Опасное путешествие без запретных тем

ЭТО уже увидели в Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новгороде Великом. 2 и 3 февраля посмотрел, наконец, Омск.

79203 февраля 2018
Опасное путешествие без запретных тем

Пьесу без запретных тем о подростках и для подростков «Чик. Гуд бай, Берлин!» явили публике на сцене «Студии» Любови Ермолаевой» в рамках проекта «Театр нового зрителя» (спектакли для подростков и молодёжи).

Не секрет, что тинейджеры на дух не переносят, когда им делают «операцию на мозге», со сцены звучат нравоучения, а умудрённые жизненным опытом режиссёры добавляют в постановки «педагогическую начинку». Подросткам по барабану, о чём писали слепой Гомер, лысый Софокл и картавый Еврипид. Их не волнуют проблемы государственного масштаба и чувство долга, неинтересны стенания стариков и про кризис среднего возраста, главное — они сами и всё, что с ними связано. «Чик. Гуд бай, Берлин!», собственно, как раз об этом.

Роман немецкого писателя и художника Вольфганга Херрндорфа «Чик» вышел в 2010 году и сразу стал хитом, хотя и вызвал у добропорядочных бюргеров шок. Процветающая страна увидела в истории двух подростков, угнавших раздолбанную «Ниву» и пустившихся на поиски таинственной Валахии, вопиющую ложь.

Девочка, обитающая на помойке, мать-алкоголичка, безумный старик, вспоминающий, как во время Второй мировой с четырёхсот метров попадал в глаз «русскому Ивану», — по мнению недовольных, такие персонажи не могли родиться в благополучной Германии. Скорее, автор «одолжил» их у русских варваров.

После публикации произведения, переведённого на 24 языка мира, был снят фильм и сделана театральная адаптация: в 2011-м завлит Дрезденского драмтеатра Роберт Коаль написал пьесу «Чик. Гуд бай, Берлин!» Спустя год спектакль стал самой популярной постановкой в Германии, а в мае 2013 года в возрасте 58 лет Вольфганг Херрндорф покончил жизнь самоубийством из-за неизлечимой опухоли головного мозга…

Ученик восьмого класса берлинской гимназии Майк Клинбергер (актёр Иван Минеев) думает, что он один такой на свете: неудачник и псих, у которого мать периодически уходит в запои, а отец то пропадает на работе, то развлекается с секретаршей. Но однажды в школу приходит новенький — русский эмигрант с азиатской внешностью по имени Андрей Чихачёв (Евгений Сизов). Неразговорчивый пролетарий из спального района, от которого разит перегаром, возможно, из русской мафии. Он садится на последнюю парту и становится вторым изгоем. Его и Майка не приглашает на день рождения самая красивая девочка в классе Татьяна (Валентина Борисова).

Очередные летние каникулы не предвещали ничего путного, если бы Чик не «позаимствовал» «ведро с гайками», и парочка аутсайдеров не отправилась колесить по окрестностям Восточной Германии. Одним словом, когда взрослым наплевать на детей, они уходят из дома и начинают вытворять чёрт-те что.

Неизвестные места, незнакомые люди, которые оказываются вовсе не плохими, как с раннего детства учил Майка отец: они могут и накормить, и подбросить до больницы, и выслушать, и даже дать денег; полицейская погоня, девчонка-попутчица без комплексов Иза (Полина Фофанова), старик с винтовкой из заброшенной деревни, вспоминающий свою красавицу Эльзу, сгинувшую в газовой камере, столкновение с перевернувшейся фурой со свиньями… И в финале – Майк вместе с матерью топят осточертевшую мебель в садовом бассейне, и вслед за ней, взявшись за руки, прыгают в воду.

«Чик. Гуд бай, Берлин» — классический роман взросления. Школьная история «как я провёл этим летом» на немецкий лад. Опасное путешествие без навигатора в конечном итоге становится дорогой к самому себе. Благодаря разным людям и обстоятельствам два подростка обретают возможность узнать и принять себя такими, какие они есть.

Кому-то литературное детище Херрндорфа-Коаля напомнило «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, кому-то — раннего Паланика…

«Это было лучшее лето в моей жизни», — говорит главный герой, избитый до полусмерти отцом, но невероятно счастливый. И в этот кульминационный момент зрительный зал тоже получает свою порцию надежды, сдобренной щемящей грустью.

Режиссёру театра «Студии» Любови Ермолаевой» Виталию Романову очень хотелось донести до зрителя дух неуспокоенности и исследовательства, которым пропитана пьеса. Под лежачий камень, как известно, вода не течёт, поэтому — «Подросток! Не сиди в четырёх стенах, узнавай мир, живи с огоньком. Как Майк и Чик».

Постановка, конечно, немного сыровата. Так и просится, чтобы с героями спектакля поработал профессиональный хореограф. Сценография бедновата. Но, как сказали источники близкие к автору постановки, он хотел, чтобы актёры «брали нутром». Желание похвальное, однако на практике редко осуществимое. Держать зал в течение полутора часов – такое под силу не всякому народному артисту. И вот здесь как нельзя кстати оказался бы и более продуманный зрительный ряд, и более внятное музыкальное оформление. Чтобы темпоритм, заданный текстом романа, не сбился и соответствовал накалу страстей, разыгрываемых на сцене.

Приятной неожиданностью для руководства театра стало появление на премьере директора департамента культуры администрации Омска Владимира Шалака. Надо полагать, ревностные блюстители нравственности доложили чиновнику о том, что лексика пьесы далека от литературной. По-видимому, во избежание повторения некрасивой истории с «лицейским» «Хороводом», который культурная власть региона совместно с представителями РПЦ и прогрессивной общественностью «водила» всё лето и осень 2016 года, Владимир Васильевич решил лично убедиться, что «Чик. Гуд бай, Берлин!» вовсе не опасен для неокрепшей психики подрастающего поколения. Или вы хотите повторения — свят, свят! — «Тангейзера»?!

Это выглядело весьма символично: целый зал тинейджеров, и в центре – чиновник, ответственный за светлое культурное будущее города.

Собственно «раскрепощённое отношение к языку» на сцене выражалось в эпизодически произносимых словах «говно», «жопа», и единожды употреблённом глаголе «трахаться» — да простит меня пуританская аудитория! Грубее, клянусь, я ничего не услышала.

В контексте постановки неприличные слова — что-то вроде «производственной необходимости». Без того же любимого подростками слова на букву «г» диалоги и монологи героев звучали бы недостоверно и неубедительно. «А так, — поделилась со мной впечатлениями от увиденного соседка лет пятнадцати, — герои «Чика», как и мы, разговаривают на одном языке».

Грубая лексика выражает градус эмоций, отношений, это своеобразный эмоциональный комментарий по поводу того, что происходит. И если её убрать или заменить адекватными литературными словами, потеряется весь смысл опасного, но чертовски увлекательного путешествия без запретных тем.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлены театром

Теги:театррецензия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 марта

Гончарук сыграет Путина

Гончарук сыграет Путина

375111 февраля 2018

Ваше мнение

05.02.2018

На посту сенатора Виктор Назаров принесет пользу Омской области?

Уже проголосовало 101 человек

05.02.2018

В Исилькуле хотят назвать улицу именем Леонида Полежаева. Думаете, он это заслужил?

Уже проголосовало 117 человек



Другие новости





Блог-пост

Сергей Демченков

— Филолог

День С.В.


31015.02.18
Сергей Демченков

Сергей Демченков

— Филолог

Алексей Фирсов

— социолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Нина Маляренко не будет Эсмеральдой на премьере нового балета Калининой

Информацию подтвердила сама прима Омского музыкального театра. Но хореограф Надежда Калинина не собирается капитулировать: новому балету быть!

830413 февраля 2018

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Здоровье

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Восемь правил ЗОЖ, позволяющих в 60 лет летом бегать босиком по раскаленному асфальту, а зимой купаться в проруби - как это делает профессор Разумов.

76114 февраля 2018
Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Story

Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Свой «собачий» номер обладатель «циркового Оскара» Николай Павленко передал молодой семье, выбрав из многих желающих.

113812 февраля 2018
На манеже — всей семьей

Кредо

На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

150307 февраля 2018
Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

Откровенная история

Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

«ВОмске» завершает проект «Семь историй одного выбора». История седьмая и последняя, от Рахель Кричевской, супруги главного омского раввина и матери семерых детей, – о том, как воспитывать детей из ортодоксальной еврейской семьи в сибирском городе.

2497106 февраля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске






Другие новости


Новости smi2.ru

Наверх