Николай Павленко: «Все теплокровные поддаются дрессуре, включая человека»

Обладатель циркового «Оскара» объясняет, почему невозможно заставить животное делать то, что оно в природе не делает, и откровенно рассказывает о трудном искусстве циркового дрессировщика.

8489126 января 2018
Николай Павленко: «Все теплокровные поддаются дрессуре, включая человека»

В Омском цирке лауреат госпремии России покажет легендарный аттракцион, вошедший в золотой фонд российского искусства. Дрессировщик выходит на арену не только без шамберьера — хлыста, с которым ассоциируются укротители, но и без длинной палки. Дюжиной суматранских тигров, одних из самых агрессивных и злобных в мире, он управляет лишь взмахами дирижерской палочки. Как он это делает, загадка не только для зрителей, но и для профессионалов. Но некоторыми секретами Николай Карпович поделился:

— Мне никогда не нравился звук резкого хлопка хлыста и палки, ради которого, собственно, их и применяют, вырабатывая условный рефлекс: звук — команда — трюк. Конечно, для самообороны тоже, но и она строится на рефлексе: животное обычно пугается резкого звука. У меня тяга к мушкетерским манерам. Олег Попов, с которым я работал шесть лет, как-то посоветовал: «Из тебя выйдет прекрасный Д'Артаньян, попробуй». Смастерил шпагу, попробовал — не то. И тут как раз фигурист Ардо Ренник прислал мне титановые лыжные палочки, самые современные по тем временам — легкие, удобные. Сделал палку длинной 80 сантиметров, но на арене ударил по тумбе, она и сломалась надвое. И я забыл об этом! Мне работать, выходить на арену, а вместо палки — короткий обломок. Ну что делать, надо идти. Сам не знаю, откуда взялись эти дирижерские движения: может, потому, что я был во фраке? Тогда немецкая пресса и написала обо мне: «Караян в клетке». Огромная честь: Герберт фон Караян — величайший дирижер послевоенного поколения. Но и великая ответственность — стал развивать движения.

Когда выхожу на арену, забываю обо всем. Перед этим могу волноваться, дергаться, но только перешагнул порог — все, никакого мандража. Сама дрессура помогает, конечно. Когда уверен, что животное сделает все, как надо, можешь позволить себе быть артистом. На представлении в Монте-Карло 23 года назад, где и получил «Золотого клоуна», сцепились четыре самки, моментально остальные подключились. Клубок из 17 тигров на сцене! И один мой поворот, одно движение — он распался… Видимо, эффектом неожиданности взаимоотношений человека и животного, я и покорил публику. Прежде, чем выйти на арену, артист должен понять, что он хочет показать, — взаимоотношения, достижения. У меня получается гармония между человеком и животным, общение без давления.

1

Все теплокровные поддаются дрессуре, включая человека. Чтобы ребенок стал чистить зубы по утрам и мыть руки перед едой, его надо к этому приучить — объяснить много раз. Но он понимает слова, а у животных есть только зачатки разума. Обычно я делаю десять повторений. И если тигр исполняет трюк без сбоя десять раз, больше не репетирую. Тигры запоминают на всю жизнь. У меня они начинают работать в десять месяцев, до двух-трех лет постепенно вживаются в репертуар. Поэтапно! Дрессура — это выработка условного рефлекса, методы которой строятся на работе центральной нервной системы. Она должна впитать то, чему учит человек. А она впитает тогда, когда будет расслаблена. Когда животное спокойно, когда доверяет, человек превращает его в тесто, из которого лепит то, что ему нужно. Великий наш дрессировщик Владимир Дуров называл это «обезволить». Но животное должно понимать, кто тут доминирующая особь. Как только нарушается невидимая грань между человеком и диким животным, происходит трагедия.

У меня было два случая, когда оставался один на один с агрессивным тигром. И бросался на него первым. Вряд ли в цирке кто-то рискнет отменить пневматическое оружие и воду. Но я ими не пользуюсь. Животные боятся неожиданности. А тигр услышит выстрел сегодня, завтра — привыкнет. Видел я, как дрессировщик выстрелил, а он засмотрелся на колечко дыма. Главное — не бояться. С юности помню случай, когда лев выскочил из клетки. Люди, конечно, кто куда. Один рабочий успел лишь на невысокий сарай заскочить, и лев увидел, что достаточно одного прыжка. Пан или пропал: парень распахнул плащ и сам сиганул на него. Царь зверей испугался! Убежал, спрятался в клетке. Я не знаю, что это. Биополе? Напор? Но напор — это не битье, а разум. Человек умнее, хитрее, изощреннее, он должен пользоваться этим. Животное всегда продаст, если с ним плохо обращаются. Если ты хам, это видно. Грубостью можно, к сожалению, научить человека. Но не тигра.

Животные — ценность, и чем дальше, тем больше — негде брать. Это у меня размножаются: уже шестое поколение, родившееся в цирке. Только из-за них и работаю. Ушел бы уже на пенсию, и получать буду больше: я же народный артист, сразу 30 тысяч прибавят. Но старшей тигрице — 18, младшему — 9. Хочу, чтоб после моего ухода им долго не мучиться. Никто не будет так ухаживать, так кормить, так заботиться… И они не будут работать ни у кого другого. Каждое животное — штучное. Есть бездарные, есть злобные — живут в одном вольере и ненавидят друг друга. Бездарных люблю, потому что их работа дается мне потом и кровью, талантливых — за то, что бог дал прекрасную нервную систему: легко усваивают то, что я хочу. Любить они не умеют. Хищник — машина для убийства, в его психологии — убивать все, что движется. Приручаются слабые, и степень «любви», то есть прирученности зависит от здоровья. Как-то мой коллега ругал двенадцатилетнего сына за грязные руки. А пацан отвечал, где вы видели нормального мальчишку с чистыми руками? Он мне преподал урок — крепкому, сильному дозволено и босячество, и хулиганство.

Сейчас некие якобы зеленые начали активно нападать на цирк. Думаю, среди них немало неудавшихся дрессировщиков. Говорят, мы заставляем делать то, что животное в природе не делает. Но это невозможно! Нельзя заставить тигра ходить на передних лапах, а лошадь — крутить педали. Свои возможности у каждого вида животных. В живой природе они живут семь-восемь лет, а у меня — по двадцать! Что, у них стрессов в природе нет? Там постоянная борьба за жизнь! Конечно, и среди нас всякие есть, и нам надо меняться. Цирки построены полвека назад, а предела совершенства в содержании животных нет. Выдающийся зоолог Джеральд Дарелл ставил обезьянам клетки вперемешку с хищниками, копытными, чтобы они видели врагов, друзей, конкурентов. Нельзя животное посадить под колпак, нельзя лишать жизненно необходимых вещей. Я первый поселил тигров вместе, в вольере. Клетки используются только для приема пищи: едят они отдельно, иначе сожрут друг друга.

Конечно, нужна школа дрессуры. Сколько сейчас несчастных случаев в частных цирках! Раньше был государственный цирк, комиссии, ограничения, сейчас купил животное, на поводке поводил — вот уже и дрессировщик. И любить надо — животных, свое дело… Я животных любил всегда. После войны ведь выживали с помощью огорода и животных. Мамины были куры, мои — кролики и козы. И пас, и доил. В шестнадцать лет пошел в зверинец чистить дерьмо слона, потому что знал, иначе деревенскому пацану не стать дрессировщиком. У меня принцип: чем больше работаю, тем меньше знаю. Берешь тигренка, думаешь: «Господи, были идиоты, но чтоб такие!..». А он вырос и всех моих артистов затмил! Наверное, за 57 лет в цирке я стал на них похож.

Французский коллега заметил, что двигаюсь, как они. По характеру тоже — быстро загораюсь, потом понимаю, что надо подождать. Тигры такие же: в лоб не идут. Люблю, когда душа поет. Думаю, это и есть счастье — прожить жизнь так, как хочется.

Автор:Наталья Яковлева

Фото:Ангелины Яковлевой

Теги:циркживотные


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67505 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2559101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2985221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4552218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10035204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх