Волшебные скрипки «технарей», или Юбилей без пафоса

Аль Пачино — пожалуй, единственный, кого не хватало в этот вечер в Органном зале.

2353325 декабря 2017
Волшебные скрипки «технарей», или Юбилей без пафоса

Когда зазвучало знаменитое танго Гарделя из кинофильма «Запах женщины», публика завертела головами: откуда появится слепой полковник Слэйд с юной спутницей?

В сопровождении ансамбля скрипачей ОмГТУ во главе с маэстро Геннадием Хабенским актёр мог бы танцевать не три, как в кино, а все тридцать минут. И, уверяю вас, никто не был бы против.

Знакомая жаловалась: билет на Дениса Мацуева удалось купить буквально накануне выступления звезды. За шесть тысяч. Ха! На юбилейный концерт ансамбля скрипачей Ом ГТУ билетов за 250 рублей не было за полтора месяца до торжеств. Вот это я понимаю — популярность!

50 лет ансамблю скрипачей ОмГТУ — такое случается раз в пятьдесят лет. И никто, даже легендарная «Барселона» в компании с бесславно проигравшим мадридским «Реалом», в дивный субботний вечер 23 декабря не мог конкурировать с волшебными скрипками «технарей».

Про аншлаг молчу. Были все: и Владимир Шалак, и заслуженный артист России Владимир Миллер — неизменный ведущий практически всех юбилеев коллектива, и Сара Яковлевна с Эсфирью Абрамовной — в старомодных духах «Клима», но весьма болезненно реагирующие, если в нотах триОли, а играют чЕтверти с точкой.

Кто не успел, тот опоздал сделать сэлфи на фоне цвета технической интеллигенции у новогодней ёлки. Зелёная молодёжь группировалась вокруг ветеранов, изображающих то ли исполнение на одной струне а-ля Паганини, то ли жуткий момент, когда твой инструмент падает во время концерта: «Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,/Что такое тёмный ужас начинателя игры!» Джинсы, клатчи, очки на кончике носа, жилетки, белые блузы, рюкзачки, шутили, обнимались, с интересом разглядывали шары на ёлке — никакого пафоса.

Восемнадцать медиумов и проводников колдовских звуков в чёрном подействовали на возбуждённый зал, как Орфей, усмирявший волны. Концерт Вивальди пролился чудодейственным бальзамом на истерзанные предновогодним шопингом души.

Как передать музыку словами?! Говорят, игра безумца Паганини, заставляла рыдать Россини, доводила женщин до обморока и вывела из длительной депрессии самого Листа. Верю. Когда плачут скрипки, понимаешь, как мало нужно человеку для счастья.

И в финале — обязательно! — три пиано, и звенящая тишина, и взрыв аплодисментов вперемешку с криками «браво».

От потрясения даже директор Департамента культуры Владимир Шалак — чиновник, которого трудно удивить — воскликнул: «Это ж надо было до такого додуматься!» В смысле родить в политехническом институте скрипичный ансамбль, свить «гнездо музыки».

«Раньше на нас смотрели, как на чудо, — вспоминал один из первых участников коллектива, — а сегодня без ансамбля скрипачей ОмГТУ невозможно представить культурную жизнь города.

Помню, как накануне Нового 1968-го года возле студенческой ёлки кружились пары, а мы «на антресолях» играли «Романс» Шостаковича — больше в нашем репертуаре ничего и не было. Нас узнавали по «Романсу», и нам было ужасно приятно».

Буквально через год к скрипачам-энтузиастам во главе с Михаилом Георгиевичем Мировым, основателем коллектива, пришла слава. На фестивале «Волга-69» сам профессор Натан Рахлин, известный музыкант и педагог, поздравил омичей со званием лауреатов и предсказал большое будущее.

Выступления ансамбля проходили с неизменным успехом — будь то Варшавский дворец культуры или Марьяновский сельский клуб. Скрипачи одинаково выкладывались на сцене Новосибирского театра оперы и балета и в Большом концертном зале «Октябрьский», и в гастрольных турах по северу Омской области: где-нибудь в Муромцево или Седельниково.

1

За полвека существования любительского коллектива, который непрофессиональным и язык не поворачивается назвать, в нём сменилось не одно поколение музыкантов. На юбилейном вечере перед меломанами выступали скрипачи, чей трудовой стаж в ансамбле исчисляется и двадцатью, и двадцатью пятью, и даже тридцатью годами! Среди них — студенты, врач и молодой профессор, доктор технических наук. А концертмейстер Татьяна Чащина выходит на сцену 28-й сезон.

По статистике лишь 20% выпускников школ искусств становятся профессиональными музыкантами, остальные переходят в разряд любителей. Домашним музицированием сильно не займёшься — быт заедает, а вот сыграть в свободное от работы время в любительском ансамбле сам Бог велел. Директор ДШИ №6 «от лица всех преподавателей по классу скрипки» благодарил Геннадия Хабенского за то, что благодаря ему непрофессиональный музыкант может вполне профессионально сыграть на концерте, к примеру, любимое произведение Пикассо — «Танец с саблями» Арама Хачатуряна.

Помните, у Гумилёва: «Духи ада любят слушать эти царственные звуки,/Бродят бешеные волки по дороге скрипачей». И я совсем не удивлюсь, если кто-то до вечера 23 декабря страдавший аллергией на «скрипы» скрипки, услыхав в исполнении ансамбля ОмГТУ «Романс» Свиридова, сделался фанатом скрипичной музыки.

Им подвластны Бах и Таривердиев, Глен Миллер и Антонин Дворжак. А фантазии на темы еврейских народных и популярных мелодий своего руководителя Геннадия Хабенского музыканты играют с таким драйвом, что будь в Органном побольше места, публика бы пустилась в пляс.

Ни одна поклонница не добивалась встречи с маэстро так, как я надоедала ему накануне юбилейного концерта. Но поймать его не представлялось никакой возможности — у Геннадия Яковлевича всё время репетиции: то в концертном зале, то в школе искусств. Так что пришлось довольствоваться телефонным разговором.

Начала издалека. Про евреев и скрипки. Мол, исторически сложилось, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент. Еврей рождается со скрипкой в руках, а каждая еврейская мама норовит пораньше отдать своё чадо в музыкальную школу. Имена великих: Генрика Венявского, Давида Ойстраха, Иегуди Менухина, Яши Хейфеца гремели в разное время, но любая сыгранная ими нота прочно утверждала в мысли: евреи — гениальные скрипачи.

«Еврей и скрипка — это диагноз», — констатировал Хабенский. И сразу в корне пресёк мои попытки написать портрет «великого скрипача земли Омской»: «Не причисляйте меня к сонму богов! Я обычный оркестровый музыкант».

Что ж, хорошо, пусть будет обычный. Этот «обычный» музыкант уже 40 лет преподаёт в ДШИ №6: ведёт ансамбль скрипачей, который, к слову, блестяще выступил на юбилейном концерте, и струнный оркестр. Первые ученики Геннадия Яковлевича приводят к нему своих детей.

«Я не романтичен, не религиозен, не эзотеричен, — одной фразой удовлетворил моё любопытство Хабенский, — ни в каких партиях не состоял, телевизор не смотрю, политикой не интересуюсь». В общем, спрашивать, что он думает по поводу Трампа, назвавшего Иерусалим столицей Израиля, было бессмысленно. Классический музыкант-трудоголик!

Маэстро не из тех, кто считает, что «за границей луна полнее»: «Внуки живут в Израиле, а мне нравится в моём доме. Всем, чего добился в жизни, я обязан Омску». В нынешнем году заслуженный работник культуры РФ Геннадий Хабенский открыл свой 57-й сезон.

«Обычный» музыкант почти 30 лет руководит ансамблем скрипачей ОмГТУ. Как заметил Владимир Шалак, «Хабенский — искромётный, умный, талантливый музыкант, феерически весёлый человек и анекдотчик — трудно найти лучшего руководителя».

На вопрос «что вы считаете главным достижением своей жизни», музыкант не без юмора заметил: «Что я ещё живу. Что здоровье позволяет работать». И не просто работать — танцевать! Все, кто был 23 декабря в Органном зале, не дадут мне соврать. Под зажигательные джазовые импровизации пианиста Юрия Полякова Хабенский танцевал. Не один — с девушкой! Владимир Миллер не смог скрыть зависти: «Боже мой, и этому человеку 29 декабря будет 75?!»

Расскажите мне, как можно прожить больше сорока лет в Омске и не знать, что здесь уже пятьдесят лет существует такой замечательный ансамбль? Геннадий Яковлевич, конечно, меня успокоил: «Да не мучьтесь вы так, жизнь наладится!» Но я теперь всё время думаю, а вдруг и в аграрном, и в медицинском, и в транспортной ТАКОЕ ЖЕ: балалаечники с аккордеонистами репетируют и флейтисты Глюка разучивают?


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 30 человек

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 76 человек













Блог-пост

Александр Карант

— предприниматель

Алексей Фирсов

— социолог

Вадим Мелешко

— Редактор

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кто из городских чиновников самый эффективный?

«ВОмске» строит рейтинг глав подразделений омской администрации.

126708 ноября 2019

Министерство туризма Израиля: «Отказ во въезде составляет меньше 1%»

Почему туриста может ждать длительный досмотр на границе Израиля? Могут ли его депортировать? Появятся ли прямые рейсы из Омска в Тель-Авив или Эйлат? Безопасно ли лететь отдыхать в страну трех религий сегодня? На вопросы «ВОмске» отвечает замдиректора департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Воронцова.

159231 октября 2019

Александр Макаров: «На Играх в Токио я буду представлять, что великий Фелпс плыл по моей дорожке»

Это круче, чем обогнать стаю акул. Потому что самое трудное в этой жизни преодолеть и победить себя…

132221 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

801716 сентября 2019

Стиль жизни

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

30916 ноября 2019
Любовь, коньки и голуби

Story

Любовь, коньки и голуби

Фигуристка Дарья Тарасова, артистка и руководитель кордебалета программы Омского цирка «Белые медведи на льду», — о «скользящей опоре» нового шоу, а также о том, как цирк расправил ей крылья и подарил новые.

56612 ноября 2019
Воздушные замки Валерия Юрьева

Story

Воздушные замки Валерия Юрьева

Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.

113930 октября 2019
Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

Story

Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

«Клоуны нужны людям как чистый воздух», — уверен ковёрный, который с детства «болел» клоунадой и в результате она стала его профессией. Клоунский дуэт Андрея Машонкина и его сына Ивана Артамонова — участники новой  программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду».

160827 октября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх