Оценить и наградить: миссия выполнима

Самый известный, самый титулованный и самый народный — он снова всех победил.

143114 января 2018
Оценить и наградить: миссия выполнима

— Ну, что Георгий Петрович, все награды получили? — поинтересовалась вахтёр у Мастера, устало спускающегося со ступенек Дома художника, словно Зевс с Олимпа.

— Сколько мог унести!

Самый известный, самый титулованный и, по мнению одного из членов жюри, самый народный, он снова всех победил. На сей раз по итогам ежегодной выставки-конкурса на лучшее художественное произведение 2017 года среди художников-профессионалов. И «Приз зрительских симпатий» тоже отдали Кичигину.

Обидеть художника может каждый. А вот наградить, присовокупив к Диплому I степени сертификат на сумму 10000 рублей, — только строгие и неподкупные коллеги из профессионального сообщества.

В поисках истинных ценностей и творцов с большой буквы 74 члена Омского отделения Союза художников России в тринадцатый раз «скрестили» лучшие работы за прошедший год.

По традиции в декабре всю чудодейственную силу своего таланта на публику и жюри служители Аполлона обрушили в выставочном зале Дома художника. Награды нашли своих героев спустя месяц. Не на Парнасе — по тому же адресу: Лермонтова, 8. Их торжественно вручали под музыку Дебюсси, расцвеченную огнями новогодней ёлки.

В ожидании корпоратива всё смешалось в начале шестого вечера 12 января в alma mater омских художников: искусство монументальное и декоративно-прикладное, выразительная скульптура и эффектная графика, живопись и верхняя одежда, сваленная кучей у входа (гардероб не работал).

Харизматичные мэтры (таких, как они, уже давно не делают), таинственно улыбались в пышные усы, и молодая художественная поросль, всегда готовая взлететь на Парнас, вежливо внимала их мудрым речам.

От вспышек «Кэнонов» и «Никонов» рябило в глазах. Фотографы быстрей папарацци, засёкших Мадонну с новым бой-френдом, старались запечатлеть шедевры made in Omsk для потомков. Несомненным украшением мероприятия служили искусствоведы не от мира сего.

Студенты и школьники почтительно замерли в почётном карауле перед триптихом предполагаемого победителя. Тонко хохмили: «Саня, старый хрен, ты ещё живой?» За шутками старались скрыть лёгкое волнение...

... но директор департамента городской культуры Владимир Шалак всех успокоил: «Вы талантливы. Это не обсуждается!» И вообще, признался чиновник, «я давно не видел такой тёплой, профессиональной и красивой выставки!» Тут все разом выдохнули.

Какому творческому человеку не хочется, чтобы «мир лежал у его ног и тихонько постанывал от восхищения»? Омские художники превыше всего ценят мнение собратьев по кисточке и мольберту. Они жаждут объективной оценки своих трудов. У каждого принявшего участие в творческом состязании есть имя — такой «магией» можно долго брать публику. Но фамилия фамилией, а истина дороже.

Принцип шорт-листа, используемый жюри при оценке работ, не позволил «продавить» соседа по мастерской или старого друга. Всё было предельно демократично и объективно. Арифметика чистой воды: проголосовали, посчитали, подвели итоги. И никто не кричал, как Остап Бендер: «Пошляки! Творение художника нельзя измерить своим аршином. С художником нужно обращаться бережно».

«Выставка-конкурс на лучшее художественное произведение — это корпоративная цеховая оценка, — считает искусствовед Владимир Чирков. — Очень пристрастная. Здесь не существует послаблений, поэтому попасть в число призёров сложно. Условия соревнования таковы, что каждый художник выставляет до трёх вещей без выставкома — то есть, самое лучшее с его точки зрения за последний год. В каждой номинации членам жюри нужно было выбрать только три фамилии, три произведения».

Получается что-то вроде самопроверки, которая для начала, уж простите за тавтологию, «проверяется коллегами, а потом и зрителями». Лучшего «стимула для саморазвития художника» не придумаешь.

«Главное — что жюри отметило в работах отсутствие агрессии, — говорит Владимир Чирков, — это искусство в пространстве гуманизма. На выставке представлены произведения и драматического, и даже трагического свойства. Но таковы законы: где есть высокая трагедия, там есть высокая поэзия. Это идёт ещё из Древней Греции».

В самой «малонаселённой» номинации «Декоративно-прикладное искусство» в этом году, впрочем, как и в прошлом, победительницей стала Татьяна Колточихина. Нынче непревзойдённый мастер в технике батика удивляла эмалью. Дипломы II и III степеней достались Игорю Николаеву и Максиму Голубю.

В номинации «Скульптура и монументальное искусство» Александр Капралов вновь «уступил» первое место даме. Большинство голосов жюри отдало работам Натальи Скрипкиной.

В номинации «Искусствоведение, художественная критика и кураторский проект» дипломы лауреатов получили Елена Боброва, Людмила Богомолова и Егор Минин.

И, как водится, самая ожесточённая творческая борьба развернулась среди графиков и живописцев. Здесь, по признанию членов жюри, вырваться в лидеры было невероятно сложно.

Председателю Омского отделения Союза художников России Андрею Машанову за графический триптих «Тайная вечеря» вручили Диплом I степени. Второе и третье место присудили Игорю Санину и Ольге Кошелевой.

А вот живописцам волей-неволей пришлось выделять по два вторых и третьих места. Дипломы II степени поделили Евгений Дорохов и Георгий Пилипенко, третьей — Виталий Латышенкои и Сергей Лисица. От городского музея «Искусство Омска» Сергею Владимировичу также вручили сертификат на 50000 рублей — скромный, но весьма приятный бонус для дальнейших творческих поисков.

Триптих «Омские пазлы. Касание гения», как магнит, притягивал к себе зрителей до того волнительного момента, когда работы Георгия Кичигина были признаны лучшими и Фарида Буреева, директор музея изобразительных искусств имени Врубеля, вручила мастеру заслуженные награды и цветы, цитируя великого Леонардо.

Расшифровать культурные коды, спрятанные мэтром в портретах Михаила Врубеля, Михаила Ульянова и Фёдора Достоевского, любезно согласился один из коллег Георгия Петровича, скромно представившийся «просто зрителем»:

«В живописи всегда есть причастность к Создателю, и цветные пазлы, вставленные в разном количестве в каждый портрет, определяют их место в душе художника. У Ульянова цветных пазлов нет, у Врубеля одна вставка, у Достоевского две. Это то, что художник чувствует по Богу данному таланту.

Именно в пазлах заключается ответ на вопрос, что сделало этих людей такими. У Достоевского — это каторга, куда он пришёл одним человеком, и откуда вышел совершенно другим. Трагедия Врубеля — это его судьба, которая привела художника в сумасшедший дом, его сын Савва, умерший во младенчестве. Безумие Врубеля проступает даже в листьях сирени. Глядя на них, можно почувствовать ужас, свойственный всем психически нездоровым людям. Художник рассказывает нам о внутреннем состоянии Врубеля через эти пазлы.

Ульянова называть гением Кичигин не торопится. Это лицедей, человек, способный мастерски перевоплощаться. Но он не обнаруживает в актёре новых, собственных привнесённых в мир вещей. Костюм Ульянова составлен из одежды его персонажей: слева — тельняшка из фильма «Добровольцы», справа — свитер из фильма «Тема». Но поскольку актёр возвращался в родные места, в Омск, художник его уважает. И рисует речку, где известный актёр купался ещё мальчишкой, его дом и гнездо, из которого он когда-то вылетел».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

09.01.2018

Ждете ли вы перемен в своей жизни в 2018 году?

Уже проголосовало 62 человека

09.01.2018

Как вы оцениваете для себя прошедший 2017 год?

Уже проголосовало 60 человек





Блог-пост

Алексей Фирсов

— социолог

Нателла Кисилевская

— журналистка

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Агафонова. Ни слова о цирке

Кредо

Елена Агафонова. Ни слова о цирке

…но две тысячи слов о семье, вере, йоге и личной жизненной философии директора Омского цирка.

 

189612 января 2018
Марина Хариби: «Завтрак мне подают в одной посуде, обед – в другой»

Еда

Марина Хариби: «Завтрак мне подают в одной посуде, обед – в другой»

Марина Хариби в «Гастрономической симфонии»: владелица «Росювелирторга» провела вечер в кафе «Монплезир», отведала палтуса под соусом вишисуаз и заодно рассказала, ради кого впервые за долгие годы готова сама встать к плите.

3559603 января 2018
Хоккеист павлодарского «Иртыша» на сцене сделал предложение приме музтеатра Нине Маляренко

Светские хроники

Хоккеист павлодарского «Иртыша» на сцене сделал предложение приме музтеатра Нине Маляренко

Ведущая балерина Омского музыкального театра получила предложение руки и сердца сразу по окончании спектакля в минувший четверг. (ВИДЕО)

79731 декабря 2017
Семикин-младший взял в жены «железную леди»

Светские хроники

Семикин-младший взял в жены «железную леди»

26-летний сын предпринимателей Андрея и Татьяны Семикиной Иван надел кольцо на палец своей невесте Алине.

270822 декабря 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске







Новости smi2.ru

Наверх