И дольше века длится акт…

Два часа секса от актеров Лицейского театра глазами неангажированного зрителя: еще немного о «Хороводе» Шницлера и Шальши.

5029218 октября 2016
И дольше века длится акт…

Скандальная театральная постановка по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера «Хоровод», которая была написала в 1897 году, долгое время считалась непристойной. Позже отношение к ней изменилось, жители Европы увидели эту постановку. Однако в 21 веке в сибирском городе вокруг нее разыгрались нешуточные страсти.

Искра, из которой разгорелось «пламя», незамысловата: изначально премьеру «Лицейского» назначили на 8 июля, День семьи, любви и верности. Постановку анонсировали на телевидении, и после этого раздался звонок из омской Епархии: мол, негоже такой день ТАК отмечать. И понеслось… Директора департамента культуры Владимира Шалака, конечно, не оставили в стороне. Несмотря на то, что тот прекрасно знал о готовящейся постановке (по логике именно он должен был подписывать контракт с банком, который выделял спонсорские сотни тысяч на постановку пьесы), чиновник высказался категорично. Да, негоже. Особенно для «лицеистов». А с учетом того, что на самом пике в тот момент была история с новосибирским «Тангейзером», постановку тут же с ним и сравнили: «повторения хотите?» Тему с радостью подхватили охочие до любых инфоповодов СМИ. Раздули пожар. В красках расписали, что Шалак распорядился снять спектакль в связи с его порнографической направленностью.

1

В результате к спектаклю, премьеру которого резко отменили, намертво приклеилось определение «скандальный».

Что получается, когда люди идут на «скандальный» спектакль, а он таковым не является? Разной степени разочарование.

Именно его так или иначе выражали те, кто прогуливался по холлу театра Ермолаевой, который в итоге и «приютил» труппу «Лицейского», в антракте спектакля. «Не вижу ничего скандального», «Ожидали спектакль-провокацию, получили спектакль-быль, картинки из жизни», «Может быть, когда-то подобным и можно было удивить, но сейчас…»,

Сюжет пьесы, которую на омской сцене поставил австрийский режиссер Петр Шальша, незатейлив. Десять мини-новелл, два героя в каждой. Старт «хороводу любви» дают солдат и уличная девка: короткая беседа, короткий секс, короткое вербальное «послевкусие». После солдат пристает к горничной (схема развития событий та же). Горничную соблазняет молодой господин, который в следующей новелле оказывается в объятиях молодой дамы. Дама делит брачное ложе с супругом. Ее супруг проводит вечер с премилой девушкой. Та занимается любовью с поэтом. Поэт домогается актрису. Актриса имеет связь с графом. Граф наконец-то замыкает порочный круг и просыпается в одной постели с уличной девкой. Никакой морали, финал, занавес, аплодисменты.

Как выглядит секс по-австрийски на сцене омского театра?

Самым пуританским образом: полностью спрятан за ширмой, под одеялом, за стеной и так далее (иногда только ноги торчат или тени мелькают). Для того, чтобы углядеть в происходящем на сцене порнографию, нужно обладать недюжинной фантазией (или, например, удостоверением сенатора СовФеда). Что там порно: на сцене в эти моменты и самих героев углядеть невозможно!..

Чтобы в те краткие моменты, когда сластолюбцы сливаются в невидимом порыве страсти, зритель не заскучал, режиссер выгнал на сцену четверку молодых вокалистов: джинсы, бейсболки, серые футболки с надписями (названиями известных парков, ресторанов, отелей в Вене, где и происходит действие пьесы). Пока двое актеров где-то там, в глубине сцены, изображают акт любви, «студиозусы» услаждают зрительский слух фрагментами оперетт и милыми песенками Марлен Дитрих в современных аранжировках.

Гораздо более сильное впечатление, чем игра актеров, производили сидящие в зале служители омской церкви – хотя те и не играли. Лица обоих священнослужителей не оставляли ни малейших сомнений в греховности происходящего – и не оставляли спектаклю никаких шансов на иное мнение. В антракте священники даже с места подняться не могли, сидели как пригвожденные, молча страдали. «Мы рукоплескали своей погибли», - в лучших традициях русской православной церкви высказался потом один из них. В общем, и здесь разочарование – но не отсутствием, а явным наличием скандала.

Конечно, сколько людей – столько и мнений. Свое лучше составить, посмотрев  спектакль своими глазами. Быть может, вы увидите в видеозаставках с фотохроникой, разделяющей новеллы, лишь виды Вены – а возможно, для вас обыденность пейзажей подчеркнет обыденность происходящего на сцене. Может быть, возмутитесь, что «на сцене унижают женщину и попирают любовь», — а может быть, подумаете, что женщины хотят секса не меньше мужчин, а мужчины хотят любви не меньше женщин. Может, найдете в спектакле глубинные смыслы и будете долго рассуждать о «страстях и пороках человеческих», а может, и не найдете. И не будете.

…А в Омске уже – новое «шоу-маст-го-он». По примерно тому же сценарию разворачивается новое действо под названием «а Борис Ротберг против!» Директор омского музыкального театра отказал в «пристанище» петербургскому театру и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Как сообщает «Радио Балтика», «угольком» в новом «костре» недовольства стало официальное обращение активистов общественного движения «Семья, любовь, Отечество», по мнению которых творчество Эндрю Ллойда Уэббера – это  «непрерывное богохульство с попиранием сакральных смыслов».

Вот он, настоящий хоровод нашей жизни, где религия, искусство и капиталы имеют друг друга с завидным постоянством, переменным успехом и сомнительным удовольствием.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.06.2019

Вы верите, что «Мостовик» можно возродить?

Уже проголосовало 55 человек

28.05.2019

Мешает ли вам аудиореклама на улицах города?

Уже проголосовало 90 человек













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Юлия Купрейкина

— психолог

Александр Жиров

— историк, PR-технолог, специалист в области медиа

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Какую оценку вы бы получили на ЕГЭ по русскому языку?

«ВОмске» предлагает пройти тест.

705413 июня 2019

Ваш любимый омский прозаик?

«ВОмске» продолжает «писательский» опрос.

1672222 апреля 2019

Стиль жизни

Алиса в стране тигресс

Story

Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

65117 июня 2019
Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Story

Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Такого спортивно-креативного паяца вы ещё точно не видели. В его арсенале — батут, проволока, гитара, ударные, сальто, колесо и вообще чёрт знает что, от чего дети от трёх до сорока трёх валом валят на манеж, где самозабвенно пляшут, стучат в барабаны, кувыркаются и обливаются водой.

126710 июня 2019
Благородный рогоносец и дама его сердца

Story

Благородный рогоносец и дама его сердца

«Звезда» нового «Белого шоу», премьера которого состоится в Омском государственном цирке уже 1 июня, — дрессированный носорог Мафуньян. Его наставница, заслуженная артистка России Елена Федотова рассказала «ВОмске» о чуткости своего трехтонного любимца и о собственном характере, твердом как рог носорога.

132129 мая 2019
18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

Шик

18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

По версии журнала Forbes, сибирская манекенщица вошла в тридцатку самых-самых.

158221 мая 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх