Семь пятилеток с Достоевским

28 января Омский государственный литературный музей имени Достоевского в узком «семейном» кругу отпраздновал скромный юбилей.

1677129 января 2018
Семь пятилеток с Достоевским

168 лет назад Омск блестяще исполнил роль земного ада в судьбе Достоевского. Русскому Данте пришлось прожить с каторжным сбродом целых четыре года. И лишь в доме благородного коменданта крепости де Граве  «униженный и оскорблённый» литератор нашёл сочувствие.

Кто знает, может, именно за эту «малость» провидение оставило в живых аутентичные стены, запомнившие негромкий голос и поступь будущего гения мировой литературы…

1

28 января Омский государственный литературный музей имени Достоевского в узком «семейном» кругу отпраздновал скромный юбилей. И вышел на финишную прямую  юбилея иных масштабов: через три года всё прогрессивное человечество отметит 200-летие со дня рождения классика русской словесности.   

И что нам та самовлюблённая Москва в компании с заносчивым Петербургом?! Как точно подметил тобольский меценат Аркадий Елфимов, поздравлявший омичей, великого Достоевского «сделали» два города: Тобольск, где жёны декабристов одарили бедного арестанта Евангелием, и Омск, в котором он четыре года его штудировал. Пока не понял одну простую вещь: не писательское это дело  -  знаменем на баррикадах размахивать.

В два часа пополудни в мекке хранителей сибирской литературы самые дорогие гости: работники культуры, литераторы, меценаты, друзья музея – горячо приветствовали друг друга. И Фёдор Михайлович в шляпе задумчиво смотрел с картины народного художника Глазунова на разноцветные гирлянды воздушных шаров, развешанных по случаю праздника, к которому имел самое прямое отношение.

Положа руку на сердце, признаемся: Достоевский собирался в Италию. Молодой успешный литератор бредил шекспировской Вероной: Ромео, Джульетта, «и всюду страсти роковые», но вопреки намерениям  вместо Италии  «загремел» в Сибирь. Воистину, «нет ничего фантастичнее действительности», как обронил позже сам гений…

…3 января 1850 года на Семёновском плацу с высочайшего ведома  разыграли дьявольский спектакль. С предсмертными белыми рубахами, приложением к кресту, привязыванием к столбам и объявлением о помиловании в самый последний момент, когда душа уже была готова отлететь к Господу. Один из приговорённых Николай Григорьев сошёл с ума. Вот такое было самодержавие.

Что чувствовал в тот момент осуждённый Достоевский, можно прочесть в романе «Идиот».

А потом, вслед за Радищевым  и декабристами, – «увлекательное» путешествие из Петербурга в Тобольск, и, здравствуй, Сибирь-холодырь, земной ад.

Из Тобольска – по Московско-Сибирскому тракту, через нынешние Большеуковский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский районы, – ещё четыреста вёрст по «намоленной» бунтовщиками да разбойниками  дорожке.

Взору предстали унылые заснеженные равнины с берёзовыми колками. По льду пересекли Иртыш, с тракта вбежали на Тобольскую (нынешнюю Орджоникидзе) и через каменную арку Тарских ворот в крепость, в Степной бастион, где находился Омский каторжный острог. На дворе стояло 23 января 1850 года от Рождества Христова…

Лукавые ведущие   юбилея обещали «рассказ», «бегло перелистать страницы истории», перечислить тех, «кто сыграл и ещё играет свои роли» на  музейных «подмостках», но вышла целая «повесть», и к исходу третьего часа  торжеств ряды гостей заметно поредели. Остались самые стойкие. И как Владимир Иванович Селюк, вычисливший меня  в гардеробе, ни уговаривал  дождаться  чаю, я ретировалась, оставив сладкий «десерт», финал с пирогом, на совесть моего фотографа.   

«Какой-то «неюбилейный» у вас юбилей», - пытались плеснуть свою ложечку дёгтя в бочку праздничного музейного мёда завистники. Настоящим «всамделишным» юбилеем у нас принято считать сто  или, в крайнем случае, пятьдесят лет. Но в трудном, альтруистичном музейном деле год идёт за два, потому и 35 – самый что ни на есть юбилей.

Неофициально учреждение существует почти 90 лет: о его создании заговорили в 1928-м. Далее события развивались чисто по-русски, неспешно. В августе 1960-го приняли  решение об  открытии. Но чтобы «сказка стала былью», сначала, в 1968-м, в Омск должен был приехать внук писателя и вместе с краеведами отыскать на территории крепости здание, связанное с судьбой Достоевского. Потом больше десяти лет ухлопали на расселение  обитателей двенадцати квартир, обживших уютный комендантский  дом.  Прибавьте сюда время на капитальный ремонт и  поиски экспонатов по окрестным деревням, и вы, пожалуй, как директор музея Виктор Соломонович  Вайнерман, вложивший в него восемь пятилеток своей жизни, придёте к закономерному выводу:  «Терпение – вот главная добродетель музейщика».

Мужественно выслушав историю появления на свет «единственного в Западной Сибири», представители обоих писательских Союзов пожелали, чтобы отныне планы служителей музея реализовывались в более сжатые сроки.

Министр Юрий Трофимов, проникшись важностью грядущих событий,  обещал всяческую помощь и поддержку. Как то: восстановление комендантского дома, реэкспозицию, аудиогиды, обустройство памятного место, где был найден фрагмент казармы, в которой ссыльнокаторжный второго разряда Фёдор Достоевский, переосмысливая всю свою прежнюю жизнь, задумал «Записки из Мёртвого дома», сравнимые разве что с фресками Микеланджело «Страшный суд».

Актриса драмтеатра Татьяна Филоненко заметила, что, в отличие от острога, литературный  музей никогда не был «мёртвым домом» - только живым, потому что в нём собирались литераторы, актёры, музыканты, студенты. А директор Арт-галереи «Квадрат» Светлана Бойко, соседствующая с «Достоевским», призналась, что ей «нравится греться в лучах славы музея».  

Омск всегда немного тушевался перед Москвой и Питером. Потому что некоторые о роли провинциального города в судьбе великого писателя говорили вскользь, между делом.

Да, это в Омске его, дворянина, «поставили на самую низшую социальную ступень». Достоевского тошнило от скотского быта и нравов  каторжной  публики: «Выйти за нуждою уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются, и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжники воняют как свиньи… Блох, вшей и тараканов четвериками».

Но ведь  не Москва и не Питер «пробудили» в Достоевском «Гения» - это сделал Омский острог…

Экс-начальник омской культуры Нина Генова, на чьих глазах рождался музей имени великого писателя, пришла на праздник с подарками и  идеями. Назвав пребывание Достоевского в Омске «брендообразующим фактором», она отметила, что гений нужен нашему городу не только для привлечения туристов, а его имя надо присваивать не одному университету.

Хорошо бы сделать так, чтобы «глыба и матёрый человечище», да простит меня Лев Толстой, органично вошёл в нашу повседневную жизнь, наполнил омскую культуру и всё наше жизненное пространство. Надо, чтобы Достоевский вышел за стены музея: шагнул в широкие массы, смешался с людским потоком, и каждый почувствовал его крепкое плечо.

«Господа, его надо выпустить!» - проходило красной нитью сквозь поздравительную речь уважаемой Нины Михайловны.

«Человек, который дарит не только материальные ценности», бизнесмен Виктор Титарёв, на дне рождения музея тоже «выступил с сольным номером». Будучи  истинным сыном своего времени и человеком сугубо деловым, Виктор Владимирович логично резюмировал выступления своих предшественников: «Нам надо научиться ЭТО продавать».   

Звучала флейта...

...и прекрасные песни омского композитора Льва Фёдора в исполнении Анны Ракитиной.

Директора омских музеев  в арестантских шапочках и белых рубашках с выражением читали письма Достоевского про «городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». И все дарили, дарили, дарили…

Что? Книги! Потому что книги - лучший подарок.

Из необычных презентов  - фрагмент кирпичной кладки Воскресенского собора и  дивный круглый столик на резных ножках от осуждённых колонии №7, о котором, по словам Виктора Соломоновича, музейщики «мечтали всю жизнь».  Дело в том, что раньше у них такой был, но когда коллектив дружно засобирался из-под крыла историко-краеведческого музея и решил, как взрослый, жить отдельно,  инвентарь было велено оставить.

Художник Игорь Николаев преподнёс в дар любимому  музею серию работ «По местам каторги». Как сказал счастливый директор,  хоть завтра «можно устраивать мини-выставку!».

А омский Левша Анатолий Коненко, памятуя о том, что места здесь мало, подарил раковину с крошечной жемчужиной, на которой уместилась целая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Краевед Владимир Селюк, к слову, один из восьми награждённых специально учреждённым к 35-летию музея памятным знаком, тут же  выдвинул гениальную идею присовокупить к музею Достоевского Дом Антона Сорокина, что на Лермонтова, 28-А,  и сделать его филиалом Омского литературного.

Зал одобрительно загудел:  «Ну, Селюк, голова!», а лицо Виктора Соломоновича Вайнермана просияло радостью и надеждой.

* * *

Больше фотографий смотрите в галерее и в подборке на странице «ВОмске» в Фейсбуке.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.06.2019

Вы верите, что «Мостовик» можно возродить?

Уже проголосовало 156 человек

28.05.2019

Мешает ли вам аудиореклама на улицах города?

Уже проголосовало 201 человек













Блог-пост

Алексей Фирсов

Сахалин


8815.07.19

Алексей Фирсов

— социолог

Оксана Лекселл

— блогер, клинический психолог

Злата Романова

— Музыкант, преподаватель, фотограф

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Вадим Лобанов. Врач, который не водит вас за нос

Доктор медицинских наук, пластический хирург, доцент кафедры общей хирургии ОмГМУ рассказал «ВОмске» о современных тенденциях пластической хирургии, а заодно — о мотивации своих пациенток и своих профессиональных табу.

1199326 июня 2019

Омск впервые заслужил «Собаку Павлова»

Награду привезла в родной город специалист по психокоррекции Юлия Купрейкина, которая стала победительницей престижной профессиональной премии.

149620 июня 2019

Стиль жизни

«Который год живу без секса!»

Секс

«Который год живу без секса!»

Такое заявление от посетительницы услышал практикующий сексолог Сергей Тимофеев. А дама, между прочим, замужем. Что это значит и с чем связан такой «обет безбрачия»?

51013 июля 2019
Артист, который схватывает на лету

Уклад

Артист, который схватывает на лету

«Меня зовут Алексей Смирнов. Я — жонглер. Мой опыт жонглирования более 15 лет», — так представляется этот обаятельный артист цирка. Без утайки он рассказал о профессиональной ловкости, чувстве долга, о том, как в нем уживаются энтомолог, цветовод, режиссер и педагог — и заодно, зачем вратарям учиться жонгляжу.

89230 июня 2019
Алиса в стране тигресс

Story

Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

153817 июня 2019
Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Story

Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Такого спортивно-креативного паяца вы ещё точно не видели. В его арсенале — батут, проволока, гитара, ударные, сальто, колесо и вообще чёрт знает что, от чего дети от трёх до сорока трёх валом валят на манеж, где самозабвенно пляшут, стучат в барабаны, кувыркаются и обливаются водой.

1913210 июня 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх