На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

310107 февраля 2018
На манеже — всей семьей

— Мы все — цирковые дети, — рассказывает глава семьи Артур Минасов. — Росли так же, меняя города. Представляете, каждые полтора месяца все упаковывать, включая чашки, ложки, коляски, компьютеры, стиральную машинку? Наши дети ничем не обделены, они живут полной жизнью. У Максима и у его жены по два высших образования. Может быть, кому-то тяжело менять окружение, а у наших детей психика сильная. Трехлетняя Полина все время тормошит маму: «Ну когда уже в другой детский сад поедем, тут мне игрушки уже надоели». Мы все время в тонусе: немножко быстрее ритм жизни. Приезжаешь в другой город — новая программа, новые костюмы, новые репризы, новая публика… Умеем выходить из сложных ситуаций, жить-то приходится по-всякому, иногда в гримерках, иногда в таких гостиницах, что вдвоем не разойтись. Обычно люди едут в отпуск из дома, а мы — домой, в Москву. Но ненадолго — быстро устаем от отдыха, скучаем по цирку, где все крутится, сверкает, шумит… Не хватает энергии, адреналина. Хорошо или плохо это, но нам необходимо.

Впрочем, шестеро — это только «верхушка айсберга». Цирковая династия Минасовых—Голядзе уже третий век заставляет зрителей распахивать от восторга глаза. В цирк пришли еще прадеды бабушки и дедушки, заразив своей любовью будущие поколения. Дед Артура был акробатом, потом стал шпрехшталмейстером — инспектором манежа: главным человеком за кулисами, который объявляет номера, составляет программу, следит за безопасностью. Отец, мастер спорта по прыжкам в воду и акробатике, красавец и обладатель чудесного баритона, объездил мир с силовой парой. Однажды на гастролях в Красноярске увидел приму ансамбля песни и танца Надеждиной. Это была любовь с первого взгляда.

— Маму очень ценили в ансамбле, но она выбрала папу, — признается Артур. — Чтобы работать вместе, он сделал большой аттракцион с медведями-иллюзионистами, опережая время: 35 минут на манеже, с балетом, фокусами, задником, светом. Мы с младшим братом Виктором начинали работать вместе с ними с 12 лет. Очень люблю свою профессию, но семья важнее. Папа всегда говорил, что мы, Минасовы — лебеди: выбираем пару на всю жизнь. Это благодаря ему я точно знаю, что главное в жизни — семья. Что бы ни происходило.

Светлану, потомственную акробатку, Артур встретил именно в Омске — под Новый, 1985 год. История повторилась: через год, став Минасовой, она ушла в их номер, превратившись из солистки в одну из многих артисток балета.

— Главным было быть вместе, — улыбается она. — Я тоже из цирковой семьи: прадед еще мальчишкой убежал с бродячим цирком. Это удивительное место, где люди умеют многое, в том числе и менять себя. Ведь когда дети начинают заниматься с родителями, они осваивают многие жанры. К тому же на арене репетирует много народу — один одному научит, другой другому.

В цирке умеют падать и вновь подниматься к вершинам. Артур искренне восхищается женой:

— У Светы был сольный номер — баланс с предметами на золотой мачте. Кинжалы, потрясающий костюм, перья… А наш с братом клоунский дуэт – эксцентрика с куклами – распался: Виктор с женой уехали за границу по контракту. Мы с ним уже занимались клоунадой – нас учил потрясающий режиссер, сам в прошлом коверный Анатолий Васильевич Смыков, говоривший, что должен дать нам кусок хлеба. Не свои режиссерские амбиции реализовать, а сделать нас профессионалами. Но мне требовался хороший партнер. И Света стала клоуном, чтобы помочь мне сохраниться в профессии! Я счастлив: у меня действительно надежный партнер и в жизни, и на манеже.

1

Клоунский дуэт «Стэлла и Арто» заслуженных артистов России, лауреатов и призеров международных цирковых фестивалей Минасовых не совсем обычный.

— У нас нет спущенных штанов, оплеух и пинков. Смыков учил, что нельзя идти поперек артиста: реприза должна была присуща тебе, — объясняют Минасовы хором. — Наша клоунада больше театральная, в каждой — свой подтекст.

Стелла — чуточку эксцентричная элегантная дама в вечернем платье. Рядом с ней — веселый Артур, не только шутник, но и рыцарь. Клоун подтрунивает над красавицей, в руках которой зажигаются огоньки. Она немножко сердится, «пыша» огнем, как все дамы на свете, правда, настоящим. Сдаться бы, но Артур не умеет этого делать ни в жизни, ни на манеже. Безуспешно пытается затушить ее брандспойтом и… загорается сам.

— Все как есть, — смеется он. — Если женщина — огонь, никакой пожарный ее не затушит.

Репризы Стеллы и Артура рождаются из воздуха. Иногда из сора: однажды Светлана увидела смешное фото в старой газете, натолкнувшее на мысль, которую развили уже вдвоем. Часто подсказывают зрители — один сообразительный гость кинул Артуру шапку вместо мяча, что тоже потом вошло в репризу. Клоуны с подсадкой не работают — у них все честно.

— Это должен быть либо гениальный актер, играющий зрителя, либо… Надо уважать своего зрителя. Мы никогда не издеваемся над людьми, хотя человек в неудобном положении всегда вызывает смех. Нам такой успех не нужен, мы ставим планку на интеллект, интеллигентность и добро.

В их репризах мирятся кошки с собаками и соединяются чужие сердца. А у Светланы и Артура давно одно сердце на двоих. Когда оно болит, зрители не видят...

— Когда умер отец Артура, впереди было два представления. — Светлана опускает глаза. — Отработали и поехали на похороны. Мы должны нести радость, и не имеем права показывать свое плохое настроение. На наших лицах читается любая эмоция, и не только визуально. Мы ковёрные, общаемся со зрителями, нам не спрятаться за трюками. Поэтому проблемы и болезни оставляем за занавесом. Манеж — лучший лекарь, мы растворяемся в нем. Сначала тяжеловато, а к концу представления и температура нормализуется, и давление спадает. Как говорил Анатолий Васильевич Смыков: «Все, как в первый раз!». Главное — чтобы самому было интересно. Бывает, выходишь и, ах! — хочется работать и работать. А бывает — бьешься, бьешься, публика берет и… не отдает — чувствуешь себя пустым. Даже когда идет все хорошо, найдется бука в зале. Может, дома что-то у него произошло, но сидит суровый. И тут просыпается азарт: хочется сделать так, чтобы он забыл проблемы.

Одни и те же шутки в разных городах воспринимаются по-разному. Омск, уверены Минасовы, — город «цирковой», и не только потому, что публика благодарная.

— Представление складывается из мелочей, — замечает Артур. — Если театр начинается с вешалки, то цирк — с проходной. В Омске нам улыбаются милые дамы, работающие много лет, возникает ощущение желанности: ты не в гостях, ты в своем доме, в своей семье. Тогда и костюм садится правильно, и грим хорошо укладывается. А бывает, когда встречает охранник с дубинкой: «Кто такой?», — хочется сразу уйти. У артистов оголенные нервы, нам важно чувствовать свою востребованность, понимать, что нужен не только публике, но и тем людям, которые много лет в цирке. Ведь всю эту цирковую ауру ты выносишь в манеж, раздавая зрителям.

Впрочем, одинаковых шуток у Минасовых не бывает. Ковёрный — это всегда импровизация, чаще — нанизанная на костяк репризы. Но случается, что шутки приходится придумывать на ходу, когда нужно «потянуть» время, пока идет установка следующего номера.

— Отработаешь на кураже, и даже не помнишь, как. Такой всплеск адреналина, что ночью вдруг проснешься: цветные картинки кружатся, взрываются в голове огнями!

Весь вечер на манеже — работа не для слабых. А ну-ка выйди с широкой улыбкой, если на первую же репризу зал ответил молчанием! Лучшая награда — смех, аплодисменты и… дети.

— Сын отблагодарил нас за нашу любовь к нему, — Минасовы разом поворачивают головы к засмущавшемуся Максиму. — Умный, добрый, порядочный, талантливый… Ни одного пятнышка! А какую дочь нам привел! В цирке принято для детей быть тетями и дядями, а тут мы внезапно стали мамой и папой. Но легло на сердце сразу.

Настя Новичкова, теперь Минасова, — тоже из цирковой династии. Уже в одинннадцать лет начала работать в номере отца, вошедшем в книгу рекордов Гиннеса. Омск для нее тоже немножко родной: ее первый медведь был «омичом»:

— Убьют браконьеры медведицу, а медвежат распихивают по зоопаркам и циркам. Приехал к нам новый русский, каких тогда я только в кино видела: малиновый пиджак и цепи, цепи, цепи… Говорит папе: «Слышь, мужик, ты нормально так работаешь, забери у меня медведя». Оказывается, он себе возле дома кусок леса огородил и с друзьями развлекался: на квадроциклах гоняли, стреляя в медвежонка краской. Конечно, он был запуган так, что уже не годился для работы. Но папа забрал, девочка оказалась, мне ее подарил. Три-четыре простейших трюка мы все же разучили, а в основном просто жила… Животные в цирке в 99 случаях из сотни — твои дети: ночами не спишь, из соски кормишь.

Шпицей, с которыми работают Анастасия и Максим, подарил в качестве свадебного подарка дрессировщик Николай Павленко. Максим занимался эквилибром, Анастасия — дрессурой медведей, и обоим пришлось пожертвовать своими занятиями друг ради друга. Чтобы быть вместе. Круг замкнулся в манеж, став закономерностью цирковой семьи.

— Мои родители говорят, что в цирковых семьях год за три идет, — шутит Настя. — Люди же как живут: утром позавтракали, разбежались, вечером встретились. А мы круглые сутки вместе. Иногда в туалет вместе ходим, потому что в таких условиях приходится жить — тюрьма позавидует. Может, потому и крепкие у нас семьи, что к трудностям привыкли. Когда Антон родился, я дома, в Москве, только три месяца выдержала. Вся женская половина семьи была против, чтобы к нему ехала: зимой, в суровый Челябинск! Но папа билет купил: «Не можешь — езжай. Ты должна быть там, где твой муж». А за кулисами нянек нет — подвесили люльку, каждый проходящий качает, пока мы заняты. Однажды даже Дед Мороз нянчился! Полина в это время спит в зале, если представление долгое, сидеть же надо тихо. Зато у нас один мир!

И этот один на шестерых огромный мир — со взлетами и падениями, с болью и радостью, с любовью и верностью — называется цирк.

— Быть все время вместе — разве это не трудно? — все пытала я Минасовых, надеясь, что все же пожалуются. И каждый раз они хором отвечали:

— Это счастье!

Автор:Наталья Яковлева

Фото:Ангелина Яковлева

Теги:цирксемья


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 64 человека

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 77 человек













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Лобарев: «У нас некоторые владельцы земель как собака на сене. Не должно быть такого!»

Президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма считает, что через пару лет туристический маршрут «Сибирский тракт» станет одним из самых популярных в России.

40722 августа 2019

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

356030 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

241722 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1268120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

851108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

153701 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1340125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

893122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх