Семь пятилеток с Достоевским
28 января Омский государственный литературный музей имени Достоевского в узком «семейном» кругу отпраздновал скромный юбилей.
2776130 января 2018
168 лет назад Омск блестяще исполнил роль земного ада в судьбе Достоевского. Русскому Данте пришлось прожить с каторжным сбродом целых четыре года. И лишь в доме благородного коменданта крепости де Граве «униженный и оскорблённый» литератор нашёл сочувствие.
Кто знает, может, именно за эту «малость» провидение оставило в живых аутентичные стены, запомнившие негромкий голос и поступь будущего гения мировой литературы…
128 января Омский государственный литературный музей имени Достоевского в узком «семейном» кругу отпраздновал скромный юбилей. И вышел на финишную прямую юбилея иных масштабов: через три года всё прогрессивное человечество отметит 200-летие со дня рождения классика русской словесности.
И что нам та самовлюблённая Москва в компании с заносчивым Петербургом?! Как точно подметил тобольский меценат Аркадий Елфимов, поздравлявший омичей, великого Достоевского «сделали» два города: Тобольск, где жёны декабристов одарили бедного арестанта Евангелием, и Омск, в котором он четыре года его штудировал. Пока не понял одну простую вещь: не писательское это дело - знаменем на баррикадах размахивать.
В два часа пополудни в мекке хранителей сибирской литературы самые дорогие гости: работники культуры, литераторы, меценаты, друзья музея – горячо приветствовали друг друга. И Фёдор Михайлович в шляпе задумчиво смотрел с картины народного художника Глазунова на разноцветные гирлянды воздушных шаров, развешанных по случаю праздника, к которому имел самое прямое отношение.
Положа руку на сердце, признаемся: Достоевский собирался в Италию. Молодой успешный литератор бредил шекспировской Вероной: Ромео, Джульетта, «и всюду страсти роковые», но вопреки намерениям вместо Италии «загремел» в Сибирь. Воистину, «нет ничего фантастичнее действительности», как обронил позже сам гений…
…3 января 1850 года на Семёновском плацу с высочайшего ведома разыграли дьявольский спектакль. С предсмертными белыми рубахами, приложением к кресту, привязыванием к столбам и объявлением о помиловании в самый последний момент, когда душа уже была готова отлететь к Господу. Один из приговорённых Николай Григорьев сошёл с ума. Вот такое было самодержавие.
Что чувствовал в тот момент осуждённый Достоевский, можно прочесть в романе «Идиот».
А потом, вслед за Радищевым и декабристами, – «увлекательное» путешествие из Петербурга в Тобольск, и, здравствуй, Сибирь-холодырь, земной ад.
Из Тобольска – по Московско-Сибирскому тракту, через нынешние Большеуковский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский районы, – ещё четыреста вёрст по «намоленной» бунтовщиками да разбойниками дорожке.
Взору предстали унылые заснеженные равнины с берёзовыми колками. По льду пересекли Иртыш, с тракта вбежали на Тобольскую (нынешнюю Орджоникидзе) и через каменную арку Тарских ворот в крепость, в Степной бастион, где находился Омский каторжный острог. На дворе стояло 23 января 1850 года от Рождества Христова…
Лукавые ведущие юбилея обещали «рассказ», «бегло перелистать страницы истории», перечислить тех, «кто сыграл и ещё играет свои роли» на музейных «подмостках», но вышла целая «повесть», и к исходу третьего часа торжеств ряды гостей заметно поредели. Остались самые стойкие. И как Владимир Иванович Селюк, вычисливший меня в гардеробе, ни уговаривал дождаться чаю, я ретировалась, оставив сладкий «десерт», финал с пирогом, на совесть моего фотографа.
«Какой-то «неюбилейный» у вас юбилей», - пытались плеснуть свою ложечку дёгтя в бочку праздничного музейного мёда завистники. Настоящим «всамделишным» юбилеем у нас принято считать сто или, в крайнем случае, пятьдесят лет. Но в трудном, альтруистичном музейном деле год идёт за два, потому и 35 – самый что ни на есть юбилей.
Неофициально учреждение существует почти 90 лет: о его создании заговорили в 1928-м. Далее события развивались чисто по-русски, неспешно. В августе 1960-го приняли решение об открытии. Но чтобы «сказка стала былью», сначала, в 1968-м, в Омск должен был приехать внук писателя и вместе с краеведами отыскать на территории крепости здание, связанное с судьбой Достоевского. Потом больше десяти лет ухлопали на расселение обитателей двенадцати квартир, обживших уютный комендантский дом. Прибавьте сюда время на капитальный ремонт и поиски экспонатов по окрестным деревням, и вы, пожалуй, как директор музея Виктор Соломонович Вайнерман, вложивший в него восемь пятилеток своей жизни, придёте к закономерному выводу: «Терпение – вот главная добродетель музейщика».
Мужественно выслушав историю появления на свет «единственного в Западной Сибири», представители обоих писательских Союзов пожелали, чтобы отныне планы служителей музея реализовывались в более сжатые сроки.
Министр Юрий Трофимов, проникшись важностью грядущих событий, обещал всяческую помощь и поддержку. Как то: восстановление комендантского дома, реэкспозицию, аудиогиды, обустройство памятного место, где был найден фрагмент казармы, в которой ссыльнокаторжный второго разряда Фёдор Достоевский, переосмысливая всю свою прежнюю жизнь, задумал «Записки из Мёртвого дома», сравнимые разве что с фресками Микеланджело «Страшный суд».
Актриса драмтеатра Татьяна Филоненко заметила, что, в отличие от острога, литературный музей никогда не был «мёртвым домом» - только живым, потому что в нём собирались литераторы, актёры, музыканты, студенты. А директор Арт-галереи «Квадрат» Светлана Бойко, соседствующая с «Достоевским», призналась, что ей «нравится греться в лучах славы музея».
Омск всегда немного тушевался перед Москвой и Питером. Потому что некоторые о роли провинциального города в судьбе великого писателя говорили вскользь, между делом.
Да, это в Омске его, дворянина, «поставили на самую низшую социальную ступень». Достоевского тошнило от скотского быта и нравов каторжной публики: «Выйти за нуждою уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются, и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжники воняют как свиньи… Блох, вшей и тараканов четвериками».
Но ведь не Москва и не Питер «пробудили» в Достоевском «Гения» - это сделал Омский острог…
Экс-начальник омской культуры Нина Генова, на чьих глазах рождался музей имени великого писателя, пришла на праздник с подарками и идеями. Назвав пребывание Достоевского в Омске «брендообразующим фактором», она отметила, что гений нужен нашему городу не только для привлечения туристов, а его имя надо присваивать не одному университету.
Хорошо бы сделать так, чтобы «глыба и матёрый человечище», да простит меня Лев Толстой, органично вошёл в нашу повседневную жизнь, наполнил омскую культуру и всё наше жизненное пространство. Надо, чтобы Достоевский вышел за стены музея: шагнул в широкие массы, смешался с людским потоком, и каждый почувствовал его крепкое плечо.
«Господа, его надо выпустить!» - проходило красной нитью сквозь поздравительную речь уважаемой Нины Михайловны.
«Человек, который дарит не только материальные ценности», бизнесмен Виктор Титарёв, на дне рождения музея тоже «выступил с сольным номером». Будучи истинным сыном своего времени и человеком сугубо деловым, Виктор Владимирович логично резюмировал выступления своих предшественников: «Нам надо научиться ЭТО продавать».
Звучала флейта...
...и прекрасные песни омского композитора Льва Фёдора в исполнении Анны Ракитиной.
Директора омских музеев в арестантских шапочках и белых рубашках с выражением читали письма Достоевского про «городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». И все дарили, дарили, дарили…
Что? Книги! Потому что книги - лучший подарок.
Из необычных презентов - фрагмент кирпичной кладки Воскресенского собора и дивный круглый столик на резных ножках от осуждённых колонии №7, о котором, по словам Виктора Соломоновича, музейщики «мечтали всю жизнь». Дело в том, что раньше у них такой был, но когда коллектив дружно засобирался из-под крыла историко-краеведческого музея и решил, как взрослый, жить отдельно, инвентарь было велено оставить.
Художник Игорь Николаев преподнёс в дар любимому музею серию работ «По местам каторги». Как сказал счастливый директор, хоть завтра «можно устраивать мини-выставку!».
А омский Левша Анатолий Коненко, памятуя о том, что места здесь мало, подарил раковину с крошечной жемчужиной, на которой уместилась целая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.
Краевед Владимир Селюк, к слову, один из восьми награждённых специально учреждённым к 35-летию музея памятным знаком, тут же выдвинул гениальную идею присовокупить к музею Достоевского Дом Антона Сорокина, что на Лермонтова, 28-А, и сделать его филиалом Омского литературного.
Зал одобрительно загудел: «Ну, Селюк, голова!», а лицо Виктора Соломоновича Вайнермана просияло радостью и надеждой.
* * *
Больше фотографий смотрите в галерее и в подборке на странице «ВОмске» в Фейсбуке.
Фото:Алексей Озеров, ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 101 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
«Потенциал есть, но нужно обелять рынок»
1110115 апреля 2024
Четыре строчки про главное. Про вопросы, на которые трудно ответить
105013 апреля 2024
Итоги недели с Олегом Золотовым
91715 апреля 2024
Выбор редакции
76829 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
139317 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1653129 февраля 2024
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии