кого не хватало в этот вечер в Органном зале.

3380325 декабря 2017
Волшебные скрипки «технарей», или Юбилей без пафоса

Когда зазвучало знаменитое танго Гарделя из кинофильма «Запах женщины», публика завертела головами: откуда появится слепой полковник Слэйд с юной спутницей?

В сопровождении ансамбля скрипачей ОмГТУ во главе с маэстро Геннадием Хабенским актёр мог бы танцевать не три, как в кино, а все тридцать минут. И, уверяю вас, никто не был бы против.

Знакомая жаловалась: билет на Дениса Мацуева удалось купить буквально накануне выступления звезды. За шесть тысяч. Ха! На юбилейный концерт ансамбля скрипачей Ом ГТУ билетов за 250 рублей не было за полтора месяца до торжеств. Вот это я понимаю — популярность!

50 лет ансамблю скрипачей ОмГТУ — такое случается раз в пятьдесят лет. И никто, даже легендарная «Барселона» в компании с бесславно проигравшим мадридским «Реалом», в дивный субботний вечер 23 декабря не мог конкурировать с волшебными скрипками «технарей».

Про аншлаг молчу. Были все: и Владимир Шалак, и заслуженный артист России Владимир Миллер — неизменный ведущий практически всех юбилеев коллектива, и Сара Яковлевна с Эсфирью Абрамовной — в старомодных духах «Клима», но весьма болезненно реагирующие, если в нотах триОли, а играют чЕтверти с точкой.

Кто не успел, тот опоздал сделать сэлфи на фоне цвета технической интеллигенции у новогодней ёлки. Зелёная молодёжь группировалась вокруг ветеранов, изображающих то ли исполнение на одной струне а-ля Паганини, то ли жуткий момент, когда твой инструмент падает во время концерта: «Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,/Что такое тёмный ужас начинателя игры!» Джинсы, клатчи, очки на кончике носа, жилетки, белые блузы, рюкзачки, шутили, обнимались, с интересом разглядывали шары на ёлке — никакого пафоса.

Восемнадцать медиумов и проводников колдовских звуков в чёрном подействовали на возбуждённый зал, как Орфей, усмирявший волны. Концерт Вивальди пролился чудодейственным бальзамом на истерзанные предновогодним шопингом души.

Как передать музыку словами?! Говорят, игра безумца Паганини, заставляла рыдать Россини, доводила женщин до обморока и вывела из длительной депрессии самого Листа. Верю. Когда плачут скрипки, понимаешь, как мало нужно человеку для счастья.

И в финале — обязательно! — три пиано, и звенящая тишина, и взрыв аплодисментов вперемешку с криками «браво».

От потрясения даже директор Департамента культуры Владимир Шалак — чиновник, которого трудно удивить — воскликнул: «Это ж надо было до такого додуматься!» В смысле родить в политехническом институте скрипичный ансамбль, свить «гнездо музыки».

«Раньше на нас смотрели, как на чудо, — вспоминал один из первых участников коллектива, — а сегодня без ансамбля скрипачей ОмГТУ невозможно представить культурную жизнь города.

Помню, как накануне Нового 1968-го года возле студенческой ёлки кружились пары, а мы «на антресолях» играли «Романс» Шостаковича — больше в нашем репертуаре ничего и не было. Нас узнавали по «Романсу», и нам было ужасно приятно».

Буквально через год к скрипачам-энтузиастам во главе с Михаилом Георгиевичем Мировым, основателем коллектива, пришла слава. На фестивале «Волга-69» сам профессор Натан Рахлин, известный музыкант и педагог, поздравил омичей со званием лауреатов и предсказал большое будущее.

Выступления ансамбля проходили с неизменным успехом — будь то Варшавский дворец культуры или Марьяновский сельский клуб. Скрипачи одинаково выкладывались на сцене Новосибирского театра оперы и балета и в Большом концертном зале «Октябрьский», и в гастрольных турах по северу Омской области: где-нибудь в Муромцево или Седельниково.

1

За полвека существования любительского коллектива, который непрофессиональным и язык не поворачивается назвать, в нём сменилось не одно поколение музыкантов. На юбилейном вечере перед меломанами выступали скрипачи, чей трудовой стаж в ансамбле исчисляется и двадцатью, и двадцатью пятью, и даже тридцатью годами! Среди них — студенты, врач и молодой профессор, доктор технических наук. А концертмейстер Татьяна Чащина выходит на сцену 28-й сезон.

По статистике лишь 20% выпускников школ искусств становятся профессиональными музыкантами, остальные переходят в разряд любителей. Домашним музицированием сильно не займёшься — быт заедает, а вот сыграть в свободное от работы время в любительском ансамбле сам Бог велел. Директор ДШИ №6 «от лица всех преподавателей по классу скрипки» благодарил Геннадия Хабенского за то, что благодаря ему непрофессиональный музыкант может вполне профессионально сыграть на концерте, к примеру, любимое произведение Пикассо — «Танец с саблями» Арама Хачатуряна.

Помните, у Гумилёва: «Духи ада любят слушать эти царственные звуки,/Бродят бешеные волки по дороге скрипачей». И я совсем не удивлюсь, если кто-то до вечера 23 декабря страдавший аллергией на «скрипы» скрипки, услыхав в исполнении ансамбля ОмГТУ «Романс» Свиридова, сделался фанатом скрипичной музыки.

Им подвластны Бах и Таривердиев, Глен Миллер и Антонин Дворжак. А фантазии на темы еврейских народных и популярных мелодий своего руководителя Геннадия Хабенского музыканты играют с таким драйвом, что будь в Органном побольше места, публика бы пустилась в пляс.

Ни одна поклонница не добивалась встречи с маэстро так, как я надоедала ему накануне юбилейного концерта. Но поймать его не представлялось никакой возможности — у Геннадия Яковлевича всё время репетиции: то в концертном зале, то в школе искусств. Так что пришлось довольствоваться телефонным разговором.

Начала издалека. Про евреев и скрипки. Мол, исторически сложилось, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент. Еврей рождается со скрипкой в руках, а каждая еврейская мама норовит пораньше отдать своё чадо в музыкальную школу. Имена великих: Генрика Венявского, Давида Ойстраха, Иегуди Менухина, Яши Хейфеца гремели в разное время, но любая сыгранная ими нота прочно утверждала в мысли: евреи — гениальные скрипачи.

«Еврей и скрипка — это диагноз», — констатировал Хабенский. И сразу в корне пресёк мои попытки написать портрет «великого скрипача земли Омской»: «Не причисляйте меня к сонму богов! Я обычный оркестровый музыкант».

Что ж, хорошо, пусть будет обычный. Этот «обычный» музыкант уже 40 лет преподаёт в ДШИ №6: ведёт ансамбль скрипачей, который, к слову, блестяще выступил на юбилейном концерте, и струнный оркестр. Первые ученики Геннадия Яковлевича приводят к нему своих детей.

«Я не романтичен, не религиозен, не эзотеричен, — одной фразой удовлетворил моё любопытство Хабенский, — ни в каких партиях не состоял, телевизор не смотрю, политикой не интересуюсь». В общем, спрашивать, что он думает по поводу Трампа, назвавшего Иерусалим столицей Израиля, было бессмысленно. Классический музыкант-трудоголик!

Маэстро не из тех, кто считает, что «за границей луна полнее»: «Внуки живут в Израиле, а мне нравится в моём доме. Всем, чего добился в жизни, я обязан Омску». В нынешнем году заслуженный работник культуры РФ Геннадий Хабенский открыл свой 57-й сезон.

«Обычный» музыкант почти 30 лет руководит ансамблем скрипачей ОмГТУ. Как заметил Владимир Шалак, «Хабенский — искромётный, умный, талантливый музыкант, феерически весёлый человек и анекдотчик — трудно найти лучшего руководителя».

На вопрос «что вы считаете главным достижением своей жизни», музыкант не без юмора заметил: «Что я ещё живу. Что здоровье позволяет работать». И не просто работать — танцевать! Все, кто был 23 декабря в Органном зале, не дадут мне соврать. Под зажигательные джазовые импровизации пианиста Юрия Полякова Хабенский танцевал. Не один — с девушкой! Владимир Миллер не смог скрыть зависти: «Боже мой, и этому человеку 29 декабря будет 75?!»

Расскажите мне, как можно прожить больше сорока лет в Омске и не знать, что здесь уже пятьдесят лет существует такой замечательный ансамбль? Геннадий Яковлевич, конечно, меня успокоил: «Да не мучьтесь вы так, жизнь наладится!» Но я теперь всё время думаю, а вдруг и в аграрном, и в медицинском, и в транспортной ТАКОЕ ЖЕ: балалаечники с аккордеонистами репетируют и флейтисты Глюка разучивают?


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Рада Маевская

— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

294001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

293501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6406101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6592221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх